Марат Тажин. Мы должны создать целостную национальную историческую картину
Сегодня в ЕНУ им.Гумилева 5 июня2013 года. В Астане с участием Государственного секретаря Республики Казахстан Марата Тажина проводится расширенное заседание Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан.
Из выступлении Государственного секретаря Республики Казахстан Марата Тажина:
Вместе с тем, мы должны отчетливо видеть и понимать, что время ставит перед исторической наукой совершенно новые требования.
Произошедшая в мировой историографии критическая переоценка методов познания оказалась на периферии нашего внимания.
Речь идет, по крайней мере, о двух методологических революциях 20 века, с которыми связаны принципиальные перемены в исторической науке.
Во-первых, я бы отметил, мощное интеллектуальное движение французской исторической школы первой половины XX столетия, связанное, прежде всего, с именами Люсьена Февра и Марка Блока.
Сегодня в ЕНУ им.Гумилева 5 июня2013 года. В Астане с участием Государственного секретаря Республики Казахстан Марата Тажина проводится расширенное заседание Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан.
Из выступлении Государственного секретаря Республики Казахстан Марата Тажина:
Вместе с тем, мы должны отчетливо видеть и понимать, что время ставит перед исторической наукой совершенно новые требования.
Произошедшая в мировой историографии критическая переоценка методов познания оказалась на периферии нашего внимания.
Речь идет, по крайней мере, о двух методологических революциях 20 века, с которыми связаны принципиальные перемены в исторической науке.
Во-первых, я бы отметил, мощное интеллектуальное движение французской исторической школы первой половины XX столетия, связанное, прежде всего, с именами Люсьена Февра и Марка Блока.
- · Очевидно, что современная история вышла за свои узкодисциплинарные рамки и стала междисциплинарной наукой.
…Исторические исследования перестали замыкаться на изучении исключительно письменных источников и работе в архивах. Исторические исследования во всем мире интегрировали в себя методы многих смежных научных дисциплин – социологии и социальной психологии, социальной географии, этнографии, антропологии, культурологи, истории права и т.д.
Во-вторых, еще один качественный скачок в мировой исторической науке, - не менее грандиозный по масштабам, чем первый, - был сделан уже во второй половине ХХ века.
- · Проникновение методов феноменологии и герменевтики в историческую науку существенно изменило сам тип исторического исследования. Теперь историк становится «понимающим», - ученым, который должен проникнуть во внутренние смыслы изучаемого времени, ученым, который должен не просто изучать факты, а достигать «понимания» ценностей, правил, морали конкретного общества.
- · При таком подходе каждая национальная история предстает не как абстрактная хронологическая летопись формаций и цивилизаций, а как живая история народа со всей его сложностью и уникальностью. И задача современного историка состоит не в том, чтобы втиснуть национальную историю в какие-то жесткие рамки неких универсальных закономерностей, а в том, чтобы понять, как развивается живой, уникальный организм национальной истории.
- Если мы будем рассматривать национальную историю в понятиях формационного подхода, трактуя уникальную цивилизацию тюркских каганатов, например, в терминах раннего феодализма, то мы ничего не поймем и повторим примитивную схему. Если рассматривать этногенез казахов в терминах марксистского структурализма, то мы зайдем в очередной тупик. Ибо при помощи устаревшего научного языка нельзя увидеть реальность с высоты современной науки.
- Как образно сказал один современный философ: «слова конструируют социальную реальность в той же степени, в которой они ее выражают». Конечно, мы далеки от того, чтобы трактовать историю в духе раннего Людвига Витгенштейна или позднего Ролана Барта, для которого «исторический факт имеет лишь лингвистическое существование». Это тоже перебор и уже архаизм, правда, свежий архаизм. И то, что постмодернисткая лексика или концепты лингвистической философии, хотя и с большим запозданием вводятся в казахский язык, можно только приветствовать.
- Но, безусловно, одно. Наша историография должна серьезно изменить свой методический и языковой инструмент.
- Перед казахстанской исторической наукой стоит реальный вызов, ответ на который вполне может быть найден.
***
Глава государства, Нурсултан Абишевич Назарбаев, давно и предметно занимающийся вопросами национальной истории предложил разработать специальную программу исторических исследований под названием «Народ в потоке истории». Главная цель программы:
- создание условий для качественного скачка исторической науки Казахстана на базе передовой методологии и методики;
- · расширение горизонтов национальной истории казахов, формирование нового исторического мировоззрения нации.
- осмысление двух десятилетий новейшей истории Казахстана.
Эта инициатива Нурсултана Абишевича Назарбаева появилась не случайно.
Будущее невозможно без опоры на историческое прошлое. В той незримой войне смыслов и ценностей, которая разыгрывается на планете каждый день, сохранение исторической памяти - это единственный способ самосохранения вообще.
Уже к 5-летию Независимости нашего государства Нурсултан Абишевич Назарбаев высказал свои взгляды на историю нашего государства, «порой драматическую, порой милосердную, …но всегда пронизанную стремлением к Независимости».
Свое стратегическое видение национальной истории Глава государства изложил в книге «В потоке истории» в 1999 году. В 2003 году, в своем Послании народу Казахстана, Президент Н.А.Назарбаев объявил о начале беспрецедентной программы «Мәдени мұра».
За семь лет реализации программы - с 2004 по 2011 годы - проведено 26 специальных исследований по истории, археологии и этнографии Казахстана. Но все это – начало нашей большой работы, направленной на восстановление исторической памяти и исторической справедливости.
Сегодня, на этапе состоявшегося государства, мы должны осмыслить свою историю с высоты современной науки и создать целостную национальную историческую картину.