Дүйсенбі, 24 Ақпан 2025
Қоғам 222 1 пікір 24 Ақпан, 2025 сағат 13:57

О правовой культуре граждан Казахстана

Фото: Алмаз Ещанов / kazgazeta.kz.

Наличие высокого уровня правовой культуры в обществе является одним из важных условий обеспечения верховенства закона и укрепления законности. Это обусловлено тем, что правовая культура общества определяет уровень правосознания граждан и соблюдение законов, а также отражает качество применяемого законодательства и результаты правоприменительной практики в государстве.

В Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента РК от 15 октября 2021 года № 674 (раздел 7), отмечено, что: «Гражданская активность является необходимым условием существования правового государства, что, в свою очередь, неотъемлемо обусловлено уровнем правовой культуры личности и общества».

В этой связи, без преувеличения можно согласиться с мнением о том, что правовая культура общества воспринимается, как «достижение человеческой цивилизации в сфере правовой системы и характеризует уровень развития этой системы и правовой жизни общества, в целом» (Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс (проблемы теории). Автореф.дис. … докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1996. - С.29–30).

Что касается правовой культуры личности, то она выражается в  законопослушности действий индивида в его социальной жизнедеятельности.

Приобретение индивидом определенного социального опыта происходит во время освоения им многообразных и, прежде всего, правовых ценностей в результате чего происходит формирование личности и ее приобщение к культурным ценностям того социума, который ее окружает.

Другими словами, правовая культура выражает отношение человека к системе определенных правовых ценностей, устанавливаемых и охраняемых государством. Обратимся к определению понятия «правовая культура».

Так, по мнению же казахстанских исследователей В.А.Турлаева и Б.И.Карипбаева, «правовая культура определяет правовую реальность как реальное бытие правовой материи, как один из видов социальной реальности» (Правовая культура как фактор правовой реальности (социально-философский анализ) // Научный журнал «Вестник Карагандинского университета» (Серия История. Философия.) – 2022. - № 1 - history-philosophy-vestnik.ksu.kz.

Другой казахстанский исследователь доктор философии (PhD), ассоциированный профессор А.С.Ахметов полагает, что «формирование правовой культуры – это длительный и сложный процесс, который зависит от уровня правосознания граждан, правовой грамотности и качества правотворческой деятельности» (Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилева. (Серия Право). - № 3. – 2023. - С.8-17).

По мнению кандидата политических наук Г.Р.Абсаттарова, «правовая культура казахстанского народа — это исходные определяющие идеи, требования, установки, составляющие нравственно-социальную основу зрелости казахстанского общества; во-вторых, основным требованием к правовой культуре Республики Казахстан выступает повышение качества и уровня социально-правовой жизни общества и личности. Это может выражаться в обеспечении гарантий статуса граждан, в согласованности и предсказуемости действий политической власти Казахстана. Сегодня важно, чтобы решение назревших проблем правовой культуры казахстанцев в целом способствовало сплочению общества и социальному прогрессу, стабильности демократического, справедливого общества» (Правовая культура: характеристики и специфика (на примере современного Казахстана. - cyberleninka.ru. – дата обращения 11 февраля 2025 г.)

В научной литературе правовая культура также понимается как «вид духовно-материальной культуры, охватывающей различные правовые ценности, отражающий качественное состояние правовой системы и уровень правового развития личности, обеспечивающий законность, правопорядок, юридическую коммуникативность, упорядоченность и управляемость общественных отношений, прогрессивно влияющий на эволюцию всех сфер жизнедеятельности различных субъектов права» (Карташов В.Н., Баумова М.Г. Правовая культура: понятие, структуры, функции: Монография. - Ярославль: ЯрГУ, 2008. - С.32).

Из данного определения усматривается, что правовая культура рассматривается как разновидность общей культуры, и включает в себя знание правовых норм, внутреннее осознание правовых установок (правовое сознание), целенаправленное стремление по выполнению правовых норм, соблюдение законов, защиту позиций права, реализацию прав и свобод граждан, установленных законодательством.

Другое определение, характеризующее правовую культуру, относит ее к числу показателей, применяемых при оценке эффективности правовой системы, а также результатов и достижений в правовой сфере. Так, по словам исследователя из Таджикистана К.Х.Сангинова, «правовая культура – это не просто совокупность социальных явлений, а именно качественное состояние, характеризующее уровень развития, эффективность правовой системы. Правовая культура демонстрирует правовые ценности, результаты и достижения общества в правовой сфере, степень развития юридической теории и практики» (Сангинов К.Х. Формирование правовой культуры молодежи: сущность и проблемы // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б.Гафурова. Гуманитарные науки, 2013. №3 (36). URL: cyberleninka.ru (дата обращения: 27.01.2025).

Правовую культуру как показатель наличия правовых ценностей понимают и другие исследователи (например, Петручак Л.А. Правовая культура современной России: теоретико-правовое исследование: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2012. - С.23), что свидетельствует о распространенности данного подхода, в том числе и мировой практике.

Взаимосвязь правовой культуры с правовым сознанием отмечают и  исследователи из России. Так, В.П.Федорин считает, что «правовая культура представляет собой определенный общественный механизм, с помощью которого поддерживается, исходя из достигнутого уровня правового сознания, производство, сохранение и передача правовой ценности, информации и традиции, которые способствуют правомерным и общественно-активным действиям личности» (Кожевников С.Н. Социально-правовая активность личности и условия ее действенности: дис. … д-ра юрид. наук / С.Н. Кожевников. – М., 1991. – С.125).

По мнению профессора А.Б.Венгерова, правовая культура – «более высокая и ёмкая форма правосознания» (Кудрявцев В.Н. Правомерное поведение: норма и патология / В.Н. Кудрявцев. – М.: Наука, 1982. – С.112).

Из вышеприведенных определений усматривается, что правовая культура тесно взаимосвязана с правовым сознанием, которое представляется возможным определить как систему правовых идей, юридических взглядов и  явлений, которые проявляются в практической деятельности правоприменительных государственных органов, организаций и учреждений, а также общественных институтов и организаций.

Соответственно, правосознание определяет правовую культуру и чем выше уровень правосознания, тем более высоким является показатель правовой культуры. Отсюда правовую культуру также можно определить как уровень развития правосознания.

Высокий уровень правосознания включает в себя знание и понимание значения права в жизни общества и государства. Низкий уровень правовой культуры, неразвитость у населения юридических традиций, зачастую переходящая в откровенный правовой нигилизм, отрицание необходимости и ценности права имеют глубокие корни в нашем обществе еще с дореволюционного времени. Низкий уровень правосознания не позволяет говорить о наличии правовой культуры граждан, что вызывает тревогу за будущее состояние всех аспектов жизни казахстанского общества и может привести к негативным последствиям в обществе. Так, граждане, нарушающие правовые нормы, ставят под угрозу жизнь и здоровье других граждан, препятствуют позитивному развитию общества и государства.

С учетом изложенного, прежде всего, целесообразно выработать единообразное понимание понятия «правовая культура», которое в юридической литературе имеет различные трактовки и толкования.

На наш взгляд, отсутствие единого понимания понятия «правовая культура» не позволяет выработать основные подходы к повышению ее уровня и усилия в данном направлении являются формализованными и не достигающими эффекта.

Это обусловлено, прежде всего, таким вопросом, как: «Возможно ли повышение  правовой культуры при незнании его содержания, функциональной предназначенности и имеющегося (или достигнутого) показателя (либо уровня) в обществе?». К тому же отсутствие  законодательного определения понятия «правовая культура» не позволяет выработать единообразную практику реализации и правоприменения в этом направлении.

В то же время, многие вышеназванные авторы солидарны в том, что правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в уровне правового развития субъекта в целом, а также степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека.

В правовой культуре личности представляется возможным выделить следующие элементы: правосознание личности; привычка к законопослушным действиям; правовая активность человека, или, иначе говоря, его навыки и умения эффективного использования законных и нравственных способов достижения поставленных человеком целей.

Кратко рассмотрим названные компоненты.

Правосознание возможно представить как информационно-оценочный элемент, предусматривающий наличие знаний о том или ином законе. Представления о принципах правовой жизни формируются в результате каждодневного общения и взаимодействия членов общества.

Правовая привычка относится к волевому элементу, т.е. решение человека о выборе поведения в той или иной ситуации, в идеале – привычка к правомерному, законопослушному поведению. Несомненно, что необходимо не только усвоение знаний о правовом поведении, которых некоторым индивидам не всегда хватает, но и формирование правового поведения, как привычного и естественного.

Правовая активность личности предусматривает формирование навыков по эффективному использованию правовых средств для достижения запланированных или поставленных перед собой целей. Процесс  формирования правовой культуры предполагает активное усвоение и реализацию правовых установок, поскольку без подобной активности  применить нормы права в повседневной деятельности не представится возможным осуществить.

Рассматриваемые категории, как «правовая культура», «защита прав и свобод человека и гражданина» и «правовое образование», а также «правовое воспитание» и «правовое сознание», тесно связаны и взаимно дополняют друг друга, обуславливая комплексный подход проводимой в рассматриваемом направлении правовой политики, поскольку результативность одного из них обусловлена состоянием остальных.

Так, правовая культура общества зависит от уровня развития правового сознания населения, а также от того, насколько глубоко усвоены им вопросы защиты прав и свобод человека; установка граждан на соблюдение правовых предписаний; ценность правовой процедуры при решении споров, поисков компромиссов и т.д.

Вместе с тем, в настоящее время наблюдается ряд проблем, которые препятствуют и не позволяют обеспечить формирование уважительного отношения к правам и свободам человека, повышению уровня правовой грамотности граждан и, соответственно, правосознанию. Так, в недостаточной мере применяется целенаправленный и детализированный подход к формированию правового иммунитета против факторов, негативно влияющих на правовое воспитание несовершеннолетних и молодежи.

Наблюдается, недостаточность правовых знаний у отдельных граждан, что серьезно препятствует различным аспектам реализации правоприменительной практики, сказывается на эффективности принимаемых законов и других нормативных правовых актов, их соблюдения населением страны, а также успеху реализации прав и свобод человека и гражданина и полноте их правовой защищенности.

Следует отметить и наблюдающийся кризис правовой культуры в современном мировом сообществе, который проявляется в межгосударственных отношениях, имеющихся коллизиях и пробелах в международном праве, в несовершенстве механизма правового регулирования и механизма правореализации. Причины кризиса  напрямую связаны с проблемами в политической, экономической и гуманитарной сферах развития международных отношений.

Между тем, формирование правовой культуры происходит, как правило, в процессе правового воспитания и правового образования.

Знание человеком своих прав и свобод закладывается с детства и поэтому система правового образования должна быть ориентирована на проведение правового воспитания и на формирование правового сознания, посредством которого у обучаемого вырабатываются определенные правила поведения в обществе.

Сам процесс формирования правовой культуры должен быть всеобъемлющим, то есть необходимо уже с дошкольного возраста приобщать детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, развивать практику обучения основам права в образовательных учреждениях, распространять информацию и способствовать формированию позитивного правосознания СМИ, теле- и радиоканалам, учреждениям культуры, создавать творческие проекты по предоставлению базовых юридических знаний, отказаться от популяризации криминальной культуры и перейти к демонстрации положительных примеров правомерного и социального поведения.

В процессе формирования правовой культуры важен не только факт овладения правовыми правилами и установками, но и включение носителя культуры в процесс правовой деятельности, получение не просто правовых знаний, а приобретение навыков разрешения определенных жизненных задач путем применения правовых способов, что может быть успешно реализовано при сознательно организованном и контролируемом содействии со стороны образовательных организаций.

Именно в процессе обучения происходит формирование правовой культуры будущих специалистов, и цель образовательного учреждения состоит не только в помощи обучающимся в получении профессиональных компетенций, но и в формировании у них высокого уровня правовой культуры. Правовая культура не только изменяет поведение индивида, но и помогает ему реализовать свой творческий потенциал в процессе правовой деятельности.

В современных условиях возникает, на наш взгляд, целесообразность законодательного закрепления понятия «правовая культура», уяснения его характеризующих признаков и составных частей, а также основных направлений работы по формированию правовой культуры в обществе. Предлагаемые законодательные поправки, как нам представляется, позволят усилить и приумножить проводимую в последние годы в Казахстане большую работу по коренному реформированию национальной системы права, модернизации правозащитных механизмов, созданию всех необходимых условий для реализации прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина. А благодаря эффективной  реализации прав и свобод человека и гражданина в значительной степени усилится прогресс, безупречное качество и высокий  динамизм решения экономических, политических, правовых, социально-культурных и многих других проблем казахстанского общества.

К числу других мероприятий, направленных на формирование правовой культуры, следует отнести следующие:

- обучение молодого поколения наиболее важным положениям Конституции Республики Казахстан и утверждение в его сознании понятий прав и обязанностей, честности и добросовестности, а также этических норм;

- формирование системы последовательного доведения и разъяснения до населения сути и предназначения, осуществляемых в стране социально-экономических и правовых реформ, принимаемых актов законодательства и государственных программ, укрепление в сознании граждан идеи о верховенстве права и закона;

- осуществление системной и взаимосвязанной образовательно-воспитательной работы с подрастающим поколением с целью глубокого утверждения правосознания и правовых установок во всех слоях населения, начиная с системы дошкольного образования;

- разработка и реализация новых образовательных программ для средних и высших учебных заведений по вопросам формирования правовых знаний по нормам действующего законодательства страны;

- проведение среди различных категорий населения правовых просветительских мероприятий по формированию правовых знаний и культуры в сочетании с изучением истории, религии, национальных ценностей народа Казахстана, а также усиление в каждом гражданине сопричастности к судьбе страны, патриотизма через формирование чувства гордости за государственные символы;

- разработка и реализация совместных программ взаимодействия органов государственной власти и управления, в том числе правоохранительных органов, с институтами гражданского общества в осуществлении адресной правовой пропаганды;

- предоставление высшими учебными заведениями и правоприменительными органами правовых информационно-справочных материалов в средства массовой информации в целях обеспечения широкого применения инновационных методов правовой пропаганды, в том числе с использованием современных информационных технологий.

В заключение отметим, что крайне важным является определение дальнейших векторов развития правовой культуры граждан Казахстана, которые заключаются не только в безупречном знании законов, но, прежде всего, в том, чтобы найти необходимые и приемлемые нормы поведения в обществе. Также на повестке дня - формирование у индивида привычки законопослушного поведения и выработка у него состояния правовой активности. В данном случае, под правовой активностью понимается готовность действовать по нормам закона и активно защищать не только собственные права, но и права окружающих граждан.

Ещанов Алмаз Шукирович, 

Профессор Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, доктор юридических наук, профессор, старший советник юстиции, почетный работник образования Республики Казахстан

Abai.kz

1 пікір