Т. Ю. Борисова. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В 1917—1918 гг.: ВЫБОР ЯЗЫКА[1]
Адвокатов надо брать в ежовые рукавицы и ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает.
Из письма В.И. Ленина Е.Д. Стасовой и товарищам в московской тюрьме от 19 января 1905 г.
Цитата, начало которой приведено в эпиграфе, заканчивается следующим выводом-увещеванием: «Но все же лучше адвокатов бояться и не верить им, особенно если они скажут, что они социал-демократы и члены партии»2. Безусловно, речь шла о дореволюционном суде и служителях «царского» закона, для революционеровaprioriнеправого. Что изменилось после Октябрьской революции? В программной книге Ленина «Государство и революция» ясно сказано, что в соответствии с марксистским учением социалистическая революция не должна уничтожить законодательство как институт. Более того, ему отведена важная роль в процессе построения диктатуры пролетариата3. Как большевики «примеривались» к этому средству, делая его весомым элементом функционирования политической системы новой власти? Какие приемы законодательной политики при этом использовались? Каким языком и для кого стали писаться советские законы? Этим вопросам посвящено мое исследование.
Адвокатов надо брать в ежовые рукавицы и ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает.
Из письма В.И. Ленина Е.Д. Стасовой и товарищам в московской тюрьме от 19 января 1905 г.
Цитата, начало которой приведено в эпиграфе, заканчивается следующим выводом-увещеванием: «Но все же лучше адвокатов бояться и не верить им, особенно если они скажут, что они социал-демократы и члены партии»2. Безусловно, речь шла о дореволюционном суде и служителях «царского» закона, для революционеровaprioriнеправого. Что изменилось после Октябрьской революции? В программной книге Ленина «Государство и революция» ясно сказано, что в соответствии с марксистским учением социалистическая революция не должна уничтожить законодательство как институт. Более того, ему отведена важная роль в процессе построения диктатуры пролетариата3. Как большевики «примеривались» к этому средству, делая его весомым элементом функционирования политической системы новой власти? Какие приемы законодательной политики при этом использовались? Каким языком и для кого стали писаться советские законы? Этим вопросам посвящено мое исследование.
Несмотря на кажущуюся краткость хронологических рамок - четырнадцать месяцев от начала революции до 1919 г., - есть все основания рассматривать это время как переходное (Sattelzeit), методологический потенциал которого успешно разрабатывает школа истории понятий (Begгiffsgeschiсhte) Райнхарта Козеллека4. В работах Козеллека и его последователей переходное время представляется наиболее плодотворным для исследования социальных процессов, так как обостряет их отличительные признаки. Вопрос о необходимой длительности исследуемого периода здесь уже, наверное, не так важен, и на первый план выходит качественный показатель плотности источников - материалов, в которых фиксируется процесс смены определенной тенденции.
Объект моего исследования - это корпус нормативно-правовых актов высших и центральных органов советской власти с 25 октября 1917-го по конец 1918 г. Я рассматривала их по двум изданиям - «Декреты советской власти» (хранящиеся в архиве оригиналы нормативных актов) и «Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства» (бюллетень советского законодательства).
В начале этой статьи я обращусь к рассмотрению проблемы выбора между преемственностью и революционностью в законодательной политике в феврале и октябре 1917 г., опираясь на литературу по истории институтов государственной власти, законодательный материал, свидетельства современников, архивные документы. Затем попытаюсь проанализировать политические особенности революционного законодательства большевиков и то, как эти особенности определяли форму законодательства - в частности, выбор языка.
ЗАКОННОСТЬ И ВЫЧЕРКИВАНИЕ СЛОВ
Начиная с Гуго Гроция, теория правопреемства государств представляет государство-правопреемника как римского наследователя -heres,- которому вместе с территорией переходят правосубъектность и все юридические отношения «умершего» государства. В 1917 г. Российская империя как государство дважды оказывалась перед пропастью революции - Февральской и Октябрьской. Первая кардинально отличалась от второй тем, что произошла стихийно и ставила задачу уничтожить только один институт государственной власти (хотя и центральный для Российской империи) - самодержавие. В остальном новое государственное образование былоheresпрежнего государства. Могильщиком прежнего государства как такового объявила себя вторая - Октябрьская революция 1917 г., которая была подготовлена с целью создания нового социалистического строя. Эта принципиальная разница двух революций определила различие их законодательного подхода.
Как известно, после отречения Николая II от престола 2 марта 1917 г. до созыва Учредительного собрания власть перешла к Временному правительству. Временный характер власти во многом обусловил преемственность практик государственного управления. Надо сказать, что, как ясно из воспоминаний одного из самых влиятельных членов Временного правительства Павла Милюкова, преемственность не осознавалась как цель5. Стремительность исторического момента ставила на первое место практические задачи Временного правительства: поддержание порядка в условиях военных действий и подготовку проектов преобразований для Учредительного собрания6.
И здесь мы сталкиваемся с ключевой проблемой Временного правительства - преемственность практик управления стояла в одном ряду с преемственностью легитимности власти от прежнего государственного строя. На момент отречения Николая II 2 марта 1917 г. легитимность его власти имела два основания: благословение православной церковью и законом установленное осуществление самодержавной власти государственным аппаратом. Первое и второе были тесно связаны. В православии монарх властвовал и делегировал свою власть чиновникам именно как помазанник божий. С другой стороны, церковное министерство - Синод - со времен основания Петром Iнасаждало утилитарное отношение к православию как к необходимой духовной основе подчинения подданных. Такой подход был закреплен как в Основных государственных законах7, так и в церковных ритуалах8.
Как показывает анализ «Собрания узаконений», после Февральской революции атрибуты прежней легитимности были в целом сохранены. Указания на самодержавную власть заменялись на указания власти Временного правительства. В ссылках на дореволюционное законодательство отчетливо обнаружились две тенденции: подчеркивалась законность и нивелировалось участие монарха. Так, например, в ссылках на дореволюционное законодательство «высочайше утвержденные» правовые акты стали называться «законноутвержденными»9. Прежде всего было проведено необходимое переименование в церковных ритуалах, поскольку, как уже говорилось выше, божественное благословение лежало в основе делегирования власти. Как часть государственного аппарата, перешедшего под власть Временного правительства, Синод поспешил издать соответствующие распоряжения, и уже к концу марта 1917 г. чины Русской православной церкви, где ранее поминалась царская власть, были исправлены. Так же как и в нормативных актах, подход был буквальным - вместо поминовения императора следовало поминать «благоверное Временное правительство»10.
Архивные документы весны 1917-го показывают, что это была осознанная политика Временного правительства, а не порождение бюрократической инерции. Так, в Журнале заседания Временного правительства от 15 мая 1917 г. зафиксировано решение во всех ссылках на прежнее законодательство заменять слова «императорское величество» и «высочайшая власть» на «Временное правительство»11. Относительная запоздалость этой меры - два с половиной месяца после упразднения самодержавия - указывает, что проблема преемственности, скорее всего, не осознавалась как угроза престижу временной власти. Гораздо раньше тем же административным способом замены слов были проведены другие обновления в сфере государственного управления.
Переименование коснулось и изменившихся после революции социально- политических реалий. Распоряжением министра внутренних дел с середины апреля 1917 г. выражения «русские подданные» и «нижние чины армии и флота» заменялись в официальных документах на «русские граждане» и «солдаты и матросы»12. Было бы неверно, акцентируя внимание на административных методах легитимации власти Временного правительства, упускать из виду его большую законотворческую работу. Здесь, среди прочего, можно назвать акты о политических и гражданских свободах, подготовку реформы суда. Но решить кардинальные проблемы Российской империи - мира, земли, национального самоопределения, будущего политического строя -heresавтократии Временное правительство, скованное ее обязательствами, прежде всего долгами и соглашениями с союзниками, не могло.
Преемственность управленческих стратегий, заимствованных политической элитой прежнего строя, сформировавшей Временное правительство, отсутствие новых средств и форм решения назревших проблем негативно сказывались на эффективности государственной власти. На это указывает и распространение феномена «самосудов» в 1917 г., исследованное Цуйоши Хасегавой13. Он считает, что не утихающие после февраля 1917-го самосуды были порождением импульса «криминальности», задаваемого революцией. К этому можно добавить, что явление самосудов также свидетельствовало о кризисе легитимности прежних правовых институтов, в частности уголовного права и процесса.
РЕВОЛЮЦИОННАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Политические обстоятельства конца октября 1917-го существенно отличались от событий Февральской революции 1917 г., что нашло свое отражение в законодательной политике.
1. Акторы. В отличие от февраля, когда к власти пришли уже известные публичные политики, в октябре 1917-го власть взяли революционеры, сделавшие карьеру в сфере нелегальной подпольной борьбы с правящим режимом. От них, казалось бы, уместно было ожидать радикально преобразовательной политики по отношению к прежним институтам государственного управления. При этом в первом революционном правительстве - Совете народных комиссаров (СНК), - так же как и во Временном правительстве, руководящую роль играли юристы. Председатель СНК лидер большевиков Владимир Ленин и ряд наркомов (Свердлов, Оппоков и др.) имели юридическое образование. Это неудивительно: критика недостатков действовавшего законодательства была часто используемым средством революционной пропа- ганды14. В выступлениях революционеров обличалась не только политика, воплощенная в «царских» законах, но и сама «чуждая народу» форма права15. Известны уничижительные замечания Ленина об источниках русского права - Своде законов и Собрании узаконений. Логика его обвинений была проста: бюрократическая форма «царских» и «чиновничьих» законов с их мелочной регламентацией, тяжелым, недоступным для понимания канцелярским языком представлялась следствием их антинародного содержания. В силу описанной выше преемственности управленческих практик после февраля 1917-го эта критика распространилась и на акты Временного правительства.
2. Идеи и институты. Революционная легитимность. Говоря об идеях новой власти и о том, в какой мере они стали основой ее институционального дизайна после 25 октября 1917 г., надо исходить из особенности политического момента. Если Февральская революция была стихийной и власть оказалась в руках органа, заведомо временного, который не решал принципиально важных вопросов до созыва Учредительного собрания, то Октябрьская была нацелена на захват власти с целью немедленных кардинальных изменений16. Поэтому в отличие от Временного правительства, пытавшегося сохранить порядок прежних институтов, Совет народных комиссаров своими нормативными актами демонстрировал революционность новой эры. Воплощением революционности новой власти стала новая форма нормативно-правовых актов - декреты вместо постановлений Временного правительства.
Революционный разрыв со старым отчетливо проявился в вопросе о легитимности новой власти. Как показывает исследование Артема Магуна, идея революции - это не просто отрицание, а истребление легитимности иного (старого) порядка17. Октябрьская революция следовала этому принципу и решительно отметала прежние основы легитимности власти - религиозную и правовую. Если декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (20 января 1918 г.) продолжал революционную политику Временного правительства, то декрет «О суде» (24 ноября 1917 г.) является прекрасным примером юридического закрепления революционного разрыва времени. Декрет не только упразднял прежнюю судебную систему, с 25 октября 1917 г. он приостанавливал течение всех сроков. Судебная власть передавалась новым выборным местным судам, правовая основа деятельности которых была определена в статье 5 декрета:
Местные суды решают дела именем Российской Республики и руководствуются в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию. Примечание: Отмененными признаются все законы, противоречащие декретам ЦИК Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и рабочего и крестьянского правительства, а также программам-минимум Рабочей Социал- Демократической партии и Партии Социалистов Революционеров18.
Таким образом, легитимность советской власти основывалась на самом факте решительного начала новой эры - республики, именем которой предписывалось действовать новым судам. «Именем республики» были подписаны первые важнейшие декреты СНК «О мире» и «О земле», принятые ночью с 25 по 26 октября 1917 г. на Втором Всероссийском съезде Советов, открытом в день восстания. В них законодательным путем прекращались старые беды - война, безземелье - и декларировалась новая реальность, где каждому были гарантированы мир и земля. Подчеркну, декларации не были пустыми, они влекли за собой серьезные внешне- и внутриполитические последствия. Отрекаясь от договоренностей с союзниками, большевики порывали с международным сообществом. Отвергая частную собственность, они отвергали основу прежнего внутреннего социально-экономического строя.
Не имея возможности остановиться на этом подробнее, я отмечу, каким причудливым «юридическим» способом собственники пытались спасти земельные владения от национализации. Как свидетельствует в своих воспоминаниях адвокат Майер, в 1918 г. служивший в Наркомате юстиции, многие в этот период оформляли фиктивные купчие на имения на имя иностран- цев19. Будучи юридически неправильной с точки зрения старого законодательства, такая стратегия, скорее всего, была следствием самостоятельной интерпретации грядущих последствий декретов «О мире» и «О земле».
3. Законодательство как особая форма революционной пропаганды. Анализ разнообразных источников и литературы по начальному периоду советской власти позволяет рассматривать новую форму законодательства - декреты - в том числе и как средство пропаганды. Данный аспект революционного законодательства отмечался исследователями уже в 1930-х гг., начиная с С.Н. Валка, руководившего большой работой по подготовке к печати многотомного собрания «Декреты советской власти»20.
Пропагандистское использование законодательства большевиками наметилось довольно рано: уже 28 октября 1917 г. специальное распоряжение Военно- революционного комитета, координирующего восстание, предписывало печатать декреты тысячными тиражами и расклеивать на улицах21. Пытаясь удержаться у власти, революционеры искали поддержки у населения и в этом использовали опыт предшественников, прежде всего законодателей Великой французской революции. Свидетельство тому - сам языковой выбор Октябрьской революции: с осени 1917 г. в русском языке появилось слово «пропаганда» вместе с другими словами-практиками якобинцев: «обработать» (в значении кого-то), «декрет»22. Они заимствовались в тесной связи: Ленин прямо говорил, что декреты служили «формой пропаганды»23, без них большевики остались бы «плетущимися в хвосте» и не смогли бы занять лидирующие позиции.
Не все революционеры были согласны с Лениным в вопросе о пропагандистской законодательной политике СНК. Лидер ушедших в оппозицию социалистов Плеханов выступал резко против декрета «О мире» как абсолютно нереализуемого на приемлемых для русских условиях:
Мы декретируем мир. Но, чтобы германский император послушался нашего декрета, надо, чтобы мы оказались сильнее его, а так как сила на его стороне, то, «декретируя» мир, мы тем самым декретируем его победу, то есть победу германского империализма над нами...24
Подчеркну новое слово «декретировать», которое, как мне кажется, выделяется Плехановым как обозначение нового политического средства. В данном случае оно использовалось для внутриполитических целей. Адресатом декрета о мире в первую очередь был солдат, а точнее, его винтовка, которую с внешнего врага надо было направить на врагов внутренних - врагов революции, к которым могли быть отнесены все сомневавшиеся в реалистичности декрета о мире.
Декларативность декретов отчетливо осознавалась самими законодателями, но ленинский политический (или даже популистский) подход к законодательству победил. Такое заключение можно сделать на основании слов первого председателя Высшего совета народного хозяйства РСФСР Н. Осинского, признавшего ошибочность своей критики декларативных декретов. В середине 1918 г. он писал, что теперь полностью осознал их политическую важность:
Декларативное декретное законодательство имеет огромное значение в острые периоды революции... В моменты массового штурма на капитал необходимо провозглашать в виде декрета цель, к которой массы должны стремиться25.
Джейн Бурбанк обращает внимание на важный момент кристаллизации ленинских представлений о праве в связи с проведением в жизнь декрета «О мире». По политическим соображениям на заседании Центрального комитета партии большевиков 23 февраля 1918 г. Ленин настаивал на режиме секретности для обсуждения условий мира. Он был уверен, что конкретные условия реализации основополагающего декрета - дело руководства партии большевиков; Советы должны были быть исключены из дискуссии26. Здесь важно то, как быстро - уже в начале 1918 г. - обозначилось отчетливое понимание границ реального и номинального участия Советов в законодательной политике.
4. Антинормативный подход и его теоретизация. Революционный закон - это, по сути, закон силы, тот закон, на основании которого, в частности, был казнен Людовик XVI. Этот закон возвел на эшафот не короля и не гражданина. В первом и втором случае Людовик мог искать защиту у старого или нового закона, но революционный закон был высшей силой, творившейся здесь и сейчас над изменником революции, которым мог стать любой. Публичным физическим уничтожением прежнего законодателя перечеркивалась нормативность старого порядка - эта мысль отчетливо звучала на процессе Людовика27. Именно такой смысл неограниченной разрушающей власти революции был вложен во встречающиеся в декретах и правовой литературе понятия «социалистическое правосознание»28, «социалистическая совесть», «революционное правосознание». В самих декретах новой власти революционный закон фигурировал как мера устрашения: «будет караться по всей тяжести революционных законов», «вожди заговора объявляются вне закона»29. Революционный закон, по которому «виновники понесут кару, отвечающую тяжести их преступления», обязательно присутствовал в документах, касающихся контрреволюционных действий.
Этот же смысл закреплялся в проекте «Формулы торжественного обещания для всех служащих советских установлений», составленном в Наркомате юстиции не позднее первой половины 1918 г. В ее последнем пункте говорилось: «Если по злому умыслу отступлю от этого моего торжественного обещания, то да будет моим уделом всеобщее презрение и да покарает меня суровая рука революционного закона»30. Этот пункт был закреплен также ив тексте армейской присяги31.
Изначально спонтанное использование декретов как риторических политических средств уже в начале 1918 г. получило теоретическое обоснование в официальном журнале Наркомата юстиции «Революция и право». В программной статье «Пролетарская революция и гражданское право» обосновывался тезис о том, что советское законодательство не может быть тормозом революции. Более того, статья подчеркивала опасность и недопустимость «внушения пролетариату той веры в декреты, которая господствовала во время Французской революции»32. В постреволюционной России развивался антинормативный подход к социальным явлениям, и в частности праву, разработанный Марксом. В рамках марксистского подхода, право - это, прежде всего, официальное признание фактических экономических отношений, следствие производства33. Так же как и государство, право является определенной, но далеко не единственной формой публичной власти. Осуществление последней возможно и неправовыми средствами. В будущем коммунистическом общественном строе решающую роль будет играть коммунистическая мораль, торжество которой вытеснит прежние правовые институты.
В этой связи уместно вспомнить наблюдение Давида Фельдмана о том, что термин «законность» и даже его последующая модификация «революционная законность» употреблялся в конце 1917-1918 гг. крайне редко34. Блестящие историко-филологические работы Фельдмана о термине «революционная законность» в политическом контексте советского режима наглядно показывают, что советской власти была изначально чужда законность как принцип ненарушения законов35. В 1932 г., закрепляя теорию революционной законности по итогам пятнадцати лет советской власти, ее юридический авторитет, А.Я. Вышинский, назовет преклонение перед авторитетом закона «оковами пролетарской революции»36.
Гораздо удобнее для власти партии в 1917-м и в последующие годы был риторический революционный закон в духе Робеспьера - закон блага народа, который условно можно назвать законом-карой и законом-надеждой. Цитированная программная статья Наркомата юстиции в 1918 г. постулирует это положение вещей как принципиальное расхождение социалистической и буржуазной теории права:
Храм буржуазного владычества - законодательство, и его фетиш - закон; храм пролетарского и социалистического мирового строя - управление, а его богослужение - труд37.
Теория большевистской законности основывалась, прежде всего, на политических условиях, которые теоретизировал Троцкий в концепции перманентной революции. Говоря о невозможности ограничения «непрекращающейся атаки пролетариата» рамками законности, он решительно отвергал следующие доводы оппонентов:
Применение исключительных средств (имеется в виду революционный террор. - Т.Б.) позволительно лишь в исключительных случаях. Цель освободительного движения не увековечить революцию, но по возможности скорее ввести ее в русло права38.
Несмотря на приведенные оговорки, сама законодательная политика новой власти ясно показывает, что для советских руководителей нормативное понимание закона неприемлемо. В качестве примера недостаточно вспомнить известные Постановление СНК от 5 сентября 1918 г. «О красном терроре»39 и «Приказ о заложниках»40, в которых объявлялась преступной всякая нерешительность в применении массового террора советскими органами. На них все-таки лежит отпечаток экстраординарности начала Гражданской войны. Гораздо более убедительным мне кажется пример Уголовного кодекса 1922 г., написанный победителями. Статья 10 гласила: «В случае отсутствия в Уголовном кодексе прямого указания на преступное деяние и наказание за него <...> следует применять статьи о наказании за подобные антинародные преступления». Так закреплялся принцип аналогии, нарушавший основной принцип законности:nullumcrimen, nullumpoena, sinelege41.
ПРОБЛЕМА ФОРМАЛЬНЫХ КРИТЕРИЕВ ЛЕГИТИМНОСТИ
Тем не менее опоры на силу, прикрытую риторикой и теоретическими построениями, было явно недостаточно - те же самые средства были доступны контрреволюционерам. Несмотря на декларировавшуюся справедливость нового революционного порядка, отменившего прежний несправедливый строй, для большевиков был важен вопрос о признании легитимности их правления. Косвенно это выразилось в истории с признанием независимости Финляндии. Как известно, 18 (31) декабря было удовлетворено второе обращение финляндского правительства - в первом обращении 17 (30) декабря отсутствовало прямое признание СНК в качестве российского правительства, поэтому СНК предложил внести новое обращение с таким признанием, после чего вопрос был решен положительно и окончательно42.
В целом, в октябре 1917-го большевиков скорее занимала проблема не внешнего признания их власти, а ее окончательного завоевания, внутренней легитимации. Для этого требовалась институционализация захваченной власти, создание четких формальных практик ее реализации. Насилие должно было обрести государственную, легитимную форму - форму закона, а не листовки. Поэтому очень рано - уже на пятый день революции 30 октября 1917 г. - Совет народных комиссаров издал декрет «О порядке утверждения и опубликования законов»43. На важность этого декрета указывало риторическое окончание «именем республики», которым снабжались только политически принципиально важные акты. Поэтому я рассмотрю его подробно. В нем можно выделить три основных пункта:
1) Законодательный акт вступал в законную силу «в день опубликования его в официальной "Газете Временного Рабочего и Крестьянского правительства"». «Газета Временного Рабочего и Крестьянского правительства» сменила прежний печатный орган правительства «Вестник Временного Правительства», а он, в свою очередь, был модификацией царского «Правительственного вестника».
2) Прежняя практика публикации законов Сенатом отменялась. До этого с 1864 г. - со времени Великих реформ Александра II - опубликование законов и предварительная проверка их законности были поручены Правительствующему сенату в форме бюллетеня «Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем сенате». Опубликованный в Собрании текст нормативного акта считался официальным источником. Временное правительство не изменяло сложившуюся практику44. 23 ноября 1917 г. Общее собрание Сената выступило с резолюцией «против мятежа против законной власти Временного правительства»45, после чего 24 ноября Сенат был закрыт. Декрет был издан почти на месяц раньше, но уже в нем Совет народных комиссаров стремился порвать с прежней практикой легитимации законодательства через публикацию высшим судебным органом прежнего порядка - Сенатом.
3) Вместо прежней сенатской публикации предусматривалась новая процедура: «Отдел законодательных предположений при СНК издает периодически сборники Узаконений и Распоряжений Правительства, имеющие силу закона». Первый такой сборник - «Собрания узаконений и распоряжений временного рабочего и крестьянского правительства» вышел 1 декабря 1917 г. Под номером 12 в нем был напечатан рассмотренный выше декрет об опубликовании законов. Все это время поток законодательных актов новой власти вводился в действие в соответствии с декретом, то есть путем публикации в «Газете». Тем не менее революционному правительству было важно не только пообещать «имеющие силу законов сборники узаконений и распоряжений», но и реализовать это обещание. Отмечу, что в середине ноября был издан еще один декрет, подтверждавший введение актов в действие через опубликование в «Газете». В атмосфере декретной лихорадки первого времени власть прежде всего пыталась навести порядок.
Отказавшись от старой практики публикации Сенатом, большевики могли дать бюллетеню нового революционного законодательства какое угодно революционное название. Именно такой сценарий подсказывала языковая ситуация 1910-1920-х гг., характеризовавшаяся смелым языковым новаторством в области печатного слова от зауми футуристов до языка газет. Авторитетное исследование современника революционной ломки языка, лингвиста Афанасия Селищева46, снабженное многочисленными примерами, убеждает в том, что Лев Троцкий не сильно преувеличивал, когда говорил о «процессе исторической перековки языка» в то время47. Работы историков последних лет показывают, что новый язык был важным средством большевистской пропаганды48.
Вопреки описанной тенденции бурного языкового развития, мое исследование языка законов 1917-1918 гг. позволяет констатировать отчетливый консерватизм синтаксиса и лексики правового языка, заимствованного большевиками у старого порядка. Настойчивая приверженность старой форме законодательной политики прослеживается начиная с названия бюллетеня законодательства - в течение первых двадцати лет советской власти в названии сохранялась дореволюционная основа: «Собрание узаконений и распоряжений правительства». Модификации были незначительны: октябрь 1917-1920 гг. - «Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства»; 1920-1924 гг. - «Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР»; 1924-1938 гг. - «Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства СССР»; с 1938 г. - «Ведомости Верховного Совета СССР».
Большевики целенаправленно сохраняли форму названия бюллетеня законодательства, старую и с точки зрения принадлежности к царскому строю, и с точки зрения анахронизма самого слова «узаконение» - в юридическом дискурсе оно не встречается уже с конца XIX в.49
С одной стороны, такая приверженность старому названию могла объясняться, в том числе, политическим расчетом: название «Собрание узаконений и распоряжений правительства», заимствованное из прежнего порядка, выступало в качестве дополнительного носителя власти, возможно, являясь знаком легитимности. В своем предположении я опираюсь на глубокое сравнительное исследование юридической лингвистики Хейкки Маттилы, в котором обосновывается власть старины и старой формы в праве50.
Правильность такой трактовки в историческом контексте революционной России подтверждает следующий факт. На протяжении всего 1918 г. правительство при верховном правителе Сибири А.В. Колчаке издавало свое «Собрание узаконений и распоряжений, издаваемое при Правительствующем сенате». В аппарате управления Колчака - одного из самых сильных антагонистов большевиков - Сенат отсутствовал. Однако использование «белыми» старого названия для бюллетеня своего законодательства имело ту же задачу - подчеркнуть легитимность своей власти, придать ей видимость порядка.
С другой стороны, заимствование старых практик управления можно объяснить преемственностью задач - правительство большевиков точно так же нуждалось в ресурсах, как и предшествовавшая ей власть. Поэтому по возможности был задействован технический аппарат управления - в декрете «О выборном начале и об организации власти в армии» 16 (29) декабря 1917 г. специально оговаривалось, что лица со специальным образованием подлежат особому учету51. В первую очередь, речь шла о телеграфистах, врачах, инженерах, но и управленцы также вошли в группу так называемых спецов (сокращение от «специалистов») и должны были передать навыки устойчивого управления тем, кто привык подрывать устои. Последние остро нуждались в такой технической поддержке, как откровенно писал первый «комиссар по министерству юстиции» Г.И. Оппоков (Ломов):
Среди нас было много прекраснейших высококвалифицированных работников, было много преданнейших революционеров, исколесивших Россию по всем направлениям, в кандалах прошедших от Петербурга, Варшавы, Москвы весь крестный путь до Якутии и Верхоянска, но всем надо было еще учиться управлять государством. Каждый из нас мог перечислить все тюрьмы России с подробным описанием режима, который в них существовал. Мы знали, где бьют, как бьют, где и как сажают в карцер, но мы не умели управлять государством и не были знакомы ни с банковской техникой, ни с работой министерств52.
Сама должность народного комиссара Оппокова «комиссар по министерству юстиции» указывает на переходный характер управления - комиссариат создавался на базе прежнего министерства. Общая ситуация становления центральных органов власти как в зеркале отражалась в декретах, опубликованных в «Собрании узаконений» в конце 1917 - начале 1918 г. Материалы «Собрания» этого периода можно условно разбить на три группы:
1) Документы революционной традиции - воззвания, обращения отдельных комиссаров и СНК. Они имели скорее агитационное значение и не имели нормативной функции.
2) Нормативные акты, созданные по канонам прежней традиции нормотворчества.
3) Нормативные акты переходного времени, в которых соединялись и революционные черты, и элементы старого бюрократического языка.
В 1918 г. актов-листовок становилось все меньше, хотя они присутствуют на протяжении всего периода с конца 1917-го до конца 1918 г. Что касается актов второй группы, то они присутствуют с самого начала советской власти и их доля на страницах «Собрания» растет. В актах третьей группы очень быстро обозначается тенденция бюрократизации языка: старые формулировки возвращаются, а новые политико-правовые явления стремятся обрести форму официального языка.
ЗАЗОР МЕЖДУ ИДЕАЛЬНЫМ И РЕАЛЬНЫМ В СОВЕТСКОМ ПРАВЕ
В начале статьи я писала, что моей целью является изучение переходного времени первого года формирования советского законодательства. Однако следует проблематизировать: а был ли переход, если мы так часто отмечали продолжение? Однозначно можно сказать, что был разрыв, заметный, прежде всего, в категориях времени и порядка. Наиболее ярким проявлением темпорального разрыва стал первый декрет о суде (24 ноября 1917 г.), приостановивший течение всех сроков давности. Что касается порядка, то Октябрьская революция однозначно ликвидировала понятие законности, основанное на универсальности и обязательности нормы. Именно такое традиционное понимание законности опосредованно присутствует в призыве Ленина категорически не верить адвокатам, с которого начинается эта статья. Ленин не мог не учитывать, что, даже сочувствуя революционной партии, адвокаты должны были действовать в рамках законодательства, однозначно карающего революционную борьбу.
Уже в самый первый год советской власти обозначились две тенденции, впоследствии оформившие два поля советского права. Идеологическое поле, начиная с первых декретов «О земле» и «О мире», фиксировалось в программных правовых актах (конституции, кодексы). Так как основные задачи этих документов были политико-пропагандистского свойства, то власть прилагала усилия к их максимальной популяризации. Поэтому и написаны они были с точки зрения прежней традиции юридического языка по-революционному - были приближены к простой понятной речи. Реальное поле советского законодательства составляли разнообразные законодательные акты, конкретизирующие действие общих начал конституций и кодексов. Это поле рассматривалось как исключительно технократическое и не предназначалось для рядовых советских граждан, что напрямую отражалось уже в выборе языковых средств и методов распространения советского законодательства. Удельный вес реального поля, его значение оценивались очень высоко. Для этого поля, уже начиная с первого месяца советской власти, стали использоваться старые каноны нормотворчества как специальная административная технология, требующая специального подхода. Такой подход основывался на использовании начал дореволюционной юридической техники, в частности в сфере языка закона и официальной публикации.
Использование старой формы могло рассматриваться прагматически, как средство ускорения реализации политики центра на местах. Для этого активно привлекался прежний административный персонал, причисленный к группе технических специалистов (спецов). Возможно, для лучшего понимания здесь уместно использование экономического термина - сокращение транзакционных издержек посредством специализации средств законодательной политики. На важность скорейшей реализации норм в первый год советской власти указывают свидетельства об использовании радио для трансляции выпусков «Собрания узаконений и распоряжений правительства» в фонде Наркомата юстиции53.
Почему я концентрирую внимание не на продолжении старой дореволюционной практики, а на переходе к ней? С одной стороны, думается, понятие перехода в большей степени подчеркивает наличие выбора - в данном случае альтернатива присутствовала в виде «революционных» практик законотворчества - декретов. С другой стороны, акцент на продолжении может препятствовать пониманию советской специфики заимствованного из дореволюционного прошлого явления. Эта специфика в «материальном» смысле стала проявляться в усугублении технократического неюридического на- чала54 - например, в снижении доступности действующего советского зако- нодательства55 по сравнению с дореволюционным временем, когда «Собрание узаконений и распоряжений правительства» поступало в свободную продажу.
Рассмотренные обстоятельства складывания идеального и технократического полей советского законодательства ясно указывают на еще одно важное изменение - невостребованность ни в том, ни в другом поле нормативного юридического начала. Идеал законного государства в той или иной степени осознавался в Российской империи как цель, для достижения которой необходимо юридическое измерение государственной и общественной жизни. В качестве вех на пути к этой цели можно вспомнить попытки кодификации права, увенчавшиеся изданием в 1833 г. Свода законов Российской империи, развитие юридического образования, Судебную реформу 1864 г. Эти усилия были перечеркнуты Октябрьской революцией, противопоставившей динамизм революционных изменений статичности закона и профессиональных рамок юридического поля.
В.С. Нерсесянц тонко подметил описанную специфику советского права:
Почему, собственно говоря, учреждения диктатуры пролетариата для классового насилия надо вообще называть «государством» («пролетарским государством»), а требования и правила такого насилия. «правом» («пролетарским правом»)? .Ведь ясно, что если «государство и право» - только разновидности (разные средства выражения и осуществления) насилия, то они превращаются в лишние, пустые слова, используемые лишь для прикрытия иных дел и мероприятий - для благозвучного наименования насилия, для эксплуатации авторитета, традиционно связанных с этими идеями и понятиями56.
Замечание Нерсесянца о сущности советского права хорошо демонстрирует осознание советским юристом сущности советского легизма, его формально- догматического подхода57. Формализм стал обратной стороной исключительно инструменталистского подхода к праву как средству идеологической пропаганды и управления. Вряд ли Ленин и другие строители советского государства разделяли представление В.С. Нерсесянца о традиционном авторитете государства и права. Как следует из текста «Государства и революции», в них они, скорее, видели привычную форму подавления, работавшую «с такими людьми, как теперь»: «Нет, мы хотим социалистической революции с такими людьми, как теперь, которые без подчинения, без контроля, без "надсмотрщиков и бухгалтеров" не обойдутся»58.
Говоря о зарождении советского законодательства, я, главным образом, пыталась описать и понять действия власти. Однако приведенная выше цитата смещает угол зрения с законодателя на субъект регулирования / адресат законодательства. Возможно, отчетливо датируемое с первого года советской власти деление законов на идеальные (доступные, по языку популярные, действующие по обстоятельствам) и реальные (недоступные, по языку специальные, действующие по приказу) было связано с представлением о недостаточной готовности большинства жить по закону. На такие размышления наталкивает недавняя монография Д. Биера о роли медицинских исследований негативных социальных явлений в крушении начал правового государства в России. Биер ставит интересный вопрос о влиянии на ход социальной политики советской власти научно обоснованного представления о народе как о больном, дегенерате, алкоголике59.
Политические и идеологические представления советских руководителей в области законодательной политики и их практические резоны нам теперь более или менее известны: голос власти всегда заглушает другие голоса. Тем не менее промежуточность полученных результатов очевидна - это только одна сторона медали: вид сверху. Дальнейшее изучение феномена советского права настоятельно требует расслышать другие голоса: судей, юристов, управленцев, граждан. Насколько законодательная политика определялась действиями народа или представлениями о нем? Что предпринимали юристы? Как действовало советское право? Какой язык звучал на местах при решении вопросов суда, порядка и справедливости и как он менялся? Ответы на эти вопросы помогут нам лучше понять те многочисленные факторы, которые сформировали феномен советского права.
ПРИМЕЧАНИЯ
1) Автор выражает искреннюю признательность Вере Дубиной, Артему Магуну, Гар- рису Рогоняну и Давиду Фельдману за их ценную критику первоначальной версии статьи и благодарит участников Малых Банных чтений «НЛО» - 2009 за обсуждение доклада, который лег в ее основу. Возможные ошибки и неточности - исключительная ответственность автора.
2) Цит. по: Скрипилев Е.А. Из биографии В.И. Ленина // Советское государство и право. 1965. № 4. С. 3-10, доступно в электронном виде: http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1172714.
3) Ленин В.И. Государство и революция: учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 33. М., 1974. С. 1 - 120, 36-56. доступно в электронном виде: http://grachev62. narod.ru/Lenin/l33_01 .htm.
4) Koselleck R. Begriffsgeschichten. Studien zur Semantik und Pragmatik der politischen und sozialen Sprache. FrankfurtamMain, 2006; Копосов Н.Е. История понятий вчера и сегодня // Исторические понятия и политические идеи в России XVI-XXвека / Ред. Н.Е. Копосов. СПб., 2006. С. 9-32.
5) Милюков П.Н. Воспоминания. М.: Политиздат, 1991. С. 295.
6) См. об этом: Старцев В.И. Внутренняя политика Временного правительства первого состава. М., 1967. С. 95.
7) «Императору Всероссийскому принадлежит Верховная самодержавная власть. Повиноваться власти его не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает» (Ст. 4. Основных государственных законов Российской империи, в редакции 1906 г. Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1906. Ст. 603).
8) Wortman R. Scenarios of Power: Myth and Ceremony in Russian Monarchy. Vol. I: From Peter the Great to the Death of Nicholas I. Princeton: Princeton University Press, 1995.
9) Так, после Февральской революции в «Собрании узаконений» в ссылках на дореволюционное законодательство «высочайше утвержденные» правовые акты назывались «законноутвержденными». См. подробнее в моей статье: Борисова Т. Закон «в годину тяжких испытаний»: Собрание узаконений и распоряжений правительства в 1917-1918 гг. // Исторические записки. Вып. 5 (123). М., 2002. С. 129-165, 130-146.
10) См.: Бабкин М.А. Духовенство Русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. - конец 1917 г.). М.: Изд-во Государственной публичной исторической библиотеки России, 2007; Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. (Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви). М.: Индрик, 2006.
11) Журнал Временного правительства. № 77: Заседание 13 мая 1917 г. // Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Ф. 1779. Оп. 2. Д. 1. Часть 2. Л. 52.
12) Письмо председателя Юридического совещания министру внутренних дел от 14 апреля 1917 г. // Российский государственный исторический архив (далее РГИА). Фонд 1288. Опись 5 (1917 г.). Дело 38. Лист 1.
13) Hasegawa T. Crime, Police, and Mob Justice in Petrograd during the Russian Revolution of 1917 // Revolutionary Russia: New Approaches / Еd. Rex A. Wade. New York & London: Routledge, 1998. P. 46-73. At67.
14) Как убедительно показало исследование И.В. Ковалевой, в 1890-е гг. многие молодые люди поступали на юридические факультеты, чтобы бороться с политическим режимом. См.: Ковалева И.В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX - начала XX вв. Великий Новгород, 2002.
15) Окрипилев Е.А. В.И. Ленин и вопросы изучения истории права и законодательства // Советское государство и право. 1965. № 4. С. 3-10, доступно в электронном виде: http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1172714;BurbankJ.Lenin and the Law in Revolutionary Russia // Slavic Review. Spring 1995. Vol. 54. № 1. Р. 23-44.
16) Здесь мы не будем рассматривать циничные декларации Ленина о том, что правительство рабочих и крестьян тоже временное и будет действовать до созыва Учредительного собрания. См. подробнее: Рабинович А. Революция 1917 г. в Петрограде: Большевики приходят к власти / Пер. с англ. 2-е изд., испр. и доп. М.: Весь мир, 2003. С. 290-298.
17) Магун А. Отрицательная революция: к деконструкции политического субъекта. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008.
18) Декрет о суде (№ 1) Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства (далее СУ). 1917. № 4. Ст. 50.
19) Майер Н. Служба в комиссариате юстиции и народном суде // Заря русского правосудия (Из Архива русской революции) / Сост. Михаил Геллер. London: OverseasPublicationsInterchange, 1991. С. 63-157, 87.
20) Валк С.Н. О тексте декретов Октябрьской Социалистической Революции и о необходимости научного их издания // Архивное дело. 1939. № 3. С. 9; Ирошников М.П. Создание советского централизованного государственного аппарата. Совет народных комиссаров и народные комиссариаты. Л.: Наука, 1967. С. 118-155;Lapenna I. Lenin, Law and Legality // Lenin: The Man, the Theorist, the Leader: A Reappraisal / Еds. Leonard Schapiro and Peter Reddaway. New York: Praeger, 1967. P. 250;BurbankJ. Op. cit. P. 34.
21) Предписание Военного отдела Исполкома советов рабочих и солдатских депутатов комиссару Типографии Известия 28 октября 1917 г. // ГАРФ. Ф. Р-130. Оп. 1. Д. 111. Л. 1.
22) Валк С.Н. О тексте декретов Октябрьской социалистической революции и о необходимости научного их издания //Архивное дело. 1939. № 3. С. 4-5.
23) Цит. по: Ирошников М.П. Указ. соч. С. 120.
24) Плеханов Г.В. Открытое письмо к петроградским рабочим // Октябрьский переворот. Революция 1917 года глазами ее руководителей. М., 1991. С. 302-306, 304.
25) Оболенский В. (Осинский Н.) Из первых дней // Народное хозяйство. 1918. № 11. С. 14.
26) Burbank J.Op. cit. P. 41.
27) Regicide and Revolution: Speeches at the Trial of Louis XVI / Ed. Michael Walzer. 1974. P. 88.
28) Декрет о суде (№ 2).
29) См., например: СУ. 1917. № 9. 24 декабря. Приложение 5; СУ. 1917. № 4. 12 декабря. Ст. 64.
30) Формула торжественного обещания для всех служащих советских установлений. Проект // ГАРФ. Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 148. Л. 5, 6.
31) СУ. 1918. № 33. 27 (14) апреля. Ст. 446. Приложение 6: О формуле торжественного обещания при вступлении в Рабоче-крестьянскую красную армию.
32) Гойхбарг A.T.Пролетарская революция и гражданское право // Пролетарская революция и право. 1918. № 1. С. 13-14.
33) См. описание и критику этого подхода Ганса Кельзена, основателя Австрийской школы:KelsenH.TheCommunistTheoryofLaw. London: Stevens& SonsLimited, 1955.
34) Фельдман Д.М. Терминология власти: Советские политические термины в историко-культурном контексте. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2006. С. 262-288.
35) Там же; Одесский М.П, Фельдман, Д.М. Поэтика террора и новая административная ментальность: очерки истории формирования. М.: Издательство Российского государственного гуманитарного университета, 1997. С. 64-77; Фельдман Д.М, Щербина А. Грани скандала: повесть А.И. Тарасова-Родионова «Шоколад» в политическом контексте 1920-х годов // Вопросы литературы. 2007. № 5 (http:// magazines.russ.ru/voplit/2007/5/fe8.html).
36) Вышинский А.Я. Революционная законность на современном этапе (1917-1932). М., 1932. С. 66.
37) Гойхбарг A.T.Указ. соч.
38) Троцкий Л.Д. Итоги и перспективы. Движущие силы революции // Троцкий Л.Д. К истории русской революции. М.: Политиздат, 1990. С. 104-105.
39) Декреты советской власти (далее ДСВ). Т. 3. М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. С. 291-292.
40) Приказ о заложниках // Еженедельник ВЧК. 1918. № 1. С. 11.
41) См. об этом:SolomonP.H.Jr.SovietcriminalJusticeunderStalin. Cambridge University Press, 1996. P. 31.
42) ДСВ. Т. 1. С. 250.
43) Декрет СНК «О порядке утверждения и опубликования законов» // Газета Временного Рабочего и Крестьянского правительства. 1917. № 2. 30 октября.
44) См. подробнее: Борисова Т.Ю. Указ. соч. С. 130-144.
45) Определение Правительствующего сената 23 ноября 1917 г. // РГИА. Ф. 1341. Оп. 548. Д. 105. Л. 140. Опубликовано: Корнева Н.М. Российский Сенат между Февралем и Октябрем // Клио. Журнал для ученых. 2009. № 47 (4). С. 63-67.
46) Селищев А.М. Язык революционной эпохи: Из наблюдений над русским языком последних лет (1917-1926). 2-е изд. М.: Работник просвещения, 1928. С. 15.
47) Троцкий Л.Д. Попрание силлогизма // Троцкий Л.Д. Литература и революция. М.: Политиздат, 1991. С. 293.
48) Lenoe M. Closer to the Masses: Stalinist Culture, Social Revolution, and Soviet Newspapers. Cambrige, Mass.: Harvard University Press, 2004. P. 253.Gorham Michael S. Speaking in Soviet Tongues: Language Culture and the Politics of Voice in Revolutionary Russia. DeKalb, Illinois: NorthernIllinoisUniversityPress, 2003.
49) Настольный словарь для справок по всем отраслям знания (справочный энциклопедический лексикон): В 3 т. / Под ред. Ф. Г. Толля. Т. 3. СПб., 1867.
50) О символизме и формализме юридического языка см.:MattilaH.E.S.ComparativeLegalLinguisticsAshgate. Aldershot, 2006. P. 81-88.
51) «О выборном начале и об организации власти в армии». 16 (29) декабря 1917 г. // ДСВ. Т. 1. С. 244-245.
52) Ломов Г.И. В дни бури и натиска // Пролетарская революция. 1927. № 10. С. 171 - 172.
53) ГАРФ. Ф. Р-130. Д. 662. Л. 23. Более подробно об организации распространения законодательного материала большевиками в 1917 - 1918 гг. см.: Борисова Т.Ю. Указ. соч. С. 145-160.
54) О специфике российской юридической профессии, зажатой в рамки «технического персонала», одними из первых написали Д. Барри и Х. Берман спустя 50 лет после революции:BarryD.D, BermanHJ.The Soviet Legal Profession // The Harvard Law Review. Vol. 82. Nov. 1968. № 1. P. 1-41.
55) Колесников А.Н. Хронологическое собрание как форма инкорпорации законодательства. Дис. ... канд. юридич. наук. Всесоюзный научно-исследовательский институт советского законодательства, 1967. С. 25.
56) Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. С. 171 - 172.
57) См. более подробно: Четвернин В.А., Яковлев А.В. Институциональная теория и юридический либертаризм // Ежегодник либертарно-юридической теории. 2009. Вып. 2. С. 215-237.
58) ЛенинВ.И.Указ. соч. С. 49.
59) Beer D. Renovating Russia: The Human Sciences and the Fate of Liberal Modernity, 1880-1930. Ithaca: Cornell University Press, 2008.
http://magazines.russ.ru/nlo/2011/108/bo10.html