Кайрат Лама Шариф: Ислам – религия единства, мира и добра
Выступая на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана, Глава государства Нурсултан Назарбаев выдвинул идею создания Агентства по делам религий. Как подчеркнул Президент, формулируя задачи этой структуры, «наши ключевые конфессии в сотрудничестве с государственными органами могли бы активнее работать с верующей молодежью, помогать ей в получении истинных религиозных знаний». О современной религиозной ситуации в нашей республике, взаимоотношениях духовных конфессий с властью и между собой, о том, как не допустить проникновения в умы юного поколения убеждений деструктивных религиозных течений, мы беседуем с председателем агентства, известным дипломатом и арабистом Кайратом Лама Шарифом.
Выступая на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана, Глава государства Нурсултан Назарбаев выдвинул идею создания Агентства по делам религий. Как подчеркнул Президент, формулируя задачи этой структуры, «наши ключевые конфессии в сотрудничестве с государственными органами могли бы активнее работать с верующей молодежью, помогать ей в получении истинных религиозных знаний». О современной религиозной ситуации в нашей республике, взаимоотношениях духовных конфессий с властью и между собой, о том, как не допустить проникновения в умы юного поколения убеждений деструктивных религиозных течений, мы беседуем с председателем агентства, известным дипломатом и арабистом Кайратом Лама Шарифом.
Выступая на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана, Глава государства Нурсултан Назарбаев выдвинул идею создания Агентства по делам религий. Как подчеркнул Президент, формулируя задачи этой структуры, «наши ключевые конфессии в сотрудничестве с государственными органами могли бы активнее работать с верующей молодежью, помогать ей в получении истинных религиозных знаний». О современной религиозной ситуации в нашей республике, взаимоотношениях духовных конфессий с властью и между собой, о том, как не допустить проникновения в умы юного поколения убеждений деструктивных религиозных течений, мы беседуем с председателем агентства, известным дипломатом и арабистом Кайратом Лама Шарифом.
- В первую очередь хочу отметить, что нынешний месяц именуется священным месяцем Рамазан. Согласно догмам ислама, именно в этом месяце начал ниспосылаться пророку Мухаммеду Священный Коран. Именно Рамазан является тем пределом, когда после 11 месяцев постоянной борьбы со своими страстями (нафсом) у человека появляется возможность их победить. Месяц Рамазан пронизывает все вокруг духом праведности и добродетели. Каждый верующий мусульманин старается исключить совершение грехов и недостойных дел.
Сегодня в Казахстане отмечается национальное религиозное возрождение. Религия как носитель духовно-нравственных идеалов и хранитель культурных традиций имеет высокую ценность в глазах наших сограждан. В связи с этим сила религиозной этики все более активно используется в целях формирования нравственного и духовного мира подрастающего поколения. Религиозные принципы традиционных вероучений влияют на то, как многие поколения людей воспитывали своих детей, хоронили умерших, трудились, писали книги и создавали великие произведения искусства. Иными словами, традиционные религии стали неотъемлемой частью культуры и общественной жизни.
Президент Нурсултан Назарбаев в своем выступлении на II Съезде лидеров мировых и традиционных религий сказал: «Тысячелетиями культуры, основанные на вере, сохраняли свое живое слово в истории. В некотором смысле сохранение своего религиозного духа есть залог сохранения в истории целых народов».
Исторически приобщение к культуре мусульманского Востока дало мощный толчок развитию науки и культуры в Казахстане. С одной стороны, придя на смену древним культам, ислам способствовал нравственному возвышению, интеллектуальному и культурному прогрессу казахского народа. С другой - именно ислам стал одним из ключевых факторов сохранения государственности, этнической и культурной идентичности. Не случайно выдающиеся представители тюркской и казахской интеллектуальной элиты многих эпох - от Ходжи Ахмеда Ясави и Асана Кайгы до Абая и Шакарима - были носителями исламской духовности.
Ислам и православие являются одними из главных культурообразующих компонентов в жизни казахского и русского народов, и не случайно государство признало в качестве официальных выходных дней такие праздники, как Курбан айт и Рождество.
Казахстан стал для всего мира примером межконфессионального согласия. Многовековой опыт мирного сосуществования ислама и христианства, прежде всего православия, стал свидетельством братства казахского, русского и других народов, населяющих нашу республику. Каждая религия на своем языке несет людям общечеловеческие ценности, закрепляет нормы поведения в обществе, выступает в роли хранителя многовековых духовных ценностей народов.
На сегодня Казахстан, бесспорно, является лидером в продвижении идей религиозной толерантности. Опыт межконфессионального диалога нашей страны получил признание и поддержку у религиозных лидеров во всем мире. Республика своими практическими делами демонстрирует, что согласие между народами и религиями вполне достижимо. Благодаря политике Президента Нурсултана Назарбаева, государство сумело выстроить собственную модель мирного проживания различных этносов и конфессий.
Мусульмане и православные, католики и протестанты, буддисты и иудеи - все с уважением относятся друг к другу. Ведь каждый человек вправе выбирать свои религиозные взгляды, не ущемляя при этом права других граждан. Именно поэтому в Казахстане прошли уже три съезда лидеров мировых и традиционных религий, в ходе которых духовные иерархи разных стран и народов подтвердили стремление к единой цивилизации, которая основывалась бы на общепринятых ценностях терпимости и свободы, к диалогу различных культур и религий.
- Кайрат Кайырбекулы, в Конституции Казахстан провозгласил себя светским государством, в котором религия отделена от власти. Как, исходя из этого, возглавляемое вами агентство взаимодействует с религиозными объединениями?
- В каждом светском государстве обязана присутствовать четко сформулированная светская идеология. Если она не будет соблюдаться, то государство станет уязвимым для межконфессиональных конфликтов.
Многие понимают светскость как соблюдение нейтралитета относительно всех религий, и что государство должно являться независимым от духовенства и быть свободным от любых теологических концепций. Однако на сегодня данные подходы в определении светскости постепенно меняются.
Если обратиться к опыту других стран, то мы видим многообразие моделей соотношения светскости и демократии. Единой программы унификации государственно-религиозных отношений не существует. В каждой стране сложились свои определенные государственно-конфессиональные отношения, уникальным образом неся на себе печать исторических и культурных особенностей.
Светскость государства является гарантом его развития и модернизации. Нельзя допустить распространения в Казахстане бездуховности и радикализации религиозных взглядов. Светскость государства подразумевает уважение и веротерпимость к многообразию религий, подталкивает к созданию светского типа гуманизма в обществе, формирует светского гражданина, патриота своей страны, любящего свою Родину, и при этом не исключает позицию укрепления национальной культуры и традиционных для данного государства религий.
Формирование светского типа гуманизма будет влиять, в свою очередь, на утверждение нового типа религиозной культуры, не исключающей межрелигиозной толерантности и при этом сохраняющей национальную идентичность страны.
Многие государства, провозгласив светскость и демократию, определили при этом особые отношения с религией - от выведения ее за границы всякой общественной и государственной жизни до официальной поддержки одной или нескольких традиционных, среди многих. Будучи светским государством, Казахстан имеет возможность выстраивать свои государственно-конфессиональные отношения, опираясь на опыт зарубежных стран, на свою историю, национальные интересы и реалии. В этом отношении безусловный приоритет в республике должен быть на стороне традиционных религий.
Светское поведение исключает недостойные и безнравственные поступки, а также проявление в поведении или во внешнем виде индивидов элементов религиозного или сектантского характера, которые никто в обществе не должен никому навязывать. В то же время сектантские проповедники в большинстве своем всячески стараются максимально вторгнуться в частную жизнь прихожан и максимально видоизменить поведение попавших под их влияние людей, начиная от принудительных рекомендаций о внесении изменений в одежде, пище, ритуалах и заканчивая коррективами мышления, сознания человека.
Модель взаимоотношений государства и религиозных объединений в нашей республике основана на демократических принципах уважения прав и свобод человека, балансе общественных и религиозных интересов, отношениях партнерства и стремления к взаимопониманию. Следует выделить три основных принципа государственной политики в области свободы вероисповедания - нейтралитет, толерантность и паритет. Причем главенствующее место отводится принципу нейтралитета государства, включающего в себя невмешательство во внутренние дела религиозных объединений.
Принцип толерантности означает уважительное отношение к религиозным убеждениям. Принцип паритета обусловливает равенство перед законом всех религиозных объединений и представителей различных вероисповеданий. Поэтому любое религиозное объединение, призывающее к насилию, свержению конституционного строя, смене власти и так далее, то есть нарушающее закон, не должно свободно функционировать.
Одним из действенных инструментов гармонизации межконфессиональных отношений, укрепления диалога между религиозными объединениями и государством в Казахстане выступают Совет по связям с религиозными объединениями при Правительстве РК, созданный в 2000 году, и региональные советы, основанные по решению акимов областей, городов Астаны и Алматы.
Немаловажным аспектом в деятельности данных консультативно-совещательных органов является то, что они сформированы из числа представителей ведущих конфессий, ученых-религиоведов, руководителей общественных объединений по оказанию помощи пострадавшим от деятельности деструктивных религиозных течений, сотрудников органов госуправления и общественных деятелей. Все это дает нам возможность совместно решать общие проблемы.
Исходя из стоящих актуальных задач, агентство намерено организовывать мероприятия, способствующие укреплению стабильности и духовному просвещению казахстанского общества, изучать и анализировать развитие религиозной ситуации, деятельность религиозных объединений, миссионеров и малочисленных религиозных групп. Важным направлением нашей работы в ближайшей перспективе станет совершенствование законодательства, регулирующего вопросы государственно-конфессиональных отношений. Особое внимание при этом будет уделено профилактике религиозного экстремизма.
- Как вы оцениваете современную религиозную ситуацию в республике?
- В целом она стабильная. Как я уже говорил, одной из характерных особенностей развития нашей страны является заметное расширение роли религии в жизни общества. С каждым годом растет число верующих и религиозных объединений, увеличивается количество культовых сооружений. Так, общая численность религиозных объединений, представляющих более 40 конфессий и деноминаций, составляет 4 551. Тогда как в 1990 году их было всего 670.
Казахстан является наглядным примером того, как представители различных верований живут в мире и согласии. Такое многообразие свидетельствует об уважительном отношении государства к свободе вероисповедания, сохранении атмосферы толерантности и веротерпимости в обществе. Республика как поликонфессиональное и полиэтническое государство и дальше будет использовать гуманитарно-нравственный потенциал мировых и традиционных религий, и поддерживать межконфессиональное согласие и диалог духовных лидеров. В этом плане следует отметить, что в конце мая следующего года в Астане состоится IV Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Тема для обсуждения - «Мир и согласие как выбор человечества».
Целенаправленной государственной политикой обусловлены стабильность и толерантность духовной сферы жизни казахстанского общества и начавшееся после обретения республикой независимости возрождение религиозного сознания и религиозной самоидентификации населения. Возросший интерес граждан к религии стал восприниматься как часть общего, более комплексного процесса этнокультурной самоидентификации, выраженный в возврате к религиозным истокам этничности, возрождении этнической самобытности, культуры и традиций. Население Казахстана никогда не было склонно к фанатичной вере, скорее, оно отличалось религиозной терпимостью и толерантностью в межконфессиональной сфере.
Вместе с тем в настоящее время в Центральной Азии получили определенное распространение духовные течения с взглядами, которые могут повлиять на устоявшуюся религиозную ситуацию. Благоприятной почвой для таких течений являются неискушенность в религиозных догмах, отсутствие четкой жизненной позиции, а также доверчивость граждан. Приверженцы же упомянутых течений, в свою очередь, отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политических взглядов, включая единоверцев. Фанатизм и слепое следование идее, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией, - вот особенности их мировоззрения.
Под видом обучения исламу они распространяют экстремистские идеи: организуют группы, которые призывают к борьбе за «исламские порядки», создают себе имидж борцов за народные интересы, устанавливают тесные контакты и объединяются с другими экстремистскими организациями.
Спекулируя на религиозных чувствах населения, на свободе вероисповедания, а также пользуясь недостаточностью опыта взаимодействия государственных институтов с религиозными организациями, эти радикальные группы пытаются решить определенные свои задачи. Речь идет о таких организациях, как Хизб-ут-Тахрир, и другие.
Свою деятельность они стремятся вести с позиции навязчивого миссионерства и прозелитизма. Криминальная экстремистская деятельность радикалов направлена, как правило, на достижение политических и экономических целей. Между тем религиозная деятельность, основанная на нетерпимости, может нанести существенный ущерб духовной безопасности любого общества, затрагивая при этом многовековые устои традиционных для того или иного государства религий, в том числе ислама.
Противодействовать распространению экстремистских идей необходимо прежде всего интеллектуально. Фанатизм должен быть дискредитирован на академическом уровне усилиями ученых гуманитарной и религиозной сфер науки. Гражданам Казахстана следует осознать, что угроза экстремизма не является мифической и противодействие ему требует усилий всего общества совместно с государством. Эффективность борьбы с этим негативным явлением в нашей стране зависит от того, насколько последовательно и строго соблюдаются требования закона.
- Расскажите о механизмах противодействия и предупреждения религиозного экстремизма и радикализма.
- При последовательном подходе государства к решению религиозных вопросов и поддержанию межконфессионального диалога вырабатывается социально-религиозный иммунитет в сознании общества, позитивно воздействующий на формирование правильных типов социальной и правовой культуры.
Наша непосредственная задача - принимать действенные превентивные меры по предупреждению проникновения чуждых казахстанскому менталитету религиозных организаций. Главным образом необходимо уберечь от их влияния детей и молодежь. Мы будем на постоянной основе вести планомерную работу, направленную на формирование у молодежи необходимых знаний о традиционных для Казахстана религиях, чтобы она не делала выбора в пользу чуждых нашей республике верований.
Наша общая задача - помочь молодому поколению - будущему государства избежать воздействия организаций экстремистского направления.
- Каким образом нужно повышать религиозную грамотность соотечественников?
- Человек, хорошо знающий свою религию, никогда не позволит вовлечь себя в организацию с сомнительными взглядами. Понятно, что у каждого есть право выбора. Но для того чтобы выбрать, человек должен знать о том, что выбирает. Дабы заполнить информационный вакуум, необходимо привлекать к освещению темы не только религиоведов и философов, но и журналистов.
Религия - сложный и многогранный феномен. Поэтому очевидно, что в Казахстане необходимо повышать уровень религиозной грамотности населения. Специальный курс «Основы религиоведения» введен в школьную программу именно по этой причине. Религиозную грамотность, истинные духовно-нравственные ценности, которые может дать религия, нужно прививать со школьной скамьи, дабы обезопасить молодые умы от тлетворного влияния экстремизма и ксенофобии.
- Недавно вы заявили о разработке концепции развития умеренного ислама в Казахстане. Что под этим подразумевается?
- Усиление фундаменталистских идей в среде верующих имеет место во многих странах. Представители соответствующих течений руководствуются радикальными установками, и не может не настораживать то, что они навязывают свои вероучения своим близким, детям, всему обществу. Поэтому мы в Казахстане исходим из того, что необходимо выдвигать альтернативу различным радикальным идеям. Это в какой-то степени превентивный шаг в нашей стране.
Истинная религия побуждает верующих к добру, запрещает причинение вреда, формирует активную, непримиримую позицию по отношению к религиозному экстремизму, чему существуют многочисленные доказательства в Священном Коране и жизни пророка Мухаммеда. К примеру, в Коране есть аят: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины». Пророк Мухаммед в свою очередь сказал: «Воистину, религия - облегчение. И не препирайтесь относительно религии, а то устанете и охладеете к ней. Направляйте же людей на правильный путь, сближайте их и радуйте».
Ислам - религия мира. И это отражается в корне, к которому восходит это великое понятие - «салам», то есть мир и спокойствие. Но в еще большей степени устремленность ислама к миру отражается в его сокровенной сути как религии не одного какого-то рода, племени, нации или народа, но ниспосланной Творцом всем людям для их единения друг с другом в братстве, взаимном познании и любви.
С самого зарождения исламской религии ее последователям вменялось в священную обязанность быть носителями высоких гуманных идеалов, определенных Творцом, быть глашатаями истинной просвещенности, действительной свободы и всеобщего милосердия.
- Как известно, в настоящее время в исламе существуют четыре основные религиозно-правовые школы - мазхабы. Они распространены по всему миру. Почему наши предки приняли именно ислам ханафитского мазхаба?
- Богословско-правовые учения в исламе полностью разработаны и закончены, то есть мнения известных ученых, разрабатывавших эти мазхабы, охватывают все возможные стороны жизни мусульманского общества. На казахскую землю ислам пришел более двенадцати веков назад. С тех пор наш народ придерживается течения мазхаба Ханафи. Преимущество приверженности к одному из мазхабов в исламе состоит в том, что в народе сохраняются единство, согласие, организованность. Доказательством тому служит тот факт, что в Центральной Азии на протяжении нескольких веков не происходило конфликтов, раздоров и вражды на религиозной почве. Единство в вероисповедании не допускает появления злых намерений.
Поэтому главной на сегодня задачей для повышения духовности нашего народа является грамотная и разумная пропаганда ценностей исламской веры, ведущих к гуманности, проповедующих честность, справедливость, правдивость, воспитывающих любовь к стране, народу, уважение к другим народам, религиям, проповедующих лучшие традиции и обычаи.
Основателем первого мазхаба является Абу Ханифа. Этот мазхаб возник в VIII веке в Ираке. Абу Ханифа считается первым, кто начал разрабатывать методику использования рационалистических принципов суждения по аналогии (кийас) и предпочтения (истихсан) при решении правовых вопросов. Он обосновал возможность использования норм обычая (урф) как одного из источников права. Последователей мазхаба называют ханафитами.
Возрождение ханафитского мазхаба в нашем современном обществе важно. При этом стоит акцентировать, что возрождение ислама в Казахстане никогда не было и не будет препятствием для свободного функционирования других религий. История свидетельствует о приверженности наших предков к ханафитскому толку суннитов. В частности, наши прадеды в своих религиозных убеждениях опирались на матуридийскую школу ханафитского мазхаба. Матуридийская школа - научное наследие имама Абу Мансура аль-Матуриди. Он родился в 852 году в Самарканде и жил в квартале под названием Матурид, отсюда и приставка к имени. Абу Мансур аль-Матуриди, ставший великим мыслителем, основателем богословской школы в Центральной Азии, укрепил ханафитский мазхаб и защитил от нападок суннитские вероучительные принципы.
К сожалению, после многолетнего отрыва от своего наследия в прошлом веке казахстанские мусульмане отдалились от своих истоков, в том числе ханафитских. В результате некоторые верующие на самом деле потеряли связь с прошлым, не знакомы с великим наследием своих предков и не способны «отделять зерна от плевел» в силу небольших знаний об исламе. Поэтому сегодня в повестку дня встает вопрос возрождения ислама, традиционно распространенного среди мусульман нашей страны.
Имеется в виду не только обрядовая сторона веры, но и ее духовная составляющая, под которой понимаются мировоззрение и внутреннее ощущение. Мы акцентируем внимание верующих на религиозных направлениях, имеющих историческую этнокультурную преемственность и внутренние механизмы консолидации.
Ханафитский мазхаб ныне исповедует примерно половина мусульманского населения планеты, в том числе большинство мусульман СНГ. Ханафитский мазхаб характеризуется толерантностью, терпимостью к инакомыслящим, он лояльно относится к христианам и иудеям. На сегодня в Казахстане приверженцы ислама ханафитского толка составляют около 70% населения. Для нас всегда были неприемлемы политизация ислама и религиозный фанатизм. Такое отношение исключает всякий догматизм.
- Известна ваша позиция в том, что ношение хиджаба казахскими женщинами может привести к потере национального колорита. Можете ли вы прокомментировать эту позицию?
- Наша национальная культура неразрывно связана с исламом суннитского толка ханафитского мазхаба, который определил самобытность казахского народа, его ценностные ориентиры. Распространяясь все глубже в казахские степи, ислам стал неотъемлемой частью национального мировоззрения и культуры, органично синтезировал казахские традиции и обычаи и религиозные принципы. При этом нам не следует стесняться того, как мы принимаем ислам: он адаптирован с учетом нашей культуры, традиции и ментальности, он естественным образом имеет свои особенности, сохраняя истинные каноны ислама.
Насколько известно из исторических сведений и художественной литературы, казахи растили своих дочерей в свободе, не заставляя покрывать волосы. Традиционные казахские имена говорят нам о том, что казахи придавали особое значение красоте волос: Сулушаш, Карашаш, Алтыншаш, Гульшаш. Желая красоты своим дочерям, они называли их Ботакоз, Ажар, Кыз-Жибек, Баян сулу, Кунсулу, Асем, Кырмызы. Девушки могли состязаться с джигитами в искусстве айтыса и участвовать в национальных играх «Кыз куу» и «Алтыбакан».
В то же время в казахском обществе как мужчины, так и женщины носили традиционные головные уборы, которые варьировали в зависимости от сезона и благосостояния. С непокрытой головой разрешали ходить всем детям.
Девочки-подростки, незамужние девушки часто носили такие головные уборы, как бөрік (с меховым околышем) или тақыя (вид тюбетейки), украшенный вышивкой.
Женщины использовали орамал в традиционном казахском стиле. Пожилые женщины надевали кимешек. Невесты украшали себя высоким головным убором, богато украшенным перьями, - саукеле.
Казашки в повседневной жизни не закрывали лицо, не находились в затворничестве и юридически не были лишены права общения с членами других семей без разрешения мужа. Закрывания лица в традиционной казахской среде - вообще никогда не существовало. Сегодня поверхностным суждениям о хиджабе, влиянию чуждой культуры и идеологии может противостоять только наш традиционный ислам. В богатом словарном запасе казахского языка нет понятия «хиджаб». Наши прадеды также знали, что в Священном Коране понятие «хиджаб» употребляется не как одежда женщины. В Коране изначальный смысл этого слова означает - изгородь, завеса, перегородка, занавес, ширма.
В Коране слово «хиджаб» упоминается только четыре раза. В 46-м аяте суры «аль-Аграф»: «Между ними (Раем и Адом) будет хиджаб (изгородь)». В 5-м аяте суры «Фуссылат»: «Они (жители Мекки, которые еще не приняли ислам) говорят (Пророку Мухаммеду): «Наши сердца закрыты для того, к чему ты призываешь нас, наши уши поражены глухотой, а между нами и тобой - хиджаб (завеса). Трудись же, и мы будем трудиться». В 51-м аяте суры «аш-Шура»: «Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через хиджаб (завесу, ширму). Или же Он (Аллах) отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает».
В 53-м аяте суры «аль-Ахзаб»: «О те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят на трапезу, но не дожидайтесь ее приготовления (не приходите заранее). Если же Вас пригласят, то входите, а когда поедите, то расходитесь и не усаживайтесь для разговоров. Этим вы причиняете неудобство Пророку. Он стыдится вас, но Аллах не стыдится истины. Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через хиджаб (завесу, перегородку)».
Как мы видим, в этих аятах Корана слово «хиджаб» не имеет ничего общего с ношением женщинами платка.
Обобщая, хочу подчеркнуть, что нельзя слепо копировать чужие обычаи, следовать чужой культуре, в частности арабской. Следует всегда помнить, что казахский народ может сохранить свою сплоченность, согласие и единство, только следуя обычаям и традиционной религии своих предков.
- Спасибо за обстоятельную беседу.
Магзум СУЛТАНГАЛИЕВ
http://kazpravda.kz/c/1312938199