Жексенбі, 8 Қыркүйек 2024
1212 0 пікір 26 Шілде, 2024 сағат 18:38

Западный Азербайджан: краткий исторический очерк

Сурет спикердің жеке мұрағатынан алынды

Армянская историческая наука как в далёком прошлом, так и сегодня упорно пытается доказать, что армяне – коренные жители Кавказа, а исторический регион Западного Азербайджана, на территории которого ныне расположена Республика Армения, – якобы исконные армянские земли.

Делалось и делается всё это с использованием антинаучных приёмов, путём фальсификации исторических фактов, искажения источников, а чаще всего – в агрессивной форме присваивания историко-культурного наследия автохтонных народов Южного Кавказа – азербайджанцев и грузин. Вопреки историческим реалиям и мнению авторитетных учёных, армянские историки не перестают строить свои теории и концепции, нацеленные на удревление армянских корней, армянской государственности на Кавказе. Историческая же действительность доказывает обратное: армяне – народ на Кавказе пришлый, массовое заселение региона армянами произошло в начале XIX в., благодаря переселению их из Турции и Ирана, и, наконец, государственность на Кавказе армяне обрели лишь в 1918 г. Современный российский учёный Виктор Шнирельман пишет: «Вечную боль армянской истории составляет тот факт, что в течение значительной части средневекового периода и в последующую эпоху вплоть до 1918 года у армян практически не было своего независимого государства».

Территория, на которой расположена современная Республика Армения, - это исконные земли компактного проживания древних тюрок – предков азербайджанского народа. Этим и объясняется, что на протяжении столетий все топонимы на территории Западного Азербайджана имели тюркское происхождение. Предки азербайджанского народа – хурриты, киммерийцы, скифы, саки, гунны, огузы и др. основали и обжили на этой территории населённые пункты, создали многочисленные памятники материальной культуры, их следы видны в древнетюркских захоронениях с многочисленными надгробными памятниками и изваяниями овнов. Политическая, этническая, социальная история азербайджанцев, их культура не могут быть восприняты в отрыве от территории Западного Азербайджана, являющегося составной частью общего исторического пространства, где шло формирование азербайджанского народа, становление его государственности. Вплоть до 1827 г. территория, ныне именуемая Арменией, за исключением периодов владычества иноземных империй, всегда входила в состав азербайджанских государств. С захватом Россией в 1827 г. Иреванского ханства (возникло в 1747 г.), государственного образования в Западном Азербайджане, в истории этого региона и его основного этнического компонента – азербайджанских тюрок начался новый этап, полный трагедий, лишения государственности, притеснения, депортаций, геноцида и полного выселения с исторической родины.

Лишённые, как указывалось выше, своей государственности, армяне начали расселяться в разных частях мира. Они обосновались в Иране, Византии, Киликии, Италии, Франции, Крыму, Польше, Украине и других странах. В XV в. армяне стали активно проникать на земли Западного Азербайджана – территорию, которую ныне занимает Республика Армения. В этот период Западный Азербайджан входил в состав азербайджанского государства Гарагоюнлу (1410-1468) и именовался областью Чухурса´д. (По некоторым данным, название области Чухурса´д связано с обитавшими здесь ещё в VII в. до н.э. сакскими племенами, имевшими тюркское происхождение. Первоначально эта территория именовалась Сака Юрду – Сака Чухуру (Страна саков), а в средние века стала называться «Страной Чухурса´д». По другой версии, название области Чухурса´д могло дать племя са´дли, входившее в племенной союз Гарагоюнлу. Этноним «са´дли» происходит от имени правителя Чухурса´да Эмира Саада, жившего в конце XIV – начале XV вв. В 1441 г. правитель государства Гарагоюнлу Джаханшах разрешил перевести центр армянских католикосов из киликийского города Сис в Западный Азербайджан, а именно – в располагавшийся на территории Чухурса´дской области монастырь Учкилсе (Учмюеззин, совр. Эчмиадзин). Что касается Учкилсе (Учмюеззина), то это древний албанский монастырь. В переводе с азербайджанского языка Учкилсе обозначает «Три церкви», а Учмюеззин – «трое читающих азан». Армяне исказили исконное название храма, введя в оборот слово Эчмиадзин.

Благодаря покровительству правителей государств Гарагоюнлу и Аггоюнлу (1468-1503) Учмюеззин превратился в религиозный центр армян, своего рода плацдарм для григорианского миссионерства. Если до 1441 г. у армян в Чухурса´дской области не было ни одного селения, земельного владения, то после перенесения центра армянского католикосата в Учмюеззин армянская церковь стала ускоренно скупать земли у местного населения – азербайджанских тюрков. Скупая селения, армяне стали создавать постоянные поселения на азербайджанских территориях, строить новые церкви. Дополнительным источником доходов стало получение в первой четверти XVII в. разрешения на сбор налогов с населения Учмюеззина, доход с которых принадлежал католикосу. К месту будет указать, что названия сёл, перешедших в руки армянского католикоса, имели азербайджанское происхождение: Ошаган, Масдара, Кираджли, Мугни, Дибекли, Кешишкенд, Яйыджи, Чашырлы и т.д.

В 1501 г. образовалось централизованное азербайджанское государство Сефевидов. В административном отношении оно делилось на беглярбекства – провинции. Одним из беглярбекств стало Чухурса´дское с центром в городе Иреван.

Топоним Иреван (в русских источниках XIX-начала ХХ вв. Эривань, ныне Ереван – столица Республики Армения) образовался от использовавшегося в тюркских языках слова «ир», что означает солнечная сторона горы, волнообразная горная вершина и персидского «ван» - место. В азербайджанской историографии принято связывать название города с именем его основателя Ревангулу хана – полководца сефевидского шаха Исмаила I (1501-1524). Русский ученый Иван Шопен упоминал, что название Иреван восходит к персидскому Реван (быстроток).

Армянская историография на протяжении вот уже многих столетий представляет историю Иревана как древнего армянского города. Французский учёный-ориенталист Сен-Мартен, ссылаясь на армянского историка Моисея Хоренского, утверждал, что название Иревана происходит от слова Ервандаван, т.е. место разбития Ерванда I, который, похитив престол Армении от родственника своего, Арташеса, был на этом месте разбит. Однако И.Шопен доказал ошибочность утверждения Сен-Мартена, ибо текст М.Хоренского указывал совсем на другое место поражения Ерванда. По И.Шопену, это место находилось не в Иреване, а в Талинском магале (округе). Русский исследователь подверг сомнению и другую версию армян о названии Иревана. В связи с этим он пишет: «Армяне производят это имя от того, что после потопа Ноя, увидев от Арарата противоположную сторону долины, очищенной от вод, назвал её Еревули, то есть – высохло: но в таком случае это название принадлежало бы не Эривани, а всем местам, находящимся выше, которые должны были ещё прежде высохнуть [ибо место расположения Иревана изобилует водами – Ред.]».

Кульминацией армянской фальсификации названия Иревана является его отождествление с древнеурартской крепостью Эребуни. Претендуя на не принадлежащее им наследие Урарту, армяне не только идентифицировали исконно азербайджанский топоним Иреван с урартским Эребуни, но и отметили в 1968 г. 2750-летие Еревана. В 1950 г. при раскопках на юго-восточной окраине Еревана археологам удалось обнаружить клинописную надпись, свидетельствующую о возведении там царём Аргишти урартской крепости Эребуни в 728 г. до н.э. В начале 1950-х гг., когда велась борьба с армянским национализмом, упоминание о раннем независимом государстве на территории Армении оказалось несвоевременным, и большой огласки оно не получило. Об уникальной находке вспомнили после событий 1965 г., когда в Армении развернулась мощная кампания, посвящённая 50-летию т.н. геноцида армян в Османской империи. Находка 1950 г. стала основанием для объявления Еревана одним из древнейших городов мира и празднования его 2750-летней годовщины. Как пишет В.Шнирельман, «…никакой прямой связи между археологическим открытием и состоявшимися позднее празднествами не было. …Однако на территории Еревана так и не удалось обнаружить культурный слой урартского времени; о последнем там говорят лишь отдельные случайные находки».

Управление Чухурса´дским беглярбекством находилось в руках назначаемых шахским правительством эмиров тюркского племени устаджлу, ветвь которого получила земельные пожалования в этой области. Первым беглярбеком Чухурса´да был упомянутый в связи с событиями 1538 г. Бедр-хан Устаджлу, затем его преемники – Шахкули-султан, Мухаммед-хан Тохмак и др. В XVII в. управление Чухурса´дским беглярбекством находилось в руках тюркского племени Агджагоюнлу Каджар – той ветви каджаров, которая до образования Сефевидской державы находилась в составе Аггоюнлу.

Чухурса´дское беглярбекство охватывало большую часть Западного Азербайджана. С начала XVII в. в состав беглярбекства входил Нахчыван. С XVI в. по первую четверть XVIII в. включительно границы Чухурса´дского беглярбекства были стабильными, его земли располагались по обеим сторонам реки Араз, при этом большая часть находилась на левобережье.

Как видно, неопровержимые факты свидетельствуют, что территория нынешней Армении на протяжении многих столетий являлась составной частью исторических земель Азербайджана, управлялась азербайджанскими правителями. Самым же главным является то, что первоисточники подтверждают факт численного превосходства азербайджанского тюркского населения в регионе. Европейские и турецкие путешественники XVI-XVII вв., османские официальные источники XVI-XVII вв. сообщают, что азербайджанские тюрки составляли большинство населения Чухурса´дской провинции и, прежде всего, Иревана. Согласно информации турецкого путешественника Эвлии Челеби, в середине XVII в. в Иреване было 2600 домов, т.е. 10000-12000 жителей, азербайджанцы составляли более половины населения. По сообщению французского путешественника Жана Шардена, во второй половине XVII в. в Иреване насчитывалось около 800 домов (приблизительно 4000 человек) и все жители были «чистокровными сефевидами».

Посетивший Иреван в начале XVIII в. представитель ордена иезуитов Монье писал: «Город, в котором гораздо больше садов и виноградников, нежели домов, окружён двойными крепостными стенами. Четвёртая часть города – армяне». Этот факт подтверждал и академик Ашот Иоаннисян: «Армяне составляют четвёртую часть населения города Еревана, а азербайджанцы – большинство».

Ни в одном источнике указанного периода не приводятся свидетельства компактного проживания армян на территории Западного Азербайджана. Исключение составляет армянская историография, упорно пытавшаяся доказать обратное. Основным аргументом армянских авторов являются два тезиса: 1) армяне были аборигенными жителями края, 2) осуществляемые османскими и сефевидскими правителями в XVI-XVII вв. притеснение и изгнание армян со «своих земель» привели к численному превосходству азербайджанцев в Иреване и в целом в Западном Азербайджане. Опровергать первый тезис не имеет смысла, так как выше было обосновано, что армяне – пришлый элемент на Кавказе и территория их нынешнего государства вплоть до 1918 г. им никогда не принадлежала. Второй тезис требует более детального рассмотрения.

Все слова о том, что армяне подвергались гонениям во время османской оккупации азербайджанских земель в конце XVI-первой трети XVII в. и в 20-30-е гг. XVIII в., не выдерживают никакой критики. Как раз напротив, наиболее пострадавшим от сефевидо-османских войн и османской оккупации было азербайджанское население. Из-за принадлежности к шиитскому направлению ислама, преследуемой суннитской Турцией, азербайджанцы больше подвергались насилиям и гонениям, вынужденно покидали родные места. Подсчёты, произведённые академиком Зиёй Буниятовым и кандидатом исторических наук Хусамеддином Мамедовым на основе османского источника 1590 г., показывают, что в это время численность христиан в провинции составляла 59,1 %, а мусульман сократилась с 67,5 % до 40,9 %. В 1579 г. османская армия увела в плен из участка Шарабхана Шарурского уезда до 20000 жителей, в 1583 г., когда османская армия вступила в Шорагельский и Талинский магалы Чухурса´дского беглярбекства, местно население оставило свои земли и переселилось на летние пастбища в районе Агрыдага, а в городе Иреване и его окрестностях остались только армяне.

Очередное сокращение численности азербайджанцев в Чухурса´дской области произошло во время её оккупации османами в 1724-1735 гг. Как уже отмечалось выше, по данным на 1590 г. мусульмане (среди которых ведущее место занимали азербайджанцы) составляло 67,5 % населения области. А в 1728 г. эта цифра уже равнялась 61,2 %.    Несмотря на вышеуказанные цифры, азербайджанское население даже в самые трудные годы оккупации, в условиях, когда армяне, пользуясь удобной возможностью, овладевали землями местных жителей, продолжало преобладать в этническом составе населения Иреванской области. Наглядным доказательством сказанного являются приводимые в первоисточниках топонимы описываемого региона, абсолютное большинство которых – тюркского происхождения.

Последним азербайджанским государственным образованием на территории  Западного Азербайджана стало Иреванское ханство, образовавшееся в конце 40-х гг. XVIII в. Местных источников, специально посвящённых истории ханства, нет, тем не менее, наличие других источников позволяет воссоздать историческую картину Иреванского ханства в ракурсе интересующей нас темы – этнический состав и топонимия региона. Наиболее полным в этом отношении источником является уже упоминавшийся труд И.Шопена – автора камерального описания Армянской области, начатого в 1829 г., т.е. спустя недолгое время после падения Иреванского ханства в 1828 г. И.Шопен указывал, что в Армянской области (включающей земли бывшего Иреванского и Нахчыванского ханств) насчитывалось 1111 селений и приводил их названия. Среди этих названий нет ни одного армянского. Интерес представляют также топонимы 15 магалов, на которые делилось бывшее Иреванское ханство. Все они – тюркского происхождения: Кырхбулаг, Зангибасар, Гарнибасар, Ведибасар, Шарур, Сурмали, Даракенд-Парченис, Саотли, Талин, Сеидли и Ахсахли, Сардарабад, Карпибасар, Абаран, Дарачичаг, Гёгчай. По сведениям И.Шопена, из 115155 жителей Эриванской провинции (создана в 1849 г. на месте упразднённой Армянской области) 49875 составляли мусульмане, 20073 – армяне. Однако эти армяне были, как указывал И.Шопен, «коренные», т.е. те, которых русская администрация застала в момент завоевания Иреванского ханства в 1827 г. За счёт переселённых Россией из Ирана в 1828-1829 гг. 23568 армян и из Турции в 1830 г. 21639 армян их численность в крае резко возросла и достигла в общей сложности 65280 человек. Таким образом, в результате российского завоевания и переселенческой политики численность армян в Западном Азербайджане искусственно возросла и стала превышать численность коренного этноса – азербайджанских тюрков. Уменьшение числа азербайджанцев объясняется и другими факторами: жертвы во время военных действий, вынужденная эмиграция из Иревана после российского завоевания, а также изгнание с насиженных мест, проводимое для водворения на свободных территориях армян-переселенцев. В подтверждение приведём ещё одну цифру из И.Шопена: из 521 населённого пункта в бывшем Иреванском ханстве 310 деревень были покинуты жителями-азербайджанцами. По подсчётам авторов книги «Иреванское ханство. Российское завоевание и переселение армян на земли Северного Азербайджана», эти 310 селений покинули около 38750 человек.

Данные о численности армян-переселенцев из Ирана и Турции подтверждает ещё раз тот непреложный факт, что массовое заселение армян на исконно азербайджанские земли, ныне именуемые Арменией, произошло лишь после 1828 г. Именно с этого момента армяне постепенно стали в количественном отношении превалировать над азербайджанским населением. По признанию западного историка армянского происхождения Дж.Борнотьяна, в Иреванском ханстве «нет никаких свидетельств о преобладающем или даже одинаковом числе армянского населения во время персидского правления (Дж.Борнотьян, как и все армянские историки, считает Иреванское ханство персидским, умышленно искажая факт создания этого государственного образования тюркско-азербайджанской династией и проживания в Иреване преимущественно азербайджанцев - Ф.Д.) …только после эмиграции тысяч мусульман и прибытия примерно 45000 армян (после 1828 г.), христианское население этого ханства значительно увеличилось».

Русский исследователь начала XX в. Николай Шавров привёл исчерпывающую характеристику этнического состава земель нынешней Армении: «…После окончания войны в 1826-28 гг. в продолжение двух лет, с 1828 по 1830 г., мы переселили в Закавказье свыше 40000 персидских и 84000 турецких армян и водворили их на лучших казённых землях в губерниях Елизаветпольской и Эриванской, где армянское население было ничтожно, и в Тифлисской – в Борчалинском, Ахалцихском и Ахалкалакском уездах. Для поселения им было отведено более 200000 десятин казённых земель и куплено было более чем на 2000000 руб. частновладельческих земель у мусульман. Нагорная часть Елизаветпольской губернии и берега озера Гокчи заселены этими армянами. Необходимо иметь в виду, что из 124000 армян, официально переселённых, переселилось сюда и множество неофициальных, так что общее число переселившихся значительно превышает 200000 человек». Н.Шавров замечает, что из 1,3 млн. армян, проживавших на Южном Кавказе, более 1 млн. не являются коренными жителями, а поселены Россией.

Данная характеристика, основанная на реальных оценках, лишённая субъективизма и фальсификаций, отражает истинную картину: азербайджанцы, жившие на землях Иреванского ханства (1747-1828) – Армянской области (1828-1849) – Эриванской губернии (1849-1918) – Армянской Республики (1918-1920) – Армянской Советской Социалистической Республики (1920-1991) являлись коренными жителями этого края, тогда как армяне, вопреки всем попыткам доказать их автохтонность на Кавказе, являются в подавляющем большинстве переселенцами.

Источники конца XIX – начала XX вв. свидетельствуют, что, несмотря на активное переселение в Эриванскую губернию и Зангезурский уезд Елисаветпольской губернии (ныне составляет территорию Армении), армяне не смогли добиться численного превосходства. Приведём несколько примеров для наглядности. В Эриванской губернии в 1891 г. из 661, 6 тыс. человек азербайджанцы составляли почти 270,4 тыс. человек (41 %), в 1893 г. – 276 тыс, в 1897 г. – около 313 тыс. человек. В 1897 г. население Зангезурского уезда насчитывало более 142 тыс. чел., из них азербайджанцы составляли 71,2 тыс. (50,1 %), а армяне – 63,6 тыс. человек (44,8 %).

По приведённой ниже таблице, отражающей национальный состав населения Эриванской губернии на 1 января 1916 г., можно увидеть, что численность армян преобладала над азербайджанцами (59,79 % против 37,77 %). Однако, если брать соотношение по уездам, то в трёх из семи уездов азербайджанцы численно превалировали над армянами, а в одном уезде, Иреванском, армяне преобладали, но незначительно.

 

Уезды Мусульмане Армяне Прочие Всего
численность % численность % численность %
Шарур-Даралагёзский 60183 66,7 29165 32,3 902 1,0 90250
Сурмалинский 66370 63,6 32686 31,2 5735 5,2 104791
Нахчыванский 81708 59,0 54209 40,0 942 1,0 136859
Иреванский 93544 45,5 106933 52,0 5140 2,5 205617
Ново-Баязедский 54085 28,7 129347 68,5 5427 2,8 188859
Эчмиадзинский 52081 31,0 115026 68,6 679 0,4 167786
Александропольский 15152 6,7 202505 90,0 8423 3,3 226080
В целом по губернии 423123

(в т.ч. 36500 курдов-мусульман)

37,77 669871 59,79 27248 (в т.ч. 12624 курдов-езидов

 

2,44 788342

 

Что касается статистических данных по Зангезурскому уезду, то к 1 января из 224197 жителей уезда азербайджанцы составляли 99331 (44,3 %), армяне – 123148 (54,9 %) человек.

Первой массовой этнической чистке на своих исконных землях западные азербайджанцы подверглись в 1918-1920 гг., в период существования Армянской Республики. Параллельно с развязанной против Азербайджанской Республики войны за «спорные территории», армянское правительство развернуло масштабную акцию по физическому уничтожению азербайджанцев, их вытеснению с территории Армении. Какую участь уготовило западным азербайджанцам армянское правительство, явствует из сообщения на имя министра призрения Азербайджанской Республики уполномоченного Министерства в Армении Теймур бека Макинского (11 февраля 1920 г.): «Кровавые события в Эриванской губернии, начавшиеся в феврале 1918 г. и продолжавшиеся вплоть до настоящего времени, привели к тому печальному результату, что многочисленное, почти полумиллионное мусульманское население этой губернии, за исключением мусульман Нахичеванского уезда Шарурского участка, части 2-го и 3-го участков Сурмалинского уезда и Зангибасарского района, превратились в абсолютных бедняков. Они потеряли свой движимое и недвижимое имущество, скот и сельскохозяйственный инвентарь. В уцелевших районах мусульман не более 200 тыс. душ. Изгнанная огнём и мечом со своих насиженных мест, будучи оторванной от земли, эта масса мусульманского крестьянства не раз подвергалась в течение двух последних лет разгрому со стороны армянских банд и влачит жалкое голодное существование.. Большая и притом самая трудоспособная часть этого крестьянства погибла в кровавой борьбе и уцелела, главным образом, нетрудоспособная и беспомощная: женщины, дети и старики. Женщины большей частью вдовы, а дети – сироты. Не получая необходимой помощи в достаточной мере, они гибнут тысячами от голода, холода и болезней… В настоящее время невозможно установить, какая часть из этих трёхсот тысяч мусульман погибла. Не без преувеличения можно сказать, что число погибших достигает 100-200 тыс. душ. Из уцелевших около 50 тыс. душ переселились в Азербайджан. Есть и такие, кто переселился в Турцию и в Макинское ханство».  В результате, по данным исследователей, к концу 1919-началу 1920 г. были совершенно очищены от мусульман (азербайджанцев и курдов) Ново-Баязедский, Эчмиадзинский, Иреванский уезды. В общей сложности во всей Эриванской губернии было опустошено около 300 мусульманских селений с числом населения 250 тыс. человек.

Очередную трагедию западные азербайджанцы пережили в 1948-1953 гг., когда по решению И.Сталина была осуществлена их насильственная депортация в Азербайджанскую ССР. По официальным данным, в указанный период из Армянской ССР в Кура-Аразскую низменность Азербайджанской  ССР  было  переселено  11914 хозяйств  (53000  человек). Люди покидали свои дома, оставляя значительную часть нажитого годами имущества, их расселяли в равнинных районах, климатические условия которых многие не могли перенести. Как отмечает исследователь Ильгар Нифталиев, «...даже когда переселенческая кампания утратила свой накал, постепенный, медленный исход азербайджанцев, почувствовавших во всей полноте второсортность своего положения в Армении, стал неизбежным и постепенно приобрёл форму постоянной тенденции вплоть до распада СССР». C началом армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта процесс депортации, морально-психологического выдавливания азербайджанцев, проживавших на своих исторических землях, вступил в завершающую стадию. В 1988-1991 гг. из Армении в Азербайджан было насильственно депортировано 200 тыс. азербайджанцев.

Использованная литература:

  1. Армяно-русские отношения в XVIII в. Т. 2, ч. 1. Ереван, 1964.
  2. Гёзалова Н. Карабахское и Эриванское ханства в англоязычной историографии // «İrs-Наследие», №6 (42), 2009.
  3. Депортация азербайджанцев из Армянской ССР (1948-1953). Сборник документов. Баку, 2013.
  4. İrəvan əyalətinin icmal dəftəri. Araşdırma, tərcümə, qeyd və əlavələrin müəllifləri Z.Bünyadov və H.Məmmədov (Qaramanlı). Bakı, 1996.
  5. Иреванское ханство. Российское завоевание и переселение армян на земли Северного Азербайджана. Баку, 2010.
  6. Кавказский календарь на 1917 г. Тифлис, 1916.
  7. Нифталиев И. Азербайджанская ССР в экспансионистских планах армян. Баку, 2010.
  8. Нифталиев И. Депортация азербайджанцев из Армянской ССР (1948-1953 гг.) // AMEA-nın Xəbərləri. İctimai elmlər seriyası, 2015, №1
  9. Пашаев А. Что это было: геноцид или депортация? // Исторические факты о деяниях армян на азербайджанской земле. Баку, 2009.
  10. Петрушевский И.П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI-начале XIX вв. Ленинград, 1949.
  11. Челеби Э. Книга путешествия. Вып. 3. Земли Закавказья и сопредельных стран Малой Азии и Ирана. Москва, 1983.
  12. Şardən J. Parisdən İsfahana səyahət. Fransız dilindən tərcümə edəni V.Aslanov. Bakı, 1994.
  13. Шавров Н.Н. Новая угроза русскому делу в Закавказье. Предстоящая распродажа Мугани инородцам. Санкт-Петербург, 1911.
  14. Шнирельман В.А. Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье. Москва, 2003.
  15. Шопен И. Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху её присоединения к Российской империи. Санкт-Петербург, 1852.

Фархад Джаббаров,

доктор исторических наук

Abai.kz

0 пікір