Айдос САРЫМ. Не реванш, а возрождение
Не совру, если скажу, что ни один вопрос в стране не вызывает такую бурную реакцию в прессе и Интернете, как языковой. Эмоции бьют через край, а оппоненты даже не пытаются ограничить себя какими-то этическими пределами. Дискуссия эта идет давно, но пока мало попыток все спокойно осмыслить и разложить по полочкам. И сегодня, когда начался процесс рассмотрения новой языковой программы на 2011-2020 годы, мне кажется, пришло время отделить мух от котлет.
 Начнем с самого начала. Первое. Нередко приходится слышать мнение:  	"Зачем это нужно? Разве не хватает других проблем?" Скажем  так, проблем будет хватать всегда. Решим одни, найдутся другие. Но  вопрос развития и становления казахского языка как государственного -  вопрос институциональный. Если мы договорились о том, что строим  независимое государство, то мы обязаны сделать все, чтобы казахский язык  стал государственным. Мы же не спорим о том, нужны ли нам армия или  нацвалюта? Если признается то, что существует независимое государство -  Республика Казахстан, должно признаваться в нем и наличие госязыка со  всеми вытекающими последствиями. Признание этого самоочевидного факта и  должно стать одним из условий общенационального консенсуса.
Не совру, если скажу, что ни один вопрос в стране не вызывает такую бурную реакцию в прессе и Интернете, как языковой. Эмоции бьют через край, а оппоненты даже не пытаются ограничить себя какими-то этическими пределами. Дискуссия эта идет давно, но пока мало попыток все спокойно осмыслить и разложить по полочкам. И сегодня, когда начался процесс рассмотрения новой языковой программы на 2011-2020 годы, мне кажется, пришло время отделить мух от котлет.
 Начнем с самого начала. Первое. Нередко приходится слышать мнение:  	"Зачем это нужно? Разве не хватает других проблем?" Скажем  так, проблем будет хватать всегда. Решим одни, найдутся другие. Но  вопрос развития и становления казахского языка как государственного -  вопрос институциональный. Если мы договорились о том, что строим  независимое государство, то мы обязаны сделать все, чтобы казахский язык  стал государственным. Мы же не спорим о том, нужны ли нам армия или  нацвалюта? Если признается то, что существует независимое государство -  Республика Казахстан, должно признаваться в нем и наличие госязыка со  всеми вытекающими последствиями. Признание этого самоочевидного факта и  должно стать одним из условий общенационального консенсуса.
 Второе. Надо избавляться от многочисленных стереотипов (во многом  ложных, а частью просто оскорбительных), которые накапливались все эти  двадцать лет, а то и больше. Признаемся, казахский язык сейчас не может  составить конкуренцию русскому или английскому языкам в целом ряде сфер.  Это факт. Но данный факт ничуть не умаляет его права быть  государственным! Не отказывает же никто в таком праве чешскому,  грузинскому, тайскому и иным языкам только на основании их якобы  недостаточной конкурентоспособности по сравнению с китайским или  французским? Пока еще слабая функциональность языка - это не проклятие,  не приговор, а вызов казахской культуре и ее смыслопроизводителям.  Русский язык тоже не сразу стал таким, каким он является сейчас. А если  уж совсем начистоту, то и его уже не хватает для целого ряда сфер науки,  что признается ведущими учеными России. Поэтому сами казахи должны  перестать комплексовать по этому поводу, принять вызов нового времени и  усиленно работать над модернизацией языка. А русскоязычные граждане -  отбросить свои тянущиеся из прошлого предубеждения. Более того,  русскоязычные граждане, считающие себя патриотами этой страны, должны  помочь становлению казахского языка, его обогащению за счет других  языков и культур, включая прямые языковые заимствования.
 Другой сформировавшийся стереотип - о невозможности изучения казахского  языка. Люди еще не начали учить казахский язык, а у них уже стоит  психологическая преграда: нет учебников, нет преподавателей, нет  методик, да и вообще все это не нужно. Не надоела эта жвачка? Только за  последние годы выпущено 10 видов словарей общим тиражом 720 тысяч, 8  отраслевых двух- и трехъязычных словарей общим тиражом 260 тысяч  экземпляров. Есть более полусотни методик, по которым люди учатся и  научились говорить, писать и читать по-казахски. Если языку с нуля за  два года могут научиться иностранцы, то разве это не могут сделать  русские, украинцы, поляки и другие граждане нашей страны? Смогла же наша  коллега Ирина Исакина за полгода выучить язык благодаря новой языковой  программе. А чем другие хуже? Если же все время находить отговорки,  поднимать на смех каждую оговорку и ляп, но при этом ничем себя не  утруждать, то воз точно никуда не сдвинется. Я уже не говорю о том, что  процесс изучения языков обогащает людей. Казахи, владеющие русским  языком, в два раза богаче русских, владеющих только своим родным.  Знающие же английский язык - богаче втройне. 
 Третье. Нужны меры по стандартизации языка. Сразу после принятия  госпрограммы чиновники вместе с общественными силами должны сесть за  разработку нового стандарта, утверждающего уровни владения языком.  Начиная со школы должны быть четкие и понятные уровни владения языком  для каждого класса. Нужны пороги и уровни владения языком для разных  профессий. При этом сразу же надо объявить: начиная, допустим, с 1  января 2015 года все государственные служащие обязаны владеть казахским  языком на уровне таком-то. Если нет необходимости, потребности,  требований, никто за здорово живешь язык учить не станет. Соответственно  этим стандартам должны быть разработаны методики мониторинга и оценки.  Нужна мощная, разветвленная сеть платных частных и бесплатных  государственных языковых курсов, а также уполномоченные государством  центры оценки и сертификации знаний. Все это прямая обязанность  государства. Удовольствие, прямо скажем, недешевое, но обретаемая в  итоге общая гражданская идентичность того стоит.
 Четвертое. Когда мы говорим о языковой политике, все в конечном итоге  упирается в систему образования. Первым делом мы должны внимательно  проанализировать эффективность предыдущей госпрограммы на 2001-2010  годы. Очевидно, что минусов будет не меньше, чем плюсов. Главный минус в  том, что за эти годы абсолютное большинство учеников русских школ,  учивших в школе казахский язык, на выходе оказались "немыми": свободно  читать, писать, говорить на госязыке они не могут. Это провал! Поэтому  уже сегодня надо ставить вопрос о качестве преподавания казахского языка  именно в неказахской школе. Учитель казахского языка там не должен быть  пятым колесом, а сам предмет не должен профанироваться из-за слабой  квалификации преподавателя. Ну и, естественно, надо преподавать  казахский язык начиная с детских садов вне зависимости от происхождения и  национальности ребенка. Это нор-маль-но!
 Например, в Израиле дети до пяти лет могут воспитываться в какой угодно  языковой среде - хоть в русскоговорящей семье, хоть в англоязычном  детском саду. Но в пять лет родители обязаны отдать ребенка в  государственный детсад, где за год его научат понимать и говорить на  иврите, чтобы в школу он пришел готовым воспринимать знания на  государственном языке.
 Детсад и начальная школа - вот фундамент, на котором должна строиться языковая политика государства.
 А с другой стороны, наша страна не отказывается и, уверен, не откажется  от своих обязательств по сохранению языков и культуры этносов,  проживающих в Казахстане. Государство много лет финансирует деятельность  этнокультурных объединений, школ, детских садов, театров, газет. Эту  работу надо многократно усилить, чтобы наши сограждане поверили, что  развитие государственного языка - не прихоть, не реванш, не месть, а  возрождение. 
 Пятое. Наверное, самое главное. Необходимо, чтобы все мы меняли свое  мышление, мировоззрение, образ жизни, если надо, привычки. Меняться в  первую очередь должны сами казахи. Не кичиться своей  	"государствообразующей" ролью, а принимать на себя ответственность за все происходящее в стране. И за хорошее, и за плохое.
Айдос САРЫМ, руководитель Фонда Алтынбека Сарсенбайулы, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА
 
                                                                                                 