Опасности быстрого экономического роста в развивающихся странах ("The Guardian", Великобритания)
Отчет Всемирного банка о перспективах на 2011 год прогнозирует медленный рост развитого мира, а также переход экономической мощи с запада на восток. Но к этим переменам прилагаются риски.
Отчет Всемирного банка о перспективах на 2011 год прогнозирует медленный рост развитого мира, а также переход экономической мощи с запада на восток. Но к этим переменам прилагаются риски.
Две вещи больше всего поражают в отчете Всемирного банка, посвященном прогнозу развития глобальной экономики в 2011 году. Во-первых, это то, что деятельность в большинстве развивающихся стран оправилась от глубокого кризиса 2008-2009 годов.
Во-вторых, и это более важно, вышеупомянутый факт стал частью четкой тенденции, в рамках которой экономическая мощь переместится с запада на восток, и процесс этот займет 20 или 30 лет. При сохранении нынешних тенденций, ход времени практически вернется к эпохе до промышленной революции, когда Китай и Индия - в силу своего огромного населения - были крупнейшими экономиками мира.
Экспресс-анализ ожиданий Всемирного банка на 2011 год хорошо иллюстрирует эту точку зрения. Рост в развитых странах скорее всего останется вялым - на уровне 2,4%, в то время как прогноз для развивающихся государств предполагает экономический рост в 6%. И хотя рынки развивающихся стран обеспечивают всего 25% общемирового ВВП, в 2011 они обеспечат примерно половину глобального роста.
Если иметь в виду только один год, такой вариант растущего дисбаланса мало способен повлиять на пропасть между богатыми и бедными странами. Но если спроецировать его на три-четыре десятилетия, он будет значить очень много. Исследование Джона Хоксворта (John Hawksworth), главного экономиста PriceWaterhouseCoopers (PwC), показывает, что нынешней "большой семерке" или G7 (США, Британия, Германия, Франция, Япония, Италия и Канада) будет брошен вызов со стороны "семерки развивающихся" E7 (где буква E происходит от слова Emerging - развивающиеся) - в составе Китая, Индии, России, Бразилии, Мексики, Турции и Индонезии. Эти страны получат преимущества от экономического наверстывания, низкой стоимости рабочей силы, трансферов технологий и роста населения.
В некотором смысле перспективы роста доходов в крупных государствах развивающегося мира - это хорошая новость, тем более учитывая устойчивый рост на развивающихся рынках, включая беднейшие страны Африки южнее Сахары. Высокие темпы роста будут способствовать сокращению уровня бедности и, конечно, обеспечат новые рынки для западных товаров.
Но есть и опасности. Три риска в краткосрочной перспективе выделяет Всемирный банк в своем докладе "Глобальные экономические перспективы 2011" (Global Economic Prospects 2011), опубликованном 12 января: системный кризис в еврозоне, в ходе которого все больше стран-участниц валютного союза подпадают под действие спекулятивных атак; потенциальная возможность серьезных и нестабильных движений капитала, которая будет дестабилизировать развивающиеся рынки, приводя к протекционистскому давлению; и риск голода и недоедания из-за растущих цен на продовольствие.
Все это вполне реально и представляет опасность. Кризис в зоне евро не прошел, и он станет, судя по всему, одной из важнейших проблем 2011 года. Решение Бразилии ввести контроль над движением капитала, чтобы ограничить рост стоимости своей валюты, - признак протекционистских настроений. Последний раз, когда резко росли цены на товары, в 2008 году, были продовольственные бунты.
Но есть также и огромные долгосрочные риски. Темпы роста такого рода, которые предусматривают для развивающихся стран Всемирный банк и PwC, будут оказывать массивное давление на цены на товары и на конъюнктуру. После двух столетий экономической и политической гегемонии богатые страны вряд ли спокойно воспримут то, что их захотят обойти Китай и Индия. А если столкновения по поводу ресурсов и валют станут моделью для более глубокой политической борьбы между развивающимся востоком и клонящимся к закату западом (что выглядит вполне вероятным), миру потребуется здоровая, сильная и эффективная система глобального управления, которая занималась бы разруливанием напряженности. А как ясно показали неудачи в попытке заключения торгового соглашения или в попытке добиться прогресса по вопросу о соглашении о глобальном потеплении, сейчас таковой системы нет.
Источник: http://www.inosmi.ru/world/20110116/165648905.html