Сейсенбі, 26 Қараша 2024
Алашорда 11488 1 пікір 1 Ақпан, 2017 сағат 09:29

Cерік ДӘУЛЕТОВ. ТӨЛЕС (жалғасы)

Төлес көлі, Ресей

Осы күнге дейін«қарақалпақ» атауының этимологиясы туралы ортақ пікір жоқ, оны қарақалпақ ғалымдарының өздері де растайды.

«По мнению известных историков С.П. Толстова, П.П. Иванова и Т.А. Жданко Приаральские печенеги связывали свои жизненные пути со здешними огузами и основали последнюю (орфографиясы өзгеріссіз беріліп отыр - С.Д.) этап в формировании каракалпакской народности. Значит окончательное приобразование каракалпаков в единю народность завершилась здесь на побережьях Арала и Амударьи. Именно в это время, случается переименование Восточных печенегов, и они стали называться «каракалпаками». Середине XIв. на территорию восточных печенегов, переселились кипчаки из Сибири и Иртыша и смешались местными народами. По мнению С.П. Толстова именно кипчаки впервые назвали восточных печенегов «каракалпаками» смотря по их головным уборам. В Шажаре Бердаха встречается такие строки

«Малик улы разы хақ, жаслығында қойды ғұлпақ, кийген екен қарақалпақ, соннан қалпақ болған екен». Значить каракалпаки приобрели свое название еще в XI в.Этого доказал С.К. Камалов объявив по итогам книги тюркского ученого Зия Куртера «Каракалпак» который был издан 1974 г. Помимо этого они были отмечены в русских летописьях и в произведениях восточных авторов. Здесь надо отметить тот факт, что в совместном труде археологов М. Мамбетуллаев и М. Туребекова отмечает следующее «Нельзя сказать, что каракалпакское наименование происходит от названия «Черных клобуков»(то есть қара бөриклилер) за то, что они сходно слышатся», «Также нельзя утверждать что каракалпаки приобрели свое название, из за цвета своих головных уборов. На ряду с этими он привел несколько положительных и отрицательных примеров в употреблении слов «черные», «белые». По мнению К. Мамбетова слова «кара» означает простому народа, или обозначает «переживание». В труде Г.А. Хидоятова «Моя родная история» слова «кара» обозначает «народ». Значить эти задачи все еще требует глубоко и специальных исследований».[1]

Қарақалпақ атауы қабақ атауынан пайда болуы мүмкін.

Егер осы лекциядағы Г.А.Хидоятовтың«қара» сөзі «халық» дегенді білдіреді деген ойын әрі қарай дамытсақ,

қабақ=қарақабақ(қабақ халқы)=қарақапақ=қарақалпақ

болар еді.

Ал енді қазақ-хиуа қатынастары және олардың зерттелуіжайындатарихшы РадикТемиргалиев былай ой өрбітеді:

«Наверное, многие читатели из школьного курса всемирной истории помнят, что Древний Хорезм был одним из тех мест, где когда-то зарождалась человеческая цивилизация. Но этими же сведениями знания, в основном, и ограничиваются. Просто потому, что история этой страны очень мало изучена. Существующая литература труднодоступна, причем, даже книги советских историков при всех своих несомненных достоинствах уже серьезно устарели.

Подобному положению дел способствовала, в первую очередь, ликвидация Хорезмской республики большевиками, кроившими границы по национальному принципу. Это решение в то время даже вызвало критику со стороны такого великого ученого, как В. В. Бартольд, понимавшего, что таким образом разрушается самостоятельная культурная традиция и те же историки теперь бросят все свои усилия на изучение прошлого образовавшихся “социалистических наций”.

Сейчас дело обстоит еще хуже, чем в советские времена. Историков современного Узбекистана в большей степени заботит наследие эмира Тимура, туркменские ученые во главе с покойным Ниязовым дали миру пока только “Рухнаму”, а историческая наука автономного Каракалпакстана, которая всегда представляла собой печальное зрелище, кажется, окончательно умерла вместе с Аральским морем. Некогда мощная российская школа востоковедения также пребывает в упадке. Новые труды издаются очень редко и мизерными тиражами, а внимание российских историков теперь в большей степени обращено на Китай или Индию.

Что касается историков Казахстана, то по работам некоторых из них быстро становится понятно, что они не имеют никакого представления об истории Средней Азии. К сожалению, хивинцы, как и кокандцы, в понимании таких ученых в истории появляются лишь для того, чтобы отчаянно пограбить мирное казахское население. Но история Хивы тесно переплетена с историей казахского народа, и наряду с неизбежными для всех соседей конфликтами существовали и стороны других видов взаимоотношений. Многие страницы этой совместной истории, к сожалению, практически не исследованы. Одной из таких малоизвестных тем является история казахских правителей Хивы в XVIII в., которой автор и хочет посвятить данную статью.

В истории Хорезма и Хивы (В XVII веке столица Хорезма была перенесена из окончательно зачахшего Ургенча в Хиву, и в источниках стало все чаще фигурировать название “Хивинское ханство” или просто “Хива”) отношения с кочевниками всегда имели огромное значение. Кочевники основывали правящие династии, пополняли армию, покупали произведенный в Хорезме товар (с высокой добавленной стоимостью), взамен снабжая страну дешевым скотом и рабами. Клинками кипчаков и туркмен была создана огромная империя Хорезмшахов, павшая затем в ходе монгольского завоевания. При разделе улусов Чингисхан отделил Хорезм от Мавераннахра и Хорасана и отдал своему старшему сыну Джучи вместе с Дешт-и Кипчаком. И даже после развала Золотой Орды, правители Хорезма продолжали ориентироваться на союз со степью. За это, эмир Тимур, взяв Ургенч, приказал полностью разрушить его и засеять ячменем землю, на которой расположен город. Но город ожил и спустя сто лет сумел освободиться от власти Самарканда.

С начала XVIвека в Хорезме утвердилась новая династия чингизидов, пришедшая из кипчакской степи. Эта династия сохраняла свой трон в течение двух веков, несмотря на постоянное давление правителей Мавераннахра. Выстоять Хорезму в немалой степени помогал и традиционный союз с правителями Казахского ханства. Но в конце XVII – начале XVIII вв. Хива оказалась в глубоком кризисе. Перевороты следовали за переворотами, и правители слетали с престола как шашки, снятые с доски. Летописцы так и называли этот период «игрой в ханы».[2]

Алшын шежірелерінде қатар айтылатын Тілеу мен Қабақты 17 ғасырда өмір сүрген адамдар ретінде қарастыратын ақсақалдардың, барлық алшын 14 ғасырда жалғыз Алаудан туды деп есептейтін саясаткер Жақсылық Сәбитовтің, күллі қазақты Ақарыс, Бекарыс, Жанарыстан тудыратын шежірешілердің аргументтерінің осал жері ортақ.

Түсіндіріп көрейін. Менің 7-ші атам Шектінің ұраны болған Бақтыбай батыр. Ол қазақ тарихында белгілі тұлға. Оның батырлығымен атағы шығып, бүкіл Шектіге ұран болғандығы туралы жазбаша деректер баршылық. Әйгілі орыс тарихшысы Н.А.Аристовтың жазуы бойынша «По «Расписанию» Казанцева, род чекты или чикли имеет уран Бактыбай».[3] 

Бақтыбай батыр. Суретші  С.Баталов

Бақтыбай туралы деректер орыс елшісі Кутлу-Мухамед Тевкелевтің, тілмәш Я.Гуляевтің, прапорщикМуравиннің, инженер-подпоручик И. Ригельманның күнделіктері мен жазбаларында келтірілген. Сонымен бірге ол Әбіш Кекілбаевтың «Үркер» романының кейіпкері. Өмір сүрген уақыты-батырдың ұрпағы, тарих зерттеушісі Аманбай Құнтөлеуұлы әл-Құланды ағамыздың жазуы бойынша 1698-1767 жылдар аралығы. Бақтыбай ұрпақтарының арасында жас Бақтыбайбатырлығымен алғаш рет қалмақтармен болған соғыста көзге түсті деген әңгіме бар. Сол оқиғалар туралы Аманбай әл-Құланды былай дейді.

«...Алайда «Ақтабан- шұбырынды...» кезінде де қазақтардың бәрі бірдей ата мекенін тастап босып кеткен жоқ еді. Қазақ ұландарының едәуір бөлігі, әсіресе Әбілқайыр хан бастаған Кіші жүз батырлары тама Есет, табын Бөкенбай, шекті Бүкірек (Құл), Тайлақ, Сырлыбай, Сартай, Бақтыбай, Бәйімбет, кете Арал, Әжібай, Жөнекей, Бақай, Киікбай Жайықтың арғы бетіне өтіп, құба қалмақтардың жолына тосқауыл қойып үлгерді, олардың оңтүстік пен арқадан ағылған жоңғар жасақтарына қосылмауын қатаң қадағалады» [4]

Осы операцияны жүзеге асырған Әбілқайыр ханның әскері қанша адам еді деген сұраққа Ресей императоры I Петрдің қалмақ ханы Аюкеге мына төмендегі пәрмені жауап бере алады:

«1723 г., декабря 12.- Грамота императора Петра I калмыцкому хану Аюке о подготовке к отражению ожидаемых набегов казахов на приграничные российские селения и города. 

Понеже известно нам, императорскому величеству, чрез выходцов учинилось, что киргис-касаки и каракалпаки, собрався в сороке тысячах человеках, идет под наши императорского величества города и под твои, подданного нашего, улусы войноюдля разорения сел и деревень, и некоторые из них, киргизцов и каракалпаков, с пять тысяч человек перелезли реку Яик и идут под наши императорского величества городы и на Черемшанские жилища, и в другие места; того радинаше императорское величество повелеваем тебе, подданному нашему Аюкаю-хану, со всеми улусными людьми иметь осторожность и разъезды в степи. И когда явится какое движение от тех киргисцов и каракалпаков,в таком случае тебе, подданному нашему, о препятствии их, дабыдо разорения наших городов и уездов не допускать, чинить с общего согласия с генералом нашим майором князем Волхонским и с астраханским нашим губернатором Волынским. Дан в Санкт- Петербурге, лета 1723-го, декабря 12-го»

         КОА. 1723-1725 гг. Д.17. Л. 2. Опубл. МИК. С.175.[5]

Бұл хатта 5 мың адам Жайықтың Ресей жағына өткені, әскердің жалпы саны 40 мың екені айтылған. Әскери тілмен айтсақ, осы 40 мың адамды бір дивизия деуге болады. Ал енді келесі сұрақ: Бақтыбай батыр құрамында болған Шектілер полкінде неше адам болды? Егер әр руды бір-бір полк деп, қарақалпақтарды 7 полк деп жорамалдасақ, әр полкте мың жарым- екі мың жауынгер болуы керек. Демек, Шектілер жағынан да бұл кампанияға ең кемі мың жарым адам қатысты деп айтуға болады. Осы мың жарым адам әскер кімдер, қолда бар шежірелермен санап көрейік.

Қабақ взводында Хангелді, Жангелді, Аралбай, Айбек, Төлес бөлімшелері бар. Айбектен- «Қыз Жібек» арқылы исі қазаққа белгілі Бекежан батыр, оның ұлдары Тайлақ, Байрақ, Қайрақ, барлығы қару ұстай алатын 4 сарбаз. Төлестен-Бақтыбай, Ақмырза. Хангелдіден- Пұсырман, Қалдыбай, Қайыпберді, Жолдыбай, Шіңгір. Жангелдіден- Таласбай, Бөгенбай, Құттыбай, Құдас. Аралбайдан- Уақ, Қазақай, Қырғыз. Сонымен Қабақ взводында небәрі- 18 сарбаз. Тілеуде ше? Тілеуде Есіркеміс, Әлдеберлі, Әтенбек, Жақсыбек- 4 жауынгер. Сонымен, Айт ротасы 22 адам болды. Бұжыр ше? Бұжырдың Назары 8 жауынгер, Шүрені шежіре бойынша- алтау, оған 5 Жекейді қосыңыз. Сонымен Бұжыр ротасы 23 адамнан тұрады. Ендеше, Бөлек батальонында небәрі 45 адам болды. Жақайым батальонында да, Өріс батальонында да , Баубек батальонында да осынша адамнан болды деп есептейміз. Ол деген сөз Шектілерде небәрі қолына қару ұстай алатын 180 еркек болғаны. Демек Шекті полкі 1320 жауынгерге зәру, Әбілқайыр ханның дивизиясы  35000 жауынгерге зәру. Әбілқайыр хан жетпеген әскерді қайдан алды екен, әлде басқа елдерден легионерлер жалдады ма екен? Олай дейін десек, ондай дерек тарихта жоқ.

Орыс тыңшылары I Петр патшаға  Әбілқайырдың әскерінің санын өсіріп айтып, 40000 деп әсіреледі дейін десек, Жақсылық Сәбитовтың өзі айтулы мақаласында казак атаманы Федор Михайловтың Қайып пен Әбілқайырдың 60 мың атты әскер жасақтау мүмкіндігі бар екенін айтқанына сүйенеді.[6]

Демек, Әбілқайыр әскерінде шын мәнінде 40 000 сарбаз болды, оның ішінде Шекті сарбаздарының саны бір жарым мыңнан кем болған жоқ деп толық сеніммен айта аламыз.Ал біздің шежірелерімізде Бақтыбай батырдың үзеңгілестері ретінде шамамен 180 адамның ғана аты аталған. Бұдан шығатын тұжырым- Алшын шежірелері 1700 жылдары өмір сүрген ерлердің әрі кеткенде10 пайызын қамтиды, қалған 90 пайыз адам шежірелерге кірмей қалған. Шын мәнінде ол заманғы ерлер саны одан 10 есе көп болуы керек.        

Сол себептен де, шежірелерде Бақтыбай батырдың әкесі делінетін Төлес, турасын айтсақ, адамның аты емес, рудың аты. Төлес руы сонау VIII ғасырда Түркі қағанатының іргелі елі болғанын ілгеріде айттық.  Шежірелерде Төлестің әкесі делінетін Қабақ та адам емес, ру. Қабақ руы да кішігірім ру емес екені Саян тауларындағы Қабақ тайгасынан Жошыға ілесіп, Дешті Қыпшаққа келген қабақтар, басқа ру-тайпалардың арасында жойылып кетпей, Ноғай Ордасынан Хиуаға өтіп, ол елде билікке араласып, қарақалпақ этногенезіне қатысып, жоңғар-қалмақтармен шайқасып, қазақ шегарасын батысқа қарай кеңейтуге атсалысқанынан байқалады.   

                                                           

ТӨЛЕС                                              

 

Төлес көлі. Ресей. Алтай республикасы.[7]

 

 Алшын шежірелері бойынша Төлес Қабақтың бес баласының бірі. Сонымен бірге Алшын шежірелерінде Төлес Қаракесектің, Шөмекейдің, Рамаданның ұрпақтары ретінде де айтылады . Ал біздің пайымдауымыз бойынша – ол адамның аты емес, рудың аты. Төлестер қазір Кіші жүздің  бірнеше тайпасының  құрамында, және  қырғыздардың, тывалардың арасында бар екенін ілгеріде айттық. Төлестер Алтай республикасының негізгі халқы- алтайлықтардың бір руы ретінде де кездеседі. 

Ол туралы бізбен замандас Алтай ғалымы Н.А. Тадина[8]да,өткен ғасырда өмір сүрген орыс ғалымы Радлов[9] та жазады.

 

Төлестер мен саят-үрәңқайлардың 13 ғасырда Жошыға ілеспей,  жұртында қалып қойған бөлігінің 16 ғасырда көлемі   әжептәуір жерді иеленгеніне мына карта[10] айғақ бола алады, мұнда төлестер «телесы» деп берілген. 

Бір кездері күш-қуаты дамуының шарықтау шегіне жеткен үрәңқайлар туралы  Грумм-Гржимайло «Припомним хотя бы то, что Чингис-хан набирал из них свои отборные дружины, что они же входили в состав его гвардии, что и «многие из их беков прославились в славный век Чингис-хана», а засим, что боевая их репутация поддерживалась ими еще в XVIIIвеке, что и Рашид эд-Дин заканчивает свое повествование о них словами, свидетельствующими о более значительном их прошлом» дей келе, олардың он жетінші ғасырдың аяғында азып-тоза бастағанының себебін ашып айта алмайды.[11]

Біздің ойымызша оның екі себебі бар. Біріншіден, саят-үрәңқайлардың негізгі күштері XIII ғасырда Жошы ұлысымен бірге батысқа кетіп қалды. Екіншіден, орыс патшаларының Сібірді отарлау саясатының салдарынан жұртта қалған абориген үрәңқайлар орыс колонистерінің езгісінетүсті. Ол туралы Брокгауз бен Ефронның энциклопедиясында  еш бүкпесіз, ашық жазылған.

«Большую роль в заселении С.(Сибири - С.Д.) играло также падение звериного промысла в Европ. России. Вологжане, устюжане, холмогорцы, архангельцы и др. основывали промышленные колонии в Западной С., выясняя инородцев из их старинных угодий: "отец наш, — говорили последние в 1649 г., — служил царю Михаилу Федоровичу и прежним государям, как и С. стала, и ставил с государевыми служилыми людьми в С. три города — Тобольск, Тюмень и Тару, а теперь на их земле, по Тоболу реке, по обеим сторонам, ловят всякие русские люди всякой зверь и орловые гнезда снимают"… По этой, между прочим, причине русские уходили подальше от городов на восток, на север, и там находили уловы и наживу. Березов, Обдорск, Туруханск возникли, главным образом, вследствие того, что здесь были богатые звероловные места. Часть зимовий зверопромышленников разрасталась в большие селения, населялась артелями наемных звероловов (так наз. покрученников, ужинников) и становилась центром, откуда устраивались "станы" — нечто вроде станций, где звероловы останавливались во время своих промысловых экскурсий, пролагались дороги. Служилые люди, пользуясь указаниями промышленников, нередко по их же пути ставили зимовья ясачные, куда покоренные инородцы сносили ясак. Для охраны возникали острожки и т. д. Соболь положил начало Олекминску, Вилюйску, Верхоянску, Верхнеколымску; бобер морской повел русских в Камчатку и вывел на материк Америки. Нужен был пушный зверь — и русские потянулись за Урал, где его было много. Почувствовался недостаток в ловчих птицах — и в С. появились поселения кречетников, сокольников и т. д. Служилые люди также были важным элементом русских насельников. Обыкновенно начальники отрядов служилых людей, исполнив свою службу, через год-два возвращались в Россию, но остальной отряд оставался жить в С., оседая по сибирским городам или же в городе, им же основанном…  Новопостроенный город на второй же год своего существования часто имел достаточное количество жителей. Начиная с 1593 г., когда впервые были сосланы в С. угличане, число ссыльных все росло; это был один из видов правительственной колонизации…Прежде всего заселилась Западная С., как первая занятая русскими. Точной цифры всего русского населения в С. для первой четверти XVII стол.дать невозможно. По вычислениям Буцинского, в 7 западных уездах с городами числилось к концу царствования Михаила Федоровича около 7370 челов. русских муж.пола; это число надо увеличить, так как в него не вошло много гулящих людей, не попавших в правительственную регистрацию. Словцов для 1622 г. приводит цифру всех жителей в 15050 чел. мужского пола. Инородцев в это время во всех 7 уездах числилось не больше 3000 чел. муж.пола. Сильный недостаток чувствовался в женском элементе, на что очень жаловались русские люди. В 1630 г. по царскому наказу для восполнения недостатка в женщинах были набраны в Тотьме, Устюге и Сольвычегодске 150 девок и препровождены в С.; в 1637 г. снова было отправлено 150 девок "для женитьбы казаков". Когда заселение Западной С. совершилось, понадобились поселенцы для новых земель, дальше на востоке. Заселение этих пространств шло также двояким путем: путем правительственных переселений и путем частных движений русских людей… Кроме набора "переведенцев" на новые места из России, правительство стало по указу пересылать туда и жителей Западной С., но все же главный контингент поселенцев Юго-Восточной С. состоял из добровольцев, преимущественно — гулящих людей… 

Наиболее страдающим элементом сибирского населения были инородцы: они платили ясак, они подвергались всем ужасам воеводского управления, они, наконец, обречены были на постепенную гибель, так как не могли бороться с более сильным и культурным русским народом…  Воеводы, служилые люди, дьяки и разные другие власти отнимали у них меха, отнимали жен, детей, били и даже убивали. Многие инородцы умирали холостыми, так как жен неоткуда было взять: инородческие женщины были у русских. Из 44, напр., умерших инородцев Каурдацкой волости только двое оставили после себя семью. Инородцы либо служили государю пашенными крестьянами, либо платили ясак. Положение тех и других было в высшей степени тяжелое. Ясак с инородцев собирался различно: с целых волостей, по родам, а то и с каждого в отдельности. Платили ясак только мужчины от 18 до 50-летнего возраста, но вернее — до смерти и даже после смерти, так как за них платила волость, пока умерших не исключали из списков. Сначала количество ясака не было определено, и воеводы собирали сколько могли; затем было определено брать с холостых по 5 соболей, а с женатых по 7. Но цена соболя была различная: один стоил 7 руб. 50 коп. (высшая оценка), другой 14 коп. (низшая оценка). Поэтому в 1626 г. установлены были различные нормы для мехов зажиточных средних и худых. Но ценили меха не сами инородцы, а воеводы. Если прибавить к этому, что само правительство требовало низкой оценки, то станет ясно, что это была за оценка. Ясак, в сущности, равнялся оброку с русских, но к нему надо прибавить еще "поминки" (подарки) царю, воеводам, сборщикам и т. д., грабеж инородцев всеми сильными людьми и обязанность платить за умерших — и тогда будут понятны вопли несчастных: "мы обнищали и одолжали великими долгами, женишек и детишек прозакладывали!" Понятно станет и то, почему ясачные никогда не могли уплатить сполна ясака и недоимки на них накоплялись ежегодно. От ясака московское правительство имело громадную прибыль. По свидетельству Флетчера, за удовлетворением внутренних потребностей огромное количество мехов отправлялось за границу. В царствование Феодора Ивановича стоимость вывозимых мехов составляла от 400 до 500 тыс. р. Весь государственный доход в это время не превышал 1500000 руб.; следовательно, ясак давал почти 1/3 всех поступлений. Котошихин вполне верно сообщает, что денежных доходов с С. царь не получает, так как они "исходят там на жалованье служилым людям", "а присылается из С. царская казна ежегодь соболи, мехи собольи, куницы, лисицы черные и белые, и зайцы, и волки, бобры, барсы; а сколько число той казны придет в году, того описати не в память, а чаять тое казны приходу в год больши шти сот тысяч рублев". Можно с вероятностью сказать, — замечает Фирсов, — что инородцы, сами того не подозревая, содействовали развитию царского самодержавия: не будь в распоряжении у московских царей даровых соболей, лисиц и проч., власть их, может быть, имела бы иной вид, иные общественно-экономические порядки были бы в русской земле… 

Образованных людей С. не знала в течение всего XVIII в. Когда в 1784 г. иркутский ген.-губернатор предписал Колыванской наместнической канцелярии составить топографическое описание наместничества, никто не мог выполнить этого распоряжения, никто не понимал даже, что это за "топографическое описание". Пьянство и разврат царили в страшной степени. Китайцы в 1722 г. выгнали русских купцов из пределов своей страны, так как не могли снести их пьяных безобразий. "Ни единого места не видывал такого, — писал знаменитый Паллас, — в котором были бы в такой степени распространены разврат и "французская болезнь", как в Томске". По местам обычай служилых людей требовать себе в дороге женщин удержался в смягченной форме на чрезвычайно долгое время (в Вост. С. — до середины XIX в.) и имел характер земской повинности. Существовала даже торговля инородками и инородческими мальчиками. Огромное количество рабынь доставляли экспедиции в непокорные области. Русское правительство сначала усиленно боролось с таким рабством, но ничего не могло поделать. В нескольких указах правительство заявило, что невольники некрещеные должны быть освобождены. Этого было достаточно, чтобы рабовладельцы стали крестить "свой товар" и получать санкцию на владение инородцами. Главными рынками для торговли рабами были Якутск, Томск, Тюмень и Тобольск. Рабов вывозили даже в Европ. Россию. Закон 1757 г. легализировал эту торговлю. "Привозимых киргизами разных наций пленников, — говорится в этом постановлении, — всякого звания людям покупать и на товары выменивать, а потом крестить не только воспрещать не подлежит, но еще приохочивать к тому надобно, для того, дабы лучшее старание было из магометан и идолопоклонников приводить в православный христианский закон". В С. появились рабовладельческие хозяйства. В 1808 г. был издан указ, по которому разрешалось покупать без права перепродажи инородцев, но с тем, чтобы все достигшие 25-л. возраста освобождались».[12] 

 

ША

«Бір аласапыран ел босып жүрген жылы Көгіске Назар жəне Ша деген екі бала келіп, қамқорлығында жүріпті. Көгіс осы екі баланы өзінің ұлы Бəйімбетке беріп, қамқорлығына алып өсіріп, ел қатарына қосуға тапсырыпты. Бірақ Ша өз еліне (Жобасы Əзірбайжан немесе Түркия елі болу керек) қашып кетіпті де, Назар тұрақтап қалып қойыпты. Сол Назардан ұрпақтар тарап, Бəйімбет ішінде өсіп, сіңіп, "Біз Бəйімбеттің Назаршасымыз" деп аталып кеткен еді. Сол екі баланың (Назар жəне Ша) атын біріктіріп айтып, қазір олар "Біз Назаршаның үрпағымыз, "Назарша" тайпасынанбыз" деп жүр». [13] 

Бұл шежіре бойынша Ша былай тарқайды: 

Алшын- ... Әлім – Шекті...-Жақайым-Көгіс-Ша.

Шын мәнінде Ша адамның аты емес, таудың аты. Алтай-Саянның Шапшал жотасынан бастау алып, Енисейге (үрәңқайша Ұлы Кем) құятын ұзындығы 320 км Кемшік өзені бар. Сол өзеннің солтүстік жағында 90̊ 11' ш.б. (келесі беттегі картаны қараңыз) Ша деген тау бар, Ша руы осы тауда өмір сүрген.

(жалғасы бар)

abai.kz


[1]Истории Каракалпакстана. Текст лекции. Каракалпакский государственный университет им. Бердаха. Кафедры «Истории Узбекистана и Каракалпакстана» Кандидат исторических наук доцент А.Р. Кудияров.

[2]Радик Темиргалиев. Казахские ханы Хивы.http://www.zonakz.net/articles/31203

 

[3] Н.А. Аристов. Труды по истории и этническому составу тюркских племен. «Сорос-Қыргызстан» қоры, Бішкек, 2003 ж., 160-б

[4] Аманбай әл-Құланды.Ұранға шыққан Бақтыбай. Алматы,Дәуір, 2010 ж. 111-б.

[5]История Казахстана в русских источниках XVI-XXвв., 2-т. Алматы, Дайк-Пресс, 2005 ж. 309-б.

 

[6]Жаксылык Сабитов. Этногенез казахов с точки зрения популяционной генетики. The Russian Journal of Genetic Genealogy (Орыс нұсқасы) 5-т. №1, 2013 ж. 30-б.

[8]О трех линиях родства у алтайцевhttp://new.hist.asu.ru/naltai/ualtairodstvo.html

[9]Радлов В.В. Из Сибири. Москва: Наука, 1989 ж. 95-96 бб.

 

[10]Г. Лучинский  Историко-этнографическая карта Сибири XVI века.                                               https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Peoples_Siberia_XVI.jpg?uselang=ru

[11] Г.Грумм-Гржимайло. Западная Монголия и Урянхайский край. 3-т. Ленинград, 1926 ж. 169-170 бб.

 

[12]Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. Сибирь. http://www.vehi.net/brokgauz/all/093/93341.shtml

 

[13]Теңізбай Үсенбаев. Алшын шежіресі.Қызылорда. Тұмар, 2003ж.242-б.

1 пікір

Үздік материалдар

Сыни-эссе

«Таласбек сыйлығы»: Талқандалған талғам...

Абай Мауқараұлы 1536
Білгенге маржан

«Шығыс Түркістан мемлекеті бейбіт түрде жоғалды»

Әлімжан Әшімұлы 3316
Біртуар

Шоқанның әзіл-сықақтары

Бағдат Ақылбеков 6019