Сенбі, 23 Қараша 2024
Жаңалықтар 2466 0 пікір 8 Желтоқсан, 2011 сағат 04:25

Талгат ИСМАГАМБЕТОВ. Слово о социальной справедливости и левой идее

С давних времен известна аксиома, что не хлебом единым сыт человек. Нужна пища духовная. Кто-то вопрошает о некой национальной идеологии, кто-то сужает её до некой, еще более неуловимой национальной идеи.

С давних времен известна аксиома, что не хлебом единым сыт человек. Нужна пища духовная. Кто-то вопрошает о некой национальной идеологии, кто-то сужает её до некой, еще более неуловимой национальной идеи.

Пусть некто ищет идею, нередко воспринимая и ожидая её как палочку-выручалочку для разрешения многих проблем.
Пока что имеем то, что имеем. Имеем же поиск объединяющих и вдохновляющих идей и просто мыслей.
Но из чего составлять комплекс идей, способных обрести достаточное количество последователей, если дискредитированы в глазах многих как либеральные, так и социалистические идеи?
Поговорим о либерализме. Все-таки доморощенные либералы 1990-х гг. отличались от своих предшественников времен незабвенного писателя Салтыкова-Щедрина. В то далекое время российские либералы начинали от возвышенных, прекраснодушных раздумий и намерений. Переходили затем к делам по возможности. И завершали, как заметил Салтыков-Щедрин, применительно к подлости.
Хотя есть значимое и содержательное, что больше чем идеи либералов, социал-демократов и сторонников прочих политических течений.
Имеются в виду ценность, а не просто идея, ценность свободы, равенства, социальной справедливости. На Западе консерваторы из этого трилистника  свободы, равенства, социальной справедливости упирают больше на важность индивидуальных прав и свобод. Либералы предпочитают ценность свободы. Социал-демократы напоминают о необходимости равенства стартовых возможностей, поскольку иначе малореализуемы и равенство перед законом и свобода. Социал-демократы и коммунисты по-разному обращаются к социальной справедливости, отличаясь в соединении оной с принципами и ценностями свободы и равенства. Впрочем, в странах Запада по мере врастания в существующие политические системы конкретных государств коммунисты утрачивали прежний радикализм в достижении равенства и справедливости ценой революции.     
У нас же иная действительность. Идея равенства стартовых возможностей словно не существует даже в теоретических изысканиях. Кумовство, непотизм как проявления коррупции на практике сводят к минимуму эту значимую ценность.

Необычность консерватизма в постсоветском варианте

В 1990-м г. на заре многопартийности в Советском Союзе сложно было применить разграничение на правых и левых в политическом спектре, ибо КПСС олицетворяла консерватизм в его косном виде. Хотя компартии всегда были и есть на левом фланге партийного поля.
Прошлое влияет на настоящее. Неудивительно, что консерватизм в нашем исполнении опять-таки превращается в два несопоставимых течения: коммунистическое и традиционалистский возврат к до советскому.
Пора признать, что традиционалистский подход уже не сводится к стремлению возродить обычаи и традиции. Кроме того, произошла подмена: вместо возрождения заметно влияние иных, заимствованных из-за рубежа идей. Особенно это относится к сфере религии.
На этом фоне, уже который раз в мировой истории, проявляет себя ценность социальной справедливости.  Некогда она связывалась с броскими лозунгами: «Вся власть Советам!», «Землю - крестьянам, фабрики и заводы - рабочим!». Эти два направления доморощенного консерватизма сталкиваются и, напротив, причудливо сочетаются, в понимании того, что есть социальная справедливость.

Социальная справедливость в эпоху столкновения цивилизаций

В современное время, время столкновения цивилизаций идея социальной справедливости активно используется исламистами разных направлений. Имеет место как агитация и пропаганда, так и материальная помощь, например, шиитам Ирака и Ливана со стороны шиитского руководства Ирана. Не миновала и нас эта практика завлечения материальным. Хотя разве здесь не очевидны упущения именно в забвении социальной справедливости?
Подобное привлечение обездоленных социальных слоев активно используется исламистами на Ближнем Востоке. Используется чтобы привлечь внимание, укрепить реноме, получить авторитет, создать клиентеллу, расширить круг сторонников, получить голоса на выборах, и в конечном счете, завоевав популярность, приобрести большее влияние.
Конечно, партия «Нур Отан» могла бы сделать больше чем отдельные акции. Но опять-таки помощь в хлебе насущном не означает выполнение запроса на социальную справедливость. Так что дело не только в благотворительности со стороны бизнеса и социальных услугах государства.
Есть некоторый парадокс  - в тяжелые 1990-е годы люди терпели, надеясь, что лучшее придет после трудностей переходного периода. Но таковое терпение относится только к определенному времени и сопровождается отложенными ожиданиями. Так что парадокс вполне объяснимый.
Кроме того, запрос на социальную справедливость не сводится к материальному существованию. Есть и другие составные элементы социальной справедливости: карьера не по звонку и не по родственным и прочим связям, а  по способностям; уверенность в том, что за безупречный труд, заслуги и общественную активность воздастся по заслугам; что ничто хорошее не будет забыто; что никто не будет забыт в случае болезни, старости и т.п.; что суды решают бепристрастно; что коррупция минимальна, а чиновники понимают, что их содержат налогоплательщики, к которым надо относиться с уважением и «моя полиция меня бережет» и т. п.

Кто левее и кто совсем по иную сторону

Именно это содержание социальной справедливости становится скрытым полем борьбы. Поэтому запрос на социальную справедливость существует не только со стороны малоимущих слоев. Что не учитывает в должной мере тот же «Нур Отан»  и большинство отечественных партий.
С 1996 г. в стране мирно почила Социалистическая партия. Почила по ряду причин, в том числе из-за невнимания лидеров к вопросам партийной деятельности.
Был 1999 год, когда на выборах в Мажилис партсписок Компартии Казахстана получил 30% голосов. Есть очевидцы, помнящие предварительные цифры, озвученные тогдашним секретарем Центризбиркома Еленой Кулешовой. Впрочем, незамедлительно председатель Центризбиркома Загипа Балиева дезавуировала слова Кулешовой, которая вскоре выбыла из состава этого ведомства. Тогдашний Первый секретарь ЦК КП Казахстана Серикболсын Абдильдин заявил, что по справедливости надо было бы 4 мандата из 10 отведенных партспискам  получить Компартии. Кстати, тогда единой и набиравшей вес голосами протестной части избирателей, официально признанной второй партией после «Отана» и получившей 2 мандата.
Однако С. Абдильдин предпочел не утруждать себя социальной и прочей справедливостью, принимая в партию бизнесменов. Стремление превратить партию в подобие блока недовольных и оппозиционных было странным. Последующий блок левых и правых, т.е. коммунистов и партии «Демократический выбор Казахстана» (ДВК), по официальным данным  не получил заветных 7% голосов избирателей на выборах Мажилиса Парламента в 2004 г.
Стремление к социальной справедливости привело пусть немногочисленных молодых активистов к созданию «Соцсопротивления». Вспомним, что Айнур Курманов когда-то был активным деятелем молодежной организации при Компартии.
Вне политического деления на левых и правых  действуют иные поборники - исламисты. Заброшенный запрос на социальную справедливость нашел ловца.

Какой консерватизм предпочтительнее?

Коммунистический или национал-патриотический или исламистский? По сути, видим в отечественных реалиях известные по опыту многих и многих стран три канала направления протеста и недовольства: классовый, националистический и религиозный.
Бывает, что эти направления смешиваются. Получается национализм с сильным религиозным содержанием. Возможна смесь социализма и национализма, исламских воззрений и социализма. Несколько десятилетий назад в арабском мире были популярны идеи арабского социализма и исламского социализма. Между прочим, Саддам Хусейн в Ираке, Насер в Египте, Каддафи в  Ливии когда-то отдавали им свое почтение, оставаясь сторонниками светского государства. В Средней Азии были в начале 1920-х г. сторонники «мусульманского коммунизма».
Однако история показала, что подобные смеси имеют недолгую жизнь. В отличие от среднеазиатских «мусульманских коммунистов», попавших в сталинские репрессии, исламские и арабские социалисты увидели на собственном опыте, что опасно смешивать такие ингредиенты. Что-то иное берет вверх: либо национализм получается, либо исламское общество выходит из-под контроля давая простор крайним исламистам.
Впрочем, тот же С. Абдильдин и сменивший его Газиз Алдамжаров наступили на вышеупомянутые грабли, выступая в последние годы вместе с «новыми национал-патриотами». Неонационал-патриоты не отличаются почтением к старшим (пропала лучшая черта традиционного воспитания!), достаточно их отношения к Хасену Кожахмету, личности действительно пострадавшей за национал-патриотизм в советские годы.
Многое свидетельствовало осенью с.г. о предстоящих досрочных выборах в Мажилис и надо было подумать о партии. Оплошность Газиза Алдамжарова в октябре 2011 г. привела к наказанию для всей Компартии, лишенной участия в выборах 15 января 2012г. Заметим: неонационал-патриоты не проявили публичных демаршей в поддержку своего союзника или, если сказать точнее, попутчику.  Хотя Алдамжаров участвовал не в организации митинга в защиту прав рабочих, а за придание казахскому языку положения доминирующего в официальном общении и делопроизводстве.  Ну, занял бы Алдамжаров особую позицию как предшественники-революционеры. Однако предпочел таскать каштаны из огня для неонационал-патриотов. Заметим: старые национал-патриоты такие как Хасен Кожахмет боролись с диктатом КПСС. Неонационал-патриоты  готовы идти на совместные действия с коммунистами, используя последних. Так что дело не только в стремлении власти очистить политическое поле накануне выборов. Руководство Компартии Казахстана год за годом ослабляло саму партию.

Забвение левой идеи и необходимость левой идеи

Ошибка руководства Компартии Казахстана в размывании основ не только идеологии марксизма и интернационализма, но и основ самой партии. При Серикболсыне Абдильдине в 2000-2001 гг. торжественно бизнесмен за бизнесменом   принимались в партию трудящихся. Думал ли постаревший руководитель коммунистов, что тем самым закладывает противоречия, а в скором будущем раскол? Вряд ли. Плохо читал Ленина как многие из позднесоветской номенклатуры.
Уж сама судьба велела коммунистам быть сторонниками идеи интернационализма. Однако все большее сотрудничество с неонационал-патриотами показывали, что и тактика и стратегия далеки от интернационалистских.
Уже несколько лет существует параллельная Компартии Казахстана Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК). В чем различие двух компартий? Несмотря на отдельные байки об их объединении, они разведены не только последствиями стратегии Абдильдина и не только тактикой последних лет по сближению Компартии с национал-патриотами.
КНПК словно научилась ждать «последний и решительный бой», как когда-то социал-демократы Западной Европы.
Компартия Казахстана забыла, что идее социальной справедливости необходим глашатай, носитель агитатор, пиарщик.
Левая идея - это в основе своей есть идея социальной справедливости вместе с ценностью равенства стартовых возможностей, индивидуальных и коллективных прав и свобод. Запрос существует. Здоровый консерватизм состоит в сохранении того, что было достойно и хорошо функционировало.

Заключение

Светскому характеру государства противодействует тезис «Закон от Бога выше закона от человеков». Этот тезис исламистов уже озвучен некоторыми сторонниками многоженства. Хотя если собрать нападки на теорию Дарвина, конфликты по поводу ношения хиджабов и пр., картина становится более полной. Добавим, что спорадически оживают споры насколько сильны казахи были приверженцами ислама. Как неонационал-патриоты пользуют оппозиционную компартию, так исламисты готовы использовать попутчиков, включая и неонационал-патриотов и тех коммунистов, имеющих в одном флаконе  смесь коммунизма с попутничеством к неонационал-патриотам и примиренчеством к исламистам.
Левая идея уже не может изменить мир как в 1917 г. Она выступает конкурентом исламистам и националистам. Либо в противодействии власти может оказаться попутчиком исламистов и националистов. Лучше для плюрализма политических взглядов, когда левая идея есть конкурент исламистов и националистов. Ибо крайние исламисты, как правило, а националисты очень часто не приемлют идейного и политического плюрализма.

Талгат ИСМАГАМБЕТОВ

http://contur.kz/node/1827

0 пікір

Үздік материалдар

Сыни-эссе

«Таласбек сыйлығы»: Талқандалған талғам...

Абай Мауқараұлы 1470
Білгенге маржан

«Шығыс Түркістан мемлекеті бейбіт түрде жоғалды»

Әлімжан Әшімұлы 3245
Біртуар

Шоқанның әзіл-сықақтары

Бағдат Ақылбеков 5407