Валихан ТУЛЕШОВ. Либерализм: в преддверии собственной национальной истории (мысли навеянные интервью Азата Перуашева «Ак жол» – казахская партия «Алаш» XXI века» из газеты «Алаш айнасы»)
Невероятно, но в год 20-летия независимости Республики Казахстан очень востребованной, помимо социал-демократической идеологии, исторически сформировавшейся и оформившейся на плечах либерализма, становится и сугубо либеральная идеология. Данный феномен трудно объяснить сугубо экономическими причинами, такими, как например, мировой экономический кризис или просто необходимость развития производительных сил, которые аксиоматически со временем приведут к смене производственных отношений. Данный феномен глубокой востребованности либеральных идей и взглядов, либерализации политики и социальной сферы в условиях Казахстана можно попытаться объяснить, как мне кажется, более глубокими, а именно историческими, социальными и культурными причинами.
Невероятно, но в год 20-летия независимости Республики Казахстан очень востребованной, помимо социал-демократической идеологии, исторически сформировавшейся и оформившейся на плечах либерализма, становится и сугубо либеральная идеология. Данный феномен трудно объяснить сугубо экономическими причинами, такими, как например, мировой экономический кризис или просто необходимость развития производительных сил, которые аксиоматически со временем приведут к смене производственных отношений. Данный феномен глубокой востребованности либеральных идей и взглядов, либерализации политики и социальной сферы в условиях Казахстана можно попытаться объяснить, как мне кажется, более глубокими, а именно историческими, социальными и культурными причинами.
Почему социальными? Видимо потому, что происходящий переход к новым социальным отношениям связан с длительным и весьма противоречивым этапом рождения гражданина и собственника, который далеко не закончится в 20-ю годовщину суверенитета нашего государства. Почему культурными? Потому что, изменение социальных (в том числе и производственных, экономических) отношений между людьми связано с изменением соотношения между старыми и новыми трендами развития, борьбой старых и новых культурных традиций и ценностей. Почему, наконец, историческими? Потому что укоренение новых либеральных для казахов идей потребует усилий несколько поколений.
Дело в том, что в общепринятом, так сказать, мировом смысле слова, в истории Казахстана ни гражданских, ни частнособственнических отношений никогда не было. Не было, следовательно, и традиции, которая в Европе существует со времен античности, где, как известно, реализация и демократии как особой формы и способа общественной жизни могла состояться лишь при господстве частнособственнических экономических отношений, зародившихся с реформ Солона (начало VI в. до н.э.) в античной Греции. Этого то, у казахов и других народов Востока не было и близко. Следовательно, и возникновение либерализма как социальной идеи равенства возможностей при определенном уровне институализированной в демократических устройствах свободы, было также невозможно. Конечно, это не означает, что как таковой, демократический характер развития обществ отсутствовал вообще, он просто существовал в ином, нежели на Западе, «кочевом», «степном» или «военном» культурно-историческом формате. Ведь термины о степной, кочевой и военной демократии на просторах Великой Степи, да и повсеместно в мире не вызывают никаких возражений.
Поэтому, в «Капитале» К.Маркс показал значение огромного по историческим меркам этапа первоначального накопления капитала, который и был содержанием той громадной эпохи, которая и привела к возникновению либеральных идей от возникновения частнособственнических отношений и демократии греческих полисов. Слово «либеральный» уже происходит от лат. liber («свободный») и несет первоначально коннотацию борьбы. Тит Ливий в «Истории Рима от основания города» описывает борьбу за свободу между классами плебеев и патрициев. Позже, Марк Аврелий, как известно, в своих «Рассуждениях» пишет про представление «о государстве, с законом, равным для всех, где признаются равенство и равное право на речь; также о единодержавии, которое всего более почитает свободу подданных». В эпоху итальянского Возрождения эта борьба возобновилась между сторонниками свободных городов-государств и папы римского. Никколо Макиавелли в своих «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» излагает принципы республиканского правления. Джон Локк в Англии и мыслители французского Просвещения сформулировали борьбу за свободу в терминах прав человека. «Революционеры, - отмечал Норман Девис, - унаследовали от эпохи Просвещения веру в универсальную абстракцию - человека. Они считали, что, выступая против универсальной тирании, действуют от имени всех людей вообще. Самым благородным памятником им стала Декларация прав человека - а не только прав французов»[1].
Итак, возникнув как тенденция общественной жизни в античной Греции, позже Риме, пройдя, как известно, исторические этапы забвения и упадка, либерализм (фр. libéralisme) со временем в странах образцового капитализма становится философской, политической и экономической идеологией, исходящей из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.
Современным идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают сегодня признание данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, личную свободу и собственность), а также других гражданских прав; равноправия и равенства перед законом; рыночной экономики и ответственности правительства и прозрачности государственной власти.
Надо отдельно сказать, что идеи либерализма проникли в Казахстан в начале ХХ века вместе с влиянием реформ, распространившимся по Российской империи в результате революции 1905-1907 годов. Главной либеральной партией, претендовавшей на общенациональное руководство в Российской империи, была Конституционно-демократическая партия (кадеты), которая оформилась на ее Учредительном съезде в октябре 1905 г. В ней состояли главным образом преподаватели, адвокаты, инженеры, писатели, либерально настроенные представители помещиков и буржуазии. В свои ряды партия кадетов привлекла немногих рабочих и крестьян, однако интеллигенция, выступавшая за реформы, была достаточно широко представлена и национальными представителями. Известно участие казахской интеллигенции как в мусульманском движении того времени, так и в деятельности данной партии.
Важнейшей своей целью кадеты, под лидерством историка Милюкова, провозгласили введение в стране демократической конституции. Согласно их программе неограниченная монархия должна быть заменена парламентарным демократическим строем. Они выступали за разделение властей - законодательной, исполнительной и судебной, за коренную реформу местного самоуправления и суда, за всеобщее избирательное право, свободу слова, печати, собраний, союзов, за строгое соблюдение "гражданских политических прав личности", за свободу преподавания и бесплатное обучение в школе. В решении аграрного вопроса кадеты предусматривали частичное отчуждение помещичьей земли в пользу крестьян, выступали за частную земельную собственность и были противниками ее обобществления. Осуществления своих целей они добивались только мирными средствами - путем получения большинства в Думе и проведения через нее намеченных в их программе реформ. Иным образом и не могло видеться распространение влияния либеральных идей в Российской империи.
Исследователи отмечают, что «на рубеже веков национально-освободительное движение казахского народа вступило в новую фазу своего развития, характерной чертой которого был переход от традиционных форм вооруженной борьбы к политическим методам сопротивления колониальной системе царизма. Как свидетельствуют материалы казахской периодической печати начала века и в целом творческое наследие выдающихся представителей интеллигенции, вступивших тогда на арену политической борьбы и общественного движения, это было временем, когда на чашах весов оказались судьбы нации, само существование народа. Усиление колонизации и массовое изъятие земель в начале ХХ века привели к обострению отношений не только с царской администрацией, но и внутренних противоречий в казахском ауле и неминуемо вызвали брожение среди интеллигенции и простого народа. В рассматриваемый период времени национально-освободительное движение, как и само казахское общество были неоднородным. Наряду с сохранением родоплеменных отношений и остатков кочевой демократии начинали складываться новые социально-экономические условия, связанные с проникновением капиталистических отношений в степь. Ввиду того, что процесс капитализации только развивался, формировавшаяся национальная буржуазия не могла играть ведущую роль в политической жизни. Малочисленный и распыленный по мелким предприятиям казахский пролетариат, не имевший политической организации и ориентации, также не мог возглавить национально-освободительную борьбу. В этих условиях руководство освободительным движением взяла на себя духовно-интеллектуальная элита, наиболее последовательно выражавшая идею национальной независимости.
Руководителями национально-освободительного движения стали А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Тынышпаев, М. Дулатов, М. Чокаев, Х. и Ж. Досмухамедовы, Ж. Акбаев, Х. Габбасов, Р. Марсеков, А. Турлыбаев и многие другие, в большинстве своем выпускники высших учебных заведений Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Томска, Киева, Варшавы, учительских семинарий и других учебных заведений Оренбурга, Омска, Уфы, Троицка и других городов[2].
Хотя, эволюция их взглядов представляет огромный интерес, однако, главным достижением и результатом этой эволюции следует считать провозглашение ими целостной для того времени программы национального либерализма. Основные требования ее сводились к разрешению проблем культурно-национального характера: признания за казахами права собственности на землю, где они проживали, обязательного введения в школах, наряду с русским, обучения на казахском языке, исполнение религиозных обрядов согласно мусульманской вере, введение судопроизводства на казахском языке и т.д.. В их политических взглядах, особенно на этапе консолидации в партии «Алаш, наглядно отразились особенности социально-политической жизни казахского общества того времени, пути возможного разрешения назревших в нем проблем и способы выбора цивилизационной дороги, которые они искали вместе с представителями интеллигенции других народов России.
Так, Каркаралинская петиция, например, по существу явилась после революции 1905-1907 годов первым программным документом, провозгласившим основные идеи и направления политической деятельности национальной интеллигенции. Впервые перед царским колониальным режимом открыто были выдвинуты требования на признание прав одного из угнетенных народов Российской империи. Безусловно, это встревожило местный колониальный аппарат и центральные власти, увидевшие в них проявление национального сепаратизма и антиправительственные настроения. Вместе с другими представителями революционной общественности России авторы петиции были подвергнуты гонениям и тюремным заключениям.
Конечно, ни партия «Алаш», ни отдельные её выдающиеся представители ни при царизме, ни после, не могли изменить существа русского модернизационного проекта, намечающегося с падением царизма и приходом к власти большевиков под эгидой коммунистической идеологии, тем не менее, она сделали все от них зависящее, чтобы, проснувшаяся в их генах и крови историческая память казахской нации, несмотря на неимоверные трудности и национальную трагедию «малого октября» и последующих лет «строительства социализма», начала новый культурно-антропологический этап своего существования и развития, предвосхитивший восстановление казахской нации после 70-ти лет российского социалистического проекта и обретение после него своей независимости.
Очень важно, что в своем интервью газете «Алаш айнасы» Азат Перуашев подчеркивает необходимость подхватить знамя первой политической партии казахов «Алаш» именно сегодня, когда, практически по прошествии века, наша нация, так трудно и трагично обретшая независимость, начинает заново поднимать и решать актуальнейшие и важнейшие вопросы собственного существования, начинает, наконец, жить собственной жизнью. Живой народ - это тот народ, который чтит собственную традицию, помнит и пересказывает собственную сказку, живет собственными мифами и смыслами, но каждый раз приспосабливая их к новым условиям жизни. И было бы совершенно непростительно забыть то, как в 1905 г. А. Букейханов выступая на съезде земских и городских деятелей в Москве, категорически потребовал равных прав для 5-ти миллионного тогда (!) населения казахов. Наряду с неотложными вопросами социального порядка, он в своей речи поднимал и проблемы языка, свободы выбора: "... ближайшей нуждой казахов является свобода в употреблении родного языка, особенно необходимая ввиду предстоящей выборной агитации, и я присоединяюсь к предложению тех товарищей, которые просили съезд высказаться за немедленную отмену всех ограничений в правах местных языков". Не случайно 15 июня 1906 г. его единогласно избрали депутатом от семипалатинских казахов в первую российскую Государственную думу. К сожалению, он не смог участвовать в ее работе, так как был задержан на три месяца в Павлодаре Омским генерал-губернатором.
В Петербург А. Букейханов прибыл уже накануне роспуска Государственной думы, вслед за чем и уехал в Финляндию, в Выборг, где вместе со 180 депутатами подписал известное "выборгское обращение" против насильственного роспуска Государственной Думы. За это он подвергся наказанию и решением Петербургского окружного суда был заключен в тюрьму и позже выслан в Самару.
Непростительно забывать, как жили и боролись за нашу мечту и за нашу сказку все руководители национально-освободительного движения казахов и партии «Алаш».
Сегодня, когда мы живем в собственном государстве, было бы совершенно непростительно забыть то, как отстаивали интересы казахского народа и как мучительно умирали наши национальные лидера того времени. Смерть, ступавшая за ними по пятам, отступала под их неистребимым желанием, воспитанным великим Абаем, жить, дышать и выражать собственное мнение вместе с мнением всей казахской нации.
Поэтому, невзирая на схоластические и софистические приемы критиков сегодняшнего руководства партии «Ак жол», невзирая на ее спонтанную, порой эклектичную, но тернистую и насыщенную поисками духовных смыслом предысторию, я, все же, склонен считать, что историческая логика и глубокое мировоззрение казахской нации позволят партии в дальнейшем выражать те подлинные смыслы и ценности, которые обозначил Азат Перуашев в своем интервью. Ведь, независимо от того, какие ресурсы и возможности будет иметь партия в будущем, важно то, что она уже демонстрирует свое ценностное видение и гуманистическую ориентацию.
Память и декларация преемственности - это уже творение живого национального духа и главное, теперь, этого никогда не забывать. Это важно для всех граждан нашей великой страны.
[1]Н.Девис. История Европы. - М.2005. С.498.
[2] Так, например, начиная с 20-х гг. XIX в. до 1917 г. только в Казанском университете обучалось около 30 молодых казахов, из них 17 человек получили юридическое образование, остальные - медицинское. В указанный период времени в Санкт-Петербургском университете получили высшее образование около 20 казахских студентов, среди которых ставшие впоследствии видными общественными и политическими деятелями Б. Каратаев, М. Чокаев, Ж. Акбаев, Ж. Досмухамедов, А. Турлыбаев, Б. Сыртанов, Б. Кулманов, С. Жанайдаров и другие. Х. Досмухамедов был выпускником Санкт-Петербургской Военно-медицинской Академии, А. Ермеков окончил Томский технологический институт, М. Тынышпаев - Санкт-Петербургский институт железнодорожного транспорта, Ж. Султанбаев учился и окончил варшавский ветеринарный институт./6/
Казахская молодежь обучалась и за границей, так до 1917 г. получили образование в Стамбульском университете А. Гайсин, С. Шанов, Д. Келбаев, М. Турганбаев, А. Машаев. По неполным данным до революции около 120 казахов имели высшее образование, около 700 - среднее./7/ http://bankreferatov.kz/history/280-alash-i-alash-orda.html
http://www.spik.kz/?lan=ru&id=103&pub=2071