Внешняя политика: От хана Абулхаира до Токаева
Внешняя политика Республики Казахстан на протяжении всех лет суверенного ее развития основывается на концепции многовекторности, в декабре 1991 г. только появившимся молодым независимым государством — Республикой Казахстан.
Многовекторность означает развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для нашей страны практический интерес.
«Казахстан, в силу своего геополитического положения и экономического потенциала, не вправе замыкаться на узкорегиональных проблемах. Это было бы непонятно не только нашему многонациональному населению, но и всему мировому сообществу. Будущее Казахстана – и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе. Проводя именно такую политику, мы сможем исключить какие-либо проявления угрозы безопасности Казахстана. Мы сможем укрепить благоприятные внешние условия экономическими и политическими преобразованиям в нашей стране», – сказал Первый Президент Казахстана Назарбаев.
Такая позиция Казахстана во многом определялась и определяется геополитическим положением нашей страны, полиэтническим и многоконфессиональным составом населения, уровнем развития экономики в целом. С учетом нынешних международных реалий главный акцент во внешнеполитической стратегии Казахстана сделан на обеспечении эффективной системы безопасности в Центральной Азии, направленной на предотвращение нетрадиционных вызовов и угроз (международного терроризма, религиозного экстремизма, наркотрафика, нелегальной миграции), исходящих в настоящее время из Афганистана и других сопредельных с регионом стран.
Но мало кто знает, что великие казахские ханы – Абулхаир (1693-1748) – хан Младшего жуза и Абылай – хан Среднего жуза (1711-1781) – стали уже тогда проводить многовекторную внешнюю политику Казахстана. Ч.Ч.Валиханов так описывал положение казахского народа в начале ХVІІІ века: «Первое десятилетие ХҮІІІ века было ужасным временем в жизни киргизского (тогда так именовали казахов – авт.) народа. Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки и башкиры с разных сторон громили их улусы, отгоняли скот и уводили в плен целыми семействами».
В начале 18 века Казахское ханство в политическом плане было раздробленной страной. Здесь существовали три жуза, состоявшие в свою очередь из нескольких мелких ханства. Страну раздирали межфеодальные усобицы. Различные султанские группировки соперничали между собой, борясь за верховную власть в казахской степи и за лучшие пастбища. Борьба за власть и сепаратизм султанов привели к тому, что Казахское ханство в начале 18 века подвергалось внешним вторжениям, о чем писал Ч. Ч. Валиханов.
К сожалению, объем исторической информации о казахских ханах весьма скуден. То, что известно о периоде XVII - XVIII веков – это немногочисленные нарративные источники восточных авторов, соседей казахов. Соседей интересовали, как правило, вопросы внешней политики, поэтому внутренняя ситуация в Казахском ханстве освещена скупо. Вот поэтому-то в центре внимания остается XVIII век и два казахских хана – Абулхаир и Абылай. Именно они концентрировали вокруг себя наибольшее количество казахов, каждый в свою эпоху.
Эти фигуры стали жертвами политической конъюнктуры, которая сложилась у нас в XX веке. Царские историки, признавая первенство Абулхаира в принятии российского подданства, тем не менее отзывались о нем как «о хитром интригане, задержавшем процесс установления власти России в Казахской степи». Главным основанием для этой негативной оценки послужило противодействие Абулхаира попыткам оренбургского губернатора Неплюева реализовать в отношениях с казахами младшего жуза тот вариант российского подданства, которого придерживалось царское самодержавие внутри самой Российской империи, но который не устраивал политических лидеров казахского народа.
В начале эпохи советской власти оценка Абулхаира стала однозначно отрицательной: из-за классовой солидарности он-де пошел на сговор с царским самодержавием – главным эксплуататором российских трудящихся. Потом признали, что внешняя опасность для казахской государственности была вполне реальной и хан выбрал из двух зол меньшее. В последние три десятилетия существования СССР советские идеологи стали только хвалить Абулхаира как проводника идеи интернационализма и советского братства народов.
Об Абылае в дореволюционный период писали малозаинтересованно и меньше, чем об Абулхаире. В советское время его сначала провозглашали борцом против российско-казахского союза эксплуататоров, а ближе к закату СССР оценивали как политика-сепаратиста, препятствовавшего интернациональному единению казахских и российских трудящихся. Но, если судить объективно, эти две фигуры очень похожи. Начиная с биографии, кончая политическими взглядами. Ныне их порой сталкивают между собой, а это беспочвенно.
Сам же Абылай писал оренбургскому губернатору Ивану Неплюеву, что «хан Абулхаир нашего народного счастья содержателем и отцом нашим был». Хана Абылая вполне можно назвать правопреемником политики Абулхаира. К тому же они состояли в родстве: Абулхаир хан выдал свою племянницу замуж за хана Абылая, и она стала его байбише. Судьба бросала хана Абулхаира в разные жизненные и политические ситуации. В юности он остался без родителей и попал в зависимость от калмыцкого хана Аюки.
Об этом человеке в Казахстане мало говорят, а ведь Аюка был в начале XVIII века настоящим приволжским самодержцем, имевшим дипломатические отношения с Россией, Цинской империей и Османской империей сразу. Он не имел отношения к роду борджигин, но был одним из трех монгольских монархов иного династийного происхождения, кто получил ханский титул непосредственно от Далай-ламы. Сам Петр I встречался с Аюкой во время своего Персидского похода.
Пример Аюки создал в казахских степях иллюзию, что можно быть подданным российского императора, но при этом сохранить свободу действий и свой образ жизни. С Аюкой, и правда, россияне ничего поделать не могли. Ойратская (калмыкская и джунгарская) конница по боеспособности не уступала лучшим армиям своего времени. Поэтому Россия стремилась сдерживать силами Аюки своих недругов на своих восточных границах. Русское казачество стало оплотом царского самодержавия только в конце XVIII века.
Примечательно, что до середины этого столетия едва ли не 50 % уральских казаков были тюркского происхождения. Тогда они еще не представляли собой российское воинское сословие, а были разбойничьей вольницей, которая фактически никому не подчинялась. Далее хан Абулхаир предстает главным героем борьбы с джунгарами в войну 1723-1730 годов. Кстати, автором политики «многовекторности» был не хан Абылай, а хан Абулхаир.
В 1740-х годах он применил ее в отношении России и Джунгарии. Натолкнувшись на противодействие своей политике со стороны царского оренбургского губернатора Неплюева, он стал посылать казахские посольства младшего жуза для принятия подданства в разные страны. Так, известно о его намерении принять наряду с российским и османское подданство, а также выдать свою дочь за джунгарского хана и заключить тем самым с ним политический союз.
После смерти сильного правителя – джунгарского хунтайджи Галдан-Цэрэна – в 1745 году к власти в Урге пришел его пятнадцатилетний сын Цеван Доржи Аджи Намжил. Он нуждался в поддержке хана Абулхаира и хотел жениться на его дочери. Перед Россией замаячила угроза объединения казахов и джунгар. В документах русских царских чиновников того времени (они хранятся в Архиве внешней политики Российской империи) прослеживается «татаро-монгольский синдром»: в них говорится об опасности вторичного появления на восточных границах страны несметных кочевых орд, если два народа объединятся.
В 1993 году, когда была введена национальная валюта, на купюре достоинством 50 тенге был помещен портрет хана младшего жуза Абулхаира, а на купюре достоинством в 100 тенге портрет хана среднего жуза Абылая. Несомненно, что все это было не случайно. В 550-летнюю историю Казахского ханства хан младшего жуза Абулхаир и хан среднего жуза Абылай внесли значительный вклад, а также именно они первыми в истории Казахстана еще в XVIII веке начали проводить многовекторную внешнюю политику, которую сегодня успешно продолжает и реализует Второй Президент Казахстана Касым — Жомарт Кемелевич Токаев.
Не секрет, одновекторная внешняя политика делает государство зависимым и уязвимым. Многовекторность внешней политики, которую проводит наша страна с 1991 года, дала возможность: 1) развивать собственный внешнеполитический потенциал; 2) налаживать свои собственные контакты; 3) найти оптимальный баланс между интересами разных государств мира. Несомненно, что в Казахстане были созданы собственные аналитические структуры и службы прогнозирования, которые успешно обеспечивают все потребности в международной и региональной аналитике.
Говоря о дипломатии Назарбаева, следует выделить ее главную особенность, благодаря которой Казахстан приобрел имидж предсказуемого международного партнера. Несмотря на небольшой – по мировым меркам – экономический потенциал и внешнеполитические возможности, Республика Казахстан превратилась не только в одного из реальных акторов современной системы международных отношений, но стала генератором инновационных идей, связанных с интеграционными процессами, с проблематикой международной безопасности и мирового развития.
С обретением республикой независимости одной из задач Назарбаева стало создание профессиональной дипломатической службы. Она должна была решать задачи, оставшиеся от СССР, а также определить траекторию внешней политики, обеспечивающую достойное место Казахстана в системе международных отношений. Назарбаев отмечал отсутствие в республике «традиций внешней политики» и профессиональных дипломатов, компетентных в решении внешнеполитических задач, поэтому предстояло строительство казахстанской дипломатии фактически с нуля. Первый президент Казахстана пригласил на родину специалистов, имевших опыт дипломатической работы в МИД СССР и в советских посольствах.
В республику вернулось 12 дипломатов, работавших в советском внешнеполитическом ведомстве. Именно они сформировали костяк, который участвовал в строительстве МИД РК. Назарбаев оказался единственным лидером на постсоветском пространстве, который пригласил советских специалистов, что выгодно отличало Казахстан от соседей, а также позволило республике выстроить правильный курс на международной арене.
Одной из проблем, доставшихся от СССР, было наличие в Казахстане ядерного потенциала, способного уничтожить США и Китай: 104 межконтинентальные ракеты наземного базирования СС-18 каждая с 10 боеголовками предназначались для США. Дополнительно на востоке страны (потенциально – против Китая) было размещено 40 стратегических бомбардировщиков с крылатыми ракетами воздушного базирования (около 500 ядерных зарядов).
В этих условиях Назарбаев дал понять мировому сообществу, что Казахстан не намерен подрывать существовавший режим нераспространения. Он также поставил перед своим внешнеполитическим ведомством следующие задачи: вхождение Казахстана в мировое сообщество, обеспечение национальной безопасности страны, содействие экономическому развитию республики, защита прав и интересов казахстанских граждан, развитие взаимовыгодного сотрудничества со всеми государствами, которые заинтересованы в этом.
Следует отметить, что Назарбаев отличался способностью определить горизонты возможностей Казахстана на международной арене, несмотря на то что в его окружении были «специалисты», предлагавшие т. н. конфронтационный стиль общения с соседями. Этот дар полностью раскрылся в диалоге с Россией, где, как и в Казахстане, существовали силы, препятствовавшие сближению наших стран. Те же российские «реформаторы» успешно «выдавливали» Казахстан из рублевой зоны.
Одним из первых дипломатических документов концептуального характера, утвержденных Президентом Токаевым в 2020 г., была новая концепция внешней политики Республики Казахстан, основой которой стали принципы, выдвинутые в ходе президентской предвыборной компании 2019 г. Концепция подтвердила преемственность предсказуемой и многовекторной внешней политики Казахстана, призванного стать для своих граждан «слышащим» государством.
В обсуждении документа участвовало и местное экспертное сообщество, что подтверждало тезис Токаева о «слышащем» государстве. В ходе обсуждения специалисты внесли предложения, в том числе связанные с развитием культурно - гуманитарного вектора казахстанской дипломатии. Одним из первых официальных визитов Токаева стало посещение Москвы. Тогда Глава казахстанского государства отметил, что «современное взаимодействие Казахстана и России является эталонным и служит для многих ярким примером отношений».
Отдельный диалог с Президентом РФ пытался вести и экс-президент Назарбаев, однако по итогам встречи в сентябре 2019 г. Назарбаева и Путина в Москве, Россия дала понять, что намерена обсуждать имеющиеся вопросы с действующим Президентом Казахстана К — Ж. Токаевым. Это подтвердили дальнейшие переговоры Токаева с Путиным на полях Валдайского форума в октябре 2019 г., где были расставлены все точки над «i».
Россия в лице Президента Республики Казахстан получила реального и надежного внешнеполитического партнера, уважаемого государственного деятеля, узнаваемого в мировом сообществе, который активно участвует в поиске выхода из ситуации, связанной с Украинским кризисом. При этом посредническая деятельность Токаева не афишируется, что контрастирует с деятельностью лидеров других государств.
Сам диалог Токаева с Путиным носит открытый и конструктивный характер. Это не всегда становится достоянием экспертного сообщества, привыкшего основывать свои оценки на различных «утечках информации». Подобный подход глав Казахстана и России объясняется в том числе прагматическими интересами Астаны, которая имеет союзнические отношения с Москвой, но и ощущает последствия антироссийских санкций.
В доверительном ключе при Токаеве развиваются и отношения с китайским лидером. Итоги первого визита Президента РК в Пекин показали, что в его лице китайцы видят политика, полностью разделяющего их ценности. Примечательны биографии лидеров Казахстана и Китая. Оба вышли из интеллигентных семей со своими традициями, прошли необходимые ступени государственной службы. Между лидерами двух стран, как и в случае с Россией, сформировались особые отношения. Во многом это объясняется тем, что с Президентом России Президент Казахстана говорит на русском язык, с Председателем КНР диалог идет на китайском языке.
Для американцев Токаев является одним из авторитетных лидеров постсоветского пространства. Это было продемонстрировано в ходе состоявшегося в октябре 2023 г. саммита глав государств «Центральная Азия – США», а также на встрече в сентябре 2019 г. с Президентом США Трампом. В то же время увеличившийся в мае 2024 г. до 150 млрд долл. размер арбитражных исков (по причине упущенной выгоды) против международных нефтяных компаний, разрабатывающих Кашаган, демонстрирует – в том числе и американским инвесторам – что современный Казахстан намерен защищать свои государственные интересы.
С приходом нового лидера Казахстана наблюдается «ренессанс» в сотрудничестве со странами Центральной Азии. Казахстанские партнеры по региону начинают сознавать, что этот процесс выгоден не только Казахстану. Этому способствовала не только нынешняя ясность казахстанских намерений, но и итоги состоявшейся в августе 2024 г. в Астане консультативной встречи глав центральноазиатских государств.
В целом следует отметить, что изменения в казахстанской дипломатии с приходом нового лидера Казахстана оказались не только своевременными, но и необходимыми. Очевидно, что от прежних подходов, не обеспечивающих должной отдачи, следовало отказаться. Современная дипломатия Казахстана стала более прагматичной и ориентированной на интересы страны.
Следует отметить также практику назначения послов РК. Данный процесс ранее вызывал вопросы у профессионалов и у наших партнеров. Назначение определенных политиков, далеких от дипломатии, иногда шло в ущерб интересам Казахстана. Так, высказывания некоторых «новоиспеченных» послов о возможном членстве Казахстана в ЕС вызывали недоумение у экспертного сообщества зарубежных стран.
При Токаеве были предприняты меры по внесению изменений в профессиональную подготовку, в том числе собственных дипломатических кадров. Логичным шагом могло бы стать изменение статуса Института дипломатии Академии государственного управления при Президенте РК, чтобы данное учреждение вновь стало частью дипломатической службы РК.
Особого внимания заслуживает налаживание при Токаеве взаимодействия между внешнеполитическим ведомством и экспертным сообществом, что ранее в силу различных причин не практиковалось. Позитивным моментом внешнеэкономической деятельности дипломатии Президента РК можно считать отказ от проведения в Астане различных помпезных международных мероприятий, которые, как показал опыт проведения ЭКСПО – 2017, не только не обеспечили необходимой отдачи, но привели к расходу государственных средств на проекты, которые не были реализованы.
Выступая 2 сентября 2024 г. с ежегодным посланием «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм», Президент РК Токаев подчеркнул, что республика «твердо придерживается миролюбивой и сбалансированной внешней политики».
Глава государства отметил, что основными задачами казахстанской дипломатии продолжают оставаться «укрепление суверенитета и независимости государства, защита прав граждан за рубежом, продвижение национальных интересов, привлечение инвестиций в экономику». 30 лет назад перед МИД РК, которое возглавлял Токаев, ставились другие задачи.
Это было вхождение страны в мировое сообщество, обеспечение национальной безопасности РК, содействие экономическому развитию республики, защита прав и интересов казахстанских граждан, развитие взаимовыгодного сотрудничества со всеми государствами, заинтересованными в этом.
Оценивая в целом пройденный казахстанской дипломатией на международной арене путь, можно констатировать, что благодаря внешнеполитическим достижениям Казахстан стал узнаваемым не только для политиков всех без исключения государств мира, но и хорошо понятным для жителей практически всей планеты. У экспертного сообщества словосочетание «Республика Казахстан» стало ассоциироваться с такими понятиями, как миролюбивая политика, предсказуемый внешнеполитический партнер, многовекторная дипломатия.
Все это, в той или иной степени, является заслугой как Назарбаева, так и Токаева. При этом следует помнить, что достижения казахстанской дипломатии времен Назарбаева полностью связаны с именем Токаева. Ведь именно при Касым-Жомарте Кемелевиче Токаеве казахстанский МИД предложил термин «многовекторная внешняя политика»; при К - Ж. Токаеве была разработана первая концепция внешней политики и Закон о дипломатической службе РК.
Исходя из этого, деление дипломатии на период Назарбаева и период Токаева может показаться «условным», однако подобное деление крайне важно. Оно показывает экспертному сообществу и – что более важно – народу Казахстана основное отличие дипломатии Президента Республики Казахстан К - Ж.Токаева, которая не на словах, а на практике стоит на защите национальных и государственных интересов независимого Казахстана.
Керимсал Жубатканов,
кандидат исторических наук, доцент НАО Казахского агротехнического исследовательского университета им. С.Сейфуллина
Abai.kz