COVID-19 и казахский экологизм
(не антивирусная статья)
Ей, жігіттер, сілкіп тастап кекілді,
Ойлайықшы елге қарай кетуді.
Қазыбек Иса.
Часть I. В скорлупе просы
Реальность такова: с приходом коронавируса историю начали писать не историки и политики, а сам народ. Ибо в этой непростой ситуации каждый человек становится участником и очевидцем доселе невиданных, невыдуманных историй, которые творятся здесь и сейчас. Смотришь иной раз на портрет общества эпохи коронавируса, и невольно думаешь: ужель правы были те, кто говорил «Нет худа без добра» или «Лиха беда начало»?!
Обезлюдевшие улицы… Город без пробок… Без суеты… Тишина и спокойствие… Только изредка слышатся голоса играющей во дворе детворы… Скидки на продукты… Подешевевший проезд на такси… Паркуйся где хочешь… И так по всей планете. «Вода стала прозрачнее в водоемах. В ранее людных, ныне пустых местах появились редкие красивые птицы, - читаю в Фейсбук странице журналистки Динары Тюлемисовой. – Создается ощущение, что планета хочет отдохнуть, излечиться от аутоимунного заболевания, собрав всех дома. Чтоб отдохнуть от суеты, вечной спешки. Чтоб испечь пирог, тесто которого требует пятичасового внимания, вместо хот-дога на бегу. Планета загоняет нас по домам, чтоб мы навели в нем порядок: с очага до собирания себя».
Ковид заметно продвинул вперед технологические новшества. Во время пандемии по всему мире резко уменьшилась частота авиасообщений, воздух настолько очистился от выхлопных газов бензинных авто, что люди всерьез начали задумываться над покупкой электрокаров. Разрабатываемые ранее проекты по созданию роботов-доставщиков еды на дом на автопилоте получили мощный импульс, появился вариант: машина на колесах, тоже на автопилоте, привозит набор продуктов прямо на дом, затем покупатель сам выбирает необходимое.
Или, например, запустили новый тариф «Я в офисе» - сидишь в машине (но не ездишь), подключается тариф, по которому можно совершать деловые звонки, и так далее. Удобно, когда работаешь на удаленке. Дома – неудобства, отвлекают, а это лучше, чем закрываться на балконе или в ванной. Конечно, все эти новшества лишают людей работы, приводят к увеличению числа безработных, но удобны для работающих.
«Свежий воздух, солнце, баня, вечерами семейные посиделки, игра в лото, как в детстве», - это мнение тех, кто решил переждать карантин на даче или в загородном доме. Артисты, вынужденные перенести свои выступления, несмотря на то, что пандемия негативно отразилась на их кошельках, делятся своими впечатлениями: затворнический образ жизни, как оказалось, помогает творческим людям набираться сил и расти в творческом плане. На эстраде и в эссеистике появился новый жанр – песенки и статьи на тему вируса. Феномен карантина сложен для людей, но хорош для науки: как сказал поэт, - «Чем столетье интересней для историка, тем для современника печальней!». Широкой массе людей ситуация также пошла на благо, они наконец смогли полноценно отдохнуть, о чем раньше только мечтали, после того как работодатели перевели их на дистанционный режим работы в целях безопасности. «У людей появилась возможность порефлексировать. Самоизоляция – это возможность побыть с самим собой, это то, чего нам всегда не хватало», - таков обобщенный вывод психологов. Некоторые специалисты с этим утверждением не совсем согласны – дескать, в офлайне сотрудники не бездельничали, а в онлайне есть простор для сачкования. Впрочем, определенной части людей работа «на удаленке» нравится: дома можно походить, размяться, поспать часок-другой средь бела дня, решить личные дела. Есть ощущение свободы, чувствуешь себя расслабленным.
Эта вынужденная «жизнь на паузе», – кроме того, что привела финансы в большое расстройство, – столь же неожиданно выдала непривычную криминогенную картинку: резко снизилось количество число преступлений, за исключением бытовых семейных конфликтов – последние на фоне других резко подняли планку. Новый герметизм – человек оказался наедине со всеми домашними. Есть американская статистика: супруги, оценивающие свой брак как удачный и счастливый, общаются друг с другом меньше часа в день. Если больше, начинаются проблемы. Очень трудно долго выносить рядом даже близких людей. Нарушение привычного образа и ритма жизни вызывает стресс – сильное напряжение, провоцирующее в конечном счете семейные разборки.
Самое главное требование карантина – необходимо изолироваться дома – хештэги #үйдебол, #оставайсядома неожиданно стали наиболее часто используемыми как среди селебрити, так и среди простого населения. Люди будто заново открыли себя, сызнова узнали домочадцев, когда в новых условиях стали более тесно общаться с ними. Некоторые обнаружили, что их близкие, оказывается, вполне нормальные люди, как и они сами, такие же добрые и милые. Иные главы семей сделали удивительные открытия: выяснилось, что у него жена вот уже несколько месяцев как на сносях на четвертого ребенка, трое детей уже учатся в таких-то классах, а еще называют его «папой». И шептали на радостях мужья, тихо-тихо, на ушко соцсетей – «а какое это блаженст-в-о-о, ребята»… Шутка, конечно, но как говорится, в каждой шутке есть доля шутки, остальное правда: ситуация заставляет пересмотреть ценности, семья – самое дорогое, и момент ненароком воссоединил нас с близкими, дети видят своих родителей, люди стали оглядываться вокруг и замечать, кому нужна реальная помощь, как и чем ты можешь помочь. Что ценнее сейчас? Только жизнь, но жизнь по-человечески: видеть, понимать, и принимать чужую боль, быть милосердным ко всему живому. Карантин, конечно, многими переносится тяжело, но вместе с тем, это тот случай, когда благодаря этому неудобству ты наконец-то можешь вырвать себя из цепких лап вечной суеты и беготни. Эта ситуация показывает, что в нашей жизни есть нечто другое, кроме текущей жизни. Недаром сегодня многие признаются, что благодаря карантину, с появлением свободного времени, у них начали доходить руки до давно отложенных дел. Многие пристрастились к книгам – настал тот период запойного чтения как в детстве, который кто-то прозевал по каким-либо причинам. Самое время наверстать упущенное и в музыке – сколько прекрасных онлайн-концертов, онлайн-лекций скрасили в эти дни нашу грустную самоизоляцию, скольких артистов мы заново открыли для себя, причем с самой неожиданной стороны, да и они сами, кажется, были тому удивлены.
Человек, сидя подолгу дома, забыв о насущных проблемах и повседневной суете, потихоньку учится не спешить, становится размеренным, потому начинает думать о действительно важных вещах в жизни. Я бы сказал, к нему приходит мудрость – мудрость познания жизни, понимание тщетности каждодневных усилий, даже бренность этого мира. Вот один из образчиков современного народного фольклора, созданного в эти дни и распространенного по мессенджерам:
Ағайынды алыстан сағынуды үйрендік,
Алыс-беріс жасамай, сарт болуды үйрендік.
Барар жерге бара алмай, бармауды да үйрендік,
Алла берген әр күнге қуануды үйрендік.
Бар ырысты үйдегі үнемдеуді үйрендік,
Дарақыланып пұл шашпай, сақ болуды үйрендік.
Қамыр илеп күлшелеп, нан жабуды үйрендік,
Үйде отырып ұл-қызды тәрбиелеуді үйрендік.
Таза ұстап от басын, сыпыруды үйрендік,
Бәрін айт та бірін айт, сабырлылықты үйрендік.
Стихотворение включает в себя основные моменты абаевского духа критицизма, построенные на узловых канонах Ислама – избегание расточительности, приверженность к рациональности в повседневной жизни, сокращение пустопорожних поездок, сосредоточение на воспитании семьи, уход за домом, соблюдение чистоты и порядка, а лучше всего – благородное терпение и радость каждому божьему дню. Автор говорит, что все эти качества вернулись, точнее вновь осознаны нами именно в эти карантинные дни. Объективно, строки эти заставляют человека остановиться на миг, и закрыв глаза, задуматься о смысле жизни, о своем предназначении, о том, что сделано или не сделано, насколько от отдалился от своего Создателя, забыл, какими качествами наделил его Всевышний. Этот страшный вирус тоже в своем роде предупреждение человечеству, чтобы оно одумалось, однако же в этой ситуации нарисовалась и другая порода.
Когда Китай смог изолировать десятки миллионов людей и организовать блокаду целых провинций благодаря своей мощной тоталитарной машине, и когда устраиваемые в других развитых странах с менее мощной мобилизационной системой неумелые карантины, усугубленные к тому же разгильдяйством граждан и слабостью менеджмента стали приводить к ужасающим последствиям, тогда стало предельно ясно – без самодисциплины населения, в первую очередь самоизоляции людей, коронавирусную пандемию не одолеть. Как бы ни готовилась власть, исход эпидемии зависит от поведения человека. Как быстро мы вернемся к прежней жизни, зависит только от нас с вами. Поэтому врачи предупреждали: лучше не выходить из дома без крайней необходимости. Тут выяснилось, что часть населения не имеет финансовой подушки безопасности, что отягчает их постоянное пребывание в самоизоляции, без помощи извне выплатами ежемесячных базовых доходов. Вместе с тем стало ясно, что определенные слои, даже имея такую подушку, не готовы томиться дома, находиться в режиме изоляции, в постылых стенах карантина, ограничиваясь одними разговорами с домочадцами. Уже спустя пару дней перед людьми во весь рост встали банальные в иные времена вопросы: чем занять себя дома? как отметить день рождения без гостей? как обойтись без кудалыка? И т.д. и т.п. Одним из «вирусных» мем-видео вирусного времени стал диалог по телефону между мужем и женой: «Алло, ты где?» - «На балконе» – «Зайди домой, зануда». И хэштег: #үйдеқал.
Многие не понимали, как это можно целыми днями сидеть дома, в четырех стенах. И это вызывало у всех какое-то нервное, взвинченное состояние, незнакомую резкость в разговорах, недобрую суетность в мыслях – говорят, обычно так бывает во время войны, военного психоза. Люди недоумевали: разве можно есть оливье в кругу семьи и быть счастливым?! Люди недоумевали, чем занять самих себя и своих детей. Люди были готовы по-прежнему ходить и работать на чужого дядю в три смены, вплоть до банкротства компании. Люди бессознательно тянулись к застольям, кафе, ресторанам, к нескончаемым свадьбам и нудным кудалыкам, к караоке-барам и торгово-развлекательныи центрам. И ладно бы еще мужчины или молодежь не могли усидеть дома, но и женщины, у которых дома дел невпроворот. Всех и вся влечет куда-то. Они стали страшными непоседами. «Беспокойными оводами» Сократа, которые жить не могли без социальной среды для общения. Они стали вредными бактериями Земли. Люди настолько игнорировали тербования оставаться дома и не выходить, что власти некоторых стран вынуждены были объявить вознаграждение гражданам, соблюдающих строгую самоизоляцию. Увы, напрасно. Ничегонеделание не стало трендом. Им было сказано, что рукопожатия, объятия и поцелуи должны быть категорически исключены, но они продолжали при каждой встрече обмениваться друг с другом так называемым социальным поцелуем, будто сто лет не виделись. Французы приветствуют друг друга двухкратным поцелуем, итальянцы и русские трехкратным, а наши так зацелуют, что мама не горюй! Причем, - о, Ма́мма Mia! – даже мужчины лобзаются! Расцелуют друг друга, отойдут... и ругнутся.
У нас это в порядке вещей – сначала сделать, только потом думать о последствиях. Наперед думать не научились.
Вот, к примеру, полмиллиона казахстанцев выехали за переделы страны, когда коронавирус стал плотно накрывать весь мир и уже тогда прогнозы внушали ужас. Власти настоятельно рекомендовали воздержаться от поездок, но наших граждан это не останавило. В связи со спадом спроса, цены на турпутевки тоже стремительно падали. Ну как тут не воспользоваться ситуацией. Стали летать через соседние страны, когда у нас запретили поездки за кордон, где COVID-19 испытав силушку своих ударов, вовсе разгулялся не на шутку. И вот результат: примерно 97% казахстанцев заразились коронавирусом, находясь за рубежом.
Понятно, что власти действовали в духе и алгоритме современной идеологии, ставящей во главу угла уравнять качество жизни, но это никак не снимает с них ответственности: они должны были ставить безопасность жизни для всех выше удовлетворения амбиций, комфорта и роскоши для каждого. Этого не было сделано, и, как следствие, прозевали ситуацию, в очередной раз оглядываясь на Запад. Опоздание – это наша вечная трагедия, сводящая на нет все дальнейшие усилия. В том, что происходит сегодня, есть ощущение какого-то сюрреализма, но реализм событий требовал решительных мер: немедля закрыть все границы и остановить все транспортные сообщения, ибо вирус в первые же дни обнажил инфантилизм у людей, причем характерное не только для одного поколения. Есть видео, где один итальянец эмоционально, с криком души говорит о парикмахерах по вызову на дом: разве люди не понимают, что гроб закрытый и там не смотрят на прическу?! Хочется перефразировать эти слова в отношении тех 97% вояжеров, и воскликнуть: вы что, не понимаете, что в гроб одинаково положат и отдохнувшего, и неотдохнувшего?! Что ваши действия ставят под угрозу здоровье и жизнь не только ваших родных и близких, но и потенциально могут довести до сирены «скорой» и больничной каталки тех, кто всю жизнь гнет спину в поиске насущного хлеба, не то чтобы ездить на Сейшелы?
В эти дни борьба за существительное уступила место борьбе за существование, и в этом Армагедоне современности обнажилась истинная человеческая сущность, ее пороки и недостатки, – скажу прямо, человеческая самонадеянность и тупость, нежелание понимать страшную правду, незаметно подкравшуюся опасность, когда людские души сгорают в плотных слоях атмосферы, как метеоры. И в миг все мы сразу почувствовали столь явственно, - причем в ужасе, - что за какое-то десятилетие мир страшно изменился: он стал как большая английская деревня, как большое сафари. Человек – вольная птица, да и от добра добра не ищут, это нормальный процесс, веление времени, ну и что, Фигаро тут, Фигаро там, это же ведь циркуляция, где работа, там и дом, - спокойно рассуждали мы. Но когда смерть с косой начинает стучаться в наши черепа, вот тогда в ужасе понимаешь, куда может привести ложнопонятая свобода личности, граничащая со вседозволенностью, и этот суетный бег времени, чертово колесо, эта ярмарка тщеславия. Деньги, которые дают независимость от мира и от всех его сокровищ, но не спасет тебя от преждевременной, глупой смерти. Почему мы по коронавирусу впереди всей Центральной Азии? Да потому что многие из наших соплеменников пытаются быть цивильными больше, чем сам цивильный мир. Но все равно быть европейцем у самих европейцев лучше получается. Не думаю, что те наши соотечественники не чувствуют эту разницу. Знают, что это иллюзия, это фантазии, они будто сели на поезд «на парах»: остановился, значит, все, откат. Должен быть впереди всех, выше всех, лучше всех, богаче всех, удачливее всех. Не оставлять ни уголка в этой «английской деревушке», где бы он не побывал. Вот вам весь расклад на тех девяностопятипроцентных сафаритов, кто ставил вояжи выше собственной жизни, жизни близких и родных, соседей. А амбиций у них немерено: чего только стоит поступок застрявших за границей казахстанских туристов, которые требовали у властей, чтобы их вернули на родину, но при этом не хотели платить за стыковочные чартерные рейсы. Выехали в разгар пандемии, не хотели отложить свой отдых, вернуться до закрытия авиасообщения, хотя знали, что в Казахстане уже началась вспышка эпидемии.
Пора бы им понять, что мы не из того племени. Что мы соглядатаи в стане богоносных народов планеты. Инородцы. Лучше не тешить себя несбыточными иллюзиями.
Максат Таж-Мурат
Abai.kz