Агент КГБ - Индира Ганди
В 1970-е годы КГБ СССР создал в Индии мощную агентурную сеть, в которую входили многие региональные лидеры, СМИ и министры во главе с премьером Индирой Ганди.
Эта информация получила широкую огласку благодаря архиву Митрохина, обнародованному в сотрудничестве с журналистом Кристофером Эндрю. Подробнее об этом источнике рассказывается в статье «Сальвадор Альенде: жизнь и смерть агента КГБ». Факты о сотрудничестве Ганди с КГБ подтвердил бывший первый заместитель Председателя Совета министров РФ, глава межведомственной комиссии по рассекречиванию документов КПСС М. Полторанин в своей книге «Власть в тротиловом эквиваленте. Наследие царя Бориса» – М.: Алгоритм, 2010. Поскольку архивы КГБ до сих пор не обнародованы, по словам Полторанина, чтобы не повредить бывшей и действующей московской агентуре, этих двух источников достаточно, чтобы считать Индиру Ганди как минимум агентом влияния Кремля.
Индира Ганди дважды занимала должность премьер-министра Индии: с 1966 - 1977 годы и в 1980 - 1984 годах. В течение жизни 9 раз посещала СССР. Впервые – в 1953 году, в составе делегации премьер-министра Индии Джавахарлала Неру – качестве личного секретаря отца. Тогда ею и заинтересовался КГБ СССР, видя какой способностью влиять на отца она обладает. Во время первого пребывания в должности премьер-министра Индии И. Ганди провела национализацию банков, инициировала выделение земли для безземельных крестьян. Из-за войны с Пакистаном в Индии стремительно ухудшилась экономическая ситуация, в стране начались беспорядки. В 1975 году Верховный суд штата Уттар-Прадеш в Аллахабаде признал Индиру Ганди виновной в нарушении избирательного законодательства на выборах 1971 года и принял решение отправить ее в отставку с запретом заниматься политической деятельностью в течение шести лет.
Ганди проигнорировала решение суда, и чтобы удержать власть ввела в стране чрезвычайное положение, ссылаясь на статью 352 Конституции Индии. В ходе чрезвычайного положения Ганди закрыла все оппозиционные СМИ, ограничила политические свободы, ввела принудительную стерилизацию для сдерживания роста населения. Во время ее правления ни одно действие внешней политики Индии не противоречило генеральному курсу КПСС и Советского государства. В 1977 году она неадекватно оценила собственную популярность, и объявила проведение выборов, но она их проиграла. Во время пребывания в оппозиции, по обвинению в коррупции, семью Ганди дважды арестовывали. В 1980 году Индира вернулась к власти. В 1984 году погибла от рук собственной охраны, которые казнили ее в знак мести за резню сикхов устроенную во время штурма главной сикхской святыни Золотого храма в Амритсаре.
КГБ СССР начал разработку Индиру Ганди в середине 1950-х годов. В качестве первого «подарка» она получила в 1955 году шубу ценного меха от КГБ СССР. В 1960-е годы СССР принялся финансировать участие партии И. Ганди в избирательной гонке. Москва поддержала Ганди и ее сторонников. Коррупция в Индии приобрела неслыханный размах. КГБ передавал Индире Гандии деньги чемоданами. При этом агент Индира Ганди (КГБ дал ей псевдоним «Вано»), которая вроде бы отличалась аскетизмом, не возвращала чемоданы. И. Ганди заслужила полное доверие чекистов после заключения и ратификации «Договора о мире, дружбе и сотрудничестве с СССР» в 1971 году.
В своей книге Полторанин отмечал, что в декабре 1974 года, через неназванное доверенное лицо Ганди передала брежневскому окружению искреннюю благодарность за 10 миллионов индийских рупий, предоставленных СССР для проведения «некоторых закрытых подготовительных мероприятий к выборам». КГБ СССР во главе с Андроповым издал распоряжение предоставить Ганди на выборы 55 миллионов рупий. Первый транш в 10 миллионов она получил в январе 1975 года. На содержании КГБ СССР находились несколько индийских министров и региональных лидеров.
Бывший генерал КГБ СССР Олег Калугин рассказал, что благодаря Ганди и ее окружению московские шпионы имели много источников информации в разведке, контрразведке, полиции, министерствах обороны и иностранных дел Индии. По его словам, Индия превратилась в «модель проникновения КГБ в правительства стран Третьего мира», и получила на Лубянке почетное название «Главной резидентуры». Доходило до забавного. Один индийский министр предложил резиденту КГБ приобрести у него тайную информацию всего за 50 тысяч долларов. Ему отказали, поскольку кремлевский режим уже получил соответствующие данные из другого источника.
Резидент одного из советских шпионских центров в Дели в 1971 – 1977 годах Вячеслав Трубников впоследствии стал доверенным лицом президента Путина, с 1996 по 2000 годы возглавлял внешнюю разведку РФ, затем работал заместителем министра иностранных дел России. Пользуясь прикрытием, которым снабжал чекистов агент «Вано», КГБ СССР развернул в Индии настоящую информационную войну. Чекисты доводили до сведения Индиры Ганди информацию о связи индийской оппозиции с США так, что у «Вано» появились признаки мании преследования. Активно обрабатывалось общественное мнение. По состоянию на 1973 год СССР содержал 10 газет и одно информационное агентство Индии. В том же году чекисты обнародовали 3 789 статей в индийских СМИ. В 1975 году этот показатель довели до 5 510 публикаций. Во время политического кризиса 1975 года, и введения Ганди чрезвычайного положения в стране, чекисты допустили ошибку. Исходя из своих тоталитарных реалий, они решили, что благодаря ЧП Индира Ганди полностью поставит под свой контроль Индию и что ее дальнейшее переизбрание пост главы Индийского государства лишь технический вопрос.
СССР выделил на ее избирательную кампанию 10, 6 миллиона рублей, что по тогдашнему советскому курсу составляло около 10 миллионов фунтов стерлингов, и отдал приказ компартии Индии обеспечить Ганди всестороннюю поддержку. Не трудно догадаться, как неприятно удивились кремлевские старцы, когда индийский народ предпочел Мораджу Десаи, которому СССР, мягко говоря, не симпатизировал. Ганди удалось вернуть во власть в 1980 году, и она делала все, чтобы соблюдать просоветский политический курс. Через несколько лет Ганди была убита сикхскими террористами, а потом пришел распад СССР и КПСС. Но бывшая советская, а теперь российская агентура осталась, и продолжает действовать, о чем свидетельствует признание того же Полторанина.
Керимсал Жубатканов,
доцент Казахско - Русского Международного Университета, кандидат исторических наук
Abai.kz