33 года независимости: Казахстан узнают и признают в международном масштабе
16 декабря казахстанцы отмечают День Независимости в 33-й раз. По предложению президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева на первом Национальном курултае, 16 декабря стали отмечать как день памяти национальных героев, которые внесли вклад в обретение независимости. Как изменилась страна за 33 года независимости и что можно считать главными достижениями Казахстана – в интервью с политологом Буриханом Нурмухамедовым.
- Два года назад на Национальном курултае президент Касым-Жомарт Токаев предложил отмечать 16 декабря как день памяти наших национальных героев. Как с тех пор изменился формат празднования Дня Независимости?
- На мой взгляд, вопрос состоял не в том, чтобы заменить прежний формат празднования Дня Независимости на новый. Речь, возможно, шла о необходимости дополнить концепцию празднования и воздать дань памяти тем, кто приближал, работал на то, чтобы Казахстан стал независимым государством. Ведь принятие закона «О государственной независимости РК» в 1991 году пришлось на тот день, когда были декабрьские выступления молодежи в 1986 году.
Я думаю, что День Независимости сочетает в себе и праздник, и дань памяти, и гордость за страну – это все связано с осознанием и ощущением государства независимым. Здесь будет уместным и чествование государственных символов – флага, герба, гимна.
В одном ряду с государственным праздником Днем Независимости стоит возвращенный День Республики, который теперь празднуется как единственный национальный праздник 25 октября. Я не вижу особой разницы из-за статусов праздников. На мой взгляд, упразднение Дня Республики было неким волюнтаристским решением в так называемом процессе «елбасизации», который начался в 2008-2009 году и с которым связаны некоторые негативные моменты в недавней истории Казахстана.
- 16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». Каковы суть и значение этого закона?
- Можно считать, что этот закон подвел итог предыдущего этапа развития Казахстана как в рамках Российской империи, а в последующем - в рамках Советского Союза, поскольку через некоторое время, 25 декабря 1991 года, провозгласили распад СССР и создание Содружества Независимых Государств (СНГ). Суть этого закона в том, что Казахстан встал на путь самостоятельного суверенного развития. Страна в целом – и простой народ, и элиты - пришли к пониманию, что дальнейшее развитие должно происходить в рамках независимого государства. В этом заключается значение закона о государственной независимости.
Надо признать, что принятие этого закона тоже было непростым, нельзя сказать, что он был однозначен: в обществе были различные общественно-политические силы, которые смотрели по-разному на будущее и перспективы развития Казахстана. Однако тот факт, что закон был принят и единогласно поддержан, говорит о том, что понимание необходимости двигаться дальше самостоятельно стало широким, общепринятым. И очень важно, что сам процесс прошел максимально мирным путем.
- Бурихан Жолбарысович, что вы вкладываете в понятие независимости?
- На мой взгляд, в понимании независимости есть две составляющие: с одной стороны, независимость говорит о том, что страна больше не зависит от каких-то других государств, она провозглашает суверенитет на своей территории, она вводит собственную национальную валюту и другие атрибуты независимого государства.
С другой стороны, есть не менее важная составляющая – гражданская ответственность: мы начинаем осознавать себя гражданами этой страны и должны обладать всей полнотой гражданских прав и обязанностей. Первый такой факт - то, что мы выбрали республику и выбрали демократию. Мы не выбрали федеративное государство как форму государственного устройства, мы не выбрали царство или ханство как форму правления. Мы выбрали наиболее цивилизованные современные формы национального государства. Мы как граждане уже должны были осознавать ответственность за свою страну. Независимость дала это осознание себя гражданами своей страны.
Я думаю, что сейчас поколение 35-40-летних казахстанцев уже и не знает много об этом этапе в истории государства. У нас уже есть поколения, которые выросли при независимости, они считают ее естественной, они не проходили через борьбу за эту независимость. Тем не менее в казахстанском обществе есть ощущение полноты независимости: у нас своя валюта, национальная экономика, символы, независимая внутренняя и внешняя политика. Казахстан - открытая страна: с более чем 30-ю странами у нас безвизовые отношения, казахстанцы могут много путешествовать, открывать для себя мир, а для мира открывать Казахстан. При всей существующей критике, у нас есть признание государственных, политических, демократических институтов: той же судебной ветви власти, парламента и т.д. В совокупности это все дает понимание, что мы не стали «failed state» или несостоявшимся государством.
- По словам президента Токаева, в единстве и согласии мы смогли построить новое государство – это наше главное достижение. Чего, по вашему мнению, мы достигли за 33 года независимости? Что вы считаете главными достижениями Казахстана?
- К главным достижениям я причисляю то, что у нас работающая рыночная экономика и достаточно высокий уровень ВВП, устойчивые государственные институты, сильная социальная политика и хорошая система образования. Мы построили новую столицу Астану.
Достижением можно назвать многовекторную внешнюю политику, которая исторически доказала правильность выбранного пути.
Главным достижением я считаю, что Казахстан узнают и признают в международном масштабе. Казахстан – это открытое государство, вовлеченное в глобальные процессы с признанным авторитетом на международной арене. Об этом свидетельствует Астанинский процесс по Сирии, участие Казахстана в межгосударственных структурах как ШОС, ОДКБ, Казахстан стал инициатором
Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). У нас сложились уважительные отношения с ближайшими соседями – Россией и Китаем, равноправные отношения с нашими соседями по Центральной Азии.
- Последние пять лет Казахстаном руководит президент Касым-Жомарт Токаев. Как вы считаете, какие важные преобразования он провел в стране для укрепления государственности?
- Президент наполнил реальным содержанием государственные политические институты: поправки, которые были внесены в Конституцию, восстановление Конституционного суда, введение принципа «слышащего государства», которое сейчас реализуется в формате максимально частых встреч руководителей регионов, акимов с населением. Была введена выборность акимов различных уровней – городов, районов, сел.
Я бы отметил изменения в Конституцию, касающиеся сроков президентских полномочий: один президентский срок на 7 лет; также вопросы, касающиеся усиления роли парламента по контролю за деятельностью правительства. Сделано это для того, чтобы существующие в стране институты, были наполнены реальным содержанием и работали на благо страны и граждан.
Приняли важный закон, и уже второй год подряд часть средств Нацфонда будут переводить на счета детей, которые по достижению 18-летнего возраста могут иметь определенные доходы. Это реализация принципа Конституции Казахстана о том, что земля и ее недра принадлежат народу.
Поскольку Касым-Жомарт Токаев - профессиональный международник, занимался внешней политикой, то за последние три года очень много сделано для того, чтобы достойно и активно представлять Казахстан на международной арене. Провозглашение двух концепций «активного нейтралитета» и «роли средних держав для поддержания международной безопасности» - это важное, что сделал президент Токаев.
Abai.kz