Нурлан Амрекулов. Обращение к народу Казахстана
Прошло почти 18 лет, как Казахстан обрел суверенитет. Однако, вопреки ожиданиям, жизнь казахов стала хуже, чем прежде. И главная причина - это приниженность и размытость национального самосознания казахов. Века колонизации надломили гордый дух воинов-кочевников, некогда покоривших почти всю Евразию. Оседание казахов на землю, вытеснение кочевой цивилизации и культуры, утрата языка, катастрофический повальный голод, истребление мыслящей элиты, превращение казахов в сельское меньшинство и ядерный геноцид добили и размыли их. И даже получив сверху суверенитет, мы все еще не оправились, не стали свободными людьми, хозяевами своей страны и судьбы. Как же вырваться из многовековой инерции колониального прошлого, рабского самоуничижения, беспамятства, бессилия, национального безволия и отчаяния?
Прошло почти 18 лет, как Казахстан обрел суверенитет. Однако, вопреки ожиданиям, жизнь казахов стала хуже, чем прежде. И главная причина - это приниженность и размытость национального самосознания казахов. Века колонизации надломили гордый дух воинов-кочевников, некогда покоривших почти всю Евразию. Оседание казахов на землю, вытеснение кочевой цивилизации и культуры, утрата языка, катастрофический повальный голод, истребление мыслящей элиты, превращение казахов в сельское меньшинство и ядерный геноцид добили и размыли их. И даже получив сверху суверенитет, мы все еще не оправились, не стали свободными людьми, хозяевами своей страны и судьбы. Как же вырваться из многовековой инерции колониального прошлого, рабского самоуничижения, беспамятства, бессилия, национального безволия и отчаяния?
Любой народ начинает исцеляться и возрождаться с покаяния, очищения от ошибок и грехов, особенно - перед предками.Они говорили: «олi риза болмай, тiрi байымайды». Видя в аруаках заинтересованных посредников с Богом, они взывали: «кудай ондасын, аруак колдасын!» Они знали: предки-аруаки - это ближайший исток душ и жизни потомков, что прошлое (аруак) и будущее (урпак) едины, и говорили: «Атана не iстесен, сол алдына келедi». И свято верили: вечное Небо спасает их через аруаков, помогает найти верный путь и благоденствие. Потому с родовым именем (кличем) святого аруака они и мчались на свой последний смертный бой, моля о защите и поддержке.
И мы духовно поднимемся лишь тогда, когда воздадим должное всем, кто сложил голову за нашу Независимость и благополучие. И, прежде всего - последнему казахскому хану Кенесары, ради нас погибшего вместе со всей своей родней. Можем ли мы ждать его бата, если его поруганные останки уже 162 года лежат без поминовения неизвестно где, а его череп (из которого сделали пепельницу?!) пылится на чужбине? Может ли он простить и благословить казахов, если не все племена поддержали его в неравной героической борьбе за нашу казахскую свободу? И не потух ли с ним бесстрашный волчий дух, солнце нашей степной государственности? А разве не казахи в 1974 году при реконструкции комплекса А.Яссави вывезли на свалку кости Абылая и других батыров и ханов, и до сих пор скрывают этот позор? Потеряли и осквернили прах Абылая, спасителя нашей независимости и государственности!
Есть ли у нас после всего этого право благоденствовать? Да и откуда ему взяться, если мы как народ не бились и не гибли за суверенитет, а получив его сверху, быстро разменяли на деньги (взятки) и личные состояния? Можем ли мы иметь свое национальное государство, достоинство и честь, если боимся даже назвать и помянуть всех жертв декабрьского восстания? А разве не их юными жизнями и реками крови оплачена наша сегодняшняя Независимость и Честь? Разве не их массовая жертвенность заставляет Всевышнего все еще хранить казахов?
Признаемся же: наше жалкое положение «обслуги» на своей земле - итог наших действий и бездействий, включая наших предков, не сумевших или не захотевших отстоять Независимость под огнем пушек и передавших нам ослабленные гены. Оттуда и потянулись корни нашей покорности, малодушия, приспособленчества и шкурничества. Даже национальной катастрофе - голодомору 1920-30-х годов, уничтожившему минимум половину казахов, мы не смеем дать политическую оценку, а его жертвам не поставили даже приличного памятника. А когда пошла распродажа матери-земли, в основном протестовали (голодали) женщины, а не мужчины. И разве мы восстали как народ, когда из площади, пропитанной стонами и кровью тысяч забитых казахов, местные власти устроили торгово-развлекательный центр? А разве отстояли мы людей, осужденных на вымирание в урановых лагерях за то, что посмели защитить свой очаг-Шанырак? И таких грехов, «скелетов в шкафу» на нашем счету немало. А чтобы очиститься, нужно вернуться к тому моменту, с которого и начались наши поражения, бедствия и позор, и заново прожив их и покаявшись, мы сможем освободиться от своих скелетов, не дающих нам подняться и взлететь.
Несколько лет назад группа уважаемых людей страны обратилась с ходатайством к Президентам РК и РФ, опубликованном в СМИ. В нем мы убедительно просили вернуть на родину останки хана Кене. Полгода назад уже 99 известных ученых, политиков, писателей и т.д. вторично обратились к Президенту РК. И опять безрезультатно. Осталось одно: воззвать к казахскому народу, последним остаткам его совести и чести.
Чего бы нам это ни стоило, надо пробиться всем народом к нашим духовным корням, предкам-аруакам и покаяться всем миром! Без этого покаяния нет народа, нет будущего рядом с грозными великими державами! Так, разбитые немцы нашли мужество и честно покаялись, и потому вновь поднялись, стали лидерами ЕС. Со всеми почестями захоронив останки убитого царя и лидеров белого движения, Россия восстановила свою историю и национальное единство. Покаявшись, надломленная и разграбленная Россия вновь обретает силы и снова поднимается как мировая держава. А маленький дагестанский народ настоял-таки перед Кремлем и вернул на родину прах своего героя имама Шамиля - кавказского собрата нашего бунтаря хана Кене.
Народ, пренебрегающий своими предками - бесстыжий грешник! Отчаянная борьба казахского великомученика Кене, подобно И.Христу отдавшего всего себя ради нас, нашей независимости, сознательно выбравшего смерть вместо позорного рабства - высочайший образец мужества и патриотизма, вечный вдохновляющий пример для нас и всех будущих поколений казахов. Наш святой долг перед ним, всеми предками и потомками - вернуть на родину его оскверненную голову и найти его тело (по данным историка Е.Валиханова, ясновидящей-целительницы Ак аны и других, лежит вблизи границы с КР). И от имени каждого казаха и каждого казахского рода (а еще лучше - и от имени всего кыргызского народа) принеся соответствующие жертвы - молча попросить прощения у аруака. Только вернувшись в прошлое, когда дрогнул казахский народ и отшатнулся, бросил своего избранного «природного хана», обрек его и 19 султанов-чингизидов на унижение, мучительную казнь и смерть, мы и каждый казахский род искупит свою вину, очистится от позора и выпрямится, исцелится от тяжкой травмы, нанесенной тогда нашему национальному достоинству и чести. И после акта прощения и братания аксакалов казахских с аксакалами кыргызских родов, завернув останки хана Кене в наше Знамя небесных тюрков, с молитвой в сердцах, со всеми воинскими почестями, под оружейные и орудийные залпы, с трансляцией по всем телеканалам и звуки нашего Гимна - торжественно предать родной земле последнего казахского хана у подножия Улытау, в сакральном геополитическом центре страны. Там могилы Алаша и Жошы ханов, великих объединителей и основателей тюркских народов и государств.
По информации, полученной свыше Ак Аной, «пока голова хана Кене не воссоединится с телом и родной землей, до тех пор казахи не объединят головы», не обретут сил и разума, чтобы подняться над рознью и стать единой нацией. В борьбе за власть и деньги мы будем раскалываться на жузы, племена и роды, отталкивать и подсиживать друг друга. И который век над нами будет довлеть проклятие разделения на жузы! И который уже век нас будут грабить и править и извне! Не став едиными внутри себя, не покончив с рознью и трайбализмом, негласным неравенством родов и жузов, как можем мы стать цивилизованным современным народом, нести другим равноправие, справедливость и свободу? Не объединившись сами, как можем мы, казахи, объединить всех казахстанцев?
На народные деньги там, в общетюркской святыне-Улытау, и должен быть сооружен Пантеон борцов за Независимость Казахстана, начиная с ханов, батыров и лидеров Алаш-Орды, позабытого героя Жумабека Ташенева (спасителя почти половины территории Казахстана!) и кончая забытыми и преданными нами безымянными героями Желтоксана. Список их может определить лишь сам народ и его аксакалы, но не придворные, а честно избранные народом от каждого рода и племени.
Наш следующий долг - найти и там же захоронить останки казахских батыров и ханов, остающихся в некрополе А.Яссави и выкинутых оттуда. Методами ДНК-анализа надо сравнить их с ДНК живых потомков хана Есима, Абылая, Жангира, Богенбай батыра и Жанибек-тархана. Если же не удастся идентифицировать все кости - торжественно захоронить их там же, в братской могиле, заложив навеки единство ханов и народа.
Не должно быть «ак» и «кара» суек, «старших» и «младших» жузов! Есть личности, лучше и больше всех служащие народу. Самые талантливые и мудрые из них и должны управлять государством, какого бы рода-племени они ни были. Лишь так мы станем современным и достойным народом. И как народ, и как индивид - только так мы восстановим связь со своей историей, духом утраченного степного государства, своими предками и Богом. Только так (и никак иначе!!!) очистимся мы от мерзости рабского прошлого и окрыленные духом - поднимемся с колен, и, наконец, пойдем вперед.
Братья-казахи! Будущее имеют лишь народы, уважающие себя, своих предков и готовые умереть за свою Свободу. Удел же малодушных - прислуживать сильным. Убеждены: первый шаг на пути нашего очищения, исцеления, национального объединения и подъема - это всенародное движение за возврат головы последнего казахского государя. Ее возврат - это и есть наша национальная идея, святая обязанность и долг! Это абсолютно необходимый акт восстановления нашего человеческого и национального достоинства. Это акт воссоединения народа с духом автохтонного государства и возобновления нашей свободной (доколониальной) истории. Это акт личного покаяния и освобождения, акт воссоединения казахов с самими собой как извечно «вольным народом», несокрушимой мощью героических предков, отстоявших и подаривших нам девятую территорию мира. Акт нашего высвобождения потому, что в лице хана Кене наши вольные предки погибли, но ушли в вечность с гордо поднятой головой, не сломленными, не дрогнув и не покорившись! И в приобщении к святому бунтарскому духу воина-хана Кене, нашему сегодняшнему общенациональному кличу-урану, в продолжении его дела-завета - залог и гарантия нашей вечной Свободы, будущего возрождения и подъема. Вернуть и возродить дух хана Кене, поднять растоптанное знамя предков - значит возродить нашу Честь, наше Величие, Достоинство и Свободу! А что в этой жизни может быть ценнее и важнее?
Исполнить свой святой долг - значит пробудить от вековой колониальной спячки трусливых обывателей-манкуртов. Это акт нашего очищения и трансформации в ответственных граждан-мужей, берущих судьбу государства в свои мозолистые руки. Такого открытого, честного и справедливого государства, которое станет святой отчизной для всех сограждан, ныне прозябающих на обочине, неясном статусе «диаспор».
Время формального, спущенного сверху суверенитета тает. Падать и отступать дальше некуда! Казак, оян! Остро нуждается в очищении и укреплении наш оплот и святыня - государственность, которую по частям растаскивают великие державы и олигархи, размывают всеобщее беззаконие и воровство. Нуждается в народной поддержке борьба с коррупцией и расхитителями казны. Ждет системной помощи вымирающий аул - колыбель нашей культуры, источник нашего развития и роста. Надеются на нас братья-уйгуры, ассимилируемые китайским Колоссом. Чтобы выжить, нужно сплотиться всем народам Центральной Азии и РФ. Уже сейчас надо поворачивать на юг воды Сибири, поскольку к 2030 году растают ледники Центральной Азии и мы останемся без воды, рек и озер. А если тюрки и славяне не будут объединяться и свободно мигрировать, как в ЕС, то вся Сибирь и Степь станут китайскими, а мы растворимся в китайском Колоссе-океане.
Все эти неотложные проблемы не решить сверху, без объединения степняков, всех тюрков и евразийских народов. В этот переломный момент нашей истории каждый муж-казак должен сказать: «Хватит! Государство - это я и все мы вместе!» В этом акте восстановления поруганной национальной чести и достоинства должен участвовать каждый ер-азамат, каждый род и племя. Ибо, и тогда, в момент гибели хана Кене и нашей гибели как государствообразующего независимого народа, и сейчас - мы все еще осознаем и подразделяем себя как адайцы, аргыны, дулаты или найманы. Да и само степное казахское государство и сам народ-«казак» всегда были «народом-войском», «собранием воинов-мужей», Договором самоуправляемых родов и племен, прямым делом каждого воина-номада. В этом всенародном движении голос и вклад самого маленького человека и рода (неважно, был он тогда рядом с Кене или не был), должен быть услышан и зачтен, одобрен их аруаками. Тогда на небе и земле, в наших душах и сердцах вновь оживет и воссияет наша дружная соборная государственность как «общее Дело» ответственных «смелых мужей».
Чтобы начать действовать как сознательный, государствообразующий народ, нужно созвать в аулах и городах курултаи мест, родов и племен, чтобы избрать самых достойных представителей, собрать подписи под ходатайством к властям РФ и необходимые финансовые средства. Дело чести собрать минимум миллион подписей (с указанием ФИО, адреса, № удостоверения и телефона) и передать их в Оргкомитет, который и отправит народных послов к руководству РФ. Собранные же деньги лидеры и аксакалы местных общин, родов и племен должны передать в общеказахский фонд. Они же и должны учредить его, чтобы решать указанные задачи и отчитываться перед народом. Каждый казах и казашка, которым дороги понятия «казак», «свобода» и «честь» должны внести минимум по тысяче честно заработанных тенге. Тогда собранных средств хватит на их решение, а самое главное - каждый нынешний казах, где бы он ни жил, заслужит моральное право иметь национальное Государство, ибо сознательно, сам положит свой маленький кирпичик в его основание.
Нужно провести международную конференцию совместно с кыргызами, узбеками и россиянами, издать архивные материалы, снять полномасштабный фильм о героической борьбе хана Кене. Фильм, который поднимет с колен самого трусливого обывателя. Ибо, когда пел свою предсмертную песню хан Кене, плакали все его враги! И, наконец, мы, в лице легитимно избранных местами и родами лидеров и аксакалов, должны обсудить и затем решить, называть себя казаками, кассаками или же казахами. Так мы покончим с рабским прошлым, определимся сами, кто мы такие есть и станем новым народом. Так османлы, назвав себя «турк ие», стали новым народом, хозяином своей страны.
Мы обращаемся ко всему казахскому народу, его аксакалам и лидерам, как внутри, так и вне Казахстана. Ими станут те, кто делом и всей душой откликнется на наш призыв, неважно, богат он или беден, стар или млад. Обращаемся и к землякам-кокшетауцам и сородичам хана Кене. Мученически погибнув за народ, он во многом обелил ошибки и вину сородичей-чингизидов, которым народ тогда вручил свою судьбу. Кому как не Вам, землякам и сородичам, быть застрельщиками этого святого дела?
Возрождение народа начинается с возрождения его основ - родной истории, традиций, большой семьи и рода. Родина и честь народа начинается с братства и чести Рода! Начнем же это великое дело со своей большой семьи, малых и больших родов и племен. Докажем, что мы, казахи, не жалкая толпа, дерущаяся за подачки сверху, а сплоченный и благородный народ! Изберем лучших носителей чести и мудрости каждого рода и племени - Аксакала, Лидера-организатора и Казначея. Они и должны перед лицом аруахов и всех потомков взять всю ответственность на себя и поднять честь своего рода и народа, начать решать поставленные проблемы.
Чудес не бывает. Только объединяясь и помогая друг другу выживать в наше нелегкое время, поднимая растоптанную диким рынком родовую честь и солидарность, мы вновь, как в былые времена степной демократии, научимся быть сознательным народом-хозяином, решающим свои проблемы сам, не ожидая подачек сверху. Иного пути просто нет. Ныне пассивность - это безответственность, малодушие и предательство! Она неумолимо ведет к смуте, раздорам и межэтническим столкновениям, хаосу и распаду государства. Тогда нас проклянут все предки и потомки!
В этот судьбоносный час испытаний на прочность и единство, мы обращаемся ко всем казахстанцам. Надеемся: Вы верно поймете и поддержите нас! Делить нам нечего, у нас общая родина-Степь, нелегкая история и судьба. Мы не хотим возвысить казахов за счет других, подменять государство или его главу. Мы хотим (и обязаны!) решить накопившиеся за века внутренние, духовно-нравственные проблемы казахов. И если были в прошлом обиды или притеснения, мы все должны покаяться, очиститься и начать с чистого листа новую историю новой свободной страны! Будет хорошо казахам - будет хорошо всем! Будем плохо русским или дунганам - будет плохо всем нам!
Мы обращаемся ко всем хозяевам и редакторам СМИ с просьбой довести наше Обращение и призыв до каждого казахстанца, до самого отдаленного аула. Только так Вы подтвердите свой патриотизм, право быть истинным степняком.
В это нелегкое время мы обращаемся и к олигархам, банкирам, мелким и крупным бизнесменам всех этносов - некогда Вы по дешевке получили народное достояние, поднялись и обогатились. А Ваших предков казахская степь приютила и обогрела, отдала последнее в тяжелую годину. Пора платить добром за добро, возвращать долги народу, внести свою лепту в его и свое достойное будущее. Так Вы продемонстрируете солидарность с народом-автохтоном, а Ваши лидеры и старейшины (будь то русских или немцев, уйгур или корейцев) войдут в Совет фонда, наравне со всеми казахскими родами (а их не меньше 130). Так всегда было и будет в Степи, бывшей не только местом ссылки бунтарей, но и последним оплотом казачьей вольницы, родиной всех «вольных смельчаков». Так, на равноправной и честной основе сформируется новый народ-казак, единый народ-степняк. Лишь вместе мы сможем проложить путь к свободе, единству и равноправию народов, братству и счастью всех людей!
Амрекулов Нурлан, член «Халык Кенесi»