Мухтар Тайжан: Таможенный союз: объединение или поглощение?
Какие плюсы и минусы таит в себе Таможенный союз? Что ждет отечественных производителей, потребителей и экономику в целом? Об этом в интервью Profinance.kz рассказал кандидат экономических наук Мухтар Тайжан.
- Как известно, с 1 января 2010 года начал действовать Таможенный союз. Как Вы оцениваете позиции Казахстана в нем?
- Перспектив для нашей страны на самом деле немного. Таможенный союз – это объединение государств в сфере таможенно-тарифной политики и установление единых таможенных пошлин по отношению к другим странам. До 1 января текущего года, усредненный таможенный тариф Российской Федерации составляет 16%, Беларуси – 12% и Казахстана – 5%. Вступив в Таможенный союз, мы фактически присоединились к таможенной политике России. Почему?
Во-первых, 92% единого таможенного тарифа – тариф России. А этот тариф защищает российское производство от более дешевого и качественного импорта. Казахстан до сих пор сырьевая страна, с неразвитой обрабатывающей промышленностью. Поэтому для нас этот тариф крайне неприемлем. Нам некого защищать. Нам пока нужно обеспечить население дешевым и качественным товаром импортного производства. Теперь такой товар будет существенно дороже. У нас ведь практически нет перерабатывающих отраслей.
Какие плюсы и минусы таит в себе Таможенный союз? Что ждет отечественных производителей, потребителей и экономику в целом? Об этом в интервью Profinance.kz рассказал кандидат экономических наук Мухтар Тайжан.
- Как известно, с 1 января 2010 года начал действовать Таможенный союз. Как Вы оцениваете позиции Казахстана в нем?
- Перспектив для нашей страны на самом деле немного. Таможенный союз – это объединение государств в сфере таможенно-тарифной политики и установление единых таможенных пошлин по отношению к другим странам. До 1 января текущего года, усредненный таможенный тариф Российской Федерации составляет 16%, Беларуси – 12% и Казахстана – 5%. Вступив в Таможенный союз, мы фактически присоединились к таможенной политике России. Почему?
Во-первых, 92% единого таможенного тарифа – тариф России. А этот тариф защищает российское производство от более дешевого и качественного импорта. Казахстан до сих пор сырьевая страна, с неразвитой обрабатывающей промышленностью. Поэтому для нас этот тариф крайне неприемлем. Нам некого защищать. Нам пока нужно обеспечить население дешевым и качественным товаром импортного производства. Теперь такой товар будет существенно дороже. У нас ведь практически нет перерабатывающих отраслей.
С другой стороны, Россия, унаследовала до 80% промышленного потенциала СССР. В том числе и перерабатывающий сектор экономики. Естественно ограничивая нас от иностранного импорта, потребители станут переходить на российскую продукцию более низкого качества, энергоемкого и дорогого по сравнению с зарубежными аналогами. Между Казахстаном и Россией уже существует зона свободной торговли. Она предусматривает взаимную нулевую таможенную ставку на товары. Поэтому Таможенный союз не вносит в казахстанско-российское экономическое сотрудничество кардинальных перемен, кроме приоритета российских товаров по отношению к другому импорту.
В-третьих, экономики Казахстана и Беларуси меньше российской в 14 и 34 раза соответственно. А это уже нарушает основной постулат любого союза – «объединение равных». Если взять, к примеру, Европу то там нет явных лидеров. Да, есть страны с крупным экономическим потенциалом, но их несколько и они уравнивают друг друга. Чего не скажешь о Таможенном союзе Казахстана, Белоруссии и России. Кстати, в Комиссии Таможенного союза это неравенство ярко отражено. У России – 57% голосов, а у Казахстана и Белоруссии по 21,5%.
- На Ваш взгляд, будет ли унификация таможенных границ между Казахстаном, Россией и Беларусью способствовать развитию отечественного производства?
- Сейчас нам говорят, что перед Казахстаном открывается огромный 170 миллионный рынок. Давайте детально посмотрим на эту картину. Если географически поделить Таможенный союз Уральскими горами, то в европейской его части проживает 140 млн, а в азиатской - около 30 млн человек. Согласно законам рынка, производить нужно поближе к рынкам сбыта. Поэтому производства будут открываться и наращиваться в европейской части Таможенного союза. Нет никакого экономического смысла организовывать производство в Казахстане, чтобы потом отправлять его на поезде на запад, там, где есть основной спрос.
Теперь поделим нашу экономику на добывающий и перерабатывающий сектор. С добывающим сектором у Казахстана все в порядке. Рентабельность выше нормы. Добыча в целом растет. Инвестиции идут. Сырье – это 75% казахстанского экспорта в Россию и он не эластичен по отношению к пошлинам. Еще с периода царской России, когда Казахстан был сырьевым придатком. В Казахстане если и было свое производство, то зачастую носило и носит локальный характер. Мощности большинства казахстанских предприятий не имеют экспортного потенциала. А вот у российских предприятий возможности увеличить обороты на 7-8% (казахстанский рынок относительно российского) конечно есть.
- Как, по Вашему, отразится Таможенный союз на потребительском секторе страны?
- На мой взгляд, большего всего пострадают казахстанские потребители. Поскольку усредненный тариф увеличится как минимум в 2 раза, вырастут цены на импортные товары. При этом цены на российские товары не упадут. Это уже приведет к росту инфляции. Инфляция в нормальной растущей экономике должна немного отставать от уровня роста благосостояния граждан. В Казахстане этого баланса нет. Соответственно, деньги будут обесцениваться, диапазон доступных товаров сокращаться. К этому можно прибавить повышение монополистами тарифов на электроэнергию, бензин, транспорт, тепло и т.д. Что мы сейчас и видим. Все это приведет к снижению уровня жизни населения, т.е. росту бедности.
Теперь о производителях. Думаю, что казахстанские производители в целом не выдержат конкуренции с российскими. Поднятие пошлин сделает ряд отраслей нерентабельными, т.к. они применяют в своем производстве импорт. Например, кондитерская промышленность, в которой таможенные пошлины на сахар значительно повысятся. Поэтому возможен рост безработицы и повышение социальной напряженности.
www.profinance.kz