Религиозная политика российского правительства в Башкортостане в XVII-XVIII вв.
Можно выделить четыре условных этапа осуществления российским правительством религиозной политики в Башкортостане в XVII-XVIII вв. Первый этап - вторая половина XVI - начало 80-х гг. XVII века - это период соблюдения правительством условий, заключенных между представителями башкирских родоплеменных организаций с царем Иваном IV при добровольном принятии ими московского подданства. Одним из важных условий, выдвинутых башкирскими послами и подтвержденных московским царем, была свобода вероисповедания. В этот период сохранилось башкирское вотчинное право, продолжало функционировать самоуправление, укреплялись позиции ислама.
Второй этап - от начала восстания шейха Сеита Садиира в 1681 году и до подавления вооруженного выступления башкир в 1735-1740 гг. Это время переход центральной власти к активной религиозной политике, проведение христианизации в Башкирии. С тревогой было воспринято назначение в 1681 году в Уфу особого епископа. Именно весть о том, что «иноверцев» велено обращать в христианство, явилась поводом к началу русско-башкирской войны 80-х гг. XVII в.
Можно выделить четыре условных этапа осуществления российским правительством религиозной политики в Башкортостане в XVII-XVIII вв. Первый этап - вторая половина XVI - начало 80-х гг. XVII века - это период соблюдения правительством условий, заключенных между представителями башкирских родоплеменных организаций с царем Иваном IV при добровольном принятии ими московского подданства. Одним из важных условий, выдвинутых башкирскими послами и подтвержденных московским царем, была свобода вероисповедания. В этот период сохранилось башкирское вотчинное право, продолжало функционировать самоуправление, укреплялись позиции ислама.
Второй этап - от начала восстания шейха Сеита Садиира в 1681 году и до подавления вооруженного выступления башкир в 1735-1740 гг. Это время переход центральной власти к активной религиозной политике, проведение христианизации в Башкирии. С тревогой было воспринято назначение в 1681 году в Уфу особого епископа. Именно весть о том, что «иноверцев» велено обращать в христианство, явилась поводом к началу русско-башкирской войны 80-х гг. XVII в.
После окончания войны крещеным продолжали предоставлять льготы. Запрещалось превращение новокрещенных людей в холопов, также они освобождались от наказания за совершенные ранее проступки. Однако новокрещены не хотели выполнять церковные обряды. В ответ на жесточайшие наказания сжигали церкви и дома священников, поднимали восстания. Например, в ходе войны 1704-1708 гг., и др. многие башкиры, захваченные в плен, были приговорены к смерти. Спасая свою жизнь, они соглашались перейти в православие. За обратный же переход в мусульманство их сжигали на кострах вероотступников.
Правительство провозгласило дополнительные льготы принимавшим православную веру: они освобождались на три года от уплаты податей, но подати некрещеных крестьян возрастали.
Задевали религиозные убеждения мусульман требования властей строить мечети по образцу христианских храмов, устраивать кладбища около мечети. При заключении браков и на похоронах требовалось присутствие не только мусульманского муллы, но и православного священника. Тем не менее, успехи христианских миссионеров были скромны: в первой четверти XVII в. в Башкирии крещенных было 300 дворов.
Третий этап - 1736-1789 гг. Это время самого активного наступления царизма на ислам, причем крещение язычников и мусульман проводилось насильственными путями.
Усиливается правительственная колонизация, создаются границы по рекам, в Зауралье, чтобы окружить Башкирию военными укреплениями и предотвратить возможные выступления.
Запрещали пропаганду ислама, строительство новых мечетей, открытие конфессиональных школ, сокращалось количество представителей мусульманского духовенства, ограничивались функции мусульманских шариатских судов. На этом этапе разрешалась покупка и перепродажа жен и детей повстанцев с правом их крещения. Численность крещеных башкир возрастала в голодные годы (1738, 1776). За крещение давали бесплатный хлеб. Бедные башкиры обменивали жен и детей на хлеб при условии их крещения, практиковались также самопродажа людей с превращением их в христиан. Вслед за подавлением восстания 1735-1740гг. усилилась борьба с исламом. По сенатскому указу от 9 ноября 1742г. уничтожались все новые мечети (ПСЗ. Т. 11. №8664).
Возмущение вызвала деятельность представителя Синода, стоявшего во главе Новокрещенской конторы, епископа Дмитрия Сеченова и других инквизиторов. Они обращали в православие, действуя огнем и мечом.
Протесты башкир-мусульман против деятельности духовенства принимали различные формы: это были жалобы на священников в Синод и правительству, кроме того они сами расправлялись со священниками, избивали и убивали их. Чтобы добиться больших успехов в миссионерской деятельности, насильственное крещение мусульман было временно приостановлено (ПСЗ. Т. 12. №28973). Царские чиновники, борясь с массовым бегством и возмущениями крестьян нерусской национальности, пытались обуздать духовные власти, руководившие христианизацией. Так, в 1751г. оренбургский губернатор просил Сенат запретить священникам крестить башкир силой. Он писал, что деятельность миссионеров разоряет башкир и наносит большой вред интересам государства. Борьба «иноверцев» за свободу вероисповедания и назревания социального конфликта в стране вынудили власти в 1773г. издать указ «О терпимости всех вероисповеданий», чтобы между подданными империи «любовь, тишина и согласие царствовали» (ПСЗ. Т. 19. №13996). Перед самым открытием Мусульманского духовного собрания в Уфе временно было запрещена деятельность миссионеров «в иноверческих селениях».
Таким образом, на третьем этапе правительство усилило наступление на ислам и язычество, широко развернули свою деятельность христианские миссионеров. Сопротивление мусульманского духовенства было сломлено. Оно теперь не представляло серьезную оппозиционную силу.
Четвертый этап - с конца 80-х гг. XVII века до 1861г. В это время правительство резко меняет свое отношение к исламу, путем открытия в Уфе Оренбургского магометанского духовного собрания в начале декабря 1789г.
На изменение отношения правительства к мусульманам повлияли как внутренние, так и внешние факторы. К первым относилось превращение башкир и мишарей в активных проводников политики правительства путем перевода их в военно-казачье сословие. Определенную роль сыграли русско-турецкие войны второй половины XVIII века. Правительство Екатерина II стремилось нейтрализовать религиозное и политическое влияние Турции на мусульман России. Такие мероприятия правительства, как издание указа о свободе вероисповеданий и открытие Духовного управления мусульман в Уфе, проводилось в целях привлечения соседних казахов на сторону России.
В условиях реализации указа о свободе вероисповедания, строились новые мечети, открывались при них религиозные школы. Пропаганда ислама носила в целом повсеместный и свободный характер.
Вместе с тем крещение мусульман и язычников продолжалось. Но теперь оно стало делом не правительства, а церкви и даже отдельных лиц. Однако массового и насильственного крещения уже не было.
Таким образом, религиозная политика царизма в Башкирии в своем развитии прошла несколько этапов. От признания свободы вероисповедания башкир до попыток активной борьбы с исламом. Царизм возвращается к исходной позиции своей политики - признанию свободы вероисповедания мусульман и язычников, легализовав ислам, деятельность его учреждений путем открытия Оренбургского Магометанского духовного собрания в Уфе. Вместе с тем был усилен контроль властей над деятельностью мусульманского духовенства, представители которого почти были превращены в послушных чиновников - проводников политики правительства на местах.
Религиозная политика правительства встречала упорное сопротивление башкир. Народ не желал отказываться от своих религиозных взглядов и принять другую веру. Однако сопротивление политике христианизации нельзя объяснить их религиозным фанатизмом. Нежелание креститься объясняется стремлением башкир сохранить свой духовный мир. Выступления башкирского народа против политики христианизации были борьбой против их духовного и социального порабощения.
Гараева С.А.
На фото: православный крест на вершине древней святыни башкирского народа - горы Иремель. Наши дни.
http://bashkorttar.ru/?p=722