Жексенбі, 24 Қараша 2024
Жаңалықтар 2176 0 пікір 16 Қыркүйек, 2011 сағат 07:24

Актуально: Социальная концепция ислама

С момента отделения ДУМК от Духовного управления мусульман Средней Азии и обретения независимости Казахстан испытал мощное воздействие различных зарубежных мусульманских школ и направлений.

С момента отделения ДУМК от Духовного управления мусульман Средней Азии и обретения независимости Казахстан испытал мощное воздействие различных зарубежных мусульманских школ и направлений.

А в условиях отсутствия собственных традиций религиозного образования и академического исследования и дальнейшей разработки догматики мы оказались в полной зависимости от зарубежных учебных и богословских центров. Студенты, отправлявшиеся на учебу в Турцию, Египет, Пакистан, возвращались в Казахстан с чужим набором знаний о сути ислама, некритически воспринимая разнообразные религиозные течения, исповедуемые в этих странах, привыкшие к другим социальным стандартам и традициям, что противоречило тому, что они встречали в Казахстане. Те, кто не мог смириться и адаптироваться к нашей, более умеренной форме исламской социальной практики, попадают в поле внимания разнообразных адептов «чистого ислама», салафизма. Зачастую они легко подвергаются идеологической обработке и вербовке в экстремистские группы, становясь ярыми сторонниками идеологии непримиримости в отношении «неправедного» (по их мнению) социального порядка.
Вместе с тем сегодня невозможно объяснить феномен терроризма и экстремизма исключительно социально-экономическими причинами и политическими требованиями. Представление о религии как «вздохе угнетенной твари» (по Марксу) безнадежно устарело. Поэтому я бы хотел обратить ваше внимание на психологическую сторону вопроса. К примеру, если попытаться обрисовать усредненный портрет последователя салафизма, то это не обязательно социально ущемленный или в экономическом отношении обделенный человек. Зачастую это достаточно респектабельные граждане, среди которых есть и бизнесмены, и государственные деятели, которые таким образом реализуют свой потенциал социального, духовного участия в современных политических, экономических и культурных процессах.
Ислам как религия мира - это глубоко фундированная социальная концепция. Но сегодня, к сожалению, очень мало ученых-улемов, которые могли бы ясно и доходчиво разъяснить суть социальной концепции мусульманства у нас в стране. Я вижу задачу нашего Агентства по делам религии не в разработке концепции умеренного ислама. Он у нас и так традиционно достаточно мягкий и толерантный по отношению к светскому государству. А скорее, в помощи ДУМК в популяризации традиционного для Казахстана суннитского ислама ханафитского толка. С моей точки зрения, также было бы целесообразным инициировать своеобразный договор между государством и религиозными организациями о согласии в отношении актуальных общественных проблем, волнующих граждан. В этом плане можно использовать опыт европейских стран. Примечателен опыт разработки социальной концепции российских мусульман Советом муфтиев России, в которой в простой и понятной форме изложена официальная позиция мусульманского духовенства практически по всем актуальным вопросам общественной жизни. Что мешает нашему ДУМК представить и широко пропагандировать свою конструктивную социальную концепцию среди верующих?
К сожалению, отсутствие конструктивной и популярной среди населения социальной программы мусульман Казахстана дает возможность активной профанации и извращения сути позитивного потенциала ислама разнообразными, в том числе и экстремистскими, религиозными группами.
В разных странах в этом отношении существуют свои ноу-хау по борьбе с экстремизмом на религиозной основе, и нам необходимо активно этот опыт изучать и внедрять конструктивные проекты. Думаю, что в этом контексте необходим широкомасштабный обмен мнениями между мусульманским духовенством стран Центральной Азии, исповедующим суннизм ханафитского мазхаба. Можно было бы инициировать подобный форум и в Казахстане, с учетом актуальности вопросов религиозной идентичности.

Айдар АМРЕБАЕВ, заместитель директора Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента

http://www.liter.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=7306&Itemid=2

0 пікір

Үздік материалдар

Сыни-эссе

«Таласбек сыйлығы»: Талқандалған талғам...

Абай Мауқараұлы 1490
Білгенге маржан

«Шығыс Түркістан мемлекеті бейбіт түрде жоғалды»

Әлімжан Әшімұлы 3257
Біртуар

Шоқанның әзіл-сықақтары

Бағдат Ақылбеков 5550