Сәрсенбі, 20 Қараша 2024
Әне, көрдің бе? 17176 13 пікір 23 Желтоқсан, 2020 сағат 15:04

В Казахстане нет ни одного нефтехимического завода!

Все мы часто слышим, что качество дорог в Казахстане неудовлетворительное. Однако на строительство дороги государством выделяются немало средств. Например, в апреле этого года министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбит Атамкулов сообщил, что в 2020 году из бюджета для дорожной отрасли выделено 680 миллиардов тенге.

По некоторым данным, Казахстан за короткое время опустился аж на восемь пунктов в Индексе качества дорог Глобального рейтинга конкурентоспособности. По данным прошлого года, мы занимаем 106-е место из 140 стран в Индексе качества дорог. Так почему же в Казахстане плохое качество дорог? Мы задали этот вопрос Галымжану Жусанбаеву, специалисту нефтехимической отрасли.


Немного о спикере:

Галымжан Омарович работает в нефтехимической отрасли еще с 2005 года. В том же году в ТОО «ТЭК-Алматы», АО НК «Қазақстан Темір Жолы» занимался поставкой нефтепродуктов и угля.

Проработал Главным директором на заводе нефтехимии ТОО «SAT Operating Aktau», Главным директором в компании АО «Шымкент Мұнай Өнімдері». В 2010-2011 году в казахстанско-иранском посольстве участвовал в развитии нефтехимической отрасли, работал заместителем Посла по экономике. В 2011 году пришел в компанию ТОО «Petro Export», которая занимается хранением нефти и нефтепродуктов. До сегодняшнего дня является советником директора по коммерческим вопросам.


- Галымжан Омарович, мы знаем, что материалы, необходимые для строительства дороги, поступают из нефти. Нельзя сказать, что в Казахстане недостаточно нефти. Однако качество дорог оставляет желать лучшего. Что является причиной этого?

- В прошлый раз мы с вами обсудили, что из нефти получается несколько веществ. Один из них - битум, используемый в дорожном строительстве. Конечно, сначала нужно кипятить нефть. Из нее выкипает легкие продукты ввиде бензина, дизельное топливо и дорогие масла. В конечном итоге остается гудрон, вот и из этого гудрона делают битум.

Я разговаривал с представителями нескольких дорожно-строительных компаний. Они у нас всегда просят битум. Почему у них его нет, причина в этом: Государство проводит для них тендер на строительство дорог. Цена тонны битума на тендере составляет 90 тысяч тенге. Однако его рыночная цена составляет 150 тысяч тенге. Получается компании нужно добавить от себя еще 60 тысяч тенге.

Тогда что они делают?

В Казахстане много озер, куда разливается нефть и они называется могильниками. Например, таковые есть в Актау, Актобе, Кызылорде и Атырау. То есть, когда ведутся ремонтные работы, нефть направляется в озера и они скапливается в этих могильниках. Это на самом деле называется смеси нефтяных отходов.

Теперь те же самые дорожники берут от туда  и перемешивают их с битумом.  Это же бесплатно ... Даже если платно, максимум 10 тысяч. Но это не чистый битум. Он содержит как все легкие фракций, так и парафин. Хотя все выглядят как битум, но тут уже качество совсем другое. А парафин портит качество битума. Например, если в битуме есть парафин, то летние время плавятся в дороги. А в зимные время в холоде – растрескивается и портятся дороги. И от сюда у нас на дорогах ямы. Первая причина вот в чем.

- А в Казахстане производят битум?

- Не могу сказать, что битум производится в Казахстане. Почему? Например, в Актау есть завод ТОО СП “CASPI BITUM”. Построен 6-7 лет назад. Доля Китая и Казахстана в этом заводе составляет 50 на 50. Мне кажется этот завод не работает. Потому что когда вы проезжаете рядом вы не увидите что там с труб не факела и не дыма.

У них там кажется просто меняют название сырой нефти на какие то нефтепродукты ввиде разных непонятных композитов которые по качеству одинаковые с трубной нефтью.

Когда начинали строить этот завод брали качество каражамбасской нефти. Так как в каражамбасской нефти нету парафина и много асфальтена. По этому из него получился б хороший битум. Но этот завод берет нефть из трубы из, а в трубе не только каражамбасская нефть. Там еще есть и другие нефти и у которых в составе парафин. По этому они получает смесь нескольких видов нефти с парафином. Мы же говорили, что парафин разрушает битум. По этому идея в том, что завод должен быть построен рядом с нефтью Каражамбаса. А его построили в 300 км от месторождение, рядом с городом Актау.

И потом из нефти невозможно сразу отделить битум. Это как в слове «прежде чем я зарезал овцу, я забрал ее сердце». То есть от нефти выкипает с перва все легкие продукты, ввиде бензина и другие нефтепродукты до гудрона. И только в конце с гудрона получается битум. Это означает, если завод реально работает то где ж все остальные нефтепродукты до битума ввиде дизельное топливо, и бензин, и дорогие масла? Почему этот битумный завод продает только битум и какой то композит похожею на нефть. Разве это не принесет нам пользу?

А в Казахстане, что плохо, битум привозят под другим названием, из других стран в ТОО СП “CASPI BITUM” и просто меняет местами с нефтью и показывают что битум произведен у нас. Это неправильно, я считаю что это криминалом!

- Сколько заводов в Казахстане производит битум?

- Говорят, что он производится в Павлодаре. Но  это скорее всего строительный битум, а не дорожный. А если был бы дорожный битум там еще должен производиться парафин. Потому что нефть идет с парафином. Например, если какой-либо завод производит битум, он должен производить парафин. И чему теперь верить?

- А парафин и битум не разделить?

- Нет, можно разделить. Но у нас нету таких оборудовании (депарафинизатор). А так

из парафиновой нефти производятся хорошие и дорогие нефтепродукты. Например, у нас говорят парафиновая нефть самая дешевая, говорят, что она замерзает. Но за рубежом это очень даже дорогой продукт. Потому что там  из парафина делают много всего. А у нас нет этих технологий. Были бы технологии, производили бы и парафин.

Например, разница в цене между зимним дизельным топливом и летним дизельным топливом заключается в том, что летнее дизельное топливо содержит парафин. Зимой замерзает. Если убрать из него парафин, это будет зимний дизель. Зимний дизель в полтора раза дороже.

Теперь посчитаем, почему битум стоит 150 тысяч тенге. Например, нефть Каражамбаса самая дешевая. Потому что она тяжелая. Показывают, что в ней мало “светлого продукта”. Но в действительности если технология мощная, тяжелые продукты дороже. Потому что это - масла. Например, если средняя цена за тонну светлых продуктов составляет 500 долларов, а за «базовое масло» цена составляет 3000 долларов за тонну. Но у нас нет технологий, чтобы их освоить. Если бы были бы этий технологий и если бы мы реально производили бы те продукты без всяких схем, то наша страна разбогатела бы.

А теперь посчитаем приблизительно. Допустим, тонна Каражамбаса стоит 100 долларов. Привозишь на машине, стоит 20 долларов. Затем завод перерабатывает 80 долларов. И здесь мы видим у нас общие расходы на все это примерно 200 долларов.  А у нас только 70% из переработанного дорогие товары и это уже 350 долларов. Так как недорогой дизель стоит в среднем 500 долларов. Не говоря еще о хороших, дорогих маслах которые стоит 3000 долларов за тонну. И здесь мы видим что не считая даже битума от 70% дорогих продуктов мы имеем 150 долларов выгоду с тонны.

А битум - это остатки. Так сколько же должен стоить битум? Разве это не должно быть бесплатно? Почему нам это стоит 350 долларов или 150 тысяч тенге?

Я думаю, что он привезен из России. Когда его завозят, меняют название, за это снова нужно платить. Потом по приезду оплачивается «НДС», есть транспортировка. Все это будет стоить 150 тысяч тенге.

У нас есть все возможности производить битум самим. Потому что у нас нефть всякая есть. Да и битумные заводы не дорогие.

Я видел во время работы в Иране, битум должен стоить максимум 20-30 тысяч тенге. Если бы это регулировалось, сколько еще дорог было бы построено. В итоге основная часть затрат при строительстве дорог тратится на битум. Во сколько это обходится экономике?

- Азербайджан, как и мы, нефтяная страна. Но мы заметили, что у них дорогие качественные. В чем кроется причина?

- Хоть они и зависят от нефти, у них хорошо развиты многие отрасли. А у нас Закон всему мешает.  Потому что я считаю, что Казахстан отстал, остался в старом «советском стандарте». Например, мы поставляем нефть на внутренний рынок по низким ценам. Вы платите меньше налогов. Но если нефть переименуют на разные нестандартные продукты в виде всяких композитов, экспортная пошлина и налог на внутренний рынок уйдут в карман. Например, изменить название дизельного топлива на печное топливо. Все эти стандарты еще с советских времен.

В настоящее время этот стандарт используется только в Беларуси, России и Казахстане. И одна из сильных сторон Азербайджана в том, что они интегрированы международным стандартам и работают с иностранными, европейскими и американскими компаниями. Вот почему их технологии так хорошо развиваются. Меньше отходов.

Например, в Иране много населения, но меньше нефти, чем у нас. Несмотря на то, что они находились под санкциями в течение 30 лет, нефтехимические предприятия хорошо зарекомендовали себя до продажи нефти. Сегодня в Иране 30-40 крупных заводов и более 100 мини-заводов. А у нас нет ни одного нефтехимического завода.

- Как в Казахстане используются нефтяные отходы?

- У нас 40-50 мини-заводов. Они могут производить бензин и дизельное топливо. Но не хорошего качество. Однако поставлять сырую нефть на мини-заводы на внутреннем рынке нельзя. Он поставляется на “CASPI BITUM” и остальным крупным заводам. И это мини заводы могли бы перерабатывать нефтяные отходы.

Но если вы захотите переработать нефтяные отходы то вас будут привлекать к уголовной ответственности. Так как в нефтяных отходах имеются остатки нефти. Ну как это понять? А что там должно быть, если не нефть?

А в степи лежат миллионы тонн отходов. Сколько все это стоит? Какой ущерб наносит окружающей среде?

В основном есть специальные нефтяные могильники. Например, возле Жанаозена есть специальный полигон. Если вы отрегулируете это законом и скажете людям «вычистить сами и продать за границу», все жители Жанаозена не будут пять лет безработными.

Например, когда рухнула советская власть, сколько металлов было выброшено. Тогда все они были нужны. Теперь металл на улице не найти. Собрал все и продал. Это то же самое.

Если вы разрешите переработку нефтяных отходов, вы, во-первых, очистите окружающую среду, во-вторых, это деньги, в-третьих, работа. Потому что столько там отходов! Это особенно полезно для малого и среднего бизнеса. Оттуда и налог, и зарплата.

- Что мешает дать разрешение?

- Я не понимаю, что этому мешает. У нас есть крупные экологические компании. Думаю, они получают от государства деньги за очистку этих озер. Разве для них не лучше, чтобы ничего не очищалось до конца? .. Есть еще пункт лоббирования. Но если есть реальный интерес, проследить за ним несложно. Нам просто нужно упростить закон.

Сейчас из-за пандемии все уходит на внешние рынки. Однако до пандемии бензин и дизельное топливо не экспортировались. Потому что говорили, нам самим не хватает. На самом деле, если заводы будут работать в три раза усерднее, нам не только будет достаточно, но и останется сверху. Это ведь все прибыль. Почему сейчас все строят заводы? Например, страны без нефти тоже строят заводы. Они покупают, импортируют и получают прибыль от нее. Как Беларусь. Что ж, у нас есть дешевая нефть, есть все, но нет завода.

- Если у нас есть своя нефть, почему так сложно построить завод?

- Например, в мире есть два способа построить перерабатывающий завод. У вас есть нефть, вы гарантируете, что отработаете определенный объем. Они построят для вас нефтеперерабатывающий завод. Например, скажем, завод получит 100 долларов за переработку нефти. А у вас 5 миллионов тонн нефти. И это если мы скажем, что пройдет 5 миллионов тонн, это будет 500 миллионов долларов. Общая стоимость завода составляет 1 миллиард долларов. Это означает, что вы сможете окупить свои расходы всего за 2 года.

А в Казахстане вы вкладываете в десять раз больше денег. Нефть твоя. Тогда зачем двойные расходы? Если у тебя есть нефть, китайцы сами построят завод. И они вытаскивают свои деньги и уезжают. Но завод остается у вас.

Взять, к примеру, нефте-химические заводы. Если за рубежом завод стоит 1 миллиард долларов, он будет стоить у нас 4 миллиарда долларов. Потому что наши покупает у них оборудования и начинают строить сами. Это как вы покупаете машину по запчастям и собраете сами. Там уже правильно сделаешь или нет - это другой вопрос … Дальше цена ведь пойдет вверх? Лучше заплатите деньги и пускай они строить сами до ключа. Зато выйдет в 3-4 раза дешевле.

Если вы хотите, что завод подорожал, вложите реальную сумму и выходите на IPO. Вы будете показывать прибыль  в течении трех лет. Затем, когда вы продадите свои акции, вы все равно получаете те же деньги в 3-4 раза дороже. Так как у нас сырье дешевая. Вытащили свои деньги, оставьте себе 10%. Вы вытащили свои деньги, вернули им деньги и сделали на этом прибыль. Вы будете управлять, так как 10% принадлежат вам. Завод на вашей земле, завод ваш.

- Значит нет конкретного контроля цен на нефтепродукты и битум?

- Нет. Я не знаю почему. Где налоговый комитет, который его проверяет? Где находится Счетный комитет? Один из главных способов - установить устройства мониторинга это -  «КПУ». На нем хорошо видна и производительность, и стоимость продуктов. Только тогда можно будет установить контроль. Однако этому противостоят крупные лоббистские группы.

- Спасибо за интервью!

- Вам спасибо!

Нурбике Бексултанкызы

Abai.kz

13 пікір

Үздік материалдар

Сыни-эссе

«Таласбек сыйлығы»: Талқандалған талғам...

Абай Мауқараұлы 1363
Білгенге маржан

«Шығыс Түркістан мемлекеті бейбіт түрде жоғалды»

Әлімжан Әшімұлы 3149
Біртуар

Шоқанның әзіл-сықақтары

Бағдат Ақылбеков 4800