Бейсенбі, 31 Қазан 2024
Жаңалықтар 1960 0 пікір 17 Сәуір, 2011 сағат 11:19

Айдос Сарым: В Кыргызстане в нынешнем виде парламентаризм ведет к популизму, поскольку ни у одной силы нет «контрольного пакета»

13/04/11 13:27, Бишкек - ИА «24.kg», Антон ЛЫМАРЬ

Последние 6 лет КР является политическим раздражителем в Центральной Азии. Соседи относятся к республике с настороженностью. Революции, ошские события, эксперимент с парламентской республикой, грядущие президентские выборы - как все это воспринимается в Казахстане, влияние которого в регионе трудно переоценить? Каковы перспективы двусторонних отношений и вступления Кыргызстана в Таможенный союз? Об этом в интервью ИА «24.kg» с казахстанским политологом, вице-президентом ОФ «Абай-акпарат» Айдосом Сарымом.

- Прошел год с апрельского переворота в Кыргызстане, который восприняли настороженно во всех странах Центральной Азии. Каково сейчас отношение к происходящему в стране?

13/04/11 13:27, Бишкек - ИА «24.kg», Антон ЛЫМАРЬ

Последние 6 лет КР является политическим раздражителем в Центральной Азии. Соседи относятся к республике с настороженностью. Революции, ошские события, эксперимент с парламентской республикой, грядущие президентские выборы - как все это воспринимается в Казахстане, влияние которого в регионе трудно переоценить? Каковы перспективы двусторонних отношений и вступления Кыргызстана в Таможенный союз? Об этом в интервью ИА «24.kg» с казахстанским политологом, вице-президентом ОФ «Абай-акпарат» Айдосом Сарымом.

- Прошел год с апрельского переворота в Кыргызстане, который восприняли настороженно во всех странах Центральной Азии. Каково сейчас отношение к происходящему в стране?

- Существует известная байка о том, как китайский лидер Дэн Сяопин посетил Францию. Говорят, журналист коммунистической газеты спросил: «Господин председатель! А как вы оцениваете итоги Великой французской революции?». На что тот ответил: «Прошло слишком мало времени, чтобы давать оценку». Так и здесь - прошло слишком мало времени для конкретных оценок. События, которые происходят на постсоветском пространстве, ясно показывают одно: ничего устоявшегося и стабильного нет. Ни одну реформу, ни один проект модернизации нельзя назвать устоявшимися, поскольку вокруг них нет сложившегося национального консенсуса.

В Казахстане, по крайней мере, элиты пристально следят за событиями в братском государстве. Тому есть множество причин. Но главная - все страны Центральной Азии связаны между собой тысячами невидимых нитей и зависимы друг от друга даже больше, чем многие представляют. Народ Кыргызстана выбрал непростой, тернистый путь, который заслуживает уважения. Но чем обернется демократический эксперимент? Не приведет ли это к хаосу и потере государственности, к новым этническим столкновениям? Не приведет ли все это вкупе к созданию «острова нестабильности», который будет экспортировать в страны региона наркотики, оружие и в целом все остальные элементы социально-экономической неустроенности?

Другая проблема в том, что отношения между казахским и кыргызским народами, на мой взгляд, переживают непростые времена. Идет отчуждение, расхождение, разнобой во многих сферах, прежде всего в культурно-духовной. Парадокс, но сегодня в Казахстане население в основной массе знает о Кыргызстане едва ли не меньше, чем о Ближнем Востоке или Европе! Поток информации из Кыргызстана слабый, хотя, казалось бы, нет никаких лингвистических проблем. Казахи могут спокойно понимать информацию как на кыргызском, так и на русском языках. Все равно это куда легче, чем переводить с английского или арабского! Нет ни одного общего телеканала, газеты или веб-ресурса. Это все, безусловно, сильно искажает информационную картинку, затрудняет понимание процессов, которые происходят в Кыргызстане. В обеих странах интенсивно спорят, проходят жаркие дискуссии о прошлом и будущем, но они идут параллельными курсами. Хотя, думаю, интеллектуалам и смыслопроизводителям обоих государств было бы полезно знать хотя бы в общих чертах о том, какие поиски идут у братьев. Исключение - идиотские высказывания маргиналов от политики и истории, которые вызывают жаркие споры и недовольство и тут, и там.

- Как в Казахстане относятся к тому, что в Кыргызстане пытаются развивать парламентскую форму правления?

- По-разному. Экспертное сообщество следит с интересом, особенно на фоне предстоящей реформы партийно-политической системы и досрочных выборов в мажилис парламента. Во власти наблюдаются некоторое неприятие и скептицизм. Лично мне, как историку, интересен кыргызский эксперимент. Полагаю, рано говорить об успешности парламентаризма по-кыргызски, пока не пройдут три-четыре электоральные кампании. Ну и до тех пор, пока сторонники «сильной руки» не окажутся в явном меньшинстве. Просто существует угроза: если социальная нестабильность будет сохраняться, расти и приводить к форс-мажорным событиям, то следующие выборы выиграет явный сторонник диктатуры со всеми выходящими отсюда последствиями.

И еще одно. В нынешнем виде парламентаризм ведет к популизму. Поскольку ни у одной силы нет «контрольного пакета», а культуры договоров-переговоров нет, то начинается гонка лозунгов, в которой априори могут победить только наиболее голосистые политики и партии. Придя к власти, они, естественно, не смогут выполнить обещаний. А это приведет к очередному кризису, к другому, а там может случиться все что угодно. Поэтому предстоящие выборы в этом смысле определяющие. Если политики и партии смогут остановиться и начать договариваться ради будущего страны, целостности государства, то шансы есть.

- В Кыргызстане сейчас сложились фактически три центра власти: президент, премьер-министр и парламент. С кем в Казахстане намерены поддерживать контакты в первую очередь?

- Власти и политические силы Казахстана должны говорить со всеми. Конечно, комфортно решать вопросы с одним сильным игроком. Но в случае с Кыргызстаном этого в ближайшие годы, как мне кажется, не предвидится. Поэтому надо научиться уважительно относиться ко всем здоровым силам и не пытаться играть в «крысиного короля». Любая сила, способная пройти в парламент и стать частью правительственной коалиции, должна попадать в сферу интересов казахских политиков. К сожалению, информации о партиях и политиках крайне мало, к тому же она сильно искажается на входе.

- В конце 2011 года в Кыргызстане пройдут президентские выборы. Стоит ли ожидать, что определенные политические силы в Казахстане попытаются повлиять на их результаты? На кого из кыргызских политиков могут сделать ставку?

- Отчасти я на этот вопрос ответил. Дополню лишь, что Кыргызстан - суверенное государство, братский народ. У нас, у казахов, не должно быть соблазна поиграть в «старшего брата», пытаться строить из себя «глобального игрока». Отношения между родственниками всегда сложнее, а конфликты воспринимаются острее и болезненнее. Мы все вышли из имперской, тоталитарной шинели, но еще не переболели детскими болячками. Поэтому надо формировать новую политическую культуру, культуру отношений между братскими тюркскими народами, которая в будущем позволит создавать эффективные интеграционные проекты. Благо, отношения между Казахстаном и Кыргызстаном на несколько порядков лучше, чем между Казахстаном и Узбекистаном. Мы должны учиться правильно и честно разговаривать, нарабатывать совместный опыт решения трансграничных проблем и вопросов. Это в интересах обоих государств и наций.

- Будут ли какие-либо изменения в отношениях со стороны официальной Астаны после очередного переизбрания Нурсултана Назарбаева на пост президента Казахстана?

- Нет. Думаю, внешнеполитический курс не изменится. Другое дело, что деловым кругам, культурным элитам надо без оглядки на власти налаживать альтернативные диалоговые площадки и прокладывать мостики. Казахстан при любом раскладе будет оставаться одним из центров, влияющих на события в Кыргызстане. Поэтому оба государства должны вкладываться в информационные пространства и заново создавать позитивные страновые имиджи. Мне нравится, что в последнее время кыргызские политики часто посещают крупные форумы в Казахстане, дают интервью, общаются с экспертами в Алматы и Астане. Такой процесс не должен быть привязан к электоральным кампаниям и должен носить обоюдный характер. В этом залог успешности и позитивности связей между элитами двух стран.

- Можно ли в ближайшее время ожидать расширения политического диалога между Астаной и Бишкеком?

- Это неизбежно. Будем надеяться, что расширение политического диалога не будет означать разведения сторон. Лишь бы выборы в Кыргызстане прошли в спокойном ключе, начал восстанавливаться деловой и инвестиционный климат.

- Как сейчас можно оценить социально-экономическое сотрудничество между Кыргызстаном и Казахстаном? Есть ли у казахстанских бизнесменов настроение инвестировать в экономику Кыргызстана?

- После двух революций и последовавших за ними событий желание вкладываться в Кыргызстан, понятно, не усилилось. Более того, наблюдается переток капиталов из Кыргызстана в Казахстан. В Алматы часто приходится видеть чиновников и бизнесменов, которые покупают недвижимость, пытаются вложить средства в бизнес. Можно увидеть множество дорогих машин с кыргызскими номерами. По-моему, потребуется еще лет пять (при условии сохранения политической стабильности, гарантий неприкосновенности собственности и капиталов), чтобы казахские бизнесмены начали инвестировать в Кыргызстан на уровне начала 2000-х годов. Иначе основными бенефициарами экономического сотрудничества останутся криминальные и полукриминальные круги двух стран.

- Как воспринимают в Казахстане идею правительства Кыргызстана о вхождении в состав Таможенного союза?

- На самом деле в Казахстане нет однозначного мнения относительно его вступления в Таможенный союз. Более того, эта тема потенциально способна расколоть общество. Казахское большинство с тревогой следит за событиями и считает все происходящее «имперским проектом» России. Относительно возможного вступления Кыргызстана в ТС в Казахстане нет четкого и внятного мнения ни у кого. Лично я бы посоветовал кыргызским политикам отнестись к этому проекту с большей долей рационализма. Те восторженные мнения, которые иногда вырываются из уст чиновников относительно радужных перспектив ТС для Кыргызстана, как мне кажется, не очень уместны. Лучше проявить большую долю скепсиса и рационализма и пытаться еще и еще раз просчитать экономические последствия, чем строить воздушные замки с кисельно-кумысными берегами. Если же решение будет в пользу вступления Кыргызстана, то правительство вполне может использовать свой статус члена ВТО для получения большего количества дивидендов от такого союза. Хотя, конечно, размеры и вес экономики Кыргызстана в таком союзе не могут быть очень выдающимися.

- С какими проблемами может столкнуться Кыргызстан при вхождении в Таможенный союз?

- Мое личное убеждение: власти Казахстана сильно просели в ходе переговорного процесса. Российская сторона была более мотивирована и подготовлена, вплоть до мелочей. ТС - это организация с неопределенным будущим. Скажем, приход к власти в Казахстане политиков-националистов потенциально может привести к денонсации всех соглашений. Кроме того, по многим параметрам (в особенности в части экспорта и доставки сырья) Казахстан и Россия - страны-конкуренты. Любые серьезные разногласия на этих направлениях могут привести к ухудшению или охлаждению отношений. В этих условиях все выгоды членства в ТС для Кыргызстана окажутся мнимыми. Не имея прямых границ с Россией, КР будет вынуждена все время оглядываться на Казахстан. Это и возможность, и риск одновременно. Главное, чтобы вступление Кыргызстана в союз не стало волюнтаристским решением правительства.

URL: http://www.24kg.org/news-stall/97714-ajdos-sarym-v-kyrgyzstane-v-nyneshnem-vide.html
0 пікір