Сенбі, 23 Қараша 2024
Жаңалықтар 4078 0 пікір 2 Тамыз, 2011 сағат 08:22

Уалитхан КАБИШЕВ: «Миссионеры подготовлены не хуже сотрудников спецслужб…»

Текст:  Булат МУСТАФИН Фото: Владимир БАХУРЕВИЧ

О борьбе с религиозным экстремизмом этот человек знает не понаслышке. За плечами более чем 25-летний стаж в спецслужбе, из которых полтора десятка лет работа в сфере противодействия экстремистским и террористическим проявлениям. Собеседник «Мегаполиса» - полковник КНБ в отставке, ответственный секретарь РОО «Ветераны сотрудников КНБ РК» Уалитхан КАБИШЕВ.

- Уалитхан Шекеевич, каковы причины усиления радикализации салафитов именно в Западном Казахстане, как вы считаете?

Текст:  Булат МУСТАФИН Фото: Владимир БАХУРЕВИЧ

О борьбе с религиозным экстремизмом этот человек знает не понаслышке. За плечами более чем 25-летний стаж в спецслужбе, из которых полтора десятка лет работа в сфере противодействия экстремистским и террористическим проявлениям. Собеседник «Мегаполиса» - полковник КНБ в отставке, ответственный секретарь РОО «Ветераны сотрудников КНБ РК» Уалитхан КАБИШЕВ.

- Уалитхан Шекеевич, каковы причины усиления радикализации салафитов именно в Западном Казахстане, как вы считаете?

- Для начала давайте рассмотрим, кто есть «салафиты»? Ответов - с десяток. В учёной среде просто нет единого ответа. Прямой перевод с арабского звучит примерно как «путь праведных предков». Салафизм - государственная идеология Саудовской Аравии. Он появился не так давно - в конце XVII века. Как утверждают некоторые исламоведы и историки, основателем салафизма является известный богослов, крупный религиозный деятель Абдул Ваххаб, по имени которого салафизм на Западе называют «ваххабизмом». По мнению большинства западных политологов, именно благодаря данной идеологии Саудовская Аравия освободилась от османского ига, став независимой. Саудовская Аравия является конституционной монархией, теократическим государством, и данная идеология сыграла там определённую прогрессивную роль. Но попытки Саудовской Аравии объединить салафизмом не только мусульманский мир, но и арабские страны не увенчались успехом. И неприятие идеологии салафизма тюркским миром, особенно в странах Центральной Азии, вполне объяснимо. Народы Центральной Азии отнеслись к новому течению очень сдержанно, если не сказать - настороженно. Можно вспомнить такие движения суфистских тарикатов, как «Кадырия» на Кавказе, «Накшбандия» в Бухарском и Кокандском ханствах, движение «Яссауия» в Казахии. Все эти течения возникли как противодействие политическому исламу, то есть - салафизму. Исконно Центральная Азия более тяготела к ханафитскому мазхабу (одна из юридических богословских школ), но о нём чуть позже.

Важно, что противостояние между салафизмом и ханафизмом в степи не было кровавым, не носило характер непримиримой борьбы. Ещё в те времена наши мудрые предки пришли к консенсусу. Есть много научных трудов, исторических документов, но я не хочу занимать у вас время да ссылки или цитирование этих текстов может вас запутать. Так вот из исторических документов, хранившихся в мавзолее Ходжы Ахмета Яссауи, позже опубликованных узбекским теологом Бахтияром Бабаджановым, следует, что около 60 богословов того времени поставили свои личные печати и определились, что есть салафизм, что такое ханафизм. Они заявили, что оба течения легитимны и не противоречат друг другу. Но авторы документа пришли к выводу: ханафизм более приемлем для народов Центральной Азии, исходя из географического расположения, менталитета населения, исторического развития. Зная это, мне не совсем понятны попытки молодых людей - граждан Казахстана, обучавшихся в Саудовской Аравии, настойчиво насаждать здесь, в Казахстане, свои взгляды. Они слепо копируют чужую или даже чуждую национальную идеологию и хотят «ускоренно» внедрить её здесь. Образно говоря, пытаются посадить пальму в степи.

- Так, а что всё-таки с ханафитским мазхабом?

- Ханафитский мазхаб - это общепризнанная богословно-правовая школа, которой придерживаются, по некоторым данным, более 80 процентов мусульман-суннитов. То есть это методологические основы мусульманского правоведения. Но опять же в Саудовской Аравии сложилась другая школа - ханбалитский мазхаб. Обе юридические школы непросты. Сотни томов исследований, докторских диссертаций защищено по этой тематике. В мусульманском мире идут интересные дискуссии, но по большому счёту между этими течениями нет непреодолимых препятствий. Загвоздка только в различии проведения отдельных обрядов, поклонений, а в принципе - Бог един и Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) - пророк его.

- Какие, например, различия?

- Например, последователи одной школы считают, что женщина обязательно должна ходить в парандже, так чтоб были видны лишь глаза, другие говорят: «Нет, должно быть видно всё лицо» и тому подобное. Деталей много, но, думаю, нет смысла их перечислять. Добавлю, что существуют ещё шафиитский и маликитский мазхабы. В общем, послушать нашу молодежь, которая отучилась 5-7 лет в Саудовской Аравии, так они считают себя большими экспертами в этих непростых вопросах. Это далеко не так. Я несколько раз был в Саудовской Аравии и беседовал с известными богословами. Мне понравилось, что на мой вопрос о чётком разграничении ханафитского и ханбалитского мазхабов один из ярых салафитов, то есть представителей ханбалитского мазхаба, который проучился более 30 лет, и тот не смог дать однозначного ответа, отметив, что нужно быть очень осторожным при расстановке границ. Более того, по словам этого человека, сам король Саудовской Аравии несколько раз давал чёткие, хотя и негласные указания остановить разгорающиеся страсти и противостояния. Насколько я знаю, около тысяч известных в Саудовской Аравии сторонников салафизма, проповедующих радикальные взгляды, по сути, без суда и следствия были арестованы и изолированы от общества. И это в Саудовской Аравии! А тут наша молодёжь хочет, чтобы буквально в течение двух-трёх лет все мусульмане страны стали салафитами?! Это игра с огнём.

Я всё это говорю, чтобы вы и читатели поняли, о чём вообще идёт речь. А теперь вернёмся к вашему вопросу о том, почему Казахстан и именно Западный регион? Вопрос непростой. На заре независимости, в начале 90-х годов, немало молодёжи, особенно из села, выехало на обучение зарубеж, в частности в арабские страны. Почему уехали? Потому что здесь у них не было средств, многие вопросы законодательства об образовании и свободе вероисповедания не были тогда отрегулированы. В то же время миссионеры активно приглашали на учебу в Саудовскую Аравию. Более того - оплачивали дорогу, а потом ещё и стипендию платили! Я сам был свидетелем того, как в мечетях отбирали в целом талантливых подростков, давали направления, и многие ребята спешили туда, притом без согласия родителей. Обучившись 5-7 лет в теократической стране, в мире с другими ценностями они вернулись к нам совершенно иными людьми. Для них многие происходящие в стране процессы были просто непонятны. И, возможно, они из добрых помыслов хотели ускорить духовное обновление нашего государства и занялись миссионерством. Надо отметить, это поощрялось их бывшими устазами, то есть учителями. На это выделялись немалые средства. Но при этом мы не должны осуждать Саудовскую Аравию. Не должны «проклинать» благотворительные фонды поддержавших молодёжь из социально уязвимых слоёв. Это их государственная концепция. Любое уважающее себя государство пытается проводить свою идеологию, навязывая её другим странам. Это реальность.

Теперь о том, почему именно Западный Казахстан? Причин несколько. Во-первых, именно на западе начали работать эти «миссионеры». Нашлись местные бизнесмены, которые поддержали молодых проповедников, нашлись люди и во властных структурах, которые их поддерживали.

Ещё одна причина - салафиты хорошо поработали на Кавказе. Сильно их влияние сегодня на молодёжь России, в частности, на Северном Кавказе, в Астраханской губернии и в Татарстане, то есть в близких к Западному Казахстану регионах. Для самой России это серьезная головная боль.

Я уже более 3 лет не был в Западном Казахстане и не владею реальной ситуацией. Но могу сказать следующее. В Южном и Центральном Казахстане мировоззренческие устои ханафитского мазхаба сидят в людях очень глубоко. Здесь существует некий «иммунитет не восприятия салафизма». Видимо, миссионеры почувствовали это, получив хороший ответный удар. Но, к сожалению, Западный Казахстан оказался для миссионеров как чистый лист бумаги. Именно поэтому здесь они оказались наиболее активными. Результат мы видим - в данном регионе экстремизм хлещет через край, и только поэтому местные власти вынуждены порой принимать силовые, не совсем адекватные меры. Осуждать власти за это? Это легко, и это делают сегодня многие. Попробуйте их понять. Ведь власть показывает силу только тогда, когда нарушается закон. Закон правильный или не правильный - можно долго спорить, но закон только тогда закон, когда он соблюдается.

Наконец, если рассматривать причины религиозного экстремизма в принципе, то главная причина - «духовный кризис» в обществе, чрезмерное и ускоренное расслоение общества, когда кучка богатых богатеет, а большая масса людей бедны и продолжают нищать. К сожалению, и Казахстан, являясь частью остального мира, вступая в «псевдорыночные» отношения с другими государствами, не избежала той же участи.

- Вы много говорите о Саудовской Аравии, но при этом председателем не так давно созданного Агентства по делам религии назначен Кайрат Лама Шариф, многие годы проработавший в этой стране и, надо полагать, впитавший вкус тамошней идеологии. Это вам не кажется странным?

- Вопрос закономерен. Тем более речь идёт о человеке, которому доверили возглавить столь специфическое ведомство. Однако же не хотелось бы из этических соображений обсуждать его личность. Адресуйте этот вопрос ему самому или в Администрацию президента.

- Дословно не помню, но Лама Шариф на одной пресс-конференций заявил, что в Казахстане будет культивироваться традиционный ислам, вернее, его модернизированный европейский вариант. Вы в это верите?

- Очень хотелось бы верить. Ислам на самом деле универсален. Об этом я слышал из уст теолога университета Аль-Асхар в Египте. Этот человек проучился более 20 лет и лично разработал концепцию работы ислама в светском государстве. Эта концепция работает в европейских странах. Например, французские мусульмане без истерик находят общий язык с представителями власти. Нормально работает данная концепция и в Англии. Почему она не должна работать в Казахстане?! Она должна у нас работать! Проблема в том, что те миссионеры, прибывшие в Казахстан, обучались совсем другой идеологии - политизированному, а может быть, и псевдоисламу. Они осознанно или вслепую становятся инструментом определённых политических групп, чтоб под прикрытием религии создать в стране хаос. Надеюсь, что новое агентство поможет изменить тревожную ситуацию.

- А если говорить о деятельности представителей официального духовенства. Какую роль в разрешении вопросов экстремизма они должны играть? Почему они оказались бессильны в случае с взрывами или самоподрывом заключённых?

- Официальное духовенство должно быть на передовой, и, может, это немного «криминальное» мнение, но сегодня ДУМК воспринимается большинством верующих да и обществом как одно из структурных звеньев Администрации президента. Но опять же критиковать ДУМК легко, но и понять можно: оно ведь не может прыгнуть выше головы. Некоторые эксперты считают, что ДУМК чрезмерно консервативен, и я с этим согласен. Казахстан - светское государство. Законы шариата у нас вторичны. Если мы сегодня возьмём и объявим себя теократическим государством, заявим, что подчиняемся шариатским законам, в стране будет хаос. Это должны понять некоторые особо горячие головы. Но отдельные салафиты открыто говорят, что их конечная цель - изменение конституционного строя. Я сам слышал, как один молодой человек выступал и говорил: «Как так, глава нашего государства бывший коммунист, а значит, атеист? Все сидящие в правительстве - атеисты». Он утверждал, что, пока данное поколение не уйдёт, в стране не будет порядка. Самое обидное, что это говорилось перед прихожанами в одной из мечетей. К сожалению, представители официального духовенства не смогли дать должного отпора, не вступили в дискуссию, не стали отстаивать свою позицию. Думаю, что просто побоялись выйти и выступить.

Представители ДУМК могут обидеться, но я думаю, что главный муфтий, мягко говоря, отстаёт от требований времени. Да, за десять лет он провел большую работу и выполнил свою миссию. Он принёс очень много положительного, но посмотрите на деятельность патриарха Руси Кирилла. Человек решает глобальные вопросы, порой те проблемы, перед которыми оказались бессильны политики. Например, локализация назревающего хаоса в Украине, несомненно, его заслуга. Посмотрите, как он расставил акценты по грузинскому конфликту. Возможно, он внёс большую лепту в сохранение межконфессиональной, межэтнической стабильности в России, чем Путин и Медведев. Не умаляя их заслуг, разумеется. Казахия не родила такого человека? Такие фигуры у нас есть. Демократические выборы назрели и в самом ДУМК. К вам вопрос: когда прошли последние выборы в ДУМК?

- Честно говоря, я не в курсе.

- Вот видите. Даже вы, журналист, и то не в курсе. Больше того, спроси сейчас какого-нибудь районного имама - он не ответит! После этого о какой-такой демо-кратии, о какой роли официального духовенства мы можем рассуждать?!

- В свете произошедших в стране событий можно ли утверждать, что КНБ, защищая экономические интересы, проиграла войну идеологическую, причём проиграла её в своём же стане?

- Мне не нравится словосочетание «идеологическая война», хотя я многие годы был на передовой в этом противостоянии. Поймите, становление людей нашего поколения проходило под знаком воинствующего атеизма. Наша жизненная школа: октябрёнок, пионер, комсомол, КПСС и так далее. Да, в рядах спецслужб сегодня попадаются недостойные люди, даже оборотни в погонах, но в общем и целом основная масса наших сотрудников - патриоты. Но бывают и есть серьёзные просчёты, порой и провалы. Сам факт того, что в здании КНБ оказался человек с взрывчаткой на поясе - «большой минус». Любая спецоперация должна проводиться без жертв, а если они есть - это опять же просчёт. Да, вероятно, сотрудники КНБ действуют иногда чрезмерно жёстко. Я сам раньше был сторонником силовых методов. Но сегодня с учётом работы на гражданке и накопленного жизненного опыта хочу сказать, что силовыми методами мы можем проблему усугубить. Профессионал обязан работать гибко и ювелирно.

- Есть информация, что теперь всех осуждённых за религиозный экстремизм, терроризм будут помещать в одну зону. Будет толк?

- На самом деле об этом говорят уже давно. Ещё в те годы, когда я был действующим сотрудником. Это очень опасная идея, всем известно, чем закончился опыт ЦРУ с печально известным лагерем Гуантанамо. Надо объективно признать, что некоторые наши коллеги чрезмерно «усердствуют» и людей экстремистских взглядов, чтоб не портить статистику, сажают по другим уголовным статьям. Ещё со времён СССР в силовых ведомствах, в том числе и КГБ, а позже в КНБ доминирует количественный показатель, то есть, чем больше сотрудник выявил, чем больше дел дошло до суда, тем выше он будет расти. Сегодня пагубность такого подхода понимают и сами первые руководители этих ведомств. Возвращаясь к вопросу.

Логика в предложении «всех в одну зону» есть. Я был свидетелем и могу подтвердить, что один хорошо подготовленный миссионер всего лишь за 2 месяца может «обработать» половину осуждённых в колонии. То, что самоподрыв в балхашской тюрьме имел религиозную основу - скорее всего. Религия - острое оружие. Подготовленный миссионер в течение одного месяца бывшего преступника «поставит на ковер», и вчерашний убийца начнёт читать намаз. Не зря салафиты проводят большую работу именно в местах заключения. Правоохранительные органы, администрации колоний, допускающие салафитов к общей массе заключённых, делают большую ошибку. Но и содержать их в одном месте - опасно. Вообще миссионеры - в большинстве люди, хорошо подготовленные. Никак не хуже, чем представители спецслужб. Почему? Обучаясь зарубежом, они находились под жёстким прессом местных спецслужб, что их закалило. Среди них немало образованных в интеллектуальном и «оперативном» плане. Они прекрасно пользуются современными технологиями, знают, как уйти от наружного наблюдения, сильные психологи, могут разговаривать условностями, обладают техникой рукопашного боя. Самое главное - они умеют дискутировать и знают слабые места тех или иных госструктур, представители которых зачастую избегают вступать с ними в дискуссию. То, что религиозные экстремисты, в частности салафиты, продукт лабораторный, знают многие эксперты.

- Поясните для «не экспертов».

- Возможно, это неприятно будет услышать молодым салафитам. На самом деле узкие специалисты знают и это факт общепризнанный, что сама идеология салафизма зарождалась под протекторатом спецслужб Велико-британии. Рекомендую прочесть книгу «100 великих разведчиков мира», которая, в частности, описывает деятельность английского полковника Лоуренса, вошедшего в историю под именем Лоуренс Аравийский. Он жил более 10 лет среди арабских бедуинов, изучил их язык, менталитет, культуру под прикрытием учёного-этнографа. Он сумел найти человека, который должен был возглавить оппозиционное движение и возродить идеологию салафизма. Более того, финансировать этот проект, создать армию и на штыках английских спецслужб «оказать содействие» в завоевании независимости Саудовской Аравии. Об этом прекрасно знают специалисты, знают и наши коллеги в ЦРУ, в спецслужбах России, Китая.

Ещё лет 10 назад многие эксперты отмечали, что данная идеология принесёт конец конституционной монархии в арабских странах. Посмотрите, что происходит сегодня? Первая заповедь ислама - власть должна быть выборной, а в Саудовской Аравии власть передаётся от отца к сыну. Вот вам и первое противоречие салафизма с исламом. Получается, мы в Центральной Азии намного демократичнее и ближе к истинным канонам ислама.

http://megapolis.kz/art/Ualithan_KABIShEV_Missioneri_podgotovleni_ne_huzhe_sotrudnikov_spetssluzhb_

0 пікір

Үздік материалдар

Сыни-эссе

«Таласбек сыйлығы»: Талқандалған талғам...

Абай Мауқараұлы 1465
Білгенге маржан

«Шығыс Түркістан мемлекеті бейбіт түрде жоғалды»

Әлімжан Әшімұлы 3236
Біртуар

Шоқанның әзіл-сықақтары

Бағдат Ақылбеков 5371