Зачем Генсек ООН едет в Астану?
В связи с предстоящим 3–4 июля саммитом ШОС в Астане корреспондент агентства Kazinform побеседовал с Генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем.
— В сентябре прошлого года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию под названием «Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Шанхайской организацией сотрудничества». Можете ли Вы рассказать о роли, которую Казахстан сыграл в этом как страна, председательствующая в ШОС в 2023–2024 годах?
— Инициативы и результаты председательства Казахстана соответствуют Повестке дня Организации Объединенных Наций и заложили прочную основу для продолжения нашего партнерства. Председательство Казахстана в Шанхайской организации сотрудничества отмечено значительными усилиями по укреплению регионального сотрудничества и решению вопросов развития, изменения климата, торговли, экономики, культуры и гуманитарных вопросов, с проведением около 80 мероприятий. Кроме того, Казахстан контролировал усилия по превращению Шанхайской организации сотрудничества в более многостороннюю платформу с общей стратегической целью повышения ее эффективности.
— Какова роль региональных организаций, таких как ШОС, в текущей геополитической динамике?
— Мы сталкиваемся с экзистенциальными вызовами — от ухудшающегося климатического кризиса и обострения конфликтов до глобального кризиса стоимости жизни, растущего неравенства и серьезных технологических нарушений. Это время для объединения и совместной работы перед лицом растущих разногласий.
Решение стоящих перед нами проблем требует эффективных международных институтов, основанных на реалиях двадцать первого века и опирающихся на Устав ООН и международное право. Региональные организации играют ключевую роль в продвижении и поддержании мира в разных уголках планеты. Их опыт, возможности быстрого реагирования и установленные рамки сотрудничества делают их незаменимыми в предотвращении конфликтов и построении мира.
За последние несколько лет ШОС стала важным участником на международной арене. Хотя она остается приверженной своей первоначальной цели координации ответных мер на общие угрозы, включая терроризм и насильственный экстремизм, ШОС также стремится к углублению экономической интеграции и многогранного сотрудничества, способствуя региональной безопасности.
— Вы всегда были ярким сторонником действий по борьбе с изменением климата и настойчиво призывали все страны, особенно G20, предпринимать шаги для изменения зависимости их экономик от ископаемых видов топлива. В феврале прошлого года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев утвердил стратегию страны по достижению углеродной нейтральности к 2060 году. Могли бы Вы поделиться своими мыслями об этом смелом, но стратегическом шаге для нашей страны?
— Климатический кризис и нехватка воды — это два вопроса, которые могут вызвать серьезное напряжение в Центральной Азии. Казахстан активно занимается решением проблемы нехватки воды.
Что касается климата, все страны должны представить новые национальные планы действий к следующему году, которые должны полностью соответствовать ограничению долгосрочного глобального потепления до 1,5 градуса Цельсия. Они должны включать конкретные планы по сокращению производства и потребления ископаемых видов топлива как минимум на 30 процентов к 2030 году. Я уверен, что Казахстан в полной мере сыграет свою роль в энергетическом переходе, в том числе на Конференции сторон в Азербайджане в этом году.
Abai.kz