Куда держим путь?
Для развития интеллектуальной нации, его языка, нужна хорошая инфраструктура книгораспространения, как это было во времена «Казахкитапа» с ее 1560 книжными магазинами по всему Казахстану.
Это прежде всего книжный рынок от 18 млн населения, это суммирующееся микроинвестиции, идущие на финансирование авторской, редакторской и переводческой школы через многочисленных стартап – издателей из различных сфер и отраслей народного хозяйства. Восстановление инфраструктуры книгораспространения на частно-государственном партнерстве даст уйти от давления на государственный бюджет с ее коррумпированными госзаказами и тендерами для избранных издателей «Атамура» и «Алматыкитап» в сторону подъема денег с рынка многочисленными зарождающимися стартап-издателями, специализирующимися в разных отраслях и сопровождающих граждан страны от «әліппе» до различных научных монографий и научно-популярных книг, содержащих к тому же различные редакторские и переводческие школы с английских, французских, немецких, японских, китайских, испанских, арабских языков на казахский. Только в этом случае государственный язык, наполненный мировой культурой, будет востребован гражданами РК.
Язык – это скрепы нации. Есть три стратегические области науки, без которых страна не может жить – это математика, казахский язык и история, все это без возрождения и развития национального книгоиздания невозможно. Например, французы имеют на 60 млн населения 30 тысяч издательских фирм, кормящихся от развитой сети книжных магазинов по всей стране из расчета 1 книжный на 5-10 тысяч населения. Все эти десятки тысяч издательств, кормящих редакторские и переводческие школы, живут за счет национального книжного рынка, а не тендеров и госзаказов. Мы же после потери «Казахкитапа» в 1997-1999гг из-за глупой приватизации приближенных одного многолетнего экс-министра информации, культуры и общественного согласия, ныне покойного, приобрели руками следующего многолетнего министра культуры и информации издателя – латифундиста под названием «Атамура», прибравшего к рукам монополию на выпуск школьных учебников, самый денежный кусок книжного рынка. «В соц.сетях за пять лет опубликованы тысячи статей с фотографиями страниц из учебников, подтверждающих ошибки, которые были одобрены Министром образования к тиражированию. Чтению, письму, логике и математике учиться на ошибках в учебниках – это нормально?» - спрашивает София Мустафаева на страницах газеты «Время» за 20.5.2021г. Здесь, как говорится в народе, ворон ворону глаз не выплюнет. Кому-то очень нужен необразованный народ, а своих детей и внуков посылают учиться на Запад. Наверное олигархи и латифундисты мечтают как аргентинская элита жить на Западе, зарабатывая в Казахстане. Неужели это и есть наши достижения к 30летию независимости?
Пока наше общество не преодолело все синдромы переходного периода, которые порождают совершенно неожиданные, прямо скажем, экзотические формы реализации алчных устремлений, мы ни от чего не застрахованы.
В целом же судьбу книги должны определять вузы, научно-педагогическое сообщество преподавателей тех или иных дисциплин. Учебники как сложный объект творчества должны постоянно находиться в фокусе научно-педагогической общественности, обсуждаться, критически рассматриваться.
С другой стороны, многие научно-исследовательские организации и университеты производят оценку специалистов и профессоров на основе количества выпущенных ими публикаций, а также количество докладов, подготовленных к конференциям.
Целью отдела научных исследований является не публикация статей и подготовка презентаций. Данная система оценки не имеет особой ценности, поскольку на самом деле не связана в первую очередь с истинным предназначением организации – разработка новых технологий, которые обеспечивают выпуск новых товаров и позволяют модернизировать существующие товары и процессы.
Но в сырьевой экономике нет инноваций, нет производителей, нет субъектов рынка, заказывающих научные исследования, подготовку специалистов.
Вопрос стоит так: по какому пути в логике Гоббса строим независимое государство из трех альтернативных форм: монархии, аристократии и демократии? Именно Обузданный Левиафан, а не Деспотический, является наиболее эффективным государством. Казахстан заблудился в сторону автократии. Как из этого состояния выйти, задача всего гражданского общества. И если военный молох, по сути раковая опухоль, сожрали СССР, то в сегодняшнем суверенном Казахстане эту роль выполняет масштабная коррупция. Эффект тут одинаковый: в СССР мы закапывали деньги в военно-промышленный комплекс, а коррупция в Казахстане вкупе с ТНК выводят деньги и сырье за рубеж и обескровливают нашу экономику. Тут нет места для диверсификации экономики, а значит диверсификации рынка труда, нет места для расширения среднего класса, основы гражданского общества, из самозанятых и безработных оно не получится, как и из необразованной бишара-шаруа.
Требуемая диверсификация снизу на основе частной инициативы уничтожается плохим инвестиционным климатом и налогообложением, а диверсификация сверху разбивается о банальный распил госсредств и нежизнеспособны, а где-то и фантастические инновационные проекты. Достаточно вспомнить производство биотоплива, планшетов и самолетов с лейблом «сделано в Казахстане». Удивительно, но страна, занимающая по объемам инвестиций в собственную четвертое-пятое место в мире, не создала за последние 20 лет никаких мало-мальски рентабельных и экономически обоснованных проектов! Весь фокус состоит в том, что существует четкое соотношение, то есть уровень разделения труда (далее УРТ) и объемы рынков. Чем выше первое, тем больше второе. А УРТ определяется спросом, причем с рынка, а не госзаказа, который падает, и это основополагающий лакмус нынешнего кризиса. Отдав свои несчитанные богатства под землей иностранным ТНК и не нарастив экономические мускулы национального капитала, вместо него создав квази-госсектор в лице Самрук-Казына, мы так и не завоевали свою обустроенную нишу на своем национальном рынке, зачем лезем в евразийский и мировой рынок. Там мы всегда будем глотать пыль. Получается, сами себя репрессируем! И во имя чего?
Вспомним репрессии 30-х годов ХХ века. «Она не только в сломленных судьбах и прямых жертвах. Страшнее другое. В результате репрессий национальной науке и культуре был нанесен сознательный и целенаправленный удар – уничтожены немногочисленные представители интеллектуальной элиты; сначала как алашординцы – носители чуждых националистических идей, а затем и как враги народа, проводивших подрывную деятельность внутри партийных и государственных органов… Их ликвидировали, причем дважды. Сначала физически, а затем постарались уничтожить и саму память о них, изъяв и запретив научное и творческое наследие этих людей. Рассматривая отчеты 30-х годов, обратил внимание, как часто кафедры и преподаватели жалуются на отсутствие учебников, обращаются в наркоматы с просьбой решить эту проблему, а также прислать квалифицированных преподавателей.
А ведь учебники и умные книги были, при этом написанные на высоком уровне… Но все эти ученые были репрессированы, а Букейханов и Асфендияров – расстреляны…
Таким образом, репрессии были не только против людей, но и против знаний и идей, не соответствующих «линии партии», - пишет в «Уральской неделе» за 2 июня 2021г профессор ЗКУ им. Утемисова Мурат Сдыков.
А теперь вернемся в годы независимости Казахстана. На вопрос газеты ДАТ за 27.05.2021г Серик Абдрахманов, бывший советник Назарбаева отвечает:
- Ваши земляки – расстрелянные – Заманбек Нуркадилов и Алтынбек Сарсенбай-улы, вы с ними были в разногласиях, это очень долго было в устах у народа. Можно узнать причины этого?
- Скрывать нечего, разгон верхового Совета организовал Заманбек Нуркадилов. Впоследствии он сам сожалел за содеянное, просил у народа прощение. В то время при разгоне парламента я его предупреждал: «Заке, не делай этого», но он со мной не согласился. А вот идеологом разгона парламента был – ныне покойный Алтынбек Сарсенбай-улы и дипломатом посланный в какую-то страну Марат Тажин. Сегодняшнюю сволочную систему вертикали сами построили, в конечном итоге сами же ею раздавлены…
Так кто же раздавил интеллектуальную нацию, его язык, его инфраструктуру книгораспространения «Казахкитап» с ее 1560 книжными магазинами по всему Казахстану в 1997-1999гг? Его приватизировали, а затем расхитили приближенные экс-министра информации, культуры и общественного согласия, ныне покойного, все тот же Алтынбек Сарсенбай-улы с дипломом журналиста МГУ, прости боже, қудай кешірсін! А ведь я на протяжении всего 1997г вел рубрику в тогда существовавшей газете «Азия: экономика и жизнь» о том, как поставить на рыночные рельсы взаимодействие автора, издателя, полиграфиста, оптовика, книжного магазина и читателя-потребителя. Но это было глас вопиющего в пустыне Каракум! Тогда государство было глухое, может быть сегодняшнее Токаевское государство слышашее?
Поэтому при освещении истории становления суверенного Казахстана в 90-е годы ХХI века мы не должны забывать, в каких условиях проходила подготовка кадров учителей и преподавателей, учебной литературы, особенно на государственном языке, и почему суверенная власть сознательно уничтожила все здоровые научные, образовательные, книгоиздательские силы, а через них тормозила развитие государственного языка, вводя трехязычие, латинизацию, рухани жанғыру, отвлекая народ от настоящих реформ на пути к демократии и рынку, на пути к самоидентификации человека, общества, нации и государства, и в первую очередь его языка и культуры.
Қалу Токтабулатов,
бывший книготорговец, г. Уральск
Abai.kz