Жұма, 22 Қараша 2024
Жаңалықтар 4094 0 пікір 29 Маусым, 2010 сағат 12:00

Кенже Татиля. Ахиллесова печать. Размышления об отечественной журналистике

Нашему собеседнику, известному казахстанскому журналисту Джанибеку Сулееву, впору давать звание "Заслуженный сайтостроитель Казахстана". Кроме шуток! Недаром он вошел в казахстанскую книгу рекордов КИНЭС (Казахстанский информационно-энциклопедический  справочник) как человек, приложивший руку к созданию шести общественно-политических и культурологических интернет-сайтов. Накануне Дня журналистики мы решили задать ему несколько вопросов.

 

- Джанибек, вы, образно выражаясь, журналист широкого профиля - газетный "волк" и один из пионеров казахстанской веб-журналистики. Насколько разнятся уровень газетной и веб-журналистики? Что вам ближе и милее?

- Ну, если не фетишизировать некоторые чисто технологические вещи, как то обратная связь (т.е. мгновенный реагаш на статью в виде комментариев  и пр.), возможность украсить статью видео- и аудиофишками, то, по большому счету, никаких различий нет...

Все зависит от работы конкретно взятой редакции. От количества занятого в проекте  персонала. От наличия или отсутствия, в конце концов, креатива. При этом надо иметь в виду, что мы говорим именно о тех интернет-ресурсах, которые подают общественно-политическую информацию, а не о домашних страницах, корпоративных сайтах, развлекательных порталах, форумах, чатах и т.д.

Нашему собеседнику, известному казахстанскому журналисту Джанибеку Сулееву, впору давать звание "Заслуженный сайтостроитель Казахстана". Кроме шуток! Недаром он вошел в казахстанскую книгу рекордов КИНЭС (Казахстанский информационно-энциклопедический  справочник) как человек, приложивший руку к созданию шести общественно-политических и культурологических интернет-сайтов. Накануне Дня журналистики мы решили задать ему несколько вопросов.

 

- Джанибек, вы, образно выражаясь, журналист широкого профиля - газетный "волк" и один из пионеров казахстанской веб-журналистики. Насколько разнятся уровень газетной и веб-журналистики? Что вам ближе и милее?

- Ну, если не фетишизировать некоторые чисто технологические вещи, как то обратная связь (т.е. мгновенный реагаш на статью в виде комментариев  и пр.), возможность украсить статью видео- и аудиофишками, то, по большому счету, никаких различий нет...

Все зависит от работы конкретно взятой редакции. От количества занятого в проекте  персонала. От наличия или отсутствия, в конце концов, креатива. При этом надо иметь в виду, что мы говорим именно о тех интернет-ресурсах, которые подают общественно-политическую информацию, а не о домашних страницах, корпоративных сайтах, развлекательных порталах, форумах, чатах и т.д.

Что же касаемо моих предпочтений... Все-таки газета - это производство, это более материально-овеществленный мир со строгой иерархией, трудовой дисциплиной и прочей бодягой. Мне как человеку недисциплинированному и ленивому милее, условно говоря, веб-журналистика. Здесь более свободно, ты сам себе хозяин, больше вариаций, если сравнивать с газетными редакциями. Хотя, например, у Юрия Мизинова, главаря сайта Zona.kz, я бы не стал работать ни за какие коврижки. Потому что от прежней вольницы не осталось бы и следа, у него уже давно классическая редакция с элементами современного офисного быта и порядка. И вообще, мне современные редакции не нравятся...

- А почему, позвольте спросить?

- Думаю, не только меня напрягает нынешняя система, когда главный редактор является нанятым лицом, а над ним и, следовательно, над редакцией возвышается еще и генеральный директор.

Зачастую у такого директора свои заместители и аппарат, который, заметьте, стоит по-любому выше, чем непосредственно творческая редакция.  Управленческая цепочка удлиняется, потеет же по-прежнему рядовой "журик". А все эти "топы" любят жирно кушать и круто ездить, да еще выдавать "ценные" указания. Владельцы СМИ жестко диктуют свою политику. С другой стороны, если выполняешь их волю, им больше ничего и не надо... Но и "журику" тоже уже ничего не надо. Не секрет, что у нас нет какого-то единого, универсального пространства с общепринятыми корпоративными правилами, как на Западе. У нас прав тот, кто заказывает музыку. А музыка бывает разной. Возможно, это веление времени, законы пресловутой рыночной экономики, но вся эта "холдингизация" в сфере СМИ, как мне кажется, ни к чему хорошему журналистику нашу не привела. И не приведет. В редакциях теперь редко встретишь дух журналерской братии,  они все больше похожи на банальный офисный планктон.

- Жаке, а это не старческое брюзжание?

- Возможно...

- Назовите самые интересные, на ваш взгляд, медиа-проекты последних лет. И еще, появились ли новые журналистские имена?

- Тогда я продолжу брюзжать...

В интернет-пространстве за последние два года появилось немало новых сайтов. Смотришь, контент такой дохленький, перепевы уже ранее слышанных новостей, очень много материалов дайджестного характера, хотя по движку и оформлению многие из них  сделаны почти безупречно. И вместе с тем, такие сайты имеют неплохие рейтинги в разделе "новости и СМИ". Но потом выясняется, что весь этот рост искусственен, т.е. абсолютно виртуален в самом плохом значении этого понятия,  и все это делается за счет банальной покупки трафика и других фокусов. Кстати, бумажные издания так накручивать свой рейтинг не в состоянии. Здесь четко видна вся арифметика - нужен товар или нет. Однако такая борьба за рейтинги радует. Значит, какие-то деньги начинают приходить в Казнет, и это имеет некое значение...

Теперь - об именах. Откуда им взяться? Вот я замечаю - в большинстве современных редакций не пьют. Вернее, наверняка пьют, но не так  вольно и весело, как в прежние годы. "Старички" пьют, чуть ли не прячась. Молодежь считает это некомильфо. Как это ни странно, но ничего хорошего для творческого процесса  в этом, на первый взгляд, позитивном явлении я не вижу. Дело в том, что именно журналерская попойка и являла собой курсы повышения квалификации. Сегодня, похоже, какая-то нить преемственности прервана. Солидарность, какие-то более или менее устойчивые связи поддерживаются лишь на уровне сокурсников и т.п. Крепких, спаянных (споенных!) журналистских  коллективов почти не осталось. Всюду кадровый голод.

И вообще, те журналисты, которые застали хотя бы советскую среднюю школу, на голову выше по кругозору, эрудиции, чем "молодняк", пришедший в редакции в нулевые годы. Про наше поколение скромно промолчу.  А так, конечно, каждое поколение выдвигает из своих рядов более или менее квалифицированных, отмеченных талантом представителей. Но называть кого-либо воздержусь. Потому что нас с тобой тут же обвинят в чем-нибудь некрасивом...

- Вот вы ругаете на чем свет стоит молодежь... Но мы все - продукт того или иного времени. Молодые не читают книг, никаких. Они все черпают из Интернета, благо там все есть. В связи с этим следующий, несколько грустный вопрос: а не кажется ли вам, что просто мыслительный процесс уходит в прошлое? Ну, действительно, чего время терять, когда под рукой Яндекс, Гугл: нагуглиться,  и всё! - без напряжения?

- Вспомнилась история со стариком Фордом, основателем династии. Когда ему представили нового сотрудника как человека с энциклопедическими знаниями, Форд высказался в том смысле, что готов заплатить сто долларов - ведь именно столько стоила тогда хорошая энциклопедия. Так теперь и этого не требуется, с таким количеством "поисковиков". Но я разделяю ваши грустные опасения. Стоит признать, что происходит некая "гаджетизация" сознания, особенно в среде молодежи. Вся эта неуемная, да и неумная погоня за все новыми и новыми гаджетами... Конечно, слов нет - жизнь они облегчают. И в то же время стыдно признаться, что всем нам теперь  написать что-нибудь "от руки" - ну, просто казнь египетская! Все привыкли "фтыкать"... А молодежь...нет, думать она не разучится. А вот анализировать... Вот здесь есть определенная "засада".

- Жаке, как владеющий темой журналист можете объяснить довольно странный казахстанский культорологический феномен: абсолютно автономное существование двух миров - казахско- и русскоязычной прессы. Он зиждется на разноязычии, или же это объясняется причинами ментального порядка?

- По поводу "двух миров" вы сами ответили на вопрос. Именно "причины ментального порядка"! Как сказал один исследователь - в массе своей казахи носители аграрного мышления. Следовательно, и язык таков. Странно, но журналисты казахскоязычных изданий, словно сговорившись, уходят в красоты стиля, что можно было бы приветствовать, но не в Сети, так сказать...

Вот когда урбанизация перемелет казахов (если перемелет, конечно...), тогда и язык изменится и все пойдет на порядок быстрее.

- Недавно довелось услышать мнение, что в целом пресса на государственном языке поднимает насущные вопросы бытия, там присутствуют высокие темы. В отличие, разумеется,  от русскоязычных СМИ, повторяющих зады московской желтой прессы...

- Ожидания, что весь казахскоязычный комплекс расцветет с приходом эпохи суверенитета, как известно, не оправдались. Казахскоязычная пресса в девяностые не просто не вписалась в рыночную реальность, она чуть было не умерла. И умерла бы, если бы не государственные дотации. Для многих это было шоком. Но этнокультурная элита, насквозь пропитанная совковым подходом к идеологии пополам с родоплеменными атавизмами мировосприятия, по-моему, так до сих пор не поняла причин провала (вечный плач о разрушающей силе русской колонизации не в счет)... А ведь это во многом ее вина, проистекающая из непрофессионализма и бессистемности. Не будем здесь время тратить на объяснение того, почему так складывалась ситуация, но что было, то было. Вернее - что есть, то есть.

По мере того, как на рубеже конца девяностых и нулевых в казне появились деньги, дотации  стали существенно увеличиваться, зашевелилась и казахская печать. На первые роли выдвинулись в читательских предпочтениях "Жас Алаш" с новыми журналистами и провинциальная "Алтын Орда". Одна - бюджетная газета. Другая находилась на попечении актюбинского акима (в общем-то, тот же бюджет). Но наиболее любимыми в народе и чемпионами по тиражу стали все же совершенно другие издания. Частные. И где же они появились? Правильно, на густонаселенном юге республике, а если быть точнее - в ЮКО. Но что это были за газеты? Это была самая натуральная желтая пресса, но на казахском языке, со всем присущим этому стилю колоритом и перчинкой. Я сам ее читал (кстати, не из праздного любопытства). Так там были такие перлы - "СПИД-Инфо" отдыхает! И многие продолжают потреблять эту продукцию. Сейчас народ читает "казахский глянец", журнальчики про быт певцов, певичек и прочих представителей далеко не рабочего класса. Много ли там нравственности и высоких идеалов? Ну, наверное, побольше, чем в газете "Махаббат"...

Таким образом, у меня мало резонов против утверждения, что наши русскоязычные СМИ  - это задворки Рунета, российского информационного пространства, короче не фонтан, но вместе с тем, многие очевидные вещи... мешают мне склонить голову перед утверждением, что казахские газеты "мыкты".  Увы, далеко не "мыкты".

Более того, так или иначе казахская пресса идет по лекалам русскоязычной прессы. Зачастую вчерашним. Желтая пресса на русском языке случилась в начале девяностых, казахскоязычная спустя  лет десять. Срок слишком большой.  Сайт "Навигатор" один русский и два казаха сделали десять лет тому назад, первоначальный капитал тоже дал казах. А лучший на сегодняшний момент казахскоязычный  сайт "abai.kz" появился опять же спустя сакраментальные десять лет. Так надо хотя бы  резко сократить такие временные разрывы, а не заниматься казахским шапкозакидательством. Непродуктивное это занятие...

- Кстати, а что вы можете сказать о казахскоязычной веб-журналистике? Там есть явления знакового порядка?

- Бесспорно, наблюдается определенный всплеск  и рост казахскоязычного контента в Сети... Уже есть прорывы, это сайт abai.kz. Но что до знаковости... тут я бы поостерегся бросаться такими  понятиями. Понимаете, даже "Зону" я не назвал бы знаковой. Поскольку мы говорим об Интернете, мы не можем обойти эту тему и не сказать несколько слов об этом проекте, самом удачном в Казнете, потому что он родился как эксперимент и вопреки всему...

Так вот, "Зона"  удовлетворила запросы  общества на альтернативную относительно официоза информацию, прежде всего протестного характера, по крайней мере, именно на этом деле сайт поднялся... Но стала ли "Зона" и любой другой казахстанский сайт поистине феноменом? Вопрос, как говорится, риторический. С другой стороны, ничего феноменального не произошло и в других областях - ни в кино, ни в музыке, ни даже в овцеводстве... Есть более или менее приближенные к неким общерунетовским стандартам ресурсы - это "Номад", "Зона", "Газета кейзет"...

- Назовите ваши предпочтения как читателя. Какие газеты вы просматриваете в первую очередь? Завсегдатаем каких веб-сайтов являетесь?

- Ничего необычного в моем реестре нет. В первую очередь "Номад" просматриваю, там  вся официозная выжимка, потом "Зону". Из бумаги обычно покупаю казахскоязычные издания. Иногда серфингую по крупным российским порталам. На всякие другие сайты, не имеющие общественно-политической направленности, времени ходить нет. А вообще-то, читать с каждым годом все труднее и труднее - прессы много, а глаза совсем "сгорели" от компа...

- У вас самого остались неосуществленные проекты? Куда сейчас направлен вектор ваших творческих устремлений?

- Из устремлений... осталась только работа. Ведем сразу несколько сайтов. И рутина, и каторга...и труд, и хлеб.

Идей у нас всегда было валом. Но на каком-то этапе мы поняли, что ни хрена они не воплотятся в реальность. Или их воплотят позже, но уже другие люди. Например, одно время мы просто бредили порталом. Но ни один бизнесмен не пошел навстречу (к государству мы даже и не думали обращаться, там же стена непробиваемая!). Хотя это стратегический вопрос, некоторым образом имеющий отношение к таким глобальным темам, как обустройство суверенитета. Например, мы все пользуемся почтовыми ящиками российских порталов. Верно? И наши клики идут в копилку российского бизнеса... Ну вот сейчас вроде появилась парочка порталов казахстанских... И ни один не "выстрелил".

Так что у нас порталов пока нет, есть скромненькие сайтики. Пока же нам остается одно - стараться  идти в ногу со временем, не выпасть из основных тенденций подачи информации на инет-ресурсах.

- Объясните мне как консервативному газетчику, а в чем выражаются  эти тенденции?

- Все заметнее отход от "вордовских", текстовых материалов - юзера (пользователя) привлекают  видео, аудио, флэш и 3D графика. Возможно, мы идем обратно, к вербальной коммуникативной составляющей, так же как и к визуальной, с тактильной к тому же. Поводи по экрану пальчиком, он и отзовется. Вполне вероятно, что такие мониторы вскоре появятся...

- В преддверие нашего профессионального праздника что бы вы хотели пожелать своим коллегам?

- Пешы исчо!  Пей в меру, а то доктора отлучат (как меня!). И никому не верь!

А если без шуток, то всем коллегам  удачи, здоровья и спокойствия в семьях.

Журналист - профессия не из легких...

- Спасибо, коллега, и с праздником!

 

Беседовал

Кенже ТАТИЛЯ.

Газета "Сентра Эйжа монитор"

 

0 пікір

Үздік материалдар

Сыни-эссе

«Таласбек сыйлығы»: Талқандалған талғам...

Абай Мауқараұлы 1462
Білгенге маржан

«Шығыс Түркістан мемлекеті бейбіт түрде жоғалды»

Әлімжан Әшімұлы 3229
Біртуар

Шоқанның әзіл-сықақтары

Бағдат Ақылбеков 5315