Жексенбі, 24 Қараша 2024
Жаңалықтар 3833 0 пікір 18 Ақпан, 2012 сағат 16:28

Башкирское божество среднего мира — Ер-Хыу

Нация: Башкиры
Автор: ИДЕЛЬБАЕВ A. M. (Уфа)

В конце XIX в. учеными была прочитана первая древнетюркская надпись на каменной стелле, как сейчас принято называть, орхоно-енисейским руническим письмом. Вот некоторые отрывки из тех надписей: Вверху небо и Ер-Суб так сказал: «Да не погибнет народ тюркский», «Небо, Умай и Ер-Суб даровали нам победу» [Малов С. Е., 1951, с.37, 39].

С тех пор не смолкает в научных кругах, то затухая, то возгораясь с новой силой, спор о том, как воспринимать термин «Ер-Суб». Представляет ли оно единое божество, или это обобщенное название совокупности земли и воды? (на тюркском языке композиция «ер-суб», «ер-су», «ер-хыу» в переводе на русский язык обозначает «земля и вода»). В историографии как отечественной, так и зарубежной существуют три точки зрения на эту проблему.

Нация: Башкиры
Автор: ИДЕЛЬБАЕВ A. M. (Уфа)

В конце XIX в. учеными была прочитана первая древнетюркская надпись на каменной стелле, как сейчас принято называть, орхоно-енисейским руническим письмом. Вот некоторые отрывки из тех надписей: Вверху небо и Ер-Суб так сказал: «Да не погибнет народ тюркский», «Небо, Умай и Ер-Суб даровали нам победу» [Малов С. Е., 1951, с.37, 39].

С тех пор не смолкает в научных кругах, то затухая, то возгораясь с новой силой, спор о том, как воспринимать термин «Ер-Суб». Представляет ли оно единое божество, или это обобщенное название совокупности земли и воды? (на тюркском языке композиция «ер-суб», «ер-су», «ер-хыу» в переводе на русский язык обозначает «земля и вода»). В историографии как отечественной, так и зарубежной существуют три точки зрения на эту проблему.

1. Ер-Суб - это конгломерат «духов земли и воды». Первым дал подобную интерпретацию древнетюркскому термину В. Томсен, тем самым «положив начало для различного толкования данного названия в религоведческом аспекте». С большей или меньшей долей отклонения от концепции В. Томсена присоединили голоса к его точке зрения Лот-Фальк, Ж. - П. Ру, в сравнительно ранних своих работах по религии древних тюрков И. В. Стеблева, М. А. Сейидов (Потапов А. П., 1991; Стеблева И. В., 1972; Сейидов М. А., 1973].

2. Ер-Суб - абстрактное понятие о родине, месте жительства. Данная точка зрения, впервые высказанная известным исследователем и переводчиком древнетюркских надписей С. Е. Маловым, также нашла большую поддержку и даже вошла в древнетюркский словарь [Малов С. Е., 1951, с.29, 37; Древнетюркский словарь, с.257; Потапов А. П., 1991, с.2751. Но еще Радлов В. В., известнейший исследователь древностей Сибири поставил вопрос об отнесении Ер-Суб к рангу самостоятельных божеств, аргументируя свою точку зрения полевыми исследованиями, сделанными им более чем за тридцать лет до открытия и расшифровки орхонских надписей (Потапов А. П. Там же, с.274). Таким образом появляется еще один тезис: Ер-Суб - одно из верховодных божеств тюрков. Не могу не отметить, что исследования В. В. Радлова были поддержаны переводчиком и исследователем П. М. Мелиоранским, который охарактеризовал Ер-Суб как шаманское божество [Мелиоранский П. М., 1899], Ж. - П. Ру в своих поздних работах [Потапов А. П. Там же, с.276] и В. Вербицкий [Вербицкий В., 1884, с,235]. Согласно сообщениям А. В. Анохина тоже следует, что алтайцы поклонялись Ер-Суб, как персонифицированному божеству [Анохин А. В., 1924, с.9-13]. То же самое отмечает известный советский этнограф и религовед С. А. Токарев [Токарев С. А., 1947, с.148, 131] и др.

Из вышеприведенного историографического обзора совершенно ясно видно, что исследователи, говоря о роли и месте термина Ер-Суб, забывали о том, что предметом исследования, - общностью людей, имеющих в своих лексиконах это понятие, - в разных случаях были совершенно различные народы. У одних это древние тюрки - носители орхоно-енисейской рунической письменной культуры, у других - алтайцы и телеуты конца XIX в., у третьих - Хакасы или киргизы, до наших дней сохранившие элементы поклонения Земле-Воде. В этой связи самое точное определение божеству Ер-Суб и его месту в традиционных верованиях тюркских народов, на мой взгляд, был дан исследователем алтайского шаманизма Л. П. Потаповым: «При падении и распаде древнетюркских государственных объединений, сопровождавшихся делокализазацией и перемещением их кочевнического населения с последующим их дроблением и этническим смешанием, культы Ер-Суб и Тенгри оказались в различных регионах Центральной и Средней Азии, а также Сибири, где они сохранились, как целые комплексы верований и обрядов, ритуальных действий и приемов, атрибутов и терминологии, характерных для древних тюрок, либо в различных остаточных и порой весьма ослабленных, а местами и в виде еле улавливаемых пережитков» [Потапов Л. П. Там же, с.283].

А какое же место играло Ер-Суб, или же точнее Ер-Хыу, как это произносится в башкирской транскрипции, в жизни и мировоззрении древних башкир? Ведь именно они, а не древние тюрки или тюрки Саяно-Алтая являются объектом нашего пристального внимания, не правда ли? Но экскурс в историографию этого не рядового для всех тюрков божества был необходим нам, для более ясного представления о его природе. А изучался культ Ер-Суб исследователями в основном на материале тюрков Южной Сибири и письменных памятников Тюркского каганата. Исследований же по башкирскому Ер-Хыу практически нет. Источников тоже не так много. И может быть мы так и не смогли бы найти ответ на вопрос, а что же такое Ер-Хыу в представлении башкир, если бы не одно гениальное произведение устного народного творчества народа - эпос под названием «Узак-Тузак - последний из рода балабашняков», записанное в 1981 г. Н. Д. Шункаровым на магнитофонную ленту от учителя пенсионера Ахтарова Р. Ш. в дер. Юнусово Мечетлинского района Башкирской, тогда еще АССР [Сагитов М. М., 1986]. Эпос этот состоит из чередующихся между собой оборотов из стихотворных форм и пересказываний прозой. Если вторая часть эпоса и может вызвать сомнения в ее достоверности в силу того, что при пересказе в не поэтической форме, памятники устного народного творчества могут претерпевать изменения, модернизации, то архаичность тех мест произведения, которые переданы стихами не подлежат сомнению. Данное предположение подтверждается структурным анализом самого текста. Краткое изложение сказанного таково: Племя балабашняков (малых печенегов), кочевавших между р. Кадкой и Азовским морем подвергается уничтожительному набегу народов балауса (половцев), отличавшихся «жестокостью, злобным нравом и редкой воинственностью». В результате нападения балаусанов и нашествия холеры-джута погибает весь народ балабашняков, которые пытаются спасись на родине предков - Урал. В живых остаются только старик Янузак со старухой Уралбика. Вскоре у них рождается единственный сын, которому дают имя Узак-Тузак. Но и для Янузака с Уралбикой жизнь не была вечной. Перед смертью отец завещает сыну:

Наследие мое - Земля и Вода (Ер-Хыу, прим. авт.)
Остается тебе навсегда.
Может ли быть одинок Тузак,
Иль ему не отыщется ровня?
Кто парой живет, тот честь не уронит,
И будет мирным его очаг.
(пер. Г. Шафикова).

Весь дальнейший сюжет эпоса посвящен тому, как Узак-Тузак ломая голову, что подразумевал покойный отец под Земле-Водой (Ер-Хыу), которую необходимо было ему отыскать теперь, чтобы обрести счастье. В поисках Земли-Воды он задает один и тот же мучающий его вопрос реке, лесным зверям, камню:

Река, река, (заяц, лес и т. д.) подскажи,
В моем горе подсоби!..
Не ты ли будешь Землей-Водой?

Они отвечают ему, что они, так же как и он сам, являются лишь частицей Великой Земли-Воды:

«Да, это я, но и не я!»
«Я - частица воды и Земли»,
«Я - их часть...»

Вот наиболее частые ответы зверей, урочищ на вопросы юноши. Так Узак-Тузак постепенно обретает понимание, что Земля-Вода (Ер-Хыу - это все, что его окружает, это сама природа и только в согласии с ней он сможет обрести счастье. Весь сюжет эпоса как бы подчинен тому, чтобы подвести читателей или слушателя к ответу на вопрос, который мы с вами и пытаемся разрешить, чем же являлась Ер-Хыу в представлении башкир? Олицетворением природы, высшим божеством или же понятием определенной территории? Видно, и тем, и другим, и третьим. Ер-Хыу в понимании наших далеких предков, это некое высшее божество, но не персонофицированное и имеющее определенный облик, а разлиток по всей природе, подобно североамериканскому божеству Вакантанка. Это отнюдь не означает, что Ер-Хыу - единое название различных духов земли и воды. Для них в башкирской мифологической картине мира определено свое место. В то же время Ер-Хыу может означать конкретный отрезок пространства. Вспомним, племя балабашняков постоянно терпит различные бедствия и в конце концов вымирает, так как находится вдали от земли, которую старики вспоминают как об обетованной. Этой землей для них явились отроги Южноуральских гор. Последний из рода балабашняков только тогда приходит к пониманию истинного значения слов Ер-Хыу, когда добредает, судя по контексту эпоса, до Урала. О том, что Земля-Вода, это божество, олицетворяющее собой не просто природу-мать, но и мать родину говорят строки из другого эпоса - «Урал батыр», записанного собирателем башкирского фольклора М. Бурангуловым у кураистов-сказителей деревень Идрис и Малый Эткол в бывшей Эткольской волости Оренбургской губернии (ныне Баймакский район республики Башкортостан). В сказании говорится, что родители Урала не знали откуда они сами родом:

Откуда старуха та и старик
Появились в этих краях,
Где мать-отец и земля-вода,
Говорят они сами забыли.

(пер. Г. Шафикова).
(Башкирское народное творчество, эпос, 1987, с.35).

В эпосе подчеркивается, что Янбирде и Янбика не просто не знали откуда они пришли, но и забыли какой они земли-воды, то есть, откуда они родом. Тот факт, что принадлежность к определенной Земле-Воде ставится в один ряд по значимости с принадлежностью какому-либо роду («где мать-отец, земля-вода») говорит о том, что знанию, откуда человек родом, уделялось столь же пристальное внимание, как и тому, чей он родом. Как известно, у тюрков большое значение имело последнее. Каждый человек с детства должен был знать своих предков до седьмого колена.

Знаток алтайского шаманизма - Ч. Аноятов, коренной житель Усть-Канcкого района, сам исповедователь шаманской религии, а после установления Советской власти ставший атеистом, но сохранивший хорошее знание шаманизма, утверждал, что на его памяти слово Ер-Су стало заменяться словом «алтай» [Потапов А. П. Там же, с.280]. О том же говорит и другой информатор - Л. В. Чанчибаева. По ее словам оба названия - Ер-Су и Алтай - до сих пор сохраняются в одинаковом значении, выступая как синонимы. В связи с этим не лишне было бы вспомнить трепетное почитание башкирами своей родины - Урала, восхваление которого в народных песнях сравнимо разве что только с восхвалением какого-либо божества. Моления Жер-Суг тайыг (букв. моление Ер-Су) у хакасов, Джер-Суу у киргизов и весенние языческие обряды у башкир, записанные этнографами, исследователями башкирской старины И. И. Лепехиным, Л. П. Потаповым, Ф. Д. Нефедовым, Р. З. Янгузиным имеют много общего как в общих чертах, так и в деталях. Празднества и моления неизменно проводились на вершинах гор или других возвышенностях, олицетворяющих собой, по-видимому, мировую гору - центр мироздания, Земли и Воды, Родины.

Еще одно интересное высказывание о божестве Земли-Воды дается в книге средневекового арабского путешественника Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии к царю Волжских Булгар в 921-922 года. В этой книге башкирам уделено всего несколько строк, но в них содержится уникальный материал об их идеологических представлениях: «... Кое-кто из них говорит, будто бы у него двенадцать господов. «У зимы господь, у лета господь, у дождя господь, у ветров господь, у людей господь, у воды господь, у дня господь, у смерти господь, у земли господь, а господь, который на Небе, самый большой из них».

Неискушенному читателю трудно уловить связь между этими перечислениями башкирских «господов» арабского путешественника и божеством Ер-Хыу. На первый взгляд, действительно вроде бы нет никакой связи. Для выяснения положения я бы хотел бы обратиться к статье моего друга, молодого и очень талантливого исследователя Игоря Кучумова «Древнебашкирский пантеон и древнейшая религия башкир», которая, к сожалению, как и многие его работы, не опубликована. Мне приходится пользоваться их рукописями. Однако от этого они не утрачивают своей научной значимости. Вот маленькая цитатка из его вышеназванной статьи, которая, по-моему, прояснит суть дела: «В записях Ибн-фадлана упоминаются «господа» земли и воды. На наш взгляд, этих двух богов надо воспринимать как единый образ... У древних тюрков «Йер-Суб» - главное божество Среднего мира. Поэтому надо рассматривать господ земли и воды у башкир как единого бога «йер-су», а слова ибн-Фадлана принимать как буквальный перевод на арабский язык этого художественного слова, значения которого он не понял, так как принадлежал к иной, арабско-мусульманской культуре».

Таким образом, Ер-Хыу в представлении башкир, это верховное божество Среднего мира, разлитое по всей природе и находящее свое отражение во всех ее проявлениях - воде, земле, лесе, животных, камнях, людях и т. д. В то же время Ер-Хыу - это понятие Родины, которой следует поклоняться, так же как и другим божествам.

http://turkolog.narod.ru/info/I15.htm

0 пікір

Үздік материалдар

Сыни-эссе

«Таласбек сыйлығы»: Талқандалған талғам...

Абай Мауқараұлы 1491
Білгенге маржан

«Шығыс Түркістан мемлекеті бейбіт түрде жоғалды»

Әлімжан Әшімұлы 3259
Біртуар

Шоқанның әзіл-сықақтары

Бағдат Ақылбеков 5572