Жұма, 29 Наурыз 2024
Жаңалықтар 5463 0 пікір 31 Қаңтар, 2011 сағат 10:39

Переформатирование постсоветского пространства: вызовы для Узбекистана ("Экономическое обозрение", Узбекистан)

На недавнем саммите глав государств-участников ЕврАзЭС (статья опубликована в июле 2010 года) было объявлено, что начал полноценную деятельность Таможенный союз трех государств: России, Казахстана и Беларуси. В рамках этого Таможенного союза будут действовать единые Таможенный кодекс и тарифы. Хотя, конечно же, не все так просто с Таможенным союзом.

Во-первых, существует целый ряд изъятий по определенным группам товаров, по которым стороны не договорились. В частности, Беларусь и Казахстан сохраняют низкие таможенные пошлины на ввоз подержанных автомобилей.

Во-вторых, Россия сохраняет таможенные пошлины на экспорт энергоносителей в Беларусь. В-третьих, на границах стран-участников Таможенного союза остаются таможни, которые не будут заниматься таможенным оформлением, но могут производить таможенный осмотр. Таким образом, говорить о полноценном Таможенном союзе пока рано.

Но важно отметить то, что запущен определенный процесс. Насколько он будет успешным - покажет время. Стоит отметить и то, что участники ТС решили ускорить формирование Единого экономического пространства трех стран, и учредительные документы должны быть подготовлены и согласованы к 1 января 2011 года. Так что продолжение следует.

На недавнем саммите глав государств-участников ЕврАзЭС (статья опубликована в июле 2010 года) было объявлено, что начал полноценную деятельность Таможенный союз трех государств: России, Казахстана и Беларуси. В рамках этого Таможенного союза будут действовать единые Таможенный кодекс и тарифы. Хотя, конечно же, не все так просто с Таможенным союзом.

Во-первых, существует целый ряд изъятий по определенным группам товаров, по которым стороны не договорились. В частности, Беларусь и Казахстан сохраняют низкие таможенные пошлины на ввоз подержанных автомобилей.

Во-вторых, Россия сохраняет таможенные пошлины на экспорт энергоносителей в Беларусь. В-третьих, на границах стран-участников Таможенного союза остаются таможни, которые не будут заниматься таможенным оформлением, но могут производить таможенный осмотр. Таким образом, говорить о полноценном Таможенном союзе пока рано.

Но важно отметить то, что запущен определенный процесс. Насколько он будет успешным - покажет время. Стоит отметить и то, что участники ТС решили ускорить формирование Единого экономического пространства трех стран, и учредительные документы должны быть подготовлены и согласованы к 1 января 2011 года. Так что продолжение следует.

Если взглянуть на процессы, идущие на постсоветском пространстве за последние год-полтора немного шире, то получается интересная картина.

На Украине Ющенко повержен, и сейчас выкорчевываются последние остатки «оранжевой революции». Первое, чего достигла Россия при новом президенте Украины - В. Януковиче, - беспрецедентное по своим срокам и условиям право на эксплуатацию военно-морской базы в Севастополе до 2040 года. Крупные российские структуры активно осваивают украинский рынок. Авиационная фирма «Антонов» заявила о вхождении в российскую Объединенную авиастроительную компанию. Таким образом, острая и конфликтная фаза в отношениях Российской Федерации и Украины времен президентства Ющенко пройдена.

В рамках Таможенного союза Казахстан и Беларусь через Единый таможенный кодекс более четко и структурировано вовлекаются в орбиту экономического и политического влияния России. Что бы ни утверждали казахстанские и белорусские чиновники, прогосударственные СМИ и эксперты - и Казахстан, и Беларусь часть своего экономического и политического суверенитета в рамках Таможенного союза теряют.

Грузию Россия так «наказала» в ходе августовской войны 2008 года, что эта бедная страна еще долго будет приходить в себя и не сможет эффективно противодействовать России в ее политике на постсоветском пространстве. О Киргизии и Таджикистане пока говорить не приходится.

На мой взгляд, создание Таможенного союза - это только один из фрагментов картины, где Россия начинает активно переформатировать постсоветское пространство, менять расклад сил между постсоветскими странами, сложившийся в 90-е и 2000-е годы.

В связи с этим для меня лично особый интерес представляют следующие два вопроса.

Хватит ли у современной России возможностей (экономических, военных, политических) для эффективного и долговременного доминирования на постсоветском пространстве?

Для Узбекистана наступает один из самых критически важных этапов, когда он должен еще раз доказать свою экономическую и политическую состоятельность и способность быть действительно суверенным и независимым государством. И с какими результатами Узбекистан выйдет из нового раунда российского прессинга на постсоветское пространство?

Виктор Абатуров. По первому вопросу. Да, если часть российского истеблишмента откажется от некоторых своих фобий и выстроит грамотную стратегию не только в политике, но и в отношении собственного развития, в том числе и в отношении национальных приоритетов, и в отношении суверенности. Согласится ли Германия поступиться в отношениях со странами-партнерами.

По второму вопросу. Узбекистан, скорее всего, выйдет в серьезном выигрыше. Опять-таки при условии грамотного с обеих сторон выстраивания отношений с Россией. Киргизия, Таджикистан и, в определенной степени, Туркменистан (хотя это и не так однозначно) становятся все более проблемными и бесхозными. Вероятно, мало-мальски приемлемое решение их экономических проблем (Киргизии и Таджикистана) - втягивание в экономическую орбиту Узбекистана. Законы экономики, как и законы природы, обойти невозможно. События в Киргизии уже перепугали всех игроков и показали, что эти две страны для них не представляют такой ценности, за которую они готовы платить. Для Узбекистана же ситуация в этих странах - вопрос национальной безопасности. Поэтому наиболее логично для всех и, в первую очередь, для России координировать в дальнейшем свою политику в отношении этих стран с Узбекистаном, так как только этот подход в перспективе ведет к стабилизации региона в целом. По-моему, понимание этого начинает потихоньку приходить.

На горизонте уже проглядывается борьба за европейское наследство, ежели отгородиться и стоять в стороне - совсем ничего не получишь, а так, «тихой сапой» - прикупить один актив, другой актив, а то, глядишь, все скупят китайцы и арабы. Да и как без Европы модернизироваться, зачем вновь изобретать колеса и велосипеды. Всему постсоветскому пространству модернизация не помешает, нам тоже. Но все это отнюдь не свидетельствует о том, что выбор сделан или «жребий брошен».

Madina. На счет истеблишмента и его стратегии ничего сказать не могу. А вот  внешняя разведка профессиональна. И вполне компенсирует внутренние промахи.

Платят только за реальный ресурс, например, за «тепло в европейской квартире». Охлаждение некоторых точек европейцев чревато проблемами для политиков. Это и определяет градус любви - нелюбви...

Стабилизация региона: кому выгодна? Если вопрос поставить таким образом, то ответ не будет однозначным.

Виктор Абатуров. Мадина, это в экономике платят только за реальный ресурс, а в политике, по моим наблюдениям, скорее платят за то, чтобы кто-нибудь что-то сделал, а еще чаще за то, чтобы кто-то что-то не сделал. Причем последний вариант - самый выгодный бизнес. В юриспруденции он называется шантаж. И, на мой взгляд, очень интересно проанализировать в этом плане заявления и действия Бакиева и его нынешних политических наследников. Что ни заявление, то сюжет для НТВ. Так как от смены власти присущий ей привкус не меняется, то можно сделать вывод о системном характере этого специфического, весьма интересного, с точки зрения любителей детективного жанра, присутствия.

Кому выгодна стабилизация региона? Всем, кто не делает бизнес на его дестабилизации. Таких сил больше, и они влиятельнее, но прозрачны и не столь агрессивны, как им противостоящие, что снижает их возможности по противодействию. Непрозрачность - великое конкурентное преимущество.

Стабилизация региона - самый оптимальный вариант для всех, так как он превращает регион из экономических «лохмотьев» в очень перспективный и стабильный рынок для всех серьезных игроков. И кто поучаствует в его формировании, имеет больше шансов на нем закрепиться. А если кто-то этого еще не понимает, то им надо вдумчиво это объяснять, развеивать те «страшные сны», которые, по вашему мнению, им снятся.

Координировать что и против кого? Координировать действия по наиболее оптимальному развитию производительных сил в регионе. Только не «против кого», а в интересах большинства населения региона.

Murad. Честно говоря, не могу найти ответ на вопрос: чего больше в создании Таможенного союза - экономической целесообразности, а значит, все должны вроде бы выиграть от этого, или же политического желания:

1. России подтвердить свою роль собирателя земель евразийских;

2. Казахстана удовлетворить свои амбиции великого интегратора и воплотителя идей евразийцев (он этим занимается с 1991 года);

3. Беларуси «выбить» взамен на участие в проекте дешевую энергию и еще что-нибудь?

Чего больше - рассудит время, но именно от этого зависит дальнейшая судьба Таможенного союза.

Madina. Без пары-тройки масштабных проектов, жизненно важных для всех участников ТС, все может остаться на бумаге...

Внутриполитическая ситуация во многих постсоветских странах, включая Киргизию, схожая - тасуется одна и та же колода карт. Она не может повлиять на геополитическую ситуацию, пока не коснется вопроса американской базы. Здесь интересна другая картинка - последствия ТС для наркотрафика и китайского реэкспорта. И провокации будут продолжаться, так как никто из последних не сможет в открытую выставить свои требования. На этом поле будут происходить интенсивные рокировки. То есть политические последствия ТС проявились незамедлительно.

Вдоль маршрутов газопроводов, тянущихся в сторону Китая, обстановка становится потенциально опасной. Китай смог переиграть многих игроков, пока они конкурировали с альтернативными проектами. Сейчас пытаются перекрыть геостратегический маршрут, и заинтересованных в таком исходе немало.

Тенденции и маршруты, заложенные сейчас, определят положение региона в рамках следующей кондратьевской волны.

Бахтиёр Эргашев. Если бы они (США, Россия) хотели видеть регион стабильным и процветающим, то не дали бы возникнуть новой головной боли Узбекистану в виде разрушенной (в прямом и переносном смыслах) южной Киргизии.

Им нужен регион, где все воюют против всех. А они бы время от времени выполняли функции арбитра (или полицейского?), который всех рассудит (насчет «примирит» не уверен).

После всех этих событий в Оше и Джалалабаде наступил рай для наркотрафика. Особенно с учетом «дырявости» казахско-киргизской границы.

НИКТО из главных мировых игроков (даже Китай) не заинтересован в стабильной и процветающей Центральной Азии.

Если не удается установить свое доминирование в регионе, они предпочитают действовать по принципу «так не достанься же никому».

Пусть лучше Киргизия погружается в хаос - лишь бы доставить другому игроку проблемы. Пусть в южной Киргизии увеличивается количество джихадистских структур и исламских джамоатов - лишь бы моему геостратегическому конкуренту было несладко.

Неважно, что в результате очередного переворота в Киргизии власть оказалась окончательно дискредитированной. Главное, чтобы убрали из страны базу моего геостратегического конкурента.

Как вывод, в этих условиях никому процветающая ЦА не нужна, кроме нас самих.

Zhaga. Тезисы Бахтиёра очень верны.

У нас есть свои интересы, и нам, конечно, следует брать в расчет чужие интересы, но не следовать им, в чем бы они ни заключались, особенно в политической нестабильности в ЦА. И приоритетами в развитии экономики должны быть диверсификация и инновации.

Развиваться и дождаться, чтобы сами пришли и сами все дали для наших интересов, как это сейчас и делается. НО! Беда в том, что квалифицированных кадров не хватает для работы, для развития промышленных предприятий, и с каждым годом эта нехватка может усиливаться.

Виктор Абатуров. Еще недавно только ленивый не восхищался искусством Киргизии сталкивать интересы внешних игроков в своей политике «многовекторности», имея при этом приличные дивиденды. А может быть, нынешнюю ситуацию можно интерпретировать тезисом «доигрался»? На мой взгляд, эта версия тоже имеет право на существование.

Каждому субъекту - свой уровень и правила игры, иначе раздавят. Да и не стоит пытаться делать с другими то, что в отношении себя воспринимается очень обидно и болезненно, иначе аукнется. Лучшая политика - честная политика!

Madina. А разве может политика быть честной? Вопрос в другом, в механизме объединения, при котором большинство выигрывает и при котором «оппортунистическое» поведение является невыгодным... И потом, нельзя выгоду сводить к наличным «сейчас и здесь», возможны альянсы, которые «стреляют» в будущее...

Виктор Абатуров. Может ли быть политика честной? Не знаю. Но когда политики вынуждены вести себя честно, устанавливается относительный мир и стабильность, как после Венского конгресса и Второй мировой войны. Когда же общество и условия позволяют им пускаться во все тяжкие, - добра не жди. У них «крыша едет», как у команды Буша.

Механизм объединения может быть только один - выгодный большинству. Если этого критерия не придерживаться, то объединение будет нежизнеспособным, так как оно будет не аккумулировать, а разбазаривать ресурсы. Кстати, предыдущие региональные альянсы потому и не работали, что все сводили к наличным «здесь и сейчас», не учитывая при этом в достаточной мере интересы большинства населения региона. И мне кажется, что именно опора на этот фактор и может «выстрелить» в будущее.

Zhaga. Согласен с тем, что Киргизия в коллайдах доигралась и что коллайды должны быть честными, а не играми в демократические побрякушки. Ими прикрываются коллайды, а последними, в свою очередь, прикрываются примитивные в тупости насилие, отнятие и подмятие под бакиевский клан контрабанды из Китая (чтобы создать у себя транзитный «хаб», о котором уже говорилось на блоге) плюс потоки наркотрафика Афганистан-горный Бадахшан-Ош и далее транзитом. Кормился бы Максимка с керосина для Канта - все было нормально, но нет - единомышленникам КАРМАНбека захотелось перераспределить контроль над более серьезными деньгами.

Бахтиёр Эргашев. Любое интеграционное объединение на постсоветском пространстве можно воспринимать как попытку получить право на свою долю советского наследия. И, насколько я понял, не только в физически осязаемых вещах, но и в культурном наследстве.

Но тогда и Узбекистану надо активизироваться в интеграционных процессах.

http://www.inosmi.ru/middle_asia/20110130/166060679.html

0 пікір

Үздік материалдар

Алғыс айту күні

Алғыс айту күні және оның шығу тарихы

Жомартбек Нұрман 1575
Алашорда

Қожанов межелеу науқанында (Жалғасы)

Бейбіт Қойшыбаев 2269
Ғибырат

Қайсар рухты ғазиз жан

Мұхтар Құл-Мұхаммед 3582