Жұма, 22 Қараша 2024
Жаңалықтар 4070 0 пікір 3 Наурыз, 2014 сағат 05:52

Досым Сатпаев: В украинском котле обжечься может и Казахстан

Директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев: «Решение Совета Федерации РФ удовлетворить просьбу президента Путина о вводе войск на территорию Украины в очередной раз напоминает слова Карла фон Клаузевица о том, что любая война, маленькая и большая, гипотетическая и реальная, есть лишь продолжение политики другими средствами»

Мягкое подбрюшье

Политика - это постоянный торг. И Украина в этом торге между Западом и Россией - просто ценный приз, который каждая из сторон пытается получить. Первые пытаются расширить свое жизненное геополитическое пространство до российских границ. А Москва всеми силами пытается вернуть контроль над своим «мягким подбрюшьем», к которому, кстати, относится и Казахстан. А бряцанье оружием в этом торге обычно используется более слабым игроком.

Директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев: «Решение Совета Федерации РФ удовлетворить просьбу президента Путина о вводе войск на территорию Украины в очередной раз напоминает слова Карла фон Клаузевица о том, что любая война, маленькая и большая, гипотетическая и реальная, есть лишь продолжение политики другими средствами»

Мягкое подбрюшье

Политика - это постоянный торг. И Украина в этом торге между Западом и Россией - просто ценный приз, который каждая из сторон пытается получить. Первые пытаются расширить свое жизненное геополитическое пространство до российских границ. А Москва всеми силами пытается вернуть контроль над своим «мягким подбрюшьем», к которому, кстати, относится и Казахстан. А бряцанье оружием в этом торге обычно используется более слабым игроком.

Ведь с приходом Владимира Путина к власти Россия пытается избавиться от комплекса проигравшей стороны и доказать всем, кто в доме хозяин. При этом под  «домом» подразумевается всё постсоветское пространство. И если раньше Россия пыталась вмешиваться во внутреннюю политику Украины через политтехнологии, формируя свою «пятую колону» в лице политиков и олигархов, то после провала этой стратегии было принято решение применить технологию «грузинского блицкрига», спровоцировав сепаратистские движения в этой стране. Такое ощущение, что Кремль уже совсем забыл печальный опыт Чечни.

При этом Москва, в первую очередь, пытается контролировать напряженность в этой стране в преддверии подготовки к новым президентским выборам. Конечно, если они вообще состоятся - с учетом изменившейся обстановки. Проще говоря, показывая ствол пистолета из-под плаща, Путин отнюдь не защищает Виктора Януковича, на котором уже поставили крест: Россия банально шантажирует Запад, требуя, чтобы с ней считались. Как правильно кто-то заметил, здесь Россия скатывается на уровень Северной Кореи, которая уже давно использует шантаж в качестве инструмента своей внешней политики. Вся проблема в том, что таким способом Москва может только еще больше мобилизовать своих противников внутри украинской оппозиции, которая до этого была довольно разношерстной. Интересно, что против российской политики совместно выступили даже бывшие политические противники - экс-президенты Леонид Кравчук, Леонид Кучма и Виктор Ющенко, которые уже сделали совместное заявление, где потребовали не только денонсации Харьковских соглашений о продлении пребывания Черноморского флота на территории Украины на 25 лет, но также немедленного подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом (позже Кучма опроверг факт подписания этого заявления. - F).

Мировая практика также показывает, что если кто-то начинает войну, то очень часто делает это для того, чтобы решить свои собственные внутренние проблемы. Это всем известный принцип «маленькой победоносной войны», которую многие политики, в том числе и на Западе, часто использовали для поднятия своего политического веса внутри страны и за рубежом. Как говорил Томас Манн, «война - всего лишь трусливое бегство от проблем мирного времени». Ведь эффект Болотной площади и «синдром Навального» хорошо показали дуэту Путин - Медведев, что они уже давно не являются общенациональными лидерами, а оппозиционные настроения в российском обществе являются тревожным знаком. И лучший способ объединить массы - это найти еще одного врага, но уже в лице новой украинской власти.

С момента своего прихода к власти Путин сделал ставку на ура-патриотический винегрет в виде модифицированного царского лозунга: «Православие, самодержавие, народность», замешанного на остатках советского комплекса «старшего брата», который должен заниматься «собиранием земель», чтобы взять у Запада геополитический реванш. Кстати, заявления Эдуарда Лимонова и Владимира Жириновского по поводу территориальных претензий к Казахстану подпитываются как раз именно этими настроениями. Может быть, правы те комментаторы, кто полагает, что эти два деятеля - отнюдь не политические клоуны, а глашатаи новой российской внешней политики? Но если вы выпускаете наружу внешнеполитические агрессивные настроения как джинна из бутылки, то рано или поздно они могут быть направлены против своих же вдохновителей. Первая «проба пера» была в Грузии, у которой оттяпали Южную Осетию и Абхазию. Теперь решили  повторить с Крымом. То есть Москва снова дергает дракона за хвост. Объективности ради стоит сказать, что этим давно уже занимается и Запад, который в Ираке, Ливии, на Балканах и в других уголках планеты мира показал остальному миру, что сила - всегда более веский аргумент, чем политика убеждения.

С другой стороны, пример Украины очень хорошо говорит о том, что если страна ослаблена изнутри, то риск для нее превратиться в яблоко раздора между крупными геополитическими игроками значительно увеличивается. Коррупция, «идейный сепаратизм», девальвация доверия к власти является той самой взрывоопасной смесью, которое делает любое государство уязвимым как извне, так и снаружи. В свое время «оранжевые» пришли к власти на волне борьбы с коррупцией. Затем Янукович оседлал такого же «коня», но уже направив его против «оранжевых». При этом свой уголек в напряженную украинскую политику подбрасывала и Россия, и Запад. В результате Украина находится на грани развала, а общество стоит перед пропастью гражданской войны.

Тревожный сигнал для Казахстана

Но, вне зависимости о того, являются ли последние шаги России просто бряцаньем оружием, шантажом или же началом реальной войны, они должны насторожить и Казахстан. Кстати, 25 февраля состоялся телефонный разговор Нурсултана Назарбаева с Владимиром Путиным, в том числе по «актуальным вопросам международной повестки дня». Но посвятила ли Москва Астану в свои планы относительно Украины?

Если нет, тогда возникает вопрос о военной авантюре, в которую косвенно втягивают и Казахстан - как партнера России по ОДКБ и Таможенному союзу. Тем более МИД Украины уже обратился к НАТО с просьбой «рассмотреть использование всех возможностей для защиты территориальной целостности суверенитета страны» в связи с угрозой военного вторжения со стороны России. Понятно, что Украина - не член НАТО, что усложняет получение военной помощи от Северо-Атлантического альянса. Но зато Казахстан - член ОДКБ, которая была создана в том числе для участия в военных действиях на стороне любого из своих «подписантов». А сталкивание лбами НАТО и ОДКБ - отнюдь не в интересах многовекторной политики Астаны.

И если в 2008 Казахстан еще смог сохранить свое лицо, не признав независимость Южной Осетии и Абхазии, то сейчас Астана должна обратить внимание на опасный тренд участившегося использования Россией сепаратистских настроений в соседних странах для достижения своих геополитических целей. Ведь никто не даст стопроцентной гарантии, что в будущем украинский сценарий не будет реализован и в Казахстане, если после транзита нашей власти вдруг начнут меняться внешнеполитические приоритеты Астаны, а перспективу участия Казахстана в Таможенном союзе или даже в ОДКБ поставят под вопрос. Ведь на территории нашей страны есть свой аналог российского Черноморского флота - военно-стратегический объект Байконур.

Более того, некоторые казахстанские экономисты уже говорят о дальнейшем ослаблении тенге, если из-за бурлящего украинского котла, куда Москва сунула голову, еще сильнее упадет российский рубль. Ситуация еще больше ухудшится, если против России попытаются ввести международные экономические санкции.  

Примечание. Точка зрения авторов не обязательно совпадает с позицией редакции.

forbes.kz

0 пікір

Үздік материалдар

Сыни-эссе

«Таласбек сыйлығы»: Талқандалған талғам...

Абай Мауқараұлы 1456
Білгенге маржан

«Шығыс Түркістан мемлекеті бейбіт түрде жоғалды»

Әлімжан Әшімұлы 3219
Біртуар

Шоқанның әзіл-сықақтары

Бағдат Ақылбеков 5273