Традиции и ритуалы
- Мухтар, традиционализм может иметь разное наполнение, но он обычно выдвигается в качестве альтернативы модернизации. Традиция отвергает путь, на который подталкивает общество процесс глобализации, путь стандартизации, универсализации, принятия того, что создано не нами и предложено нам к употреблению. В Казахстане есть традиционализм и традиционалисты?
- Мухтар, традиционализм может иметь разное наполнение, но он обычно выдвигается в качестве альтернативы модернизации. Традиция отвергает путь, на который подталкивает общество процесс глобализации, путь стандартизации, универсализации, принятия того, что создано не нами и предложено нам к употреблению. В Казахстане есть традиционализм и традиционалисты?
- Да, разговор на такую серьезную для нашей страны тему будет правильным начать с дефиниций. Корень недопонимания скрывается в совершенно разных и порой неверных определениях понятий традиционализма и глобализации, в том числе в Казахстане. У нас принято считать, что традиционализм несовместим с принятием определенных универсальных стандартов. Хотя такая точка зрения часто встречается в политическом дискурсе, она ошибочна. Приведу в пример Японию. Никто не станет отрицать, что это современная страна, производитель современных технологий во всех областях жизни. Эта страна формирует стандарты в глобальном смысле слова. При этом это супертрадиционалистская держава как в приватной (до сих пор там сильны традиции синтоизма наряду с буддизмом), так и в политической жизни. До сих пор там правит династия, которой много сотен лет. Император не управляет страной потому, что демократические институты уже вписались в традиционную жизнь японцев. Сохранившиеся политические традиции гармонично впитали в себя требования современного демократического общества. То же самое в Южной Корее, других странах Восточной Азии. Взгляните на граждан арабских государств, которые до сих пор носят национальные одеяния, при этом не отказываясь от мобильного телефона и глобальной компьютерной сети. Они свободно говорят на многих языках и обучают своих детей в Европе. Тем не менее арабы не отказываются от традиций ни в частной, семейной жизни, в воспитании детей, ни в общественных отношениях. Арабские мужчины до сих пор здороваются, соприкасаясь носами. И это можно увидеть в Дубае - одном из самых современных мегаполисов.
- Японию и Южную Корею вы привели как примеры стран, которые успешно переняли и адаптировали западные политические и экономические стандарты. Вам не кажется, что для японцев и корейцев это не больше, чем декорация, за которой скрывается неизменная восточная суть? Просто на определенном этапе японцы и корейцы вынуждены были принять чужие правила игры, но при этом не приняли западные ценности
- Китай до XV века был одной из самых развитых стран. Китайцы открыли Америку раньше испанцев. В экономике до XV века Китай был центром земного шара. Но в это время в Европе произошли колоссальные изменения. По мнению ученых, например польского экономиста Бальцеровича, который изучил много экономических и исторических мировых систем, институты частной собственности зародились в Европе в XV веке, а вместе с ними и институты демократии. Благодаря частной собственности, максимально раскрывающей человеческий потенциал, Европа смогла обогнать Китай и колонизировать его к XIX веку. Китай, не принимая ценностей, основанных на частной собственности, долго не мог вернуть себе доминирующее положение в мире. И только Дэн Сяопин признал, что ценности частной собственности надо перенять, сохранить традиции и идти дальше.
Какими бы ни были экономические и технологические достижения, они не мешают сохранять традиции, как мобильный телефон не запрещает говорить на родном языке. В Казахстане приверженность традиционализму понимается как отказ от международного опыта, считается, что если мы присоединимся к процессу глобализации, мы потеряем коренные традиции. На самом же деле уже давно в мировой истории в этом процессе гармонично сочетаются старые и новые ценности. Перенимается лучшее, что придумано в других культурах, но при этом сохраняется собственный позитивный опыт, национальные особенности, без которых мы превратились бы в безликое целое.
Отход от традиционализма можно наблюдать и на примере изменения взглядов некоторых национальных деятелей, известных в нашей стране. Например, Мухтар Шаханов опубликовал статью о том, как наши известные духовные люди - писатели, поэты - поют оды лидеру нации, сравнивая его то с солнцем, то с пророком Мухаммедом. Это нетрадиционно для казахов, в истории которых никогда не было восточных деспотий. Казахский строй определяется скорее как военная демократия - недостаточно быть ханского происхождения, надо, чтобы тебя признали и выбрали представители всех племен и родов и подняли на белой кошме. Только тогда претендент получает легитимную власть. Это напоминает процедуру коронования в странах Европы. У ханов не было абсолютной власти, при них были жырау, как, например, Бухар жырау у Аблай хана или
- В последние годы у нас под традицией стало принято понимать наследие материальной культуры. Есть юрты, соответственно строятся здания в форме юрт, есть традиционное пение, на основе которого создаются современные композиции, есть традиционные инструменты, которые используют классические оркестры. Что касается духовного, интеллектуального наследия, то о нем практически не говорят. И то, о чем вы сейчас сказали, не становится предметом общественной дискуссии.
- Я с вами согласен. Любовь к традиционализму часто приобретает формы этнографии. Мировой опыт свидетельствует о том, что на вопросы, которые стоят пред нашим обществом в данный момент, уже даны ответы в истории других народов. Обратиться к традициям - не значит возвратиться к жизни в юртах и кочевью, к архаике и отказу от достижений цивилизации. Муаммар Каддафи до сих пор живет в шатре - это его выбор. Но основная масса ливийцев живет цивилизованно. Я наблюдаю за своими тринадцатилетними детьми, они учатся в казахской школе на казахском языке, но ведь это не делает их отрезанными от цивилизации и достижений мировой культуры. Они смотрят MTV, пользуются Интернетом, мобильной связью, но при этом сохраняют традиционные казахские ценности.
Или возьмем архитектуру Астаны, которая хорошо отражает достижения мировой инженерной и дизайнерской мысли в соединении с традиционными национальными мотивами. Но есть и неприятные исключения. Хан Шатыр построен в форме шатра, но не совсем понятно, почему развлекательный комплекс назвали Ханским шатром. И если приглядеться, то в нем можно заметить покосившийся шанырак - по казахским обычаям принято желать высокого шанырака, чтобы крыша не покосилась. А наш Хан Шатыр с покосившейся крышей демонстрирует попытку следовать традициям, но без понимания их внутренней сути. Надо быть современным человеком, но не забывать традиций. Только тот, кто уважает собственные традиции, будет с почтением относиться к культуре других народов. И сможет понять их ценности и суть. Если человек без традиций и корней, то он даже не понимает, насколько их может любить человек другой культуры и национальности. У меня много знакомых разных национальностей - и мы всегда поздравляем друг друга с разными традиционными праздниками. Народы не могли сохранить в веках
- Вы упомянули статью Мухтара Шаханова, в которой он осуждает хвалебные оды в адрес президента. Время от времени представители казахской интеллигенции называют в глаза и за глаза президента патша или ак патша, целуют руку. Это что - попытка воскресить ритуалы и обычаи, взятые из XIX или XVIII века?
- Как правило, эти люди, а это сделал один конкретный человек, очень хорошо знают казахскую историю. Роль жырау и батыров была автономной, и они пользовались большим политическим влиянием. Поэтому сравнивать президента с пророком - все равно что сравнить мирянина с Иисусом Христом. Видимо, они так себя ведут потому, что зависят от материальных благ, которые дала им власть. Многие представители интеллигенции получили квартиры и должности. И полагают, что и дальше смогут ими пользоваться, если будут подобострастничать. Это идет вразрез со степными традициями. Наши предки сохранили страну и народ потому, что ставили интересы родины выше личных и семейных интересов и материальных благ.
- Многие социальные пороки, такие как кумовство или коррупция, порой оправдываются или обосновываются традициями...
- Это превратное понимание или отход от традиционных ценностей. У казахов есть поговорка: не будь сыном своего отца, но будь сыном своего народа. Это говорит о том, что интересы народа выше интересов родственников. Ты имеешь моральное право отказаться от интересов своего отца ради интересов народа. Коррупционеры ставят интересы своей семьи выше государственных и общественных, что не соответствует традициям казахов. Рабство перед материальными благами может повлечь за собой ситуацию, когда будет несколько десятков благополучных семей, а в целом общество и его будущее окажутся в проигрыше. Казахам стоит вспомнить, что их предки всегда ставили интересы народа выше личных материальных благ. Но при этом надо, чтобы у чиновника не было свободы выбора. Самый эффективный способ снизить коррупцию - ограничить влияние государства на экономику. Чиновник - это конкретный человек в государстве, принимающий решения, и чем меньше его роль в экономике, тем меньше будет коррупции.
- Каково отношение сегодняшней интеллектуальной элиты Казахстана к модернизации? Совместима ли она с сохранением традиций, но не в материальной культуре, а глубинных - морали, норм поведения, нравственных ориентиров? Возможен ли баланс традиций и модернизации?
- Это не только возможно, но это единственный путь развития страны. Архаические традиции уйдут на второй план и станут частью этнографии. А суть - ценности и нормы поведения - останутся. Я хочу рассказать об одной дискуссии внутри казахской интеллигенции. Кто мы - мусульмане или тенгрианцы? Чем больше человек верит в Аллаха, тем больше он фундаменталист. В исламе нет понятия народа, там только признается принятие веры - мусульманин ты или нет? Выше всего ставятся религиозные ценности. Казах же имеет право верить в любое божество. Казахстан никогда не принимал участие в религиозных войнах. На одной юрте мог быть крест, а рядом полумесяц - это было личным делом каждого. Казах может быть буддистом, мусульманином, христианином, но оставаться при этом казахом. Эти ценности сейчас остаются. И интеллигенция не пришла к консенсусу по этому вопросу. Является ли исламский путь приемлемым для казахов? Это неминуемо отразится на развитии политической ситуации. Должно произойти самоопределение. Ответ дает история и ментальность казахов - были ли они такими же мусульманами, как, например, узбеки? Что они чтили выше - этнические или исламские ценности? Роль женщины в казахском обществе - насколько она сопоставима с ее ролью в исламском мире? По этим вопросам тоже надо достичь согласия внутри казахской интеллигенции.
Тенгрианство - система ценностей, определяющая гармоничное сосуществование человека и природы - культ неба, земли, воды, других стихий, культ предков. Согласно тенгрианству смерть не означает уход в никуда. Человек не умирает окончательно, а продолжает жить в памяти поколений - отсюда требование знать родословную в седьмом колене. Отсюда нормы поведения - нельзя спорить со старшими, надо прислушиваться к их мнению. Нельзя обижать природу, благодаря которой ты живешь. Эти ценности неискоренимы в казахах. В исламе нет культа предков, есть только культ Аллаха. Недавно в казахской прессе много обсуждался инцидент с поджогом дерева. На границе с Китаем росло священное дерево.
На прошлой неделе произошел «яичный инцидент», продемонстрировавший неказахское поведение - затыкать рот другому, показывать бестактное отношение к чужому имени и фамилии. Это отказ от традиций. У казахов нельзя обидеть доверившегося тебе, иначе можно потерять честь. Отсюда культ гостя. Это определялось не по доброте душевной, а условиями выживания в степи - если сегодня гостя не накормишь, то завтра сам можешь умереть с голоду. Недаром Мухтар Шаханов и Жасарал Куанышалин, яркие представители
- Да, это скорее западные формы, скажем так, политической коммуникации. А возможно ли внесение
- Да, например, айтыс. Я сожалею, что вы не можете это воспринять. Это были многочасовые политические баталии, которые раньше транслировались по «Хабару». Жаль, сейчас их нет. А ведь это традиционная форма политической коммуникации. Именно в айтысах формулировалась точка зрения народа на поведение власть предержащих, принимающих политические решения, на значимые события в степи. Это было очень действенно, но от этой формы политической коммуникации, к сожалению, отказались.
- Казахские традиции немыслимы без казахского языка - как в устной, так и в письменной форме. Отчасти мы обнаруживаем влияние арабского, персидского, русского языков, но базовым остался казахский. Как вам кажется, политический дискурс сегодня проходит по большей части на русском или параллельно на русском и казахском?
- Я думаю, что это два параллельных мира, к сожалению, практически не пересекающиеся. Я за этим слежу, и меня это тревожит. Есть исследование Талгата Мамираимова о политической коммуникации власти и населения Казахстана на русском и казахском языках, где сказано, что власть на русском языке в основном использует такие понятия, как «многонациональное», «дружба народов», «толерантность», а на казахском - «суверенитет», «история», «национальные ценности». Получается, что казах думает, что он живет в национальном государстве, ведь Казахстан - это продолжение многовековой казахской государственности. А житель, например,
- Происходит ли в Казахстане усвоение западных ценностей? У нас есть президентская республика и парламент, фондовая биржа и принципы корпоративного управления. Есть много вещей, которые скопированы с Запада. Но что стоит за западными моделями? Какая у них начинка?
- По частной собственности мы приняли международные стандарты. По правам человека декларативно. У нас есть свои органы - президент,
- Традиции могут стать лекарством от лицемерия?
- Свобода слова в казахском обществе - это лекарство. Это казахская традиция. Или понятие «арнамыс» как понятие совести. Всякие там коррупционеры, которых арестовывают - есть ли у них совесть? Где арнамыс, когда расшибаются в подобострастных одах правителю? Именно эти люди будут поносить его в другое время. В казахском обществе не было культа личности. Аблай хан воевал как рядовой воин. Не было культа, при жизни памятников правителям не ставили. В восточных деспотиях такое было, у нас - нет. У казахов не было детских домов и домов престарелых - то есть не было брошенных стариков и детей. Эти обязанности брали на себя родственники. Сейчас такое сплошь и рядом.
- В современном обществе много проблем: коррупция и проституция, равнодушное отношение к старикам и детям, проявления культа личности. Партия «Нур Отан» выступает против этого, правительство тоже против. Демократические ценности и стандарты их не приемлют, их осуждают и казахские традиции. Что является более надежным инструментом для решения социальных проблем, борьбы с пороками и язвами общества - традиции, партии, западные стандарты?
- Думаю, все вместе. И традиции, и мировой опыт, и стандарты, и партии. Надо оставить все ценное и не брезговать достижениями других народов. Так делают все, и это нормально. Если мы не будем наполнены традициями, то будем пустыми. А в природе вакуума не существует, и пустота заполнится всякой чушью.
- Традиция, которую разделяют люди, более надежна, чем общественная приемная партии «Нур Отан»?
- Без сомнения. Традиция сильнее.
- Но у партии «Нур Отан» есть общественная приемная, а на местах партийные ячейки. А традиция - на что она может опереться?
- Ее ячейка - семья. Партия - искусственный и в глазах многих бюрократизированный инструмент. Сами партийцы не очень верят в то, что они проповедуют. А народные традиции всегда живы и развиваются. И их распространители - семьи. Отец или мать воспитывают детей так же, как воспитали их самих. Ничему плохому они не научат, так как нет вредоносных традиций. Отсутствие внутренних ценностей приводит к коррупции, проституции, гомосексуализму, наркотикам и к кальянам. Из человека можно сделать все. Айтматов в «Буранном полустанке» ввел понятие манкурта. Это робот, он внутренне пустой и без памяти. Пустое ведро можно наполнить мусором. Весь мир бережет традиции, а наше население плохо знает казахскую историю. Оно лучше знает, что сделал Иван Грозный для России, чем Касым хан или Хакназар хан для Казахского ханства. А ведь это нужно знать. Касым хан кодифицировал уголовное право, Хакназар ввел регулярные войска. У казахов был свой древнетюркский рунический алфавит, которым пользовались до XIX века.
- Где находится их ребенок и кто занимается его образованием, родителям часто неведомо - у них просто нет времени на детей. Кто выполнит функцию реставратора традиций?
- Я думаю, эту функцию должна взять на себя государственная идеология. Да, человек слаб, работает с утра до вечера, на него давит кредит. Ему трудно разобраться в сегодняшней жизни, нет времени обо всем думать, тем более объяснять детям. Это дело государственной идеологии.
http://www.expert.ru/printissues/kazakhstan/2010/44/interview_tradicii_i_ritualy/