Сенбі, 23 Қараша 2024
Жаңалықтар 2407 0 пікір 8 Қараша, 2011 сағат 06:35

А.Малашенко: "Наблюдаемая на Арабском Востоке исламизация социального протеста может аукнуться в Центральной Азии..."

""Арабская весна" перешла в "исламскую осень""

К каким изменениям приведут успехи исламистов на Ближнем Востоке и как это скажется на России, корреспонденту "Ъ" СЕРГЕЮ СТРОКАНЮ объяснил эксперт Московского центра Карнеги АЛЕКСЕЙ МАЛАШЕНКО.

- Исламисты и сторонники светской модели вырывают друг у друга знамя демократических революций. Мир вступает в новый этап нестабильности?

- Когда в Тунисе, а затем в Египте произошли известные события, на Западе стали раздаваться радостные крики "ура!". Дескать, вот оно - торжество демократии, плоды твиттер-революции и "арабской весны". Впрочем, уже тогда звучали голоса, что рано или поздно наступит иной политический сезон, этакая "исламская осень".

Так и произошло. Более того, наблюдаемая на Арабском Востоке исламизация социального протеста может аукнуться в Центральной Азии и на Кавказе.

- Что вы подразумеваете под "исламской осенью"?

- Исламисты явно на подъеме. Хотя вопрос о том, что им более выгодно - войти во власть и нести ответственность за разбор завалов или оставаться влиятельной оппозицией, критикуя любое правительство за несоответствие его политики исламской традиции,- остается открытым.

""Арабская весна" перешла в "исламскую осень""

К каким изменениям приведут успехи исламистов на Ближнем Востоке и как это скажется на России, корреспонденту "Ъ" СЕРГЕЮ СТРОКАНЮ объяснил эксперт Московского центра Карнеги АЛЕКСЕЙ МАЛАШЕНКО.

- Исламисты и сторонники светской модели вырывают друг у друга знамя демократических революций. Мир вступает в новый этап нестабильности?

- Когда в Тунисе, а затем в Египте произошли известные события, на Западе стали раздаваться радостные крики "ура!". Дескать, вот оно - торжество демократии, плоды твиттер-революции и "арабской весны". Впрочем, уже тогда звучали голоса, что рано или поздно наступит иной политический сезон, этакая "исламская осень".

Так и произошло. Более того, наблюдаемая на Арабском Востоке исламизация социального протеста может аукнуться в Центральной Азии и на Кавказе.

- Что вы подразумеваете под "исламской осенью"?

- Исламисты явно на подъеме. Хотя вопрос о том, что им более выгодно - войти во власть и нести ответственность за разбор завалов или оставаться влиятельной оппозицией, критикуя любое правительство за несоответствие его политики исламской традиции,- остается открытым.

Как бы то ни было, на выборах в Тунисе уверенно выступила исламистская "Нахда". Ее глава Рашид Ганнуши, вернувшийся из ссылки, конечно, не Осама бен Ладен и не афганский талиб. Но возрождение страны Рашид Ганнуши и его единомышленники видят в исламской альтернативе.

В Ливии новая власть провозгласила, что бывшая Джамахирия - исламское государство, а источником законодательства является шариат. Вряд ли что-то помешает успеху на ноябрьских выборах в Египте "Братьев-мусульман", которые без малого сто лет утверждают, что эта страна должна стать исламским государством. И это еще не все. Растет исламистская составляющая в палестинском движении. Большая часть Йемена давно контролируется исламистами из Аль-Каиды.

Учитывая эту тенденцию, нетрудно предположить, что будет происходить в Сирии после смены нынешнего режима.

- Но ведь большинство исламистов, которых вы называете, принадлежат к умеренным. В чем же проблема?

- Умеренные исламисты действительно избегают крайностей, выступают за реформы и социальную гармонию. Однако их отказ от светского характера государства настораживает. Заставить всех жить в соответствии с религиозными правилами, соблюдая религиозные запреты, не так-то просто даже в мусульманском мире. В поддержку законов шариата выступает далеко не все общество, даже не его большинство. Поэтому шариатские нормы в итоге придется продавливать, навязывать. В итоге умеренным исламистам волей-неволей придется прибегать к радикальным мерам. Политика "именем Аллаха" может повлечь за собой применение силы, жесткое наказание тех, кто эту политику критикует.

- И все-таки каким образом можно с помощью шариата трактовать необходимость реформ, защиты прав человека?

- Христианство сумело стать динамичным, пережив в Средние века крайне непростую, болезненную реформацию. Реформаторство в исламе, начавшееся в XIX веке, всегда было ограничено и наталкивалось на ярое сопротивление консерваторов. Не секрет, что слово "модернизация" применительно к религии вызывает в исламском обществе отторжение.

- Можно ли говорить о том, что распространение идей шариата не обойдет стороной и Россию?

- Проблемы шариата касаются и России, где число мусульман колеблется в пределах 15-20 млн человек, если учитывать мигрантов из Южного Кавказа и Центральной Азии. Особенно остро стоит вопрос на Северном Кавказе, где в последние годы заметно усилился процесс исламизации и ислам становится одним из важнейших регуляторов отношений в обществе.

В условиях хронической нестабильности, недоверия к федеральной и местной власти, при слабо или вообще не работающих федеральных законах все больше мусульман полагают, что основой для разрешения многочисленных, разноплановых конфликтов может стать только шариат.

К шариату призывают как лояльные власти мусульмане, духовные лица, так и исламская оппозиция, которую можно назвать исламистской. Лояльные мусульмане (их большинство) полагают, что шариат вполне может быть легализован как закон и применяться одновременно с федеральным законодательством в рамках Российской Федерации. Иными словами, возможно формирование своего рода внутрироссийского "исламского пространства". Их оппоненты - исламисты - полагают, что это возможно осуществить только после отделения от России и образования независимого исламского государства.

Газета "Коммерсантъ", №208 (4749), 08.11.2011

Источник - kommersant.ru

0 пікір

Үздік материалдар

Сыни-эссе

«Таласбек сыйлығы»: Талқандалған талғам...

Абай Мауқараұлы 1472
Білгенге маржан

«Шығыс Түркістан мемлекеті бейбіт түрде жоғалды»

Әлімжан Әшімұлы 3248
Біртуар

Шоқанның әзіл-сықақтары

Бағдат Ақылбеков 5445