Жанаозен. Восстание адаев
Двадцать пять лет назад 16 декабря 1986 года на алматинской площади спецназ действовал менее жестко к своим согражданам
Блоггеры и профессиональные акулы пера обсуждают кровавые события в маленьком казахстанском городке Жанаозен, называя разные причины мятежа нефтяников и примкнувших к ним горожан. Одни видят в случившемся руку госдепа США, другие - козни скрывающихся за пределами родины Мухтара Аблязова и Рахата Алиева. Однако любой анализ событий будет неполной, если не брать во внимание саму структуру казахского общества, которое совсем недавно по историческим меркам, всего менее века тому назад сменило кочевой образ жизни на оседлость.
Если посмотреть видеосюжеты, снятые летом в разгар забастовки нефтяников, некоторые съемки начинаются вовсе не с призывов к соблюдению прав человека и социальной справедливости, а с непонятных для западного человека воззваний в адрес великого предка - легендарного Адая.
Род адай, населяющий Мангыстаускую область, нефтяной и исторический край страны (здесь больше памятников старины, чем во всем остальном Казахстане), далеко не самый крупный род в составе казахского народа, но он - единственный род среди всех многочисленных казахских родов, которому посвящен отдельный кюй - музыкальное произведение на домбре.
Двадцать пять лет назад 16 декабря 1986 года на алматинской площади спецназ действовал менее жестко к своим согражданам
Блоггеры и профессиональные акулы пера обсуждают кровавые события в маленьком казахстанском городке Жанаозен, называя разные причины мятежа нефтяников и примкнувших к ним горожан. Одни видят в случившемся руку госдепа США, другие - козни скрывающихся за пределами родины Мухтара Аблязова и Рахата Алиева. Однако любой анализ событий будет неполной, если не брать во внимание саму структуру казахского общества, которое совсем недавно по историческим меркам, всего менее века тому назад сменило кочевой образ жизни на оседлость.
Если посмотреть видеосюжеты, снятые летом в разгар забастовки нефтяников, некоторые съемки начинаются вовсе не с призывов к соблюдению прав человека и социальной справедливости, а с непонятных для западного человека воззваний в адрес великого предка - легендарного Адая.
Род адай, населяющий Мангыстаускую область, нефтяной и исторический край страны (здесь больше памятников старины, чем во всем остальном Казахстане), далеко не самый крупный род в составе казахского народа, но он - единственный род среди всех многочисленных казахских родов, которому посвящен отдельный кюй - музыкальное произведение на домбре.
Малый жуз, в состав которого входит адай, исторически считается наиболее воинственным, что нашло отражение в народной мудрости: «Улы жузге таяк берiп малга кой, орта жуздi калам берiп дауга кой, кiшi жуздi найза берiп жауга кой». Переводятся эти слова следующим образом: Старшему жузу дай посох, чтобы он пас скот, Среднему жузу - дай перо (калам) для спора, Младшему жузу вручи копье и выставь против врага».
И это не пустые слова. Большинство казахов, ставших героями Советского Союза в годы второй мировой войны, были родом из Младшего жуза, в том числе герои-девушки - знаменитый снайпер Алия Молдагулова и пулеметчица Маншук Маметова. Единственный в Тюменской области казах-герой СССР Тулебай Ажимов тоже оказался выходцем из Младшего жуза.
Казах может не знать родного языка, но он обязательно знает свой род и какому жузу он принадлежит. А многие «неманкуртизированные» степняки от Мангыстау до Алтая знают и свой «ата-коныс» - родовое кочевье, в буквальном переводе «место, где ночевали предки». А как не знать ата-коныс, если не дед твой, так твой прадед-кочевник и все другие предки до седьмого поколения покоятся там, на кладбищах-зиратах родового кочевья. Эти земли никак не закреплены документально за потомками тех, кто тут кочевал в начале прошлого века, и являются родовыми лишь в памяти людей.
В постперестроечные годы, когда началась разработка нефтяных месторождений на землях адайцев на Мангыстау, на западе Казахстана родилось крылатое выражение: аспанда Кудай, жерде - мунай, ортасында - адай. В переводе: на небе Бог, под землей нефть (мунай), между ними - адай.
Те, кто пустил в оборот эти слова, похоже, наивно рассчитывали на кусок от нефтяного пирога, добытого на земле их предков, и, собственно, в этом нет ничего крамольного, исходя из мировой практики. Например, коренное население Ханты-Мансийского округа Тюменской области припеваючи живет за счет отчислений компаний, добывающих нефть из недр их родовых кочевий. Некоторые манси не только меняют снегоходы каждую зиму, но и строят в тайге виллы с автономным электропитанием на дивиденды из недр родовых земель.
Но в Казахстане нет закона о коренных родах, аналогичного российскому закону о коренных народах, нет закона о родовых кочевьях и нет закрепленных за конкретным родом земель, все граждане равны по закону, поэтому адаям говорят: извините и подвиньтесь. Однако историческая память о «своей» земле еще жива, и она особенно дает знать о себе, когда китайские рабочие-нефтяники на твоей земле получают гораздо больше, чем ты, за ту же работу, что делаешь и ты.
«Народы живут лишь великими впечатлениями, которые оставляют в их душе протекшие века», - писал Чаадаев. В душе казахов Мангыстауской области самым великим впечатлением является легендарный Адай, отважным потомкам которого посвятил свой знаменитый кюй полтора столетий тому назад великий бунтарь, певец свободы Курмангазы. Послушайте кюй, и вы поймете душу адайца, говорят на западе Казахстана. Поэтому неслучайно в летних видеосюжетах обращение бастующих к памяти легендарного предка.
В ответ на требование быть равными на своей земле, нефтяников просто вышвырнули с работы...
Скорбный плач «жоктау» стоит сегодня в Жанаозене, где проходят жаназа по погибшим.
- Почему полиция стала стрелять в народ! - возмущаются жители всех уголков Казахстана, люди различных родов и национальностей. - Почему не использовали водометы, как это делается во всем цивилизованном мире? Кто дал команду на расстрел?
Двадцать пять лет назад 16 декабря 1986 года на алматинской площади спецназ действовал менее жестко к своим согражданам, и то событие стало предвестником больших перемен, «хулиганствующие элементы» Желтоксана через пять лет были реабилитированы, а затем названы героями, которые первым бросили вызов тоталитарному строю. Современный мир меняется в разы быстрее и, думается, недалек тот день, когда мы услышим иную оценку кровавых событий на Мангыстау.
http://www.islamnews.ru