Сенбі, 18 Мамыр 2024
Жаңалықтар 4018 0 пікір 21 Ақпан, 2010 сағат 11:58

О творчестве Дидара АМАНТАЯ

Скоро на книжных прилавках появится сборник Дидара Амантая "Qarqaraly basynda" ("На вершинах Каркаралы"). Книга состоит из романа "Gulder men kitaptar" ("Цветы и книги"), повести "Men sizdi sagynyp zhurmin", 37 рассказов на казахском языке, а также эссе и стихов на русском языке.

Скоро на книжных прилавках появится сборник Дидара Амантая "Qarqaraly basynda" ("На вершинах Каркаралы"). Книга состоит из романа "Gulder men kitaptar" ("Цветы и книги"), повести "Men sizdi sagynyp zhurmin", 37 рассказов на казахском языке, а также эссе и стихов на русском языке.

Казалось бы, какое отношение эта информация имеет к нашему изданию? И все-таки имеет. Отец Дидара, Амантай Косылбеков, был сельским врачом. Долгие годы он проработал участковым педиатром в Карагандинской области, в Талдинском районе, в Карагайлы, затем прошел специализацию по инфекционным болезням и стал заведующим инфекционного отделения. Нагрузка в нем, как и во всей райбольнице, была всегда высокая, Амантай-ага считался специалистом ответственным, не раз руководство награждало его  грамотами и благодарностями, а вот коллеги, друзья ценили его за широкий кругозор и явные литературные способности. Его дар передался сыну-первенцу, правда, увидеть, как удачно складывалась его творческая биография, ему не было суждено.  По окончании школы Дидар учился в политехническом институте, отслужил в СА на Дальнем Востоке, окончил философско-экономический факультет КазГУ, факультете кино Института театра и кино им. Т. Жургенова, работал в агентстве "Хабар", возглавлял редакции газет; стал лауреатом Государственной молодежной премии "Дарын"; Независимой премии «Тарлан»,  дважды побеждал в литературных конкурсах Фонда "Сорос-Казахстан». Сейчас Дидар работает главным редактором киностудии «Казахфильм».

 

Первым книгу Д.Амантая "На вершинах Каркаралы" прочел Герольд Карлович Бельгер, и нам бы хотелось привести слова столь авторитетного литературного критика, писателя. «Ему ныне сорок. А писать начал рано. Помню, еще лет пятнадцать назад он был на устах казахской молодежи... Мое внимание привлекли его философские этюды и лапидарные литературные зарисовки о казахских и зарубежных писателях. Импонировало то, что он читающий писатель. Мне всегда казалось (и кажется), что пишущих писателей в казахской литературе много, а читающих - слишком мало. А Дидар и пишет, и читает. И читает при этом не только казахскую и русскую литературу, но исправно и увлеченно - зарубежную. И еще одна грань: он поразительно краток. Тоже неказахская черта. Казах предпочитает говорить долго, длинно, обстоятельно, издалека, от Адама и Евы, витиевато, упиваясь красноречием, нанизывая слова-словеса, как люля-кебаб, на саженный шампур. Абай заметил: "Слово казаха длиннее, чем у других наречий". Хотя из каждой строки самого Абая нынешние рыцари пера запросто выкроют повесть. У Дидара роман - сто страниц; повесть - десять, рассказ - три-четыре, литературоведческий, философский этюд - одно-два предложения. Пишет он плотно, короткими фразами, экономно, сухо, оставляя много "люфта" для разгадывания, додумывания, размышления, толкования читателя. Он не разжевывает. В прозе он философ, в философии - прозаик. Читателю он предлагает только выжимки, экстракт, суть своих раздумий и наблюдений. Он убедителен в диалогах, деталях, штрихах, нюансах. Он создает настрой. Часто овеянный печалью. Герои его - молодые люди, ищущие, сомневающиеся, легко ранимые, рефлексирующие, взыскующие. Все это я смутно чувствовал, читая лишь обрывки, фрагменты из его ранних писаний. Чем-то, отдаленно Дидар напоминал мне моего незабвенного друга Аскара Сулейменова...»

О Дидаре, как о кинодраматурге, стоит отметить особо. Вместе с Газизом Насыровым им был написан сценарий к военной драме «Кара майор» («Настоящий полковник», «Афганец»), позже их соавторами стали с  Владимир  Моисеенко и Александр Новотоцкий-Власов. Режиссер-постановщик этой картины киностудии «Казахфильм»  им. Ш.Айманова - Егор Михалков-Кончаловский. Интересен и тот факт, что прототип «Кара майора», Керимбаев Борис Тукенович, лично присутствовал на съемках и является консультантом картины. Съемки велись в Алматы, в Чарыне. Мы были свидетелями, как в районе Капчагайского водохранилища гремели взрывы, автоматная стрельба, бронетехника, летали боевые вертолеты. Снимался эпизод, в котором советские бойцы, попавшие во вражескую  засаду, доблестно отбивались от душманов. Между съемками режиссер поделился с нами своими мыслями о работе: «Особо приятно, что в условиях кризиса в Казахстане можно работать над таким не простым объемным кино! Конечно, это не «Звездные войны», но очень значимо, ведь мы снимаем не диалоги на кухне. В нашем распоряжении рота солдат аэромобильных войск. Сегодняшнюю сцену можно назвать самой опасной, сложной, масштабной...Сценарий написан по конкретным фактам из жизни реальных участников афганской войны.» По сюжету, группа кинематографов отправляется в Афганистан для съемок документального кино «По дорогам А. Македонского». Их сопровождает человек, некогда воевавший на землях Афгана и потерявший ногу в ходе боевых действий - Марат Аюмов. Он хорошо владеет фарси, знаком с местными традициями. Но никто не знает, что он служил в составе мусульманского батальона спецназа ГРУ СССР под командованием легенды афганской войны «Кара майора». Марат планирует найти могилу друга,  некогда захваченного  душманами. Сослуживцы были влюблены в одну девушку Сауле. В результате рискованной поездки сомнения Марата рассеялись, а телевизионщики  сняли совсем другое кино... В фильме снялись звезды российского и казахского кино.

Также в этом году планируется выход на экраны картины Газиза Насырова  «ФЭФ» («Философский факультет»), снятой по мотивам романа Д. Амантая «Гакку».

Зухра Табаева, газета «Новости здравоохранения», февраль, 2010 год

 

0 пікір

Үздік материалдар

Құйылсын көшің

Бас газет оралмандарға неге шүйлікті?

Әлімжан Әшімұлы 2142
Әдебиет

«Солай емес пе?»

Ғаббас Қабышұлы 2547
Қоғам

Дос көп пе, дұшпан көп пе?

Әбдірашит Бәкірұлы 2340
Ел іші...

Ұлттық бірегейлену: Қандастардың рөлі қандай?

Омарәлі Әділбекұлы 1653