Идеи Алаша и современный Казахстан
Слово «Алаш» в переводе с казахского языка: 1) так назывался самый первый древнейший союз казахских племен; 2) боевой клич у казахских воинов; 3) многочисленная общность людей, народ, синоним слову «казахи». В этом 2017 году исполняется 100 лет Алашскому движению.
Возникновение национально-патриотического движения казахского народа в начале ХХ века было исторически закономерным и справедливым событием. Основной причиной возникновения Алашского движения являлось возникновение и рост национального самосознания и понимания национальных интересов у самой передовой части казахского народа того времени – у его появившегося и формирующегося слоя казахской демократической интеллигенции и поступательное развитие казахского общества в условиях колониальной политики царизма.
Самодержавие насильно разобщало исторически сложившийся единый народ, разделив управление им на состоятельные административные органы, насильно были изъяты древние земли казахов, насаждалась такая система образования, которая привела бы к исчезновению родного языка и культуры у казахского народа. Все это вело к конфликту между царизмом и казахским народом в лице его лучших представителями – казахской демократической интеллигенции во главе с Букейхановым и Байтурсыновым, и др. К началу XX века всем стало ясно, что самодержавие уже давно не популярно и изживает себя. Первая русская революция 1905-1907 годов докатилась и до казахской степи. Именно к этому времени относится формирование движения «Алаш».
Как пишет д.и.н., профессор Дина Аманжолова в своей статье «Партия Алаш. Истоки национальной демократии»: «Немногочисленная казахская интеллигенция начала XX века, трудившаяся на ниве народного образования и просвещения, науки и литературы, социально-правовой сферы, закономерно стала тем критически мыслящим центром сосредоточения вековых надежд, устремлений и ценностных ориентиров, которые составляли существо духовной жизни казахского общества, выражали самые острые проблемы его жизнедеятельности.
Просветительские инициативы будущих алашординцев (лидерами движения были Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мухамеджан Тынышпаев, Миржакып Дулатов), создание периодической печати, решительное включение в политическую борьбу в составе социалистических, либеральных, мусульманских организаций, партий и движений, уникальный по богатству и разнообразию опыт сотрудничества с многочисленными общественными деятелями, учеными и политиками дали замечательные плоды.
Через попытку создать самостоятельную партию, через бурные дебаты в первой национальной газете «Казах», через короткий опыт парламентаризма и многотрудную практику защиты народных интересов в страшном 1916 году сформировался замысел и развернулась масштабная деятельность по созданию общенациональной партии как наиболее подходящего инструмента этнополитической консолидации общества».
Алашское движение впервые в истории казахского народа озаботилась вопросом модернизации своей страны. Как пишет д.и.н., профессор Д. Аманжолова в своей статье: «Среди наиболее значимых задач модернизации, которые составили программу «Алаш», — трансформация экономических основ жизнедеятельности казахов, их традиционного хозяйства: определить масштабы, темпы, условия адаптации к рыночным условиям, баланс между кочевым скотоводческим, оседлым скотоводческим и земледельческим типами организации. Кроме того, лидеры движения стремились создать политико-правовую базу для реализации особо чувствительных нужд и запросов в сфере свободы вероисповедания, прав личности и гражданина, национального равноправия в полном объеме.
В числе задач было и радикальное повышение грамотности, развитие национальной школы, формирование современной общей и особенно политико-правовой культуры; включение элиты и широких масс в реальный политический процесс через представительные органы, политические партии и общественные организации, органы управления и самоуправления. Важно отметить, что широко образованные лидеры зарождавшейся партии сумели предложить наиболее адекватную в тех условиях систему мер, творчески используя лучшие теоретические и идейные наработки, имевшиеся тогда в арсенале общественно-политической мысли».
Тому наглядное свидетельство это принятая программа движения Алаш осенью 1917 года:
1. Государственное устройство. Россия должна быть демократической федеративной республикой. Каждое государство, входящее в федеративную республику, являясь самостоятельным, действует, в единении с другими государствами – членами федерации …
2. Местная свобода. Автономия казахов слагается из областей, населенных ими, и составляет часть Российской федеративной республики.
3. Основное право. В Российской республике все являются равноправными без различия вероисповедания, происхождения, пола.
4. Религия. Религия отделяется от государства… Все религии равноправны
5. Власть и суд. Власть и суд должны строится в соответствии с особенностями каждого народа. В районах, где казахи составляют большинство, языком суда является казахский.
6. Защита народа. Для защиты народа должно быть войско…
7. Налог. Взимание налогов производится по степени богатства и имущественного состояния
8. Рабочие. Рабочие должны защищаться законом…Партия Алаш поддерживает в этом вопросе программу меньшевистской группы социал-демократов.
9. Развитие науки и просвещения. Образование должно быть достоянием всех. Обучение во всех учебных заведениях бесплатно.
10. Земельный вопрос. В основу должно ложиться владение землей в первую очередь коренного населения…
В период установления Советской власти взаимоотношения партии Алаш с новыми властями по существу не перешли от контактов к компромиссам. В ряде городов – Петропавловске, Перовске, Аулие-Ате, где в местных Советах главенствовали радикальные элементы РСДРП(б), активисты Алаш подверглись репрессиям, лишь в Семипалатинске, Верном и в некоторых других местах между ними удалось наладить хрупкое, недолговременное сотрудничество.
С середины 1919 года начинается переход отдельных представителей, в том числе и лидеров, Алаш-Орды на сторону Советской власти, к концу года он принимает массовый характер, чему способствовала широкая амнистия участникам алашского движения, объявленная Советской властью и сыгравшая большую роль в окончательном его организационном распаде.
Алашское движение возникло в результате социально-экономических, общественно-политических и духовно культурных изменений, происшедших в Казахстане в конце 19 – начале 20 вв. Центральным элементом движения явилась общенациональная партия Алаш, организованная в июле 1917 года. С самого начала участвуя в общественно-политической жизни, партия Алаш своими главными задачами считало достижение двух целей: освобождение казахского народа от колониального ига и обеспечение будущего вхождения казахского общества и РК в цивилизованное мировое сообщество. По своей социальной природе партии Алаш являлось политической организацией разночинной казахской национально-демократической интеллигенции.
Партия стремилась приспособить Казахстан начала 20 века к буржуазно-капиталистическим отношениям. Этого предполагалось достичь эволюционным путем – путем реформ. Поэтому она отвергала идеи и лозунги Октябрьской революции 1917 года и в годы гражданской войны стала союзницей антисоветских и антибольшевистких сил. В этом противостоянии партия Алаш и правительство Алаш-Орды потерпели поражение.
Идеи политических движений в Казахстане начала 20 века за национальное и демократическое развитие Казахстана нашли свое конкретное отражение в конце XX века при строительстве казахстанской государственности суверенной и независимой Республики Казахстан. Были воплощены в действительность все идеи и чаяния Алашского движения и сформировать политический и международный имидж Казахстана на основе этих идей как суверенного, миролюбивого, конструктивного и созидательного государства и общества в рамках СНГ, Евразии и всего мирового сообщества.
Керимсал Жубатканов,
кандидат исторических наук, доцент Казахско-Русского Международного Университета
Abai.kz