Ораз ЖАНДОСОВ: КОМУ ОТДАТЬ ТРИЛЛИОН
На днях глава государства объявил о том, что Национальный фонд будет распечатан.
Триллион тенге, или свыше пяти миллиардов долларов по новому курсу, будет направлено на поддержку малого и среднего бизнеса и инфраструктурные проекты. Последний раз деньги из Нацфонда извлекались на спасение банков, оказавшихся заложниками мирового кризиса ликвидности, лопнувшего пузыря на казахстанском рынке недвижимости и строительной пирамиды. Средства, направленные на выкуп акций коммерческих банков так и не вернулись в фонд будущих поколений в полном объеме, а коммерческие банки так и не справились со своими проблемами – общий объем невозвратных и проблемных займов достигает 35-40 процентов от кредитного портфеля. Что может произойти с деньгами Национального фонда, которые выделяют сегодня малому и среднему бизнесу? На этот вопрос отвечает известный экономист Ораз ЖАНДОСОВ.
- Насколько эффективным было решение спасать банки за счет средств Нацфонда?
На днях глава государства объявил о том, что Национальный фонд будет распечатан.
Триллион тенге, или свыше пяти миллиардов долларов по новому курсу, будет направлено на поддержку малого и среднего бизнеса и инфраструктурные проекты. Последний раз деньги из Нацфонда извлекались на спасение банков, оказавшихся заложниками мирового кризиса ликвидности, лопнувшего пузыря на казахстанском рынке недвижимости и строительной пирамиды. Средства, направленные на выкуп акций коммерческих банков так и не вернулись в фонд будущих поколений в полном объеме, а коммерческие банки так и не справились со своими проблемами – общий объем невозвратных и проблемных займов достигает 35-40 процентов от кредитного портфеля. Что может произойти с деньгами Национального фонда, которые выделяют сегодня малому и среднему бизнесу? На этот вопрос отвечает известный экономист Ораз ЖАНДОСОВ.
- Насколько эффективным было решение спасать банки за счет средств Нацфонда?
- Деньги, вложенные государством в БТА и Альянс банк, по большому счету, не вернулись. Было несколько вариантов решения проблем этих банков и то, что выбрали вариант вхождения государства в капитал БТА и Альянса, я считал и считаю самым неудачным. Что жизнь и показала. Потери государства только по БТА составили порядка 7-8 миллиардов долларов.
- Теперь государство собирается выделить триллион тенге малому и среднему бизнесу. Кого конкретно будут спасать?
- Речь не только о малом и среднем бизнесе. Будут еще вроде бы инфраструктурные проекты и индустриализация. С одной стороны, выделение денег из Нацфонда – это смягчение последствий девальвации. С другой стороны, вопрос выделения денег из Нацфонда в качестве источника фондирования инвестиционных кредитов обсуждается уже достаточно давно. Дело в том, что у банков мало ресурсной базы (прежде всего – тенговых сбережений населения), чтобы давать кредиты в тенге на длительные сроки и по приемлемой ставке для конечного заемщика. Понятно, что так проведенная девальвация тоже, скажем так, не повысила доверие населения к сбережениям в тенге. Поэтому у нас кредиты для вложения в основной капитал, то есть инвестиции, недостаточно дешевые, короткие и зачастую выдаются в долларах.
Понятно, что и так в любом не сырьевом или не связанном с государством казахстанском бизнесе миллион рисков. Если еще и финансовые ресурсы становятся проблемой, то сложно рассчитывать на развитие малого и среднего бизнеса, на развитие не сырьевых проектов, которые должны составлять основу индустриального развития и диверсификации. Поэтому уже пару лет обсуждают необходимость выделить средства из сберегательной части Нацфонда. При этом, госчиновники в основном высказывались, что не надо этого делать – в том числе и Марченко, и Келимбетов. Причем, Кайрат Келимбетов говорил так и на своем прежнем месте, и когда возглавил Национальный банк. Теперь президент решил все-таки выделить такие ресурсы – дать долгосрочное и относительно дешевое фондирование банкам. Сразу возникает несколько вопросов. Первый вопрос – все ли эти деньги выделяются на улучшение условий кредитования конечных заемщиков? Или еще какие-то вложения будут?
Насколько я понимаю, Кайрат Нематович лоббирует идею, чтобы половина этой суммы пошла на выкуп проблемных кредитов. Я сам против того, чтобы на выкуп проблемных кредитов вообще выделялись деньги. Что получается: прошло пять лет с тех пор как начали «спасать» отечественную банковскую систему, все - кто мог - получили ордена, а от последствий того кризиса банки еще не «оздоровились»? Пропускать деньги Нацфонда можно только через здоровые банки.
Далее нужно понять, о каких пропорциях пойдет речь между кредитованием новых проектов и рефинансированием существующих заемщиков.
Банки говорят, что минимум половину этих средств надо дать на то, чтобы рефинансировать существующих заемщиков, у которых условия кредитования хуже. Если таргетировать для конечного заемщика ставку вознаграждения семь процентов годовых в тенге, то понятно, что те, кто получил кредиты месяц, год, три года назад по худшим условиям, худшим ставкам, а может и в долларах, окажутся в худших условиях независимо от других факторов. Банки считают, что будет лучше, если половину средств потратить на то, чтобы рефинансировать своих заемщиков по новым условиям.
- Что вы ожидаете от такого выделения средств?
- Прогнозировать последствия можно будет только тогда, когда станет известна окончательная сумма и сделан выбор конфигурации выделения средств. Если 500 миллиардов направят на выкуп проблемных кредитов - это одни ожидания, если не дадут – другие.
- С этим правительством, этим парламентом и правящей партией дойдут ли деньги до малого и среднего бизнеса?
- Вопрос в том, на ком будет окончательный кредитный риск? На банках или на госструктурах, какая часть денег будет направлена через банки, а какая – останется в холдинге «Байтерек»? Хотя банки, понятно, тоже не святые у нас...
- Но в целом, выделение одного триллиона тенге, на ваш взгляд, это правильная мера?
- Я считаю, что правильная мера – это системно снижать стоимость заимствования конечному заемщику по инвестиционным кредитам. Но надо сделать это так, чтобы не возникло искажающих моментов. Под искажающими моментами я подразумеваю вариант, при котором возникнет несколько разных «полян» кредитования. На одной поляне будут давать кредиты по одним условиям, а где-то по рыночным ставкам. Тогда точно будет почва для злоупотреблений. Где очередь – там, сами знаете, что получается…
На мой взгляд, самое правильное было бы этот нацфондовский триллион использовать в целом на приведение всех (и МСБ, и индустриализация) уже выданных инвестиционных кредитов в параметры примерно 7 процентов годовых в тенге и на срок 7-10 лет. И в дальнейшем проводить соответствующую политику. Естественно, это - исключая госкомпании и сырьевые предприятия, которые и так имеют доступ к дешевому финансированию. На долгосрочное кредитование приобретения жилья логично направить наши обязательные пенсионные сбережения.
ratel.su