Айдос Сарым: "Я не воспринимаю серьезно сетевых психов с примитивной логикой и утробным мышлением"
Уходящая неделя для политологов Айдоса Сарым и Мухтара Тайжан выдалась, на наш взгляд, довольно жаркой. Их обвинили в сотрудничестве с властями и получении крупной суммы денег на националистическую пропаганду, а позже это было подхвачено социалистами - мол, создается ультра-правая националистическая партия. У г-на Сарым на этот счет свое мнение, которое он озвучил в интервью корреспонденту Матрица.kz.
- Айдос, экс-зять главы государства сделал очень серьезное заявление, на которое вы в Фэйсбуке дали ответ в довольно шутливой и эмоциональной форме. А если серьезно? Ведь на пустом месте не могут возникать такого рода разговоры…
- Я не стал бы называть «серьезными заявлениями» голословные слухи и вымысел, рожденный в сильно истощенном сознании Рахата Шораза. Если он серьезный человек, то наверное должен подкрепить свои слова более весомыми аргументами, документами, фактами. Этого требует элементарная логика.
Уходящая неделя для политологов Айдоса Сарым и Мухтара Тайжан выдалась, на наш взгляд, довольно жаркой. Их обвинили в сотрудничестве с властями и получении крупной суммы денег на националистическую пропаганду, а позже это было подхвачено социалистами - мол, создается ультра-правая националистическая партия. У г-на Сарым на этот счет свое мнение, которое он озвучил в интервью корреспонденту Матрица.kz.
- Айдос, экс-зять главы государства сделал очень серьезное заявление, на которое вы в Фэйсбуке дали ответ в довольно шутливой и эмоциональной форме. А если серьезно? Ведь на пустом месте не могут возникать такого рода разговоры…
- Я не стал бы называть «серьезными заявлениями» голословные слухи и вымысел, рожденный в сильно истощенном сознании Рахата Шораза. Если он серьезный человек, то наверное должен подкрепить свои слова более весомыми аргументами, документами, фактами. Этого требует элементарная логика.
Когда экс-зять опубликовал на своей страничке в Фейсбуке эту информацию, мы с азаматами на коротке обсудили и решили не придавать сколько-нибудь серьезного значения его словам. Если человек, который некогда претендовал на власть, обладал очень большой властью в стране, хочет низводить себя до уровня сетевого сумасшедшего, то это, согласитесь, не наши проблемы. В сети таких немало, и он станет или уже стал таковым.
Удивляет даже не это. А то, что эти вот персонажи, которые в свое время обладали властью, контролировали силовые структуры, обладают столь примитивной логикой и каким-то утробным мышлением.
Если тот же Шораз думал и думает, что все на свете можно купить и продать, что люди неспособны по своему почину, исходя из своих убеждений объединиться и высказать свое мнение, провести какие-то акции, то мне жаль даже не его лично, а наше общество, государство. Ведь сколько решений было принято, сколько документов разработаны базируясь на таком вот совковом, тоталитарном, пещерном мышлении чиновников и генералов?!
Метода, которая используется против меня и моих коллег давно известна и называется геббельсовской. Она проста в исполнении и не требует никакого ума: чем чудовищнее ложь, тем лучше.
Правды в ней только то, что мы действительно выступаем против российских полигонов, против гептиловых ракет на Байконуре и вообще выступаем против однобокой, нечестной, чреватой потерей Независимости интеграции с Россией. И в этой связи возникает еще больше вопросов в отношении самого вип-беглеца: на кого он работает сам? Чьи интересы для него важнее: Казахстана или России?
Что касается пресловутых тажинских 500 тысяч долларов США, то я лично готов их отдать или переписать на любого, кто сможет их физически найти или доказать, что я их получил. Господина Тажина воочию я видел в последний раз вместе с несколькими сотнями историков, обществоведов весной, когда он выступал в Евразийском университете по поводу национальной истории.
Не буду прибегать к высокому слогу и патетике, но одно скажу точно: мои действия, акции, в которых я участвую, материалы, которые пишу, продиктованы мне исключительно моими убеждениями, знаниями и опытом. Они могут кому-то нравиться, не нравиться, они могут вызывать споры и плодить слухи, но это так.
Говорить что-либо еще, оправдываться, доказывать, что я не верблюд, не собираюсь. Если против нас работают, если про нас говорят, говорят больше, чем про кого-то еще, значит мы двигаемся базово верно и в правильном направлении. Значит наша работа, наши слова востребованы, значит они не оставляют людей равнодушными. И это, по большому счету, здорово.
- Похоже, что так называемые социалисты поддержали посыл экс-зятя. Они утверждают, что создается новая националистическая партия ультра-правого толка и что вы являетесь ее главным идеологом…
- Ну с этими персонажами у нас свои долгие заочные и не только споры идейно-политического плана. Я бы не назвал этих людей социалистами, скорее всего, их можно будет поделить на леваков троцкистско-маоистского толка и леваков-утопистов. И тех и других объединяет почти что религиозная вера в плохо понятные «левые идеалы». Для меня они ничем не отличаются от тех же вахабитов, которые ради своих убеждений готовы взорвать себя, других, общество, государство.
Они сегодня используют ту же логику, те же лозунги, которые в свое время эксплуатировали большевики-ленинцы. Поскольку это туповатые догматики, которые не могут критически оценивать мир, происходящие глобальные изменения, которые отрицают историю, культурный опыт своей нации, то они готовы ниспровергать все, вплоть до полного разрушения и саморазрушения.
Это нигилисты, которые ради сомнительных идеалов готовы ниспровергать обычаи, традиции, культуру, язык. Как правило это маргиналы, которые оторваны от своих культурных и этнических корней.
Что их еще объединяет? Это абсолютный цинизм и неразборчивость в достижении своих целей. Как и их духовные предтечи, они готовы сотрудничать и с олигархами, вроде Аблязова, и с условным «германским генштабом». Просто для интереса можете зайти на их сайты, почитать их материалы и статьи.
То, что они отстаивают чужие, прежде всего российские интересы – совершенно очевидно. Это они призывают к воссозданию советской архаики, советской империи. Это они записывают во враги всех, кто пытается этому противостоять. И прежде всего казахских националистов и патриотов.
И поверьте мне, если наше общество не будет бдительным и вовремя не аннигилирует и не абсорбирует этих нигилистов и анархистов без родины и флага, это еще много раз аукнется и государству, и обществу.
Хорошо, если за эти годы наше общество вырастет, сможет понять свои интересы, обрести национальную честь и гордость, стать полнокровной, полноценной нацией, обрасти имуществом, капиталом и собственностью, которые надо будет защищать от всякого рода безумцев и фанатиков с бредовыми идеями. Тогда, понятно, что у этих гавриков не будет никаких шансов.
Но если социальное расслоение, нищета, безработица будут только расти, то вполне вероятно, что они встанут на один ряд по своей опасности для государства и его граждан наряду с религиозными террористами.
- Кстати, а кто эти социалисты и кто у них в лидерах?
- Слава богу, что они измельчали и настоящих лениных-троцких среди них не просматривается. Сказать, что кто-либо из них в настоящее время дотягивает до уровня серьезного социального мыслителя и властителя дум миллионов, я не могу. Не только потому, что они мне, мягко говоря, не импонируют.
Большевизм – это опасная болезнь, вроде туберкулеза и неэстетичная, вроде педикулеза. Это болезнь бедных. Пока есть порядок, достаток, эти болезни могут никак себя не показывать. Но уж если наше общество будет деградировать, как физически, так и духовно, то нет гарантии, что явятся свои Мао и Пол Поты.
- А что насчет новой партии?
- Что касается национальной партии. Мне бы хотелось, чтобы такая партия появилась на политической сцене. Я вижу, что это будет национально-демократическая партия, партия которая будет базироваться на либерально-консервативных ценностях, партия, которая будет жестко бороться за Независимость государства, отстаивать принципы демократии в политике, принципы рыночного капитализма в экономике и просвещенный консерватизм в сфере культуры.
Но судя по тому, что моему коллеге Мухтару Тайжану уже в третий раз отказывают даже в создании движения «Халық бірлігі», то очевидно, что мы не является выполнителями установок Акорды.
- Вас еще обвинили в следующем - цитата из сообщения социалистов: « Он с самого начала выступал против нефтяников Жанаозена и оправдал их расстрел»…
- Это моя ошибка, про которую я уже неоднократно говорил. Поскольку это моя ошибка, то, понятно, что про нее надо видимо говорить и периодически объяснять.
Мне, совершенно наплевать, что про меня говорят «левые» во всех смыслах политиканы. Но поскольку мне не все равно то, что про меня думают наши сограждане, мои современники, я могу сколько угодно раз извиниться за свою ошибку.
Произошло на самом деле следующее. 16 декабря 2011 года журналисты госканала попросили дать интервью. Писали интервью очень долго и муторно. Из этого интервью было вычленена некая часть, которую нельзя назвать «поддержкой», но и нельзя назвать «осуждением». Как и любые слова, вырванные из контекста, они стали двусмысленными.
Я несколько раз публично приносил извинения за свою оплошность. Своими конкретными делами и публикациями, в том числе, в поддержку жанаозенцев, как мне кажется, я сделал больше, чем просто слова и извинения. С тех пор, если честно, я не люблю давать интервью телеканалам.
Соглашаюсь на них только в том случае, если уверен, что мои слова не смогут вырвать из контекста или использовать каким-то образом во вред тому делу, которому я себя посвятил.
За это на меня некоторые журналисты обижаются, но это так и это не только моя вина. Люди, оказывается, учатся только на своих личных ошибках. А тот, кто абсолютно безгрешен, то пусть тот бросит первый камень в самого себя.
- На днях в «Республике» появилась информация (письмо анонима) о том, что против Жасарала Куанышалина готовится провокация. И автор письма говорит, что будет сделано руками, цитата, «молодых казахов-националистов». Не о вас ли с МухтаромТайжан идет речь?
- Не думаю. И Мухтар, и я – люди сдержанные, культурные, образованные, мы ценим казахские традиции, которые помимо всего включают в себя и уважение к старшим.
Мы можем временами не соглашаться с мнением Жасарала Куанышалина, дискутировать с ним, но пойти на какие-то провокации мы точно не сможем и не будем. Если кто-то хочет в нас видеть комсомольцев или хунвэйбинов, то поверьте, это точно не про нас.
- Что значит выброс такого рода информации? Кому и зачем это нужно?
- Мне кажется, что наши действия не нравятся тем силам во власти, которые считают любое развитие и рост общества, любое самостоятельное мышление, думание, действие вызовом для себя, вызовом для их власти и неправедных капиталов.
А еще наши действия не нравятся пророссийским силам в Казахстане, а также Кремлю, который их курирует и пестует. Чтобы убедиться в этом просто погуглите в сети и увидите, кого сегодня больше всего упомнают и проклинают евразийцы и их коллоборационистская клиентура в Казахстане.
- Ну и в завершении разговора хотелось бы спросить по событиям в Шенгельды...
- Мы только вчера всесторонне обсуждали данный вопрос и приняли специальное заявление по событиям в поселке Шенгельды.
Звучали самые разные мнения, в том числе самые крайние. Но в итоге, мы пришли, полагаю, к общему знаменателю.
Мы считаем, что любые ошибки исполнительной власти и силовых структур, попытки замолчать проблему, запугать и заставить молчать людей, как правило, приводят к тому, что проблема перерастает себя и переходит на более серьезный уровень.
Даже если исходить из того, что события изначально имели бытовой и криминальный характер, то спустя некоторое время они вполне могут перерасти в межэтнический конфликт. Тем более, что нам известны несколько случаев, когда были аналогичные конфликты, где одна из сторон благодаря откровенной бесхребетности и продажности чиновников выходила "сухим из воды".
В том же поселке Шенгельды, как говорят местные жители, был случай, когда даже стреляли в полицейских, а спустя год или два осужденные уже ходили на свободе.
Понятно, что и сейчас есть опасения, что виновные в хладнокровном убийстве и попытке убийства снова окажутся на свободе или каким-то иным путем смогут избежать ответственности.
Есть много вопросов собственно к органам полиции. Как так получилось, что обвиняемые владели серьезным вооружением вроде автомата Калашникова? Это же не рогатка и не травматическое оружие! Где все меры по декриминализации, акции выкупу огнестрельного оружия, которые так широко рекламировались властями? И таких вопросов много.
И в то самое время, когда власть самоустраняется от таких вопросов, когда она пытается замолчать проблемы, выходит так, что вакуум власти начинают пытаться заполнять сами граждане. Очевидно, что это не самый лучший путь, но он может показаться обозленным, потерянным людям единственно возможным и верным.
- В заявлении есть конкретные предложения...
- Да, мы предложили по всему спектру вопросов провести парламентские слушания, а также организовать заседание президиума Ассамблеи народа Казахстана, на которой казахские патриоты смогут выступить со своими идеями и предложениями с тем, чтобы в будущем не допускать подобных конфликтов, которые смогут получить характер межэтнических столкновений.
Сегодня проблема находится в правовой плоскости. Благодаря действиям властей, сотрудничеству чеченской диаспоры, подозреваемые явились с повинной. Теперь много будет зависеть от того, насколько справедливым и открытым будет суд, насколько законным и соразмерным содеянному будет приговор.
Мы же со своей стороны готовы заниматься вопросами правовой и информационной поддержки потерпевших и в целом открыты для любого конструктивного сотрудничества.
Беседовал Евгений Чесноков, Матрица.kz