Сенбі, 23 Қараша 2024
Жаңалықтар 2393 0 пікір 9 Желтоқсан, 2011 сағат 10:13

Аскар Нурша. Национальная культура: современные задачи

Казахская культура нуждается в защите со стороны государства. Это факт очевидный, не требующий доказательства. Но защищать нужно грамотно и умело. Иначе создается впечатление, что сами защитники, не знают, что, собственно, с культурой делать, и как управлять процессами в культуре в современном обществе.

Казахская культура нуждается в защите со стороны государства. Это факт очевидный, не требующий доказательства. Но защищать нужно грамотно и умело. Иначе создается впечатление, что сами защитники, не знают, что, собственно, с культурой делать, и как управлять процессами в культуре в современном обществе.

Прошло 20 лет с момента обретения независимости. Это был важный этап в жизни казахстанцев и казахского общества, когда мы воспользовались вновь обретенной независимостью, чтобы восстановить утраченные, замалчиваемые или скрываемые от нас пласты национальной истории и культуры. «Белые пятна» нашего прошлого начали рассеиваться, казахи вновь вернули себе своих героев, мыслителей, поэтов и других выдающихся представителей народа. Началась активная и плодотворная работа в архивах Казахстана и других государств, по крупицам проясняющая малоизвестные эпизоды славного и великого кочевого исторического прошлого. Были воздвигнуты памятники батырам, биям и ханам, и в их честь переименованы улицы, стадионы, театры. Их имена и достижения изучают дети и молодежь в школах и университетах, а это означает, что национальная культура сохранится и будет усвоена подрастающим поколением. На улицы городов республиканского значения вернулась казахская речь. Особенно приятно слышать, как на казахском чисто и естественно говорят дети, думающие на родном языке и пока плохо говорящие на других языках.

В то же время возникает ощущение, что мы задерживаемся на этом восстановительном этапе, до сих пор находимся на трамплине и не можем прыгнуть дальше и широко расправить крылья. Без знания истории не бывает будущего. Это понятно. Но идти вперед с головой, повернутой все время назад в историю тоже нельзя. Почитая биев и батыров прошлого, ставя их жизнь в пример новому поколению, нельзя не признать увеличивающийся разрыв между историческими эпохами. Верного коня давно заменил автомобиль. Народ больше не кочует. Казахи в большинстве своем уже мигрировали из сел в города. Оставшиеся в большинстве своем переберутся в ближайшие 20 лет. Поскольку сменился хозяйственный уклад, а для ведения хозяйств требуется меньше людей. Следующее поколение казахов преимущественно будет городским. Меняется ритм жизни, он ускоряется, и это в частности находит отражение в современной музыке. Трудно слушать музыку, не совпадающую по ритму с твоим внутренним миром, так и в окружающем мире человек легче принимает и усваивает то, что соответствует новому, более быстрому ритму жизни.

Вырастает поколение городских казахоязычных казахов, с каждым годом их становится все больше. При этом они хорошо владеют и казахским и русским языками, и хотели бы видеть свою жизнь в лоне родной культуры. Если недостатка в традиционных формах уже практически нет - государство уделяет внимание поддержке народного творчества, - то спрос на адаптированные формы культуры к новым условиям жизни остается неудовлетворённым.

Молодежи и народу в целом нужны ориентиры в настоящем и будущем. Нужны герои своего времени, а не только периода казахско-джунгарских войн и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., при всем к ним большом уважении. Огромный моральный авторитет Б. Момыш-улы не имеет практически аналога в постсоветской жизни. Великие произведения советских казахских писателей, которыми мы зачитывались в школе, хотя и сохранили свою ценность, но все же относятся к ушедшей эпохе и другой действительности, в детали которой новое поколение не вникает.

Существует большой дефицит на историческую литературу, исторические фильмы, они всегда будут востребованы. Но еще больший дефицит обнаруживается на позитивных киногероев и просто персонажей в фильмах, снятых в постсоветском Казахстане. Везде криминал, бандиты, ловкачи, пошлость, упадок и чернуха, пользующиеся спросом на различных международных фестивалях. После этого удивляемся, почему с Казахстаном так легко ассоциируется за рубежом Борат. Главными героями казахстанских комедий почему-то выступают люди заискивающе-ущербные, образ недотепы-чукчи в советском анекдоте или туповатого инородца-среднеазиата в российском кинематографе, причем в своих фильмах на своей земле. Кого эти фильмы воспитают? В 90-е годы критиковали за безвкусие «Хабар» за сериал «Перекресток». Сегодня в отсутствии хороших фильмов, этот сериал выглядят вполне пристойно, что удивительно.

Бережно сохраняя традиционную национальную культуру, сверяя с ней, как с компасом, свое положение в глобальном и региональном цивилизационном пространстве, необходимо двигаться дальше и развивать современный пласт казахской культуры. Иначе, при отсутствии своего, этот современный пласт будет заимствован у других народов. Хотя нет, скорее это будут не самые лучшие элементы массовой культуры, агрессивно внедряющиеся в информационное и культурное пространство при помощи самых современных технологий.

Национальная культура - это фундамент нашей государственности. Но фундамент нужно своевременно укреплять. Речь идет о недостаточном развитии современных форм национальной культуры, задача которая - вывести наш народ на более высокую ступень цивилизационного развития, усилить жизненную силу и энергетику этноса и служить иммунитетом против попадания в национальное самосознание всего нездорового и лишнего.

В этой связи задача национальной интеллигенции и интеллектуалов не только сохранять традиции, язык и воспроизводить в неизменном виде духовное и культурное наследие, но и адаптировать культуру к потребностям изменившейся повседневной жизни, городской и сельской среды обитания, особенностям образа жизни, питания и досуга. И в соответствии с ними выпускать произведения различных жанров, направленные на повышение культурного уровня населения. Почему это задача интеллигенции? Больше просто некому, за исключением отдельных самородков из народа.

 

9.12.2011

 

Аскар Нурша, политолог

http://www.aspect-m.kz

0 пікір

Үздік материалдар

Сыни-эссе

«Таласбек сыйлығы»: Талқандалған талғам...

Абай Мауқараұлы 1482
Білгенге маржан

«Шығыс Түркістан мемлекеті бейбіт түрде жоғалды»

Әлімжан Әшімұлы 3254
Біртуар

Шоқанның әзіл-сықақтары

Бағдат Ақылбеков 5487