Жексенбі, 24 Қараша 2024
Жаңалықтар 2755 0 пікір 16 Маусым, 2011 сағат 05:42

Синопсис кинокартины «Гакку»

«ГАККУ» ПРИМЕТ УЧАСТИЕ В ММК

Фильм «Гакку» примет участие в Международном московском кинофестивале в конкурсной программе «Перспективы», который пройдет с 23 по 29 июня. Режиссер Газиз Насыров, автор сценария Дидар Амантай. Жюри фестиваля программы возглавит Миролюб Вучкович, член Европейской киноакадемии, основатель и директор фонда по продвижению авторского кино.

Название фильма можно перевести с казахского языка как «веселье перед драматической развязкой». Картина повествует о двух друзьях - выпускниках философского факультета, Темирлане и Косте, которые накануне 2000 года, в разгар обсуждений предстоящего конца света, пытаются не быть наблюдателями и укротить время, которое цинично выбросило их на обочину.

Газиз Насыров будет лично представлять картину на фестивале.

Синопсис кинокартины «Гакку»

«ГАККУ» ПРИМЕТ УЧАСТИЕ В ММК

Фильм «Гакку» примет участие в Международном московском кинофестивале в конкурсной программе «Перспективы», который пройдет с 23 по 29 июня. Режиссер Газиз Насыров, автор сценария Дидар Амантай. Жюри фестиваля программы возглавит Миролюб Вучкович, член Европейской киноакадемии, основатель и директор фонда по продвижению авторского кино.

Название фильма можно перевести с казахского языка как «веселье перед драматической развязкой». Картина повествует о двух друзьях - выпускниках философского факультета, Темирлане и Косте, которые накануне 2000 года, в разгар обсуждений предстоящего конца света, пытаются не быть наблюдателями и укротить время, которое цинично выбросило их на обочину.

Газиз Насыров будет лично представлять картину на фестивале.

Синопсис кинокартины «Гакку»

События происходят накануне 2000 года. В обществе обсуждается  предстоящий конец света. Два друга выпускники философского факультета Темирлан и Костя после получения диплома остаются жить в  общежитии. Их любимой темой для размышления  становится время.  Они договариваются с комендантом сдавать одну из комнат в общежитии по часам. Клиенты приходящие в их комнату -  одинокие  люди - слесарь проводит девушку сомнительной репутации, актриса своего поклонника, инкассатор  прячется здесь с дырявыми от пуль долларами, после неудачного ограбления банка налетчиками. Они  расплачиваются за час аренды «комнаты любви» чем могут. Так у ребят собираются эквиваленты времени -  от продуктов питания до мобильных телефонов. Но их предприятию приходит конец, когда в общежитие вселяются абитуриенты. Так в их жизни появляется Рита. Костя влюбляется в девушку. Это чувство становится катализатором его идеи  о поступке, который может стать началом  нового отсчета времени. Костя предлагает однокурсникам ограбить  сбербанк. Но смогут ли друзья-философы  в действительности  совершить это?

 

Режиссерское видение

 

Название фильма  можно перевести с казахского языка  как «веселье перед драматической развязкой». Это эмоциональная атмосфера  картины.

Герои студенты-философы пытаются не быть наблюдателями и укротить время, которое цинично выбросило их на обочину.

Сама картина решена в виде борьбы содержания с формой повествования. Такая спорность, по мнению авторов, должна вызывать не согласие в душе зрителя.

Одним из лейтмотивов фильма стала сцена уничтожение  дивана. Это одновременно и поиск, и уничтожение истории. Физическая и духовная работа как психологический аудит прошлого, ведущий к конформизму.

 

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

 

Фильм "Гакку" ( «ФЭФ» ) Газиза НАСЫРОВА по роману «Гакку» Дидара АМАНТАЯ о периоде  распада Советского Союза и его последствиях, о переоценке ценностей, о поисках смысла жизни молодыми философами, оказавшимися между двумя эпохами.

Время перемен для них оказалось катастрофой, пронизанной социальной драмой и личной трагедией.  На фоне разрушения и цинизма молодые философы пытаются придать  осмысленность своей жизни, а также - найти предначертанную судьбу.

Поскольку это - первая попытка философствования  в казахском кино - хотелось бы, чтобы фильм «Гакку» («ФЭФ») участвовал во многих  международных кинофестивалях, представляя одно из новых направлений в  нашем разнообразном и многожанровом кино.

По сути, это своеобразная попытка философского осмысления тех социальных реалий, свидетелями которых явились герои фильма.

Сам факт появления подобного фильма для  казахского кино - событие новое, необычное; а в плане киноязыка я бы даже сказал рискованное, но  судя по результату, вполне оправданное.

Работа  достойная для представления ее на самые авторитетные международные кинофестивали.

Дарежан Омирбаев,  кинорежиссер, член Союза кинематографистов РК,                                                          лауреат премии  «Особый взгляд» Каннского   кинофестиваля

 

 

 

МНЕНИЕ

после просмотра полнометражного художественного фильма

«ГАККУ»

 

Автор сценария - Дидар АМАНТАЙ, Газиз НАСЫРОВ

Режиссер - Газиз НАСЫРОВ

Оператор - Сапар КОЙЧУМАНОВ

 

Полнометражный художественный фильм «Гакку», законченный в производстве в 2010 году, являет собой поразительное явление для современного казахского кинематографа. С одной стороны, он сильно отличается от всего нынешнего кино: повествование неспешно, характеры героев тщательно прописаны, много внимания уделяется тексту, особенно закадровому авторскому тексту. В современном кино такая стилистика давно не применяется, кажется архаичной и даже устаревшей. Современная публика настолько отвыкла от такого кино-языка, что многим зрителям покажется трудным воспринимать такую картину и такой способ киноповествования. Потому что кино сегодня не решается предложить зрителю работать во время просмотра. Времена такого авторского кино прошли.

Законы американского кинематографа, где публика во всех случаях должна чувствовать себя комфортно и никогда не напрягаться, требуют от современного фильма таких приемов, когда зрителю должно быть понятна история и приятно смотреть весь фильм. Фильм «Гакку» с самого начала предлагает зрителю думать и вспоминать прошлое. Публика должна обязательно знать и помнить некоторые основополагающие имена, книги, фильмы, идеи, которыми жило наше общество в последние тридцать-сорок лет. Если зритель не помнит или не знает этого необходимого набора культурных ценностей - то ему трудно понять этот фильм.

Я сказал, что, с одной стороны , фильм сильно отличается от всего сегодняшнего кино. А с другой стороны - он очень связан с историей кино, с историей общества и нашей культуры в целом. Когда смотришь «Гакку» - ты обязательно вспоминаешь имена выдающихся деятелей культуры нашей страны. Они говорили, писали, снимали о том же самом: о времени, о судьбе, о поколении, об изменчивости человеческого характера. Фильм возвращает нас к тому серьезному и глубокому разговору о главных темах нашей жизни, который прервался лет двадцать назад. Прервался тогда, когда в кино, литературу, живопись, театр пришло новое тогда и очень агрессивное течение пост-модернизма.

«Гакку» - фильм, отрицающий пост-модернисткое прошлое. Он утверждает ценность классического настоящего, он возвращает нас к ценностям вечного времени.

Оттого фильм так точно и красиво снят. Я давно уже не видел такого изысканного изображения. Каждый кадр фильма напоминает достижения больших операторов прошлого века: продуманная схема света, отточенная композиция кадра, графические портреты героев...

Фильм заслуживает внимательного анализа в драматургии, режиссуре,  работе с текстом, монтаже, композиции и структуре сюжета. Я думаю, что это прежде всего заслуга литератора, автора сценария Дидара Амантая. Во всей конструкции фильма видна его упрямая воля сделать необычный - и в то же время глубоко традиционный фильм. Я предполагаю, что волей сценариста фильм снимался на русском языке. Герои говорят по-русски потому, что этот язык также является одной и важных примет того времени, о котором говорит фильм. «Мы тогда все говорили по-русски!» - словно вспоминает герой то время. Это сейчас уже казахский язык, родной язык героев, возвращается в нашу жизнь, становится его чудесной нормой, приобретает утраченные на время права. А тогда... тогда мы все говорили по-русски. И это дает фильму и еще одно важное качество - он возвращает нас в то время, когда мы все были серьезны и правильны!

Можно много и бесконечно анализировать многие качества этого фильма. Совсем не хочется говорить о его недостатках. Как в каждом фильме, в нем есть свои пробелы и недостатки. Но о них говорить сейчас не стоит. Потому что пройдет пару лет, фильм дозреет - и его нынешние недостатки могут превратиться в его достоинства...

О чем сейчас важно сказать - это о способе продвижения фильма к зрителю, современному зрителю не только Казахстана, но и всех наших соседей. Я уверен, что у такого необычного фильма сейчас найдутся очень горячие сторонники и поклонники. Надо только продвигать фильм так, чтобы он встретился со своей публикой.

Надо провести в прессе и на телевидении несколько дебатов, обсуждений с подготовленными и образованными зрителями. Такое внимание к фильму сможет обратить внимание нынешнего зрителя к такому рожу кино. Надо дать публике знак - мы возвращается к серьезному кинематографу.

Премьерные показы фильм надо провести в нескольких небольших залах, с участием прессы и критики. Надо готовить фильм к выпуску на дисках и выложить его в интернете. И надо обязательно готовить его серьезную теле-премьеру на самом популярном на сегодня телеканале «Казахстан».

Вот несколько кратких тезисов, которые мне хотелось бы  высказать после первого просмотра фильма «Гакку». Я выражаю благодарность авторам фильма за попытку серьезного и неспешного разговора о главных темах. Во многом эта попытка удалась - и она заслуживает нашей поддержки.

Ермек Шинарбаев

Режиссер

0 пікір

Үздік материалдар

Сыни-эссе

«Таласбек сыйлығы»: Талқандалған талғам...

Абай Мауқараұлы 1491
Білгенге маржан

«Шығыс Түркістан мемлекеті бейбіт түрде жоғалды»

Әлімжан Әшімұлы 3258
Біртуар

Шоқанның әзіл-сықақтары

Бағдат Ақылбеков 5563