Сенбі, 23 Қараша 2024
Жаңалықтар 3657 0 пікір 20 Тамыз, 2010 сағат 08:22

Казахи – загадка современности. От неразгаданного прошлого к императивам будущего. Ч.2

У казахов была создана коммуна на крови, члены которой соблюдали генетическую чистоту и работали на одну цель. Это позволило освоить степь, совершить экономическое чудо и относительно плотно заселить степь от Дуная до Китая. До XV столетия в евразийской степи проживало до 10 млн. человек казахов, самый многочисленный народ того времени. Это было толерантное общество, состоящее из многоженных семей с родовым устройством, кочевым способом производства степного скота, с налаженным бытовым устройством, культурой, пищей, одеждой, жилищем,  пригодном для достойного проживания в степи, народ, говорящий на едином  казахском языке.

У казахов была создана коммуна на крови, члены которой соблюдали генетическую чистоту и работали на одну цель. Это позволило освоить степь, совершить экономическое чудо и относительно плотно заселить степь от Дуная до Китая. До XV столетия в евразийской степи проживало до 10 млн. человек казахов, самый многочисленный народ того времени. Это было толерантное общество, состоящее из многоженных семей с родовым устройством, кочевым способом производства степного скота, с налаженным бытовым устройством, культурой, пищей, одеждой, жилищем,  пригодном для достойного проживания в степи, народ, говорящий на едином  казахском языке.

Казахи-степняки создали самое мощное товарное производство в мире. В те древние времена, когда отсутствовали механизмы, энергоносители, технологии,  в евразийской степи стал появляться в огромном количестве ликвидный товар: универсальный транспорт (лошади, верблюды), высококачественные продукты питания (мясомолочные изделия), сырье для одежды, (кожа, шерсть). Многомиллионные табуны лошадей, стада верблюдов, отары овец, охраняемые собаками, принадлежащие казахам, оказали сильнейшее  воздействие на экономический подъем народов вокруг степи. Вся продукция степняков пользовалась большим спросом у оседлых жителей. У кочевников была потребность в сбыте излишков своей продукции и приобретении товаров ремесленников. Большинство товаров, которыми пользовались оседлые народы, не подходили для степного образа жизни. Поэтому у казахов не было нужды воевать, у них не было конкурентов в данном производстве, а значит и мотивов захватывать соседей. Вокруг степи создавалась сеть городов как центров ремесла и торговли  для обмена товарами (продукция степи обменивалась на изделия ремесленников: кузнецов, ювелиров, оружейников, кожевенников, ткачей и т.п.).  Потребности степняков послужили причиной создания центров торговли,  развития производства ремесленных изделий вдоль степи и возникновению городов. Это способствовало развитию народов Восточной Европы, Поволжья, Причерноморья, Кавказа, Средней Азии, Ближнего Востока, Западного и Восточного Китая. Так образовался Великий Шелковый Путь. Шло динамичное развитие экономики  регионов Евразии. Историки, археологи подтверждают развитие этих регионов, но не связывают их взлеты и падения с состоянием

экономики казахов в степи. (Урал, Аркаим, Кавказ, Алтай, Тибет, Причерноморье и т.д. ). Отсюда, очевидно, что Евразийская степь в сравнении с саванами, прериями, пампасами стала привлекательным местом для проживания и, казахи-аборигены, не стремились ее добровольно покинуть. А оседлые народы не смогли бы выжить в степи, у них не было интереса к захвату открытых мест.  Между степняками и оседлыми народами не было причин для противостояния.

Однако у такого общественного устройства как многоженство были и свои минусы. Если взять усредненные статистические данные, то можно заключить, что на свет рождается примерно равное количество девочек и мальчиков. А из-за многоженства возникает диспропорция: дефицит представительниц слабого пола при излишке лиц мужского пола. Так появляется общество с половым

напряжением. В степи девушки представляли большую ценность: их покупали (калым), воровали, но это не решало проблемы. Усугублял ситуацию ещё и обычай аменгерства: когда умирал глава семьи, его жены переходили в семью младшего брата, который нес ответственность за них и их детей.

Многоженство,  аменгерство, «Жеті Ата» очень осложняло ситуацию для молодого мужчины. Наличие в аулах свободных от семьи джигитов, создавало в среде казахов-многоженцев напряженную атмосферу. Однако существовал обычай, который помогал мирно решить эту непростую ситуацию, согласно которому старшие братья должны были уйти из аула. Право остаться  с родителями имел  лишь самый младший.

Такие юноши - казахи представляли собой физически сильных (за счет генетической чистоты, физической нагрузки и рациона питания, состоящего из белков животного происхождения из мясомолочных продуктов), тренированных (умение ездить на лошади), дисциплинированных (жизнь в обществе с родовой идентификацией и родовой градацией обуславливала в казахах привычку беспрекословного подчинению)  молодых людей. Ежегодно несколько сотен тысяч мужчин в степи становились лишними. Они готовы были эмигрировать в места проживания окружающих степь оседлых народов. Это и происходило в действительности. Рынки   в городах  были местом рекрутинга этих юношей из степи,  родители отправляли их из аула с минимумом провианта, но верхом на лошади. Историки описывают события на рынках работорговли вокруг степи в Восточной Европе, в Средней Азии  и т.д., где отмечают наличие юношей-казахов из степи, желающих быть нанятыми на работу в оседлые страны, о высоком спросе и больших ценах на них, которые не привлекательны для будущих рабов на земледельческих плантациях.

В те времена  оседлые народы, с большим интересом смотревшие на казахскую степь. Их правители нуждались в государственных служащих, в задачи которых входил сбор налогов, поддержание правопорядка и силовой захват чужих территорий. Для данной работы казахи - юноши-джигиты из степей - подходили по всем позициям, лучше чем местные кадры. Их с большим желанием нанимали на работу на госслужбу правители оседлых народов. Налоги в те далекие времена собирались принудительно.  Добровольно никто не желал отдавать плоды своего труда, а тем более тогда, когда эффективность производства была низкая. Здесь роль казахов была очень значимой. С их помощью наполнялась казна, что способствовало развитию цивилизации, т.к. в бюджете появлялись средства на содержание учителей, литераторов, философов, что вело к развитию образования, культуры, науки и т. д.

Казахи собирали налоги для правителей регионов. Это способствовало возникновению мощных государств вокруг степи. И если между князьями и диктаторами происходили столкновения в процессе конфликтов, то основную силу их войск составляли конные отряды из казахов-степняков. Поэтому складывалось впечатление, что воевали степняки. Как говорил Ленин: «Государство-это оружие насилия господствующего класса». Но проводниками государственной политики в те времена были казахи-выходцы из степи. Сборы налогов у населения, проведение правоохранительных мероприятий, разрешение конфликтов, подавление восстаний проводилось руками казахов. Поэтому у всех народов и сформировалось мнение, что жители степи угнетают местное население.  Так был создан миф о степном иге. Проникновение казахов в Восточную Европу было настолько массовым, что стало вызывать тревогу в Западной Европе. Это отражено в обращениях в 13 веке к Папе Римскому короля Венгрии Бела 4 и служителей католической церкви, что «татары»  (так европейцы называли кочевников степи) представляют реальную угрозу для Европы, что крестовые походы по освобождению христианских территорий на Ближнем Востоке отвлекают христиан  от истинной  границы, отделяющей их от язычников и неверных, которая проходит по Дунаю. Это вынудило  Римскую церковь остановить крестовые походы в Иерусалим, создать и направить Ливонский  и Тевтонский  Ордены крестоносцев на борьбу против расширения влияния стран Восточной Европы на запад, где основу  государственных служащих составляли казахи-степняки: Польского, Литовского,

Московского государств.

Фр. историк К. д, Оссон писал: « История магометанских династий дает многочисленные примеры возвышения  турецких рабов до самых высших рангов. Пленники этой национальности наиболее ценились в Персии за приятную наружность, силу и деятельный характер. Их приводили толпами в юношеском возрасте из стран к северу и востоку от Каспийского моря... Они составляли военную гвардию у азиатской знати . Кто достигал фавора, он получал в управление область и при благоприятных обстоятельствах  делался ее государем». Подобные возвышения  гастарбайтеров из степи до высших чинов происходили во всех  частях  материка Евразия. А именно, бывшие «рабы»- наемники из степи, Чингисхан- в  Китае,  султан Бейбарс - на Ближнем Востоке, король Артур в Западной Европе, эмир Тимур и  повелитель Хорезмской империи Алай-уд-дин Мохаммед - в Средней Азии, вольные наемники из Золотой Орды   Семеон Бекбулатович, Борис Годунов- в Восточной Европе.

В  сознание и обиход окружающих народов прочно вошло много казахских терминов привнесенных из степи: казна, деньги, караул, джигит, мурза, богатырь, казак, атаман, улан, хозяин, былины, хан, орда, сарай, шатер и т.д.

Резюмируя вышесказанное, можно выдвинуть такую гипотезу о вкладе в мировую историю казахов-

кочевников. Чтобы освоить степь, ими было создано и узаконено многоженство и как следствие родовой строй с соответствующей идентификацией и градацией. Это позволило казахам создать в степи самое мощное товарное производство на континенте Евразия и что оказало значимое, благотворное влияние на развитие экономики окружающих степь народов. Но многоженство в свою очередь, явилось причиной появления «лишних» мужчин, которые вынуждены были уходить из аулов и, в силу своих качеств, становились отличными госслужащими для того времени. Наличие в государствах качественных кадров позволял им создать эффективное государственное управление: администрация, армия, жандармерия, таможня, сбор налогов и т.д. Это вело к появлению, укреплению и развитию государств вокруг степи. Очевидно, что для развития культуры, науки, образования, которые и считаются индикаторами цивилизации, необходим бюджет и его наполнение. Что и успешно обеспечивали сборщики налогов - казахи-степняки. Наличие средств в казне государства дало возможность развить образование, культуру, науку, а это позволило  вырастить  местные национальные кадры управленцев. Впоследствии эти, взращенные за счет бюджета, многочисленные местные элиты  вытеснили казахов из госуправления. Часть степняков ассимилировалась с местной знатью, а остальные были просто уничтожены. Впоследствии, правители из местных элит, для собственной национальной безопасности, национальной идеи,  чтобы прекратить поступление госслужащих из степи, стали вырезать казахов  и уничтожать их в памяти народов, переписав историю, забыв, что именно они когда-то способствовали их возникновению, развитию и  современному благополучию. Император Петр1 приказывал действовать  в отношении выходцев из степи под лозунгом : «.. чтобы не осталось на Руси басурманского духа!». Как это происходило - это тема другой статьи.

Дополнительно к вышесказанному. Правдоподобно ли при таком раскладе говорить о мирном захвате власти степняками, о так называемом «иге» что существует в официальной прессе? Имеет ли право жить такая гипотеза?  Приведу пример современности,  если в России 1920-ых годов у власти были грузины  и евреи  во главе со Сталиным (аналог Чингисхан), означает ли это, что орды этих народов (аналог татаро-монголы) совершили вероломный захват России с гор Кавказа(аналог степи), места их проживания? Или взять пример из настоящего времени: президентом Соединенных Штатов Америки на данный момент является афроамериканец Барак Обама (аналог Чингисхан). Значит ли это, что власть в США узурпировали орды африканцев с саван «черного» континента(аналог степей), места  их исторического проживания, за счет боевых действий? Сейчас нам очевидны условия прихода к власти данных личностей,  групп и их влияние на исторические процессы. Однако если посмотреть на проблему с точки зрения фактов на примере отсутствия подробной информации, с высоты, скажем 25 века, то выходит иначе. Также и сейчас, историки склонны смотреть на казахов как на  деструктивную силу в мировом процессе развития цивилизации на материке Евразии в период до 15 столетия. В данной статье я попытался опираться как на факты, так и на логику, с учетом образа жизни казахов, предложить гипотезу: да, казахи-степняки как единый народ проявили себя в истории, повлияли на развитие других народов и на мировой исторический процесс в целом  как созидатели, а не разрушители.  Если посмотреть на историю народов степи того времени под этим углом зрения и использовать мою гипотезу проникновения казахов-«гастарбайтеров» в окружающие степь народы, то многие исторические процессы, сущность которых до этого была столь туманна и загадочна, находят свое логическое объяснение.

Сейчас очень много талантливых, неординарно мыслящих людей используют божий дар на изложение своего видения исторических процессов происходящих на просторах Евразии в период до колумбовго развития  материка. Так как в современной истории жители прибрежных стран Западной Европы опередили в развитии регионы вокруг степи.   Они свое лидерство объясняют исторической отсталостью Восточных регионов Евразии  на подсознательном уровне, приближенностью к  азиатским степям. Хотя Прибрежная Европа успешно использовала свое месторасположение для колонизации и нещадной эксплуатации континентов Азии, Африки, Америки и обеспечили себе техническое лидерство после 16 столетия.

Я обращаюсь к  писателям, ученым, творческим талантливым людям,  чтобы они создавали

свои произведения по истории Евразии с учетом  положительного фактора влияния степи. А отсталость от Западной Европы искали в других причинах.

Это позволит решить историческую по значимости задачу, написания объективной истории с ее положительными и отрицательными сторонами, ее победами и поражениями. Позволит реабилитировать казахов-кочевников евразийской степи в глазах мировой истории.


Абуев Нуркасым

Источник: kazregion.kz

 

0 пікір

Үздік материалдар

Сыни-эссе

«Таласбек сыйлығы»: Талқандалған талғам...

Абай Мауқараұлы 1465
Білгенге маржан

«Шығыс Түркістан мемлекеті бейбіт түрде жоғалды»

Әлімжан Әшімұлы 3235
Біртуар

Шоқанның әзіл-сықақтары

Бағдат Ақылбеков 5369