Сенбі, 18 Мамыр 2024
Жаңалықтар 2927 0 пікір 17 Тамыз, 2011 сағат 06:56

Валихан ТУЛЕШОВ. Либерализм: в преддверии собственной национальной истории (мысли навеянные интервью Азата Перуашева «Ак жол» – казахская партия «Алаш» XXI века» из газеты «Алаш айнасы»)

Невероятно, но в год 20-летия независимости Республики Казахстан очень востребованной, помимо социал-демократической идеологии, исторически сформировавшейся и оформившейся на плечах либерализма, становится и сугубо либеральная идеология. Данный феномен трудно объяснить сугубо экономическими причинами, такими, как например, мировой экономический кризис или просто необходимость развития производительных сил, которые аксиоматически со временем приведут к смене производственных отношений. Данный феномен глубокой востребованности либеральных идей и взглядов, либерализации политики и социальной сферы в условиях Казахстана можно попытаться объяснить, как мне кажется, более глубокими, а именно историческими, социальными и культурными причинами.

Невероятно, но в год 20-летия независимости Республики Казахстан очень востребованной, помимо социал-демократической идеологии, исторически сформировавшейся и оформившейся на плечах либерализма, становится и сугубо либеральная идеология. Данный феномен трудно объяснить сугубо экономическими причинами, такими, как например, мировой экономический кризис или просто необходимость развития производительных сил, которые аксиоматически со временем приведут к смене производственных отношений. Данный феномен глубокой востребованности либеральных идей и взглядов, либерализации политики и социальной сферы в условиях Казахстана можно попытаться объяснить, как мне кажется, более глубокими, а именно историческими, социальными и культурными причинами.

Почему социальными? Видимо потому, что происходящий переход к новым социальным отношениям связан с длительным и весьма противоречивым этапом рождения гражданина и собственника, который далеко не закончится в 20-ю годовщину суверенитета нашего государства. Почему культурными? Потому что, изменение социальных (в том числе и производственных, экономических) отношений между людьми связано с изменением соотношения между старыми и новыми трендами развития, борьбой старых и новых культурных традиций и ценностей. Почему, наконец, историческими? Потому что укоренение новых либеральных для казахов идей потребует усилий несколько поколений.

Дело в том, что в общепринятом, так сказать, мировом смысле слова, в истории Казахстана ни гражданских, ни частнособственнических отношений никогда не было. Не было, следовательно, и традиции, которая в Европе существует со времен античности, где, как известно, реализация и демократии как особой формы и способа общественной жизни могла состояться лишь при господстве частнособственнических экономических отношений,  зародившихся с реформ Солона (начало VI в. до н.э.) в античной Греции. Этого то, у казахов и других народов Востока не было и близко. Следовательно, и возникновение либерализма как социальной идеи равенства возможностей при определенном уровне институализированной в демократических устройствах свободы, было также невозможно. Конечно, это не означает, что как таковой, демократический характер развития обществ отсутствовал вообще, он просто существовал в ином, нежели на Западе, «кочевом», «степном» или «военном» культурно-историческом формате. Ведь термины о степной, кочевой и военной демократии на просторах Великой Степи, да и повсеместно в мире не вызывают никаких возражений.

Поэтому, в «Капитале» К.Маркс показал значение огромного по историческим меркам этапа первоначального накопления капитала, который и был содержанием той громадной эпохи, которая и привела к возникновению либеральных идей от возникновения частнособственнических отношений и демократии греческих полисов. Слово «либеральный» уже происходит от лат. liber («свободный») и несет первоначально коннотацию борьбы. Тит Ливий в «Истории Рима от основания города» описывает борьбу за свободу между классами плебеев и патрициев. Позже, Марк Аврелий, как известно,  в своих «Рассуждениях» пишет про представление «о государстве, с законом, равным для всех, где признаются равенство и равное право на речь; также о единодержавии, которое всего более почитает свободу подданных». В эпоху итальянского Возрождения эта борьба возобновилась между сторонниками свободных городов-государств и папы римского. Никколо Макиавелли в своих «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» излагает принципы республиканского правления. Джон Локк в Англии и мыслители французского Просвещения сформулировали борьбу за свободу в терминах прав человека.      «Революционеры, - отмечал Норман Девис, - унаследовали от эпохи Просвещения веру в универсальную абстракцию - человека. Они считали, что, выступая против универсальной тирании, действуют от имени всех людей вообще. Самым благородным памятником им стала Декларация прав человека - а не только прав французов»[1].

Итак, возникнув как тенденция общественной жизни в античной Греции, позже Риме, пройдя, как известно, исторические этапы забвения и упадка, либерализм (фр. libéralisme) со временем в странах образцового капитализма становится философской, политической и экономической идеологией, исходящей из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.

Современным идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают сегодня признание данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, личную свободу и собственность), а также других гражданских прав; равноправия и равенства перед законом; рыночной экономики и ответственности правительства и прозрачности государственной власти.

Надо отдельно сказать, что идеи либерализма проникли в Казахстан в начале ХХ века вместе с влиянием реформ, распространившимся по Российской империи в результате революции 1905-1907 годов.  Главной либеральной партией, претендовавшей на общенациональное руководство в Российской империи, была Конституционно-демократическая партия (кадеты), которая оформилась на ее Учредительном съезде в октябре 1905 г. В ней состояли главным образом преподаватели, адвокаты, инженеры, писатели, либерально настроенные представители помещиков и буржуазии. В свои ряды партия кадетов привлекла немногих рабочих и крестьян, однако интеллигенция, выступавшая за реформы, была достаточно широко представлена и национальными представителями. Известно участие казахской интеллигенции как в мусульманском движении того времени, так и в деятельности данной партии.

Важнейшей своей целью кадеты, под лидерством историка Милюкова, провозгласили введение в стране демократической конституции. Согласно их программе неограниченная монархия должна быть заменена парламентарным демократическим строем. Они выступали за разделение властей - законодательной, исполнительной и судебной, за коренную реформу местного самоуправления и суда, за всеобщее избирательное право, свободу слова, печати, собраний, союзов, за строгое соблюдение "гражданских политических прав личности", за свободу преподавания и бесплатное обучение в школе. В решении аграрного вопроса кадеты предусматривали частичное отчуждение помещичьей земли в пользу крестьян, выступали за частную земельную собственность и были противниками ее обобществления. Осуществления своих целей они добивались только мирными средствами - путем получения большинства в Думе и проведения через нее намеченных в их программе реформ. Иным образом и не могло видеться распространение влияния либеральных идей в Российской империи.

Исследователи отмечают, что «на рубеже веков национально-освободительное движение казахского народа вступило в новую фазу своего развития, характерной чертой которого был переход от традиционных форм вооруженной борьбы к политическим методам сопротивления колониальной системе царизма. Как свидетельствуют материалы казахской периодической печати начала века и в целом творческое наследие выдающихся представителей интеллигенции, вступивших тогда на арену политической борьбы и общественного движения, это было временем, когда на чашах весов оказались судьбы нации, само существование народа. Усиление колонизации и массовое изъятие земель в начале ХХ века привели к обострению отношений не только с царской администрацией, но и внутренних противоречий в казахском ауле и неминуемо вызвали брожение среди интеллигенции и простого народа. В рассматриваемый период времени национально-освободительное движение, как и само казахское общество были неоднородным. Наряду с сохранением родоплеменных отношений и остатков кочевой демократии начинали складываться новые социально-экономические условия, связанные с проникновением капиталистических отношений в степь. Ввиду того, что процесс капитализации только развивался, формировавшаяся национальная буржуазия не могла играть ведущую роль в политической жизни. Малочисленный и распыленный по мелким предприятиям казахский пролетариат, не имевший политической организации и ориентации, также не мог возглавить национально-освободительную борьбу. В этих условиях руководство освободительным движением взяла на себя духовно-интеллектуальная элита, наиболее последовательно выражавшая идею национальной независимости. 
Руководителями национально-освободительного движения стали А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Тынышпаев, М. Дулатов, М. Чокаев, Х. и Ж. Досмухамедовы, Ж. Акбаев, Х. Габбасов, Р. Марсеков, А. Турлыбаев и многие другие, в большинстве своем выпускники высших учебных заведений Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Томска, Киева, Варшавы, учительских семинарий и других учебных заведений Оренбурга, Омска, Уфы, Троицка и других городов[2].

Хотя, эволюция их взглядов представляет огромный интерес, однако, главным достижением и результатом этой эволюции следует считать провозглашение ими целостной для того времени программы национального либерализма. Основные требования ее сводились к разрешению проблем культурно-национального характера: признания за казахами права собственности на землю, где они проживали, обязательного введения в школах, наряду с русским, обучения на казахском языке, исполнение религиозных обрядов согласно мусульманской вере, введение судопроизводства на казахском языке и т.д.. В их политических взглядах, особенно на этапе консолидации в партии «Алаш, наглядно отразились особенности социально-политической жизни казахского общества того времени, пути возможного разрешения назревших в нем проблем и способы выбора цивилизационной дороги, которые они искали вместе с представителями интеллигенции других народов России.

Так, Каркаралинская петиция, например, по существу явилась после революции 1905-1907 годов первым программным документом, провозгласившим основные идеи и направления политической деятельности национальной интеллигенции. Впервые перед царским колониальным режимом открыто были выдвинуты требования на признание прав одного из угнетенных народов Российской империи. Безусловно, это встревожило местный колониальный аппарат и центральные власти, увидевшие в них проявление национального сепаратизма и антиправительственные настроения. Вместе с другими представителями революционной общественности России авторы петиции были подвергнуты гонениям и тюремным заключениям.

Конечно, ни партия «Алаш», ни отдельные её выдающиеся представители ни при царизме, ни после, не могли изменить существа русского модернизационного проекта, намечающегося с падением царизма и приходом к власти большевиков под эгидой коммунистической идеологии, тем не менее, она сделали все от них зависящее, чтобы, проснувшаяся в их генах и крови историческая память казахской нации, несмотря на неимоверные трудности и национальную трагедию «малого октября» и последующих лет «строительства социализма», начала новый культурно-антропологический этап своего существования и развития, предвосхитивший восстановление казахской нации после 70-ти лет российского социалистического проекта и обретение после него своей независимости.

Очень важно, что в своем интервью газете «Алаш айнасы» Азат Перуашев подчеркивает необходимость подхватить знамя первой политической партии казахов «Алаш» именно сегодня, когда, практически по прошествии века, наша нация, так трудно и трагично обретшая независимость, начинает заново поднимать и решать актуальнейшие и важнейшие вопросы собственного существования, начинает, наконец, жить собственной жизнью. Живой народ - это тот народ, который чтит собственную традицию, помнит и пересказывает собственную сказку, живет собственными мифами и смыслами, но каждый раз приспосабливая их к новым условиям жизни. И было бы совершенно непростительно забыть то, как в 1905 г. А. Букейханов выступая на съезде земских и городских деятелей в Москве, категорически потребовал равных прав для 5-ти миллионного тогда (!) населения казахов. Наряду с неотложными вопросами социального порядка, он в своей речи поднимал и проблемы языка, свободы выбора: "... ближайшей нуждой казахов является свобода в употреблении родного языка, особенно необходимая ввиду предстоящей выборной агитации, и я присоединяюсь к предложению тех товарищей, которые просили съезд высказаться за немедленную отмену всех ограничений в правах местных языков". Не случайно 15 июня 1906 г. его единогласно избрали депутатом от семипалатинских казахов в первую российскую Государственную думу. К сожалению, он не смог участвовать в ее работе, так как был задержан на три месяца в Павлодаре Омским генерал-губернатором.

В Петербург А. Букейханов прибыл уже накануне роспуска Государственной думы, вслед за чем и уехал в Финляндию, в Выборг, где вместе со 180 депутатами подписал известное "выборгское обращение" против насильственного роспуска Государственной Думы. За это он подвергся наказанию и решением Петербургского окружного суда был заключен в тюрьму и позже выслан в Самару.

Непростительно забывать, как жили и боролись за нашу мечту и за нашу сказку все руководители национально-освободительного движения казахов и партии «Алаш».

Сегодня, когда мы живем в собственном государстве, было бы совершенно непростительно забыть то, как отстаивали интересы казахского народа и как мучительно умирали наши национальные лидера того времени. Смерть, ступавшая за ними по пятам, отступала под их неистребимым желанием, воспитанным великим Абаем, жить, дышать и выражать собственное мнение вместе с мнением всей казахской нации.

Поэтому, невзирая на схоластические и софистические приемы критиков сегодняшнего руководства партии «Ак жол», невзирая на ее спонтанную, порой эклектичную, но тернистую и насыщенную поисками духовных смыслом предысторию, я, все же, склонен считать, что историческая логика и глубокое мировоззрение казахской нации позволят партии в дальнейшем выражать те подлинные смыслы и ценности, которые обозначил Азат Перуашев в своем интервью. Ведь, независимо от того, какие ресурсы и возможности будет иметь партия в будущем, важно то, что она уже демонстрирует свое ценностное видение и гуманистическую ориентацию.

Память и декларация преемственности - это уже творение живого национального духа и главное, теперь, этого никогда не забывать. Это важно для всех граждан нашей великой страны.



[1]Н.Девис. История Европы. - М.2005. С.498.

[2] Так, например, начиная с 20-х гг. XIX в. до 1917 г. только в Казанском университете обучалось около 30 молодых казахов, из них 17 человек получили юридическое образование, остальные - медицинское. В указанный период времени в Санкт-Петербургском университете получили высшее образование около 20 казахских студентов, среди которых ставшие впоследствии видными общественными и политическими деятелями Б. Каратаев, М. Чокаев, Ж. Акбаев, Ж. Досмухамедов, А. Турлыбаев, Б. Сыртанов, Б. Кулманов, С. Жанайдаров и другие. Х. Досмухамедов был выпускником Санкт-Петербургской Военно-медицинской Академии, А. Ермеков окончил Томский технологический институт, М. Тынышпаев - Санкт-Петербургский институт железнодорожного транспорта, Ж. Султанбаев учился и окончил варшавский ветеринарный институт./6/ 
Казахская молодежь обучалась и за границей, так до 1917 г. получили образование в Стамбульском университете А. Гайсин, С. Шанов, Д. Келбаев, М. Турганбаев, А. Машаев. По неполным данным до революции около 120 казахов имели высшее образование, около 700 - среднее./7/ http://bankreferatov.kz/history/280-alash-i-alash-orda.html

http://www.spik.kz/?lan=ru&id=103&pub=2071

0 пікір

Үздік материалдар

Құйылсын көшің

Бас газет оралмандарға неге шүйлікті?

Әлімжан Әшімұлы 2136
Әдебиет

«Солай емес пе?»

Ғаббас Қабышұлы 2545
Қоғам

Дос көп пе, дұшпан көп пе?

Әбдірашит Бәкірұлы 2306
Ел іші...

Ұлттық бірегейлену: Қандастардың рөлі қандай?

Омарәлі Әділбекұлы 1650