Талгат Исмагамбетов. КОМПЛЕКСЫ ЦЕННОСТЕЙ, СТАНДАРТЫ И ПАТРОНАТНО-КЛИЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Представим, что относится к каждому из двух комплексов ценностей: современному (модерн-комплекс) и частично традиционному. Cодержание модерн-комплекса: ответственность в делах, важна квалификация, более высоки статусы приобретаемые трудом, заслугами, а не наследуемые. Такого типа человек полагается больше на собственные усилия. Частично традиционный комплекс: для такого человека значимы статусы, есть стремление перевести достигнутый статус в наследуемый, большая роль престижа, в принятии важных личных решений как выбор профессии, женитьба, очень важно мнение ближнего окружения, особенно родственников. Полагается больше не на собственные усилия, а на деньги, связи и прочие обстоятельства «вне себя».
Мир ценностей и ценности в мироздании
Что касается обращенности и отношений с внешним миром, т.е. проблемами общественными и мироздания в целом, люди модерн-комплекса и люди частично традиционного комплекса различаются как небо от земли.
Представим, что относится к каждому из двух комплексов ценностей: современному (модерн-комплекс) и частично традиционному. Cодержание модерн-комплекса: ответственность в делах, важна квалификация, более высоки статусы приобретаемые трудом, заслугами, а не наследуемые. Такого типа человек полагается больше на собственные усилия. Частично традиционный комплекс: для такого человека значимы статусы, есть стремление перевести достигнутый статус в наследуемый, большая роль престижа, в принятии важных личных решений как выбор профессии, женитьба, очень важно мнение ближнего окружения, особенно родственников. Полагается больше не на собственные усилия, а на деньги, связи и прочие обстоятельства «вне себя».
Мир ценностей и ценности в мироздании
Что касается обращенности и отношений с внешним миром, т.е. проблемами общественными и мироздания в целом, люди модерн-комплекса и люди частично традиционного комплекса различаются как небо от земли.
Модерн-комплекс не закрыт, а открыт местным, национальным и глобальным проблемам. Из лиц с такими ценностями чаще всего рекрутируются активисты. Нередко внутреннее удовлетворение от совершенного дела предстает столь важным для человека, что такое удовлетворение объясняет энтузиазм волонтеров и служилое бескорыстие некоторых чиновников (к сожалению, выросло поколение непонимающих, что такое служилое бескорыстие). Пусть несовершенны писаные законы, для людей такого типа важно соблюдение каких-то определенных правил в личном общении, так и в экономике, политике. Личная свобода для таких людей не пустой звук, исходящий из уст, а необходимое условие для их житейской и жизненной активности. Именно из личностей с таким набором ценностей появляются люди системно мыслящие и экологически ориентированные. Для этого им достаточно понять, что проблемы общественности и природы сводятся к ответственности человека. Для таких людей вполне понятно: «Думай глобально, делай локально!».
Несколько иные лица с частично традиционным комплексом ценностей. Для них существует стереотип, что положения дел в целом не исправить, либо это будет так долго. Так что для них более важно не исправить действующие писаные Законы-правила, а посредством личных контактов избавить себя от неприятностей типа штрафа.
Интересно наблюдать как действовали лица с разными комплексами ценностей из числа предпринимателей сферы малого бизнеса. «Модернисты» объединялись и пробивали улучшения законодательства и налогового адлминистрирования, «частично традиционалы» даже после введения усовершенствованных норм предпочитали дать на «лапу».
По отношению к природе «частично традиционалы» остались в рамках прежнего стереотипного отношения: господствовать, забирать все что можно от природы. Оставив обескровленную окружающую природу, готовиться уезжать. Неполноценность и неудачи стараются не показывать. Однако вымещают негативные чувства на диких животных.
Несамодостаточность ценностей и поведения «частично-традиционалов», действий по сравнению с «модернами» очевидна. Даже достигнув благополучия материального и душевного, они озабочены престижем. Задев это их чувство, Вы нанесете им очень большое оскорбление.
ПКО и частичные традиционалы
Как правило, в одном и том же человеке преобладают признаки одного из двух комплексов. Бывает, что в некоторых ситуациях личность с модерн-комплексом ведет себя почти по частично традиционному образчику.
Что же есть различающее в поведении и действиях?
Для модерниста индивидуализм и коллективизм есть две стороны одной медали: усилия индивидуальные, интересы же могут быть как частные, так и групповые.
Для частичного традиционала имеет место частичное воспроизведение органически присущей чистому традиционалисту прошлых эпох общинности. Но времена и нравы давно иные. Поэтому разные частично-традиционалы обращаются к отдельным лоскуткам этого прошлого: одни вспоминают локальные и родовые сообщества, другие большие общности религиозного характера (мусульманство, либо домусульманское тенгрианство).
Конечно, стремлением к влиянию озабочены люди и того и другого комплекса. Существенное различие: частично традиционалы обратятся к патронатно-клиентным отношениям (ПКО); модернисты могут начать действовать в рамках НПО (неправительственной организации). Впрочем, если поманить деньгами и льготами, прочими благами, то частичные традиционалы тоже создадут, только квази-НПО под чьим-то патронатом, став клиентами кого-то.
Сердцевина, сущность патронатно-клиентных отношений (далее ПКО) - это подчиненность, взаимный обмен услугами и обязательствами, персональные отношения. До присоединения к Российской империи в степи после краха Золотой Орды долгое время не было действенных институтов принуждения. Поэтому доминировали взаимный обмен услугами и персональные отношения распространялись на «управляющих и управляемых». Известно, что детям ханов Абулхаира и Аблая «по наследству» не перешла поддержка от соратников и сторонников их отцов.
В период Российской империи ПКО утрачивали прежний широкий характер, поскольку местная знать применяла и силу принуждения создаваемых властных институтов для обогащения, нередко за счет кочевников-общинников.
В советскую эпоху сталинский режим, уничтоживший «левых» и «правых», кое в чем противодействовал интересам номенклатуры в максимизации влияния, негласных доходов. Ситуация после Сталина оказалась все более благоприятной для проявления вышеупомянутых интересов номенклатуры.
В общем и целом, несложно обнаружить, что слова о свободе и равенстве мало что значат для «частичных традиционалов», ибо договор равных противоречит сути ПКО. Более того, «с сильным не борись, с богатым не ссорись» - эта старая поговорка напоминает о возможности появления репрессивного патрона.
Для модернистов же предпочтителен иной вариант, когда в первую очередь важны не персональные отношения, а деятельность институтов, когда, например, партии и прочие современные институты создают пространство обеспечения и обмена информацией.
Борьба идентификаций
Кроме ценности свободы, для модерниста естественна и важна ценность равенства. Вертикаль отношений властвования и подчинения принимается им как неизбежность и необходимость в целях координации и управления.
Но для частичного традиционала - ситуация иная. Ведь он не есть чистый, органичный традиционал Средних веков. В соотношении горнего и дольнего, иначе божественного и человеческого явственно проглядывает желание упорядочить мир имеющихся идентичностей. Далее с этой упорядоченностью привести к этому порядку других несогласных.
Но что может привести к упорядоченности в условиях слабости классовых и надэтнической идентификаций? Тем более, если усилиями некоторых полу-традиционалов вызовы бросаются со стороны региональных и квази-родо-племенных идентификаций даже этнической идентификации? Исторический опыт и современность свидетельствуют, что в такой обстановке есть для некоторых лиц соблазн поставить на первое место религиозную идентификацию. Что создает возможность для крайних, желающих поставить мусульманскую идентичность выше прочих, и, кроме того, навести порядок, разобравшись кто истинен в вере ислама. А отсюда недалеко до политических проектов типа создания всемирного Халифата.
Либо частичному традиционалу надо жить в мире непересекающих ценностей, особо не обращая внимания на лиц с иными взглядами и образом жизни. Добавим, не выступая против статус-кво согласия и стабильности, но особо и не поддерживая его.
Для модерниста вопросы идентификации ясны без аргументов силы. Ведь ценность свободы имеет продолжение в светском характере государства, возможности будучи атеистом быть очень моральным человеком, и в понимании религиозных убеждений как личного дела.
Заметим, что не все русскоязычные попадают в число проимущественно «модерн», не все казахскоязычные - в частичные традиционалы. Разница состоит в том, что есть различие между лицами двух наборов ценностей, а не в письменном и разговорном языке. Различие сущностное, но практически незамечаемое. Видим и слышим кто и что вещает, глаголет на каком языке. Не забудем: вращение Солнца вокруг есть видимое явление, а в сущности, напротив, Земля вращается вокруг Солнца.
Предшествовавшие статьи по теме:
«ВОСТОК - ДЕЛО ТОНКОЕ» ИЛИ О ПРИЗЫВАХ ТИПА «ДОЛЖЕН».
«ЦЕННОСТИ И СТАНДАРТЫ: ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ И ГРУППОВОЕ В СОВЕТСКИХ РЕАЛИЯХ».
«ПРИХОД ИСЛАМА: КАКОЙ ПО СЧЕТУ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ?».
«ЦЕННОСТИ И СТАНДАРТЫ: МЕЖДУ ДВУМЯ КОМПЛЕКСАМИ ЦЕННОСТЕЙ».
http://www.dialog.kz/?lan=ru&id=93&pub=2699