ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ И ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО – ПУТЬ К ПОТЕРЕ НЕЗАВИСИМОСТИ!
Заявление народно-демократического движения «Защита независимости»,
Основные причины, по которым мы выступаем против Таможенного союза и Единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Беларусь и Казахстана:
1. Вопрос о вступлении Казахстана в ТС и ЕЭП имеет большую политическую, экономическую и социальную значимость, затрагивает суверенитет и независимость нашей страны, определяет будущее всего народа, казахской нации и ее государственности. Вместо того, чтобы вынести этот судьбоносный вопрос на всеобщее обсуждение (референдум), он был решен небольшой группой власть имущих. Мы оцениваем это как пренебрежение современными принципами демократии.
2. Проигнорировано мнение известных в стране граждан, ученых, экспертов. Обществу так и не представили внятную информацию о положительных и отрицательных сторонах Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Не была проведена всесторонняя научная, общественная, независимая экспертиза всех факторов Единого экономического пространства для Казахстана, не дана оценка социальным, экономическим, финансовым и политическим последствиям.
Заявление народно-демократического движения «Защита независимости»,
Основные причины, по которым мы выступаем против Таможенного союза и Единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Беларусь и Казахстана:
1. Вопрос о вступлении Казахстана в ТС и ЕЭП имеет большую политическую, экономическую и социальную значимость, затрагивает суверенитет и независимость нашей страны, определяет будущее всего народа, казахской нации и ее государственности. Вместо того, чтобы вынести этот судьбоносный вопрос на всеобщее обсуждение (референдум), он был решен небольшой группой власть имущих. Мы оцениваем это как пренебрежение современными принципами демократии.
2. Проигнорировано мнение известных в стране граждан, ученых, экспертов. Обществу так и не представили внятную информацию о положительных и отрицательных сторонах Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Не была проведена всесторонняя научная, общественная, независимая экспертиза всех факторов Единого экономического пространства для Казахстана, не дана оценка социальным, экономическим, финансовым и политическим последствиям.
3. Провозглашение и формирование Таможенного союза (РФ, РБ, РК) было не оправданно скорым, при этом не был учтен опыт создания, формирования и развития более 60 международных экономических организаций. Например, для создания и достижения сегодняшнего уровня Европейского Союза потребовалось около 50 лет.
4. Если научно определить экономическую интеграцию, то это процесс объединения двух или более государств на основе международного разделения труда и формирования взаимных производственных экономических связей. С этой точки зрения в России и Казахстане сформированы очень похожие экономические структуры, обе страны сильно зависят от производства сырья (нефть, газ, металл и т.д.). Таким образом, Россия и Казахстан не являются экономически взаимодополняющими странами, наоборот, во многом они конкурентны.
В связи с тем, что Россия экономически крупнее Казахстана в 14 раз, а с помощью высоких импортных пошлин Таможенного союза мы существенно сократили импорт из других стран, в рамках Таможенного союза балом будет править российский отраслевой монополизм. Это закономерно уже приводит к повышению цен в Казахстане на потребительские товары до уровня внутрироссийских.
В краткосрочный период, безусловно, российская экономика получит выгоду, расширив свою сферу сбыта продукции. Но в долгосрочном периоде, из-за исключения внешней конкуренции, пострадают экономики обеих стран, понизятся темпы развития, уменьшиться эффективность.
5. За почти 20-летний срок после распада Советского Союза, и создания Содружества Независимых Государств, в структурах экономик РФ и РК не произошло существенных позитивных изменений. Наоборот, в экономиках обеих стран углубилась сырьевая направленность. Например, в Республике Казахстан в 1990 году в составе валового внутреннего продукта доля промышленности составляла - 17%, нефти и газа - 4%, сельского хозяйства - 38%. Сегодня же доля промышленности в ВВП составляет лишь 7%, сельского хозяйства - 8%, а нефти и газа - 63%.
А вот Беларусь сохранила экономическую самодостаточность. Но и она не освоила новые инновационные технологии, не построила на ее основе новую индустриальную экономику. Следовательно, Таможенный союз наверняка станет только полумертвым силуэтом неэффективной экономики бывшего Советского Союза.
6. Вследствие приватизации, проведенной в Казахстане, усилилась зависимость от иностранного капитала. Например, в 2008 году в горнодобывающей промышленности функционировало 1871 предприятие, из них 146 - иностранные предприятия, 1722 - частные, и только 3 казахстанских государственных предприятия (из которых 2 - малых, 1 - среднее предприятие, и ни одного крупного). В перерабатывающей промышленности работают 233 предприятий. Общее количество казахстанских государственных предприятий - 290 или чуть больше 1%, из них только 4 являются крупными предприятиями.
Доля предприятий государственной собственности из всех предприятий Казахстана приблизительно составляет 11%, доля государства в производственной структуре промышленности ниже 1%, а доля иностранных предприятий в промышленном производстве приближается к 25%.
Если принять во внимание негосударственную по правовому статусу собственность, созданную с участием иностранного капитала, то доля иностранной собственности переваливает за 43%. В таком случае, очевидно, что власть Казахстана в Таможенном союзе не сможет влиять на экономику.
Считаем, что наше государство находится на грани дефолта. Внешний долг - $111 млрд. Это почти равно внутреннему валовому продукту страны. Внешний долг каждого родившегося казахстанца составляет- $7,5 тыс. Считаем необходимым проверить, правильно в течение 20 лет независимости такие олигархические группы, как "Казахмыс", Евразийская группа, "Митталстил", выплачивали налоги в бюджет. Есть экспертные оценки, что недопоступления в бюджет от сырьевых отраслей за годы независимости составляют $78 млрд.
Подытожывая сказанное, Правительство Республики Казахстан не может похвастасться успехами в решении экономических проблем страны за годы независимости.
7. Таможенный союз (РФ, РБ, РК) изначально не создавался как равноправное объединение равных союзников. Если взять Комиссию ТС, то здесь изначально доля голоса России была - 57%, а РБ и РК - по 21,5%. И только после нашей многократной критики данного положения эту процентовку голосов заменили на консенсус.
Наблюдается экономический диктат и односторонние действия со стороны России. Она пыталась ввести ограничения на импорт Казахстаном минеральной воды из Грузии. По требованию России мы стали отгораживаться от наших соседей и родственных народов по региону Кыргрызстана и Узбекистана колючей проволокой. Насколько все это отвечает ли это национальным интересам казахской нации - государствообразующего народа?
8. В Республике Казахстан создана открытая экономика. У нас внешний товарооборот примерно равен ВПП страны. Так, в 2008 году объем внешнеэкономического оборота составил 124,9 млрд. (экспорт - 76,35 млрд., импорт - 48,55 млрд. долларов). Это показывает, насколько для нашей экономики важны внешнеэкономическая политика и внешнеторговые, монетарные и тарифные регулирующие рычаги. Добровольная передача наднациональному органу этих инструментов безусловно пагубно отразится на нашей экономической безопасности и независимости.
Казахстан экспортирует около 300 видов товаров, из них выручка за 200 наименований товаров не достигает даже 10 млн. долларов. Только 10 видов товаров дают выручку свыше одного миллиарда долларов. Но только одна нефть дает выручку в 45,51 млрд. долларов. Таким образом, 61% всего экспорта составляет нефть и газ. Таким образом, у нас нет потенциала экспорта готовой продукции, и Таможенный союз никак не повлияет на его увеличение. По сути, сегодня нам нечего экспортировать, кроме нефти.
9. В перерабатывающей промышленности производственные возможности Российской Федерации и Республики Беларусь намного превышают возможности Казахстана. Особенно, в сфере малого и среднего бизнеса, конкурентоспособность казахстанских малых предприятий низкая. Поэтому Таможенный союз безусловно станет ощутимым ударом для хромающего казахстанского малого и среднего бизнеса.
10. Сельское хозяйство РФ, особенно зерновое хозяйство, безусловно, является конкурентом экономики Казахстана. Поэтому, Москва, используя таможенные, тарифные рычаги Комиссии Таможенного союза, способна вредить интересам сельского хозяйства Казахстана. Приведем в пример производство мяса. Так, несмотря на существование Таможенного союза с 1 января с.г. Россия в одностороннем порядке вводила запрет на импорт мяса в Россию из 11 областей Казахстана.
11. Общим языком Таможенного союза является русский язык, значит, в Казахстане резко уменьшится сфера применения государственного языка. Также это - путь, направленный на уничтожение необходимости изучения государственного языка, применения его в государственных учреждениях, в информационных пространствах, ослабление республиканских государственных институтов, развитие в этом пространстве только русского языка.
12. Со стратегической точки зрения, вступление Казахстана в Таможенный союз и Единое экономическое пространство дает преимущество неразвитой экономике России, доля которой в мировой экономике составляет всего 2,58%. Вступая в эти организации, Казахстан отдаляется от экономик развитых стран, технологического прогресса, мы так и останемся в аграрном и сырьевом рабстве. Государство, развивающее свое общество, должно думать в первую очередь о вступлении во Всемирную Торговую Организацию, куда вошли уже 154 страны мира.
В общем, Таможенный союз и Единое экономическое пространство - это способ восстановления распавшейся в 1991 году империи. Поэтому вступление в эти организации - прямой путь к потере независимости. ТС и ЕЭП - разновидность колонизаторской политики, лишающей в конце концов независимости, защищающей интересы только России и русского языка в сфере политики, экономики, социальной и др. сферах, игнорирующей интересы остальных стран-членов.
Специально обращаем внимание, что формирование Единого Экономического пространства планировалось ввести с 1 января 2012 года. Однако на недавней встрече премьеров трех стран было решено сильно ускорить этот процесс, и ЕЭП должно заработать уже через 2 месяца - с 1 января 2011 года.
Опять никто не знает, какие документы планируется подписать, какие еще полномочия Казахстану придется передать в наднациональный орган по воле чиновников. В стране нет открытой дискуссии на эту тему, нет открытого обсуждения среди экономистов, бизнес сообщества, политологов. Мы опасаемся, что Казахстан опять окажется перед фактом передачи части суверенных прав.
Если в рамках Таможенного союза мы передали в наднациональный орган внешнеторговые экономические полномочия, то в рамках Единого экономического пространства мы можем потерять возможность уже самостоятельной внутриэкономической политики. А там и до передачи политических полномочий недалеко.
В связи с этим мы решительно требуем отложить подписание документов по вводу ЕЭП, провести открытую общественную дискуссию и привлечением независимых экспертов-экономистов, ученых и только после этого на референдуме решать вопрос о дальнейшей экономической интеграции Казахстана с Россией, странами Центральной Азии, либо по вступлению в ВТО.
«Абай-ақпарат»