Пришло время отказаться от участия в культурном балагане режима
В 1981 году я покинула Советский Казахстан, попросив политическое убежищe в Великобритании, и была заклеймена предателем. Кого и что я предала? Систему коррупции и морального упадка, подавления человеческих прав и творческой свободы, преследования, пыток и тюремных заключений инакомыслящих.
В 1981 году я покинула Советский Казахстан, попросив политическое убежищe в Великобритании, и была заклеймена предателем. Кого и что я предала? Систему коррупции и морального упадка, подавления человеческих прав и творческой свободы, преследования, пыток и тюремных заключений инакомыслящих.
Жизнь двойных стандартов и приспособленчества была не для меня. Можно сказать, что этим актом я объявилa личную Независимость.
В 1991 году Казахстан провозгласил свою Независимость. В 1995 году меня пригласили посетить новый Казахстан и приняли как героя, выразившего протест против тоталитарной системы. Мне хотелось всеми силами внести вклад в развитие моей родины. С тех пор я приезжала в Казахстан несколько раз не только выступать с концертами, но и поддерживать молодых музыкантов — с открытой душой, энтузиазмом и верой в великий потенциал нашей нации.
В последующие годы, наблюдая политическое и социальное развитие страны, я начала понимать, что ложь и двуличие продолжают процветать — но под тонким прикрытием международной респектабельности. Мне это кажется еще более отвратительным и опасным. По крайней мере во времена холодной войны всё было черно-белым, мир разделялся на два лагеря.
Недавние волнения во всем мире — особенно события «арабской весны» — являются предвестниками глубоких и неизбежных изменений. Их часто сравнивают с мирным протестом Махатмы Ганди, поворотным моментом в истории, чей дух распространился на многие страны, и Казахстан в этой мировой волне протеста — не исключение.
Забастовка, конфликт и в итоге одобренный государством массовый расстрел в Жанаозене были неизбежны. Это результат длительного периода неравенства и
подавления гражданских свобод. Так называемая стабильность — популярное словечко для пропаганды Независимого Казахстана — в действительности означает стабильность авторитарного государства, с теми же бывшими советскими лидерами и их искусством массового обмана.
По-прежнему царит духовная атмосфера, отравленная десятилетиями советского режима, и кажется, что моральный распад продолжается.
Казахстан никогда не испытал реальной независимости. Kак и другие постколониальные государства, он проходит через сложный период установления подлинной независимости и самобытной идентичности. Закрытое государство в советское время, часть восточного блока — КазССР почти полностью отождествлялась с Россией, и политически, и культурно.
Теперь казахский язык становится по крайней мере равным, если не доминирующим, — в прессе, различных формах СМИ, в социальных и политических сферах. Но что такое подлинная идентичность? В чем заключается эта уникальная национальная идентичность и как ее утвердить, не впадая в крайности? Нужно ли снова становиться последователями России с ее развивающейся фракцией национализма, разрушающей фундаментальные человеческие ценности — сострадание, взаимопонимание, и разделять человечество по признаку этнической принадлежности?
Истинное единство не может быть создано на почве национализма, но должно произрасти из намного более глубоких слоев сознания и связей, произрастающих из общей культуры и опыта прошлого.
Уникальность нации может проявиться только при наличии отношения открытости и уважения к другим культурам и прежде всего к себе — эти качества, я думаю, свойственны казахам, но этот здоровый дух должен постоянно культивироваться и развиваться. Тогда и проявится подлинное самоуважение. Убийство казахских граждан, санкционированное правительством, — это крайнее выражение полного отсутствия уважения, самоуважения, чувства собственного достоинства и чести на уровне государства, как это было и в его недавнем колониальном прошлом.
Самая сложная задача, и даже миссия, — это найти и утвердить истинную идентичность. Как? Каждый может решить этот вопрос только индивидуально, спрашивая себя: что происходит в моей стране? Что я по-настоящему думаю и чувствую по этому поводу — и чувствую ли вообще? Что я могу сделать — какое конкретное действие, чтобы помочь пострадавшим?
Или если все обречено и ничто уже не поможет, то как я могу жить со своей совестью, зная о фактах убийств, пыток, незаконных арестов и преступной жадности элит, грабящих страну?
Я сама иногда чувствую свою незначительность перед мощными силами зла. Но всё же, борясь с чувством безнадежности, я осознаю то, что для меня важно прежде всего как уроженке Казахстана, —это чувство ответственности за всё происходящее и желание внести свой уникальный вклад в духовную и
артистическую сферы и, более того, предпринимать конкретные действия в обществе.
Я вновь объявляю свою Независимость. Я думаю, пришло время для творческой интеллигенции прекратить поддерживать режим, отказываться от участия в его культурном балагане.
Как активная сторонница деятельности международной организации по поддержке женщин в зоне войн (RAW in WAR - Reach All Women in War) и премии имени Анны Политковской, учрежденной этой организацией, я намерена приложить все усилия для освещения факта незаконного тюремного заключения Натальи Соколовой и предпринять всё необходимое для ее освобождения, и вместе с ней Акжаната Аминова и других активистов, которые, согласно «Международной амнистии», являются «узниками совести, лишенными свободы лишь за то, что они хотели воспользоваться своими законными правами».
В более широком смысле утверждение подлинной идентичности для меня также означает изучать историю и размышлять над ней, изучать язык. Ведь язык — это не только средство общения, но и развивающаяся сфера, в которой живет душа нации. Изучать произведения великих мыслителей, поэтов и музыкантов, познавать смысл и глубокое значение казахских традиций и обрядов, ценить природу, землю и ее героев.
С позиции такого видения люди, которые страдали и страдают сейчас, от различных видов притеснения и несправедливости, являются истинными героями: они взяли на себя тяжелое бремя жертвенности, привлекая этим внимание к кризису — изнутри и снаружи Казахстана, — встряхнув тех, кто почувствовал себя слишком удобно и забыл свои гражданские обязанности.
Мы все очень близко переплетены в нашем глобальном мире. Казахстанское правительство желает править в тоталитарном стиле, стремясь скрывать преступления, совершаемые в стране, как будто это всё еще возможно. Советское время истекло, но жесткий менталитет и грубые методы остались — надолго ли?
Виолончелист Альфия Накипбекова в своем комментарии излагает свою точку зрения и свои суждения. Они могут не совпадать с позицией редакции радио Азаттык.
http://rus.azattyq.org/content/alfia_nakipbekova_kazakh_cellist_zhanaozen_natalia_sokolova/24442848.html