Сенбі, 23 Қараша 2024
Жаңалықтар 2783 0 пікір 21 Желтоқсан, 2011 сағат 15:14

Нуртай МУСТАФАЕВ, руководитель АЦ «Наше Дело». ВСПОМНИТЬ ВСЁ: НОВОУЗЕНЬСКИЙ КОНФЛИКТ-1989

Жанаозен, бывший Новый Узень вновь в огне. Также, как и 22 года назад. И тогда и сейчас мы видим погромы, мародерство и жесткое противодействие силовиков. Это разные конфликты и по характеру и по причинам их вызвавшим. Тогда был другой общественный строй, не было олигархов, псевдо оппозиции, выражающей интересы контр- элит, поляризации населения, влияния внешних сил.

Жанаозен, бывший Новый Узень вновь в огне. Также, как и 22 года назад. И тогда и сейчас мы видим погромы, мародерство и жесткое противодействие силовиков. Это разные конфликты и по характеру и по причинам их вызвавшим. Тогда был другой общественный строй, не было олигархов, псевдо оппозиции, выражающей интересы контр- элит, поляризации населения, влияния внешних сил.

Нынешние события в Жанаозене другие по своей природе, чем 22 года назад. Массовым беспорядкам предшествовал затяжной трудовой конфликт части работников и работодателей компании «Озенмунайгаз» и субподрядных (строительных и др.) фирм. Ныне многие т.н. оппозиционные партии, активисты правозащитных организаций пытаются половить рыбку мутной воде. 16 декабря в Жанаозене на городской площади весьма многочисленные группы, попросту толпа от 800 до 1000 человек, начала погромы, перекинувшиеся к вечеру, ночи и на остальную часть города. Сожжены и разграблены здание горакимата, офисы, торговые центры, магазины, сожжены автомашины граждан. Всё это - захват зданий органов власти, насилие в отношении полиции, разграбление супермаркетов, магазинов - требовало пресечения этой вакханалии беспредела. Полиция была обязана, вынуждена применить табельное оружие.
Нынешним событиям предшествовал конфликт 1989 года. В чем общность? И тогда и сейчас, общность в особенностях социально-экономических условий города. Жанаозен - типичный небольшой моногород, в котором все завязано на нефтедобыче. Все другие сферы занятости не развиты, другие отрасли, социальная сфера, сфера услуг, в запустении. Теряя работу в нефтянке, люди не могут устроиться куда-либо еще, просто некуда, да и заработки в не нефтянке значительно, на порядок ниже. Пожалуй, на этом и заканчиваются аналогии 1989 и 2011 года. Тем не менее, социальные, социально-психологические факторы прежнего конфликта в определенной степени сохраняют значение.
Вспомним всё. Итак, 1989 год. На определенной стадии социальный конфликт может трансформироваться в межэтнический. Так это было в июне-июле 1989 года.
Новоузеньский межэтнический конфликт (16 июня-24 июля 1989 года).
Тип конфликта - этносоциальный, «антииммигрантский». Классификация типа «антииммигрантский» условна и отражает в данном и ряде других конфликтов лишь восприятие одной из сторон конфликта другой в качестве мигрантов, что подтверждают антииммигрантские лозунги - требования выселения из региона или страны представителей тех или иных этнических групп, при том, что отнесение к иммигрантам каких-либо групп граждан государства не отвечает правовым критериям категории иммигрант. В конфликте участвовали 2 стороны: 1) местное казахское население; 2) представители кавказских этнических групп (лезгины, чеченцы, ингуши), как постоянно проживающие в Прикаспии, так и рабочие-вахтовики. Межэтнический конфликт охватил обширный Прикаспийский регион - Гурьевскую (ныне Атыраускую и Мангистаускую) область, в том числе города Новый Узень, г. Шевченко (Актау), станцию Мангышлак, поселки Узень, Кульсары, Жетыбай, Мунайши, Шетпе, Акшукур, Ералиево, Кзылтюбе.
Причины этноконфликта кроются в комплексе экономических, социальных, демографических проблем, складывавшихся в Прикаспии в предшествующие несколько десятилетий.
Большинство казахстанских чеченцев, ингушей были депортированы в Казахстан в 1944 году, являются потомками депортированных. Еще с 1950-х годов представители кавказских этнических групп в сфере экономики региона, системе разделения труда, прочно заняли определенные этно-экономические ниши, в том числе, доминирующие позиции в сфере торговли, услуг, что обеспечивало им относительно более высокий по сравнению с местным, в основном казахским населением, уровень жизни. С началом развития кооперативов (1987-1988 годы), социальное, имущественное расслоение по этническому признаку резко возросло.
Росту социальной напряженности в регионе также способствовали: усиливавшийся в тот период дефицит всех видов товаров, в том числе товаров первой необходимости, высокий уровень безработицы среди казахской молодежи, обусловленный внедрением Миннефтегазпромом СССР вахтового метода освоения природных ресурсов Западного Казахстана, крайне слабая социальная инфраструктура (нехватка жилья, детсадов, школ, магазинов, столовых, больниц, поликлиник), нарушения в рамках распределительной советской системы принципов социальной справедливости (предоставление приезжим, квартир вне очереди), экологический кризис (Аральская катастрофа, недостаток, загрязненность питьевой воды).
Город Новый Узень возник в 1964 году в связи с освоением нефтяных месторождений. Численность населения города в 1989 году составляла 56 000 человек, в том числе: казахи - свыше 50%, русские - 18%, лезгины - 11%. Миннефтегазпром СССР уделял внимание только добывающей отрасли, социальная инфраструктура финансировалась по остаточному принципу. Каждый второй ребенок в городе не имел возможность ходить в детсад, школы работали с двойной нагрузкой. Союзные ведомства избрали и наладили практику десанта высокооплачиваемых вахтовиков в район Нового Узеня из Баку, Грозного, Махачкалы, других российских регионов. В то же время несколько тысяч горожан были вынужденными безработными.
Этносоциальная напряженность в Новом Узене и, в целом в казахстанском Прикаспии, стала явственно нарастать с 1987 года. Еще до инцидента 16 июня 1989 года, послужившего поводом к масштабному межэтническому конфликту, проявились симптомы нарастания межэтнической напряженности. 28 марта 1989 года в вахтовом поселке Тенгиз произошла массовая драка местных жителей с вахтовыми рабочими. Резкий этносоциальный «взрыв» 16 июня в Новом Узене не явился неожиданностью для городских властей. За несколько недель до развертывания этноконфликта многие горожане предупреждали власти о конфликтных настроениях в молодежной среде, взрывоопасности ситуации. Значительный рост социальной напряженности был связан с очередным резким повышением цен на продукцию кооперативов, владельцами которых являлись, в основном, выходцы из кавказского региона.
Поводом к началу конфликта послужила драка вечером 16 июня 1989 года, на танцплощадке в городе Новый Узень, между молодыми казахами и лезгинами. Милиция приняла меры для прекращения драки, и инцидент, казалось, был исчерпан. Тем не менее, межэтнический конфликт на бытовой почве, стал стремительно разворачиваться. Той же ночью в городе начали формироваться на этнической основе группы жителей, между которыми вспыхнули столкновения, повлекшие 3 человеческие жертвы и десятки раненых.
Пик эскалации и развития Новоузеньского межэтнического конфликта падает на период с 17 по 28 июня 1989 года. 17-19 июня группы молодежи, вооруженные палками, железными прутьями, камнями, учинили погромы в домах граждан, магазинах, административных зданиях, на улицах города. Были предприняты попытки захвата городского отдела милиции, системы водоснабжения, других жизненно важных объектов города Новый Узень. Парализована работа пассажирского транспорта, прекращена деятельность некоторых промышленных предприятий. В ходе беспорядков, конфликтующими применялись огнестрельное оружие, зажигательные смеси.
19 июня в Новом Узене, на площади перед горисполкомом, собралась толпа в несколько тысяч человек. Митингующие требовали решить проблему занятости, другие острые социальные проблемы, наладить продовольственное снабжение, выселить представителей кавказских этнических групп, закрыть кооперативы. Выступившие перед митингующими председатель Президиума Верховного Совета КазССР М.Р.Сагдиев, другие представители власти республиканского и регионального уровня, заявили, что предпринимаются меры по стабилизации обстановки, решению ряда социальных проблем. Однако, попытки властей установить диалог, достичь консенсуса и предотвратить эскалацию конфликта не имели успеха. Толпа митингующих, разделившись на группы по 150-200 человек, покинула площадь и двинулась по улицам города, учиняя погромы, поджоги, вступая в столкновения с лезгинами, представителями других кавказских этнических групп, милицией и войсками МВД. В ходе беспорядков 5 человек получили огнестрельные ранения.
Очевидно, что в этот момент, данный межэтнический конфликт, как и многие другие этноконфликты на определенном этапе, начал приобретать иррациональный характер. Наступил этап, когда «пропадают правые и виноватые, остаются лишь бедствующие... колеблющиеся, сомневающиеся, не совсем озлобленные (а их большинство на обеих сторонах) - по объективным и субъективным причинам - делегируют защиту своего национального достоинства людям, занимающим крайние позиции» [см.: Михайлов В.А. Принцип «воронки», или механизм развертывания межэтнического конфликта // Социс. - 1993. - № 5. - С.58,59].
Вечером 19 июня в городе был введен комендантский час, создан оперативный штаб по локализации и разрешению конфликта, образована специальная правительственная комиссия.
Несанкционированные митинги (в том числе и мирного характера), в которых принимали участие в разных случаях от 100 до 1 000 человек, погромы, поджоги продолжались 19-22 июня в городе Новый Узень, 21, 23 июня в пос. Жетыбай, 21 июня в пос. Муныйши, 23 июня на станции Мангышлак, пос. Кзылтюбе, пос. Шетпе, 24-25 июня в городе Шевченко, 24 июня в пос. Акшукур, пос. Кульсары. Столкновения имели место также в пос. Ералиево, ряде других населенных пунктов региона. В ночь на 22 июня группой вооруженных людей из 6 человек, была предпринята попытка захвата газокомпрессорной станции газопровода Средняя Азия - Центр.
В условиях эскалации конфликта (17-28 июня) власти вывезли значительную часть представителей кавказских этнических групп за город и обеспечили их охрану. Было принято решение закрыть часть кооперативов в сфере торговли и общественного питания. В период эскалации конфликта погибли 5 человек - 3 казаха и 2 лезгина. С 17 по 26 июня из Нового Узеня в Дагестан и Чечено-Ингушетию выехало 3 516 человек. Позже, когда конфликт начал угасать, часть беженцев возвратилась.
Относительное спокойствие в городах и поселках Прикаспия установилось 29 июня. 24 июля 1989 года Указом Президиума Верховного Совета КазССР в Новом Узене был отменен комендантский час. Являясь условным «антииммигрантским», данный этноконфликт не приобрел затяжной характер, характерный для сепаратистских, ирредентистских, автономистских этноконфликтов. Свертывание этноконфликта было обусловлено, отмечаемыми этноконфликтологами закономерностями стадиального развития («жизни») антииммигрантского конфликта. Наряду с особенностями саморазвития этноконфликта, свертыванию Новоузеньского этноконфликта способствовал ряд субъективных факторов:
- введение 19 июня комендантского часа, действовавшего 36 дней;
- разъединение конфликтующих сторон силами милиции, внутренних войск МВД;
- временный вывоз за город и охрана большинства горожан кавказских этнических групп;
- нейтральная политика, равные санкции властей в отношении конфликтующих сторон;
- попытки властей вести диалог с демонстрантами, населением на митингах (в том числе несанкционированных), собраниях по месту работы;
- временное закрытие части кооперативов в ответ на одно из основных требований демонстрантов;
- оперативная информационная деятельность властей, направленная на опровержение, нейтрализацию слухов;
- оперативное решение отдельных экономических и социальных проблем (решение проблемы дефицита продовольственных товаров, начатая властями работа по решению проблемы занятости местного населения, принятие решения о расширении жилищного строительства, развитии материальной базы социальной сферы);
- деятельность специально образованной правительственной комиссии по разрешению конфликта.
25 августа 1989 года было принято совместное постановление Совета Министров КазССР, коллегии Министерства нефтяной и газовой промышленности и Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР «О неотложных мерах по социально-экономическому развитию г. Новый Узень Гурьевской области». В 1989-1991 годах ряд пунктов этого постановления, предусматривавших решение комплекса экономических и социальных проблем региона, был частично реализован. Последующая реализация комплекса мер была свернута со сменой экономических, политических, социальных условий начала, первой половины 1990-х годов.

Источник:  http://www.dialog.kz

0 пікір

Үздік материалдар

Сыни-эссе

«Таласбек сыйлығы»: Талқандалған талғам...

Абай Мауқараұлы 1472
Білгенге маржан

«Шығыс Түркістан мемлекеті бейбіт түрде жоғалды»

Әлімжан Әшімұлы 3248
Біртуар

Шоқанның әзіл-сықақтары

Бағдат Ақылбеков 5434