Сенбі, 23 Қараша 2024
Жаңалықтар 4251 0 пікір 17 Тамыз, 2011 сағат 06:55

Суфизм как живое вероучение не востребован в современном Казахстане

События в Актюбинской области дали новый импульс дискуссиям о роли ислама в общественно-политической жизни страны, о различных религиозных течениях внутри мусульманской общины в Казахстане. Сегодня в центре внимания политологов и религиоведов главным образом находится проблема салафизма (ваххабизма). Однако было бы нелишним напомнить о скандале вокруг суфизма в Казахстане, вспыхнувшем в середине прошлого десятилетия, который впервые привлек серьезное внимание общества и власти к процессам, происходящим в мусульманской общине республики.

Суфизм (тасаввуф) сыграл важную роль в становлении ислама в Центральной Азии и на Кавказе. Как полагают специалисты в этой области, суфизм возник, восполнив пробел в ортодоксальном исламе, а именно: отсутствие мистицизма и духовного наставничества, которые играют особую роль в приобщении последователей в ходе молитвы к Богу.

Другой аспект: через суфизм в ислам пришли местные доисламские верования завоеванных арабами народов и их ритуальная практика.

События в Актюбинской области дали новый импульс дискуссиям о роли ислама в общественно-политической жизни страны, о различных религиозных течениях внутри мусульманской общины в Казахстане. Сегодня в центре внимания политологов и религиоведов главным образом находится проблема салафизма (ваххабизма). Однако было бы нелишним напомнить о скандале вокруг суфизма в Казахстане, вспыхнувшем в середине прошлого десятилетия, который впервые привлек серьезное внимание общества и власти к процессам, происходящим в мусульманской общине республики.

Суфизм (тасаввуф) сыграл важную роль в становлении ислама в Центральной Азии и на Кавказе. Как полагают специалисты в этой области, суфизм возник, восполнив пробел в ортодоксальном исламе, а именно: отсутствие мистицизма и духовного наставничества, которые играют особую роль в приобщении последователей в ходе молитвы к Богу.

Другой аспект: через суфизм в ислам пришли местные доисламские верования завоеванных арабами народов и их ритуальная практика.

В-третьих, значительную роль в истории народов Ближнего Востока, Центральной Азии и Кавказа сыграли суфийские братства:сенусийя, бекташийя, накшбандийя, кадирийя и др. Известно, что они принимали активное участие в социальной и политической жизни своих государств, и как хорошо организованные группировки, собирали вокруг себя сторонников военного и идеологического сопротивления властям или колонизаторам.

В Казахстане суфизм известен благодаря учению Ходжа Ахмета Яссави, многие видные представители казахского просвещения разделяли те или иные положения суфизма. Можно сказать, что в Казахстан суфизм был освоен как вероучение, несущее духовно-нравственное и религиозно-созерцательное начало.

В целом в республике суфизм рассматривался частью истории культуры казахов и тюрков, тесно связанный с историческими центрами, преже всего г.Туркестан, воспринимавшимися священными для населения. Отсюда появление среди верующего населения идеи «малого хаджа» в г.Туркестан вместо традиционных ортодоксальных святынь, расположенных на Ближнем Востоке, которая сейчас опровергается официальным мусульманским духовенством в лице ДУМК.

Это восприятие суфизма казахи перенесли в постсоветскую эпоху, утратив при этом за годы Советской власти религиозные знания о суфизме.

Возрождение интереса к суфизму в республике пришло одновременно с возрождением религиозности. Однако, говоря о деятельности религиозных организаций, проповедующих суфизм, следует разделять их природу, которая может оказаться различной:

- сектантскую и как любые деструктивные течения использующую практику «психологического зомбирования»; либо

- суфизм как умеренное течение в исламе, использующее практику «зиккра».

Деятельность религиозных организаций, проповедующих то или иное понимание суфизма, проходило в Казахстане малозамеченным для общей массы населения, пока в ноябре 2005 г. общественность Казахстана не всколыхнул телерепортаж о попытке суицида гражданина республики, жившего в суфийской общине «Религиозная школа Шакарима», которой руководил Исматулла Максум, миссионер из Пакистана.

Согласно репортажу, учителя в мечети избивали учеников и насильственно содержали их в подвалах, приковывая к кроватям. Правоохранительными органами по следам громкого события было возбуждено уголовное дело. О самом проповеднике сообщалось, что Исматулла Максум в конце 90-х гг. прошлого века уже проповедовал на территории Казахстана, но был выдворен из республики.

Скандал вокруг так называемой «школы Шакарима» серьезно ударил по телеканалу «Казахстан», который в рамках дискуссии о состоянии и перспективах развития казахского общества, национальной культуры, истории и религии, посвятил эфир обсуждению суфизма. Чем вызвал критику других казахстанских ведущих телеканалов. В то время как телеканал «Казахстан» охарактеризовал суфизм как неотъемлемую часть национальной религиозной традиции, канал «КТК», демонстрируя съемки погруженных в транс членов одной из суфийских общин, резко раскритиковал тех за сектантство. Сам телеканал «Казахстан» был назван «КТК» плацдармом суфизма, а 65-70% сотрудников обвинены в причастности к секте, созданной Исматуллой. «31 канал» занял внешне отстраненную позицию, широко информируя о скандале, в то же время повторяя шокирующие обывателей съемки. Судя по комментариям, позиция данного канала была на стороне «КТК».

Впоследствии команда журналистов на телеканале «Казахстан», подготовившая ряд актуальных передач по проблемам языка, религии и культуры казахов, была распущена. Одной из версией произошедшего, заслуживающей внимания, можно назвать внутриэлитные противоречия вокруг сфер влияния в казахстанских СМИ и близость данной команды журналистов к одной из элитных группировок.

По итогам произошедших событий официальное духовенство продемонстрировало негативное отношение к сектам, которые выдавали себя за суфийские течения, но подчеркнуло, что к традиционному суфизму претензий не имело: экстремистские организации могут прикрываться суфизмом, как любым другим религиозным течением, для достижения своих целей.

Тем не менее, скандал вокруг суфизма был использован ДУМК для дальнейшего укрепления своих позиций в борьбе против, с одной стороны, нетрадиционных течений, а с другой стороны, самостоятельных от ДУМК религиозных организаций. Дальнейшие события показали, что ДУМК в отношении суфийских общин заняло негативную позицию, независимо от того являются они деструктивными, или умеренными. Сложилось впечатление, что ДУМК разделяет позицию ортодоксального ислама, который не признает суфизм, не признает Х.А. Яссави, воспринимая суфизм ересью и заблуждением.

Тема суфизма, начиная с этого скандала, постепенно сошла на нет в казахстанских СМИ. По всей видимости, журналисты, вспоминая участь своих коллег на телеканале «Казахстан», опасались поднимать эту тему.

Стало ясно, что суфизм был нужным властям и ДУМК только как музейный экспонат, но как живое вероучение оказалось не востребованным в современной религиозной жизни. Население в тонкостях суфизма не разбиралось, и дискредитированный современным суфийским сектантством, суфизм начал активно вытесняться салафизмом.

 

 

16 августа 2011 г.

 

Аскар Нурша,

кандидат исторических наук,

руководитель проектов Центра

социально-гуманитарных исследований «Аспект М»

http://www.aspect-m.kz/rus/index.php?option=com_content&view=article&id=132%3A2011-08-16-15-52-58&catid=4%3A2010-09-21-05-01-01&Itemid=6

0 пікір

Үздік материалдар

Сыни-эссе

«Таласбек сыйлығы»: Талқандалған талғам...

Абай Мауқараұлы 1483
Білгенге маржан

«Шығыс Түркістан мемлекеті бейбіт түрде жоғалды»

Әлімжан Әшімұлы 3255
Біртуар

Шоқанның әзіл-сықақтары

Бағдат Ақылбеков 5502