Жексенбі, 24 Қараша 2024
Жаңалықтар 2919 0 пікір 5 Ақпан, 2012 сағат 05:51

Числом поболее, ценою подешевле

Как избежать полной девальвации казахстанского высшего образования?

Едва ли у нас в стране можно найти взрослого и вменяемого человека, довольного положением дел в отечественной системе высшего образования. Низкий уровень преподавания, повсеместная коррупция, слабый культурный и интеллектуальный уровень самих студентов, не знающих элементарных вещей и не способных выражать свои мысли что в устной, что в письменной форме, - это только основные проблемы, которые сопровождаются массой других чрезвычайно неприятных “мелочей”. Но главная беда в том, что мы ежегодно получаем десятки тысяч безграмотных молодых специалистов, от которых очень часто зависят людские судьбы, и десятки тысяч безработных с дипломами о высшем образовании в кармане, но фактически годных только для неквалифицированной работы.

Как избежать полной девальвации казахстанского высшего образования?

Едва ли у нас в стране можно найти взрослого и вменяемого человека, довольного положением дел в отечественной системе высшего образования. Низкий уровень преподавания, повсеместная коррупция, слабый культурный и интеллектуальный уровень самих студентов, не знающих элементарных вещей и не способных выражать свои мысли что в устной, что в письменной форме, - это только основные проблемы, которые сопровождаются массой других чрезвычайно неприятных “мелочей”. Но главная беда в том, что мы ежегодно получаем десятки тысяч безграмотных молодых специалистов, от которых очень часто зависят людские судьбы, и десятки тысяч безработных с дипломами о высшем образовании в кармане, но фактически годных только для неквалифицированной работы.

Откуда берут начало эти проблемы, тоже всем хорошо известно. Резкий рост количества вузов и числа обучающихся в них студентов существенно девальвировал отечественное высшее образование. Если в 1986 году в Казахстане насчитывалось 55 вузов, в которых обучались 275 тысяч человек, то спустя двадцать лет полку институтов, университетов и академий прибыло более чем втрое, а армия студентов достигла почти восьмисот тысяч “штыков”. К этому можно смело прибавить и количество учащихся в непомерно расплодившихся колледжах. Получая сначала среднее специальное образование, а потом поступая по этой же специальности сразу на третий курс вуза, школьники старших классов получали возможность избежать ЕНТ. Это обстоятельство, как показывают цифры, имело очень важное значение. В 2000-2010 годах численность учащихся в колледжах выросла почти в три раза - почти до полумиллиона человек. При этом в профессионально-технических школах (которые у нас не слишком скромно называются лицеями) сейчас обучаются немногим более ста тысяч молодых людей.
Правда, в последние годы численность студентов вузов несколько снизилась. Но и сегодня по числу студентов на 10 тысяч человек населения мы по-прежнему опережаем большинство ведущих стран мира.

 

 

Безусловно, в сложившейся ситуации нельзя винить только государство. Наши люди сами и добровольно (залезая в долги и кредиты) платят деньги за обучение своих детей по невостребованным на рынке труда специальностям, хотя имеют возможность бесплатно дать им актуальную на сегодняшний день профессию.
Однако власти тоже несут свою долю ответственности за то, что в свое время утратили контроль над ситуацией.
В одной из недавних бесед с журналистами премьер-министр Карим МАСИМОВ снова говорил о необходимости уменьшения численности студентов колледжей и вузов и увеличении количества обучающихся в профессионально-технических школах. Министр образования и науки Бакытжан ЖУМАГУЛОВ также неоднократно заявлял о твердом намерении правительства до 2020 года сократить количество вузов до ста и в судебном порядке добиться закрытия свыше четырех десятков карликовых вузов, носящих самые громкие названия.

 

 

Обозначенные цели на самом деле выглядят довольно скромно. Так, к примеру, в соседней России, по оценкам министра образования Андрея ФУРСЕНКО, необходимо оставить всего около 50 университетов и 150-200 вузов из более чем тысячи действующих на сегодняшний день. Казахстану же с учетом нашей демографии и географии для повышения престижа и качества образования требуется не более 50-60 вузов, в которых обучалось бы около 300 тысяч студентов, то есть необходимо вернуться к показателям Казахской ССР.

 

 

Что для этого нужно:
Во-первых, исключить требование о необходимости высшего образования для длинного ряда должностей в бюджетной сфере;
Во-вторых, существенно повысить нижний порог ЕНТ, позволяющий претендовать на обучение в вузе;
В-третьих, ужесточить требования к приемным экзаменам в колледжах и ввести дополнительные экзамены для выпускников колледжей, желающих поступить в вуз;
В-четвертых, значительно повысить оплату за обучение в колледжах и вузах;
Отменить заочную форму получения высшего образования.

Понятно, что все эти шаги вряд ли будут встречены с восторгом чадолюбивой казахстанской общественностью, мечтающей только о том, чтобы увидеть своих детей, к примеру, в прокурорской форме. Но зато всего через несколько лет мы сможем наконец обучить нашу молодежь нормальным профессиям и повысить качество подготовки в вузах до такой степени, чтобы людей, имеющих высшее образование, можно было бы без всяких оговорок назвать интеллигентами.

Радик ТЕМИРГАЛИЕВ

http://www.time.kz/index.php?newsid=25662

0 пікір

Үздік материалдар

Сыни-эссе

«Таласбек сыйлығы»: Талқандалған талғам...

Абай Мауқараұлы 1491
Білгенге маржан

«Шығыс Түркістан мемлекеті бейбіт түрде жоғалды»

Әлімжан Әшімұлы 3259
Біртуар

Шоқанның әзіл-сықақтары

Бағдат Ақылбеков 5570