Жұма, 22 Қараша 2024
Жаңалықтар 3908 0 пікір 5 Маусым, 2013 сағат 11:45

Марат Тажин. Мы должны создать целостную национальную историческую картину

Сегодня в ЕНУ им.Гумилева 5 июня2013 года. В Астане с участием Государственного секретаря Республики Казахстан Марата Тажина проводится расширенное заседание Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан.

 

Из выступлении Государственного секретаря Республики Казахстан Марата Тажина:

 

Вместе с тем, мы должны отчетливо видеть и понимать, что время ставит перед исторической наукой совершенно новые требования.

 Произошедшая в мировой историографии критическая переоценка  методов познания оказалась на периферии нашего внимания.

Речь идет, по крайней мере, о двух методологических революциях 20 века, с которыми связаны принципиальные перемены в исторической науке.

Во-первых, я бы отметил, мощное интеллектуальное движение французской исторической школы первой половины XX столетия, связанное, прежде всего, с именами Люсьена Февра и Марка Блока.

Сегодня в ЕНУ им.Гумилева 5 июня2013 года. В Астане с участием Государственного секретаря Республики Казахстан Марата Тажина проводится расширенное заседание Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан.

 

Из выступлении Государственного секретаря Республики Казахстан Марата Тажина:

 

Вместе с тем, мы должны отчетливо видеть и понимать, что время ставит перед исторической наукой совершенно новые требования.

 Произошедшая в мировой историографии критическая переоценка  методов познания оказалась на периферии нашего внимания.

Речь идет, по крайней мере, о двух методологических революциях 20 века, с которыми связаны принципиальные перемены в исторической науке.

Во-первых, я бы отметил, мощное интеллектуальное движение французской исторической школы первой половины XX столетия, связанное, прежде всего, с именами Люсьена Февра и Марка Блока.

  • · Очевидно, что современная история вышла за свои узкодисциплинарные рамки и стала междисциплинарной наукой.

            …Исторические исследования перестали замыкаться на изучении исключительно письменных источников и работе в архивах. Исторические исследования во всем мире  интегрировали в себя методы многих смежных научных дисциплин – социологии и социальной психологии, социальной географии, этнографии, антропологии, культурологи, истории права и т.д.

Во-вторых, еще один качественный скачок в мировой исторической науке, - не менее грандиозный по масштабам, чем первый, - был сделан уже во второй половине ХХ века.

  • · Проникновение методов феноменологии и герменевтики в историческую науку существенно изменило сам тип исторического исследования. Теперь историк становится «понимающим», - ученым, который должен проникнуть во внутренние смыслы  изучаемого времени, ученым, который должен не просто изучать факты, а достигать «понимания» ценностей, правил, морали конкретного общества.
  • · При таком подходе каждая национальная история предстает не как абстрактная хронологическая летопись формаций и цивилизаций, а как живая история народа со всей его сложностью и уникальностью. И задача современного историка состоит не в том, чтобы втиснуть национальную историю в какие-то жесткие рамки неких универсальных закономерностей, а в том, чтобы понять, как развивается живой, уникальный организм национальной истории.
    • Если мы будем рассматривать национальную историю в понятиях формационного подхода, трактуя уникальную цивилизацию тюркских каганатов, например, в терминах раннего феодализма, то мы ничего не поймем и повторим примитивную схему. Если рассматривать этногенез казахов в терминах марксистского структурализма, то мы зайдем в очередной тупик. Ибо при помощи устаревшего научного языка нельзя увидеть реальность с высоты современной науки.
    • Как образно сказал один современный философ: «слова конструируют социальную реальность в той же степени, в которой они ее выражают». Конечно, мы далеки от того, чтобы трактовать историю в духе раннего Людвига Витгенштейна или позднего Ролана Барта, для которого «исторический факт имеет лишь лингвистическое существование». Это тоже перебор и уже архаизм, правда, свежий архаизм. И то, что постмодернисткая лексика или концепты лингвистической философии, хотя и с большим запозданием вводятся в казахский язык, можно только приветствовать.
    • Но, безусловно, одно. Наша историография должна серьезно изменить свой методический и языковой инструмент.
    • Перед казахстанской исторической наукой стоит реальный вызов, ответ на который вполне может быть найден.
    •  

***

Глава государства, Нурсултан Абишевич Назарбаев, давно и предметно занимающийся вопросами национальной истории предложил разработать специальную программу исторических исследований под названием «Народ в потоке истории».  Главная цель программы:

  • создание условий для качественного скачка исторической науки Казахстана на базе передовой методологии и методики;
  • · расширение горизонтов национальной истории казахов, формирование нового исторического мировоззрения нации.
  • осмысление двух десятилетий новейшей истории Казахстана. 

Эта инициатива Нурсултана Абишевича Назарбаева появилась не случайно.

Будущее невозможно без опоры на историческое прошлое. В той незримой  войне смыслов и ценностей, которая разыгрывается на планете каждый день, сохранение исторической памяти - это единственный способ самосохранения вообще.

 Уже к 5-летию Независимости нашего государства Нурсултан Абишевич Назарбаев высказал свои взгляды на историю нашего государства, «порой драматическую, порой милосердную, …но всегда пронизанную стремлением к Независимости».

 Свое стратегическое видение национальной истории Глава государства изложил в книге «В потоке истории» в 1999 году.  В 2003 году, в своем Послании народу Казахстана, Президент Н.А.Назарбаев объявил о начале беспрецедентной программы «Мәдени мұра».

За семь лет реализации программы - с 2004 по 2011 годы - проведено 26 специальных исследований по истории, археологии и этнографии Казахстана. Но все это – начало нашей большой работы, направленной на восстановление исторической памяти и исторической справедливости.

 Сегодня, на этапе состоявшегося государства, мы должны осмыслить свою историю с высоты современной науки и создать целостную национальную историческую картину.

0 пікір

Үздік материалдар

Сыни-эссе

«Таласбек сыйлығы»: Талқандалған талғам...

Абай Мауқараұлы 1464
Білгенге маржан

«Шығыс Түркістан мемлекеті бейбіт түрде жоғалды»

Әлімжан Әшімұлы 3231
Біртуар

Шоқанның әзіл-сықақтары

Бағдат Ақылбеков 5335