Бейсенбі, 28 Наурыз 2024
Жаңалықтар 2830 0 пікір 6 Наурыз, 2013 сағат 12:12

Зачем Кремлю амбивалентное отношение к Сталину?

 

Советский диктатор умер 60 лет назад, но россияне все еще с ним не распрощались. В России нет консенсуса в восприятии своего коммунистического прошлого, высказывания официальных лиц о Сталине уклончивы. В книжных магазинах легко купить как "Архипелаг ГУЛАГ", так и книги, прославляющие Сталина, но история внушила россиянам, что они беспомощны перед всесильным государством. Надежда - на поколение "несоветских россиян", пишут СМИ. Foreign Policy публикует большую статью Маши Липман, аналитика Московского центра Карнеги, главного редактора журнала "Pro et Contra", приуроченную к 60-летию смерти Сталина.

В октябре 2012 года Carnegie Endowment for International Peace заказал соцопрос на тему "Восприятие Сталина" в России, Армении, Азербайджане и Грузии, рассказывает Липман. В Грузии к Сталину положительно относятся 45% респондентов. "Вероятно, потому, что этот самый знаменитый (и печально знаменитый) грузин, остается мощным символом националистов", - поясняет автор. Но в России, согласно опросу авторитетного "Левада-центра", 42% россиян назвали Сталина "общественным деятелем, который оказал наибольшее влияние на мировую историю", а 28% сказали, что относятся к нему положительно. Эти цифры отражают "поразительное возрождение популярности Сталина в России", произошедшее за период после распада СССР, прокомментировал директор "Левада-центра" Лев Гудков.

 

Советский диктатор умер 60 лет назад, но россияне все еще с ним не распрощались. В России нет консенсуса в восприятии своего коммунистического прошлого, высказывания официальных лиц о Сталине уклончивы. В книжных магазинах легко купить как "Архипелаг ГУЛАГ", так и книги, прославляющие Сталина, но история внушила россиянам, что они беспомощны перед всесильным государством. Надежда - на поколение "несоветских россиян", пишут СМИ. Foreign Policy публикует большую статью Маши Липман, аналитика Московского центра Карнеги, главного редактора журнала "Pro et Contra", приуроченную к 60-летию смерти Сталина.

В октябре 2012 года Carnegie Endowment for International Peace заказал соцопрос на тему "Восприятие Сталина" в России, Армении, Азербайджане и Грузии, рассказывает Липман. В Грузии к Сталину положительно относятся 45% респондентов. "Вероятно, потому, что этот самый знаменитый (и печально знаменитый) грузин, остается мощным символом националистов", - поясняет автор. Но в России, согласно опросу авторитетного "Левада-центра", 42% россиян назвали Сталина "общественным деятелем, который оказал наибольшее влияние на мировую историю", а 28% сказали, что относятся к нему положительно. Эти цифры отражают "поразительное возрождение популярности Сталина в России", произошедшее за период после распада СССР, прокомментировал директор "Левада-центра" Лев Гудков.

Если Ленина постепенно забывают (с 1989 по 2012 год его популярность упала с 72 до 37%), то у Сталина сформировался особый статус - это "потаенный герой", продолжает Липман. Дело в том, что "государственная и национальная идентичность постсоветской России изначально расплывчата", в России нет общепризнанной версии происхождения постсоветского государства, нет консенсуса в восприятии своего коммунистического прошлого.

Высказывания официальных лиц о Сталине уклончивы, говорится в статье, а отношение граждан - амбивалентное и разобщающее людей. Почти 50% респондентов согласны с оценкой Сталина как мудрого лидера, который принес СССР мощь и процветание, а более 50% - с тем, что сталинские репрессии были "политическим преступлением, которому нельзя найти оправдания".

Автор отмечает: за 60 лет СССР и Россия пережили "две с половиной фазы десталинизации", но присутствие Сталина и ныне "легко ощутить в политическом устройстве России и отношениях государства с обществом", хотя памятников ему нигде не встретишь.

Упоминая о половинчатой "волне десталинизации" Дмитрия Медведева, автор пишет: "Ему было поручено создать не столь суровый образ путинской России", и в 2009 году Медведев в видеоблоге осудил преступления Сталина. Правда, вскоре он выразил мысль, что офицеры ФСБ будут продолжать традиции предшественников. "Сама ФСБ никогда не отрекалась от советского наследия", - замечает Липман. При этом в современной России политический вес ФСБ - совершенно беспрецедентный.

Медведевская десталинизация заглохла, как только Путин вернулся в Кремль. Правда, общественные дискуссии о Сталине продолжаются, хотя и оттеснены на обочину,

обществу "Мемориал" не воспрещают работать. В книжных магазинах можно купить как "Архипелаг ГУЛАГ", так и книги, прославляющие Сталина, свидетельствует Липман.

В сознании многих россиян два образа Сталина - диктатора и могучего лидера - часто срастаются, говорится в статье. "В коллективном постсоветском менталитете величие нации неотделимо от насилия и грубой силы". Вдобавок образ Сталина как победителя нацистов - уместная "символическая компенсация за утрату Россией статуса" после распада СССР.

Многие россияне сегодня "сохраняют пассивную преданность стране, невзирая на несправедливость, коррупцию и вопиющие служебные злоупотребления чиновников". История внушила россиянам, что они беспомощны перед всесильным государством и лучший выход - приспосабливаться к капризам власть имущих. Но не все так мрачно: в последние годы сформировались "несоветские россияне", по выражению Липман. Эти люди ходили на массовые протестные акции. В опросе Carnegie те же самые молодые москвичи не согласились с мыслью: "Нашему народу всегда будет нужен лидер типа Сталина, человек, который восстановит порядок".

Российское общество становится более разнородным, и отношение к государству - одна из главных "линий разлома", утверждает Липман. Для настоящей десталинизации необходимо "переосмыслить российскую национальную идентичность", говорится в статье: отвергнуть традиционную концепцию государства и покончить с "политической и исторической неприкосновенностью тайной полиции". На страницах The Wall Street Journal британский журналист и историк Эндрю Робертс рецензирует книгу Роберта Джеллатли "Проклятие Сталина".

"Кто развязал холодную войну? Два первых десятилетия ответ казался очевидным - Советский Союз. Потом, в конце 1960-х годов в среде западных ученых и интеллектуалов зародился ревизионизм, что привело к попыткам переложить вину на президентов Трумэна и Эйзенхауэра, НАТО, ЦРУ и американский "военно-промышленный комплекс", - говорится в публикации. Открытие российских архивов в 1992 году предоставило исчерпывающую информацию для установления истины: холодную войну начал Сталин. Книга Джеллатли наносит сокрушительный удар по "бережно поддерживаемым теориям об американской вине", убежден рецензент.

Поскольку капитализм, согласно марксистской теории, неизбежно ведет к фашизму, Сталин не мог или не желал делать различие между действиями нацистской Германии и "буржуазного" Запада.

"Проклятие Сталина" противостоит теории сталинизма Джорджа Кеннана, в рамках которой роль идеологии в объяснении действий Сталина снижена и, наоборот, подчеркнуты традиционные внешнеполитические цели России, отмечает Робертс. "Марксистско-ленинское учение полностью вдохновляло Сталина в течение его жизни, от его политики и военной стратегии до личных ценностных установок", - цитирует книгу Джеллатли автор.

"Проклятие Сталина" стоит читать вместе с недавней книгой Энн Эпплбаум "Железный занавес", которая описывает события в Восточной Европе как прямой результат тех решений, которые, как пишет Джеллатли, Сталин принимал в Кремле", - советует Робертс.

Когда США, названные автором "невольным солдатом" холодной войны, предложили СССР помощь в рамках плана Маршалла, Сталин высокомерно отверг ее, и этот ответ приговорил мир более чем к 40 годам соперничества и конфронтации. Запад не отреагировал слишком бурно, но принял во внимание провокации Сталина и его очевидную враждебность и начал действовать соответственно, приводит выводы Джеллатли Эндрю Робертс.

Отношение к Иосифу Сталину в современной Грузии - тема статьи журналиста Алана Позэнера в Die Welt. Даже спустя 60 лет после смерти диктатора местное население продолжает почитать Сталина. Так, жители Гори были крайне возмущены, когда власти тайком, под покровом ночи снесли его статую. С другой стороны, официальные власти всеми силами пытаются вычеркнуть из истории государства советский период: уничтожаются здания и постройки той эпохи, в Тбилиси на постоянной основе работает Музей советской оккупации, пишет автор.

Получается, что грузины, из среды которых вышел не только сам Сталин, но и многие другие палачи, вроде Лаврентия Берии и Серго Орджоникидзе, почитают Сталина и ненавидят "советскую оккупацию"? Между тем, замечает Позэнер, в советские времена Грузия была настоящим курортным раем, "образцово-показательной республикой", а грузины, по воспоминаниям американского прозаика Джона Стэйнбека, лучше всех одевались, лучше всех выглядели и пребывали в наилучшем настроении во всем Союзе.

Ситуацию разъясняет историк и журналистка Нестан "Нека" Харквиани. Грузины рассматривают Сталина не в качестве представителя системы тотального подавления, а в свете "национального комплекса неполноценности по отношению к России". "Грузия - маленькая страна с шестимиллионным населением, но именно грузин долгое время руководил огромной империей", - говорит Нека. "Хоть официально грузинское руководство и осуждает реставрацию памятников Сталину и продолжение его культа личности, оно бессильно противостоять этой гордости, так как этот культ личности является одновременно культом нации, тем, что подогревает антироссийские настроения в обществе". К тому же грузины считают: "Это в Москве были убежденные коммунисты, мы же были оппортунистами", - замечает Нека.

http://www.inopressa.ru

 

0 пікір

Үздік материалдар

Алғыс айту күні

Алғыс айту күні және оның шығу тарихы

Жомартбек Нұрман 1562
Алашорда

Қожанов межелеу науқанында (Жалғасы)

Бейбіт Қойшыбаев 2253
Ғибырат

Қайсар рухты ғазиз жан

Мұхтар Құл-Мұхаммед 3516