Жандарбек БҰЛҒАҚОВ: МЫ ДОЛЖНЫ ВОСПЕВАТЬ НЕЗАВИСИМОСТЬ, О КОТОРОЙ МЕЧТАЛИ НАШИ ПРЕДКИ
«Туркестан» №13 от 31.03. 2011г.
Жандарбека Булғакова можно назвать одним из самых молодых и одаренных акынов-импровизаторов, участвующих в айтысах. Жандарбек не так давно вступил на стезию акына-импровизатора. Ровесник независимости он свободен в своих словах, поступках и мыслях. Молодой акын сейчас учится в университете имени Е. Гумилева. Нам удалось встертиться с ровесником Независимости, и задать ему несколько вопросов.
«Туркестан» №13 от 31.03. 2011г.
Жандарбека Булғакова можно назвать одним из самых молодых и одаренных акынов-импровизаторов, участвующих в айтысах. Жандарбек не так давно вступил на стезию акына-импровизатора. Ровесник независимости он свободен в своих словах, поступках и мыслях. Молодой акын сейчас учится в университете имени Е. Гумилева. Нам удалось встертиться с ровесником Независимости, и задать ему несколько вопросов.
– Жандарбек, бесспорно, дар акына-импровизатора перешел к тебе от отца. Однако мы все знаем, что без твоего стремления и желания этот дар не получил бы развития… Можешь представить свою жизнь без айтыса?
– Дар акына-импровизатора – божий дар. Этот вид искусства стал моим крестом. Я не представляю свою жизнь без айтыса. Моя жизнь тесно связана с искусством, в том числе, с айтысом. Когда два года айтыс был под запретом, я понял его место в своей жизни. И здесь важна не столько материальная сторона дела, сколько ожидание айтыса, стремление к творческой самореализации.
– Зрители до сих пор вспоминают твой айтыс с известным акыном-импровизатором Айтакыном Булгаковым, твоим отцом. Ты знал, что тебе предстоит состязаться с отцом?
– Конечно, знал. Сначала Журсун – ага, оказывается, позвонил моему отцу и предложил: «Будешь состязаться с Жандарбеком? Ведь за два года народ соскучился по айтысу. Внесем новизну в айтыс». Отец сначала был категорический против. Потом мне удалось переубедить его. Неплохое состязание получилось..
– Айтақын Бұлғақов, как представитель социализма, ностальгировал по прошлому, а ты, как молодая поросль независимости, воспевал новое время. Что ты чувствуешь, как представитель нового независимого поколения?
– Свободу можно воспевать бесконечно! Мы достигли независимости, о которой мечтали наши предки. Так кто, если не мы, должны ее воспевать?! Однако, как сказал Мухаметжан – ага, вместе с независимостью наша жизнь «обогатилась» многими негативными явлениями. Поэтому в новую, независимую эпоху, нужно бережно относиться к своим национальным традициям и обычаям.
– Ты не был октябренком, не носил пионерского галстука… Ты свободен от коммунистической идеологии. Вообще свободны ли твои мысли? Чувствуют ли себя свободными людьми твои ровесники?
– Нет, Никакой свободы нет. Сегодня перед моими ровесниками две пути. Открыто высказать все, что чувствуешь, что думаешь, и уйти с учебы или работы, или смириться с тем, что тебя окружает, делать вид, что ничего не происходит, и жить, как живут все. В целом, у казахов сформирована рабская психология. Сегодня родители говорят своим детям: «зачем тебе это надо. Молча делай свое дело». Ребенок, который получает такое воспитание, вырастает безвольным, безинициативным человеком. Такие люди становятся игрушками в руках власть имущих. Я даю гарантию, что такие люди станут противниками всего нового, станут назавтра подхалимами.
– Тебе не чужды айтыс, и акыны-импровизаторы. Уверена, ты знаком с айтысом с раннего детства. Помнишь свой первый айтыс? Сколько лет было тебе тогда?
– В первый раз я участвовал в айтысе в 6 лет. До этого принимал участие в словесных состязаниях между классами.
– Помнишь свои первые стихи.
– К сожалению, я их не запомнил.
– Были ли случаи, когда тебе было нечем крыть аргументы своего оппонента?
– Импровизатор, как истинный мастер, должен уметь находить выход в любой ситуации.
– Многие соперники сравнивают Айтакын ага с баксы. Но твой сценический образ в корне отличается от творческого амплуа отца.
– Отец в свое время в фильме «Козы-Корпеш – Баян сулу» сыграл роль баксы, которая к нему привязалась. С тех пор в среде акынов его называют баксы. Мне не свойственна манера отца. Наши стили разнятся. Когда я в первый раз вышел на сцену, отец дал мне направление, но с течением времени, я отработал свою манеру ведения айтыса.
– Хотя ты не делаешь первые шаги в айтысе, зритель уже хорошо знает тебя. Не считаешь ли ты, что становишься популярным? Не считаешь ли, что именно айтыс сделал тебя популярным. Вообще, на твой взгляд, что такое популярность?
– Да, айтыс всех нас сделал популярными среди казахов. Это мы признаем. Люди, которые постоянно смотрят айтыс, с большим уважением относятся к нам. А городским шалаказахам до нас и дела нет. Популярностью нужно уметь пользоваться. Ведь мы на виду у зрителя, и должны служить примером для юных дарований, которые только вступили на творческий путь акына-импровизатора. Например, во времена моего отца акыны выходили на сцену подшофе. Я это видел своими глазами. Тогда я думал, как хорошо быть акыном, любимцем народа, смысл жизни видел в женщинах и спиртном. А когда я вышел на сцену айтыса, Аллах нас уберег от этого. Сегодня много акынов-трезвенников, которые наполнили айтыс новым смыслом. Уменьшилась и нездоровая конкуренция. Я убедился, если популярный человек ведет себя достойно, на него равняются многие. Кем он не был акыном, акимом, певцом, он должен идти по жизни прямо. Потому что за все это будет спрос, когда все мы предстанем перед Всевышним.
– Акын – выразитель боли народа…. Считаешь ли ты себя гласом. Народа?
– Я внутренне готовлю себя к этому. В любом айтысе я стараюсь, говорит о том, что волнует народ. Народ не может довести свои чаяния до власть имущих. Поэтому они видят в нас проводников своих идей, защитников своих интересов. Это дает нам духовные силы.