Сенбі, 23 Қараша 2024
Жаңалықтар 5835 0 пікір 20 Тамыз, 2010 сағат 08:16

Казахи – загадка современности. От неразгаданного прошлого к императивам будущего. Ч.1.

«...Сознательное унижение европоцентристами, во многом принятое и советской пропагандой и наукой, истории кочевников, ее интерпретация как истории беспечного и ленивого, безынициативного народа, ведущего полуживотную жизнь, сыграло свою разрушающую и гибельную роль для казахского национального самосознания. Поэтому, если быть объективным, то перед нами стоит историческая по значимости задача восстановления самоуважения, написания объективной истории с ее положительными и отрицательными сторонами, ее победами и поражениями».    

Н. Назарбаев.

«...Сознательное унижение европоцентристами, во многом принятое и советской пропагандой и наукой, истории кочевников, ее интерпретация как истории беспечного и ленивого, безынициативного народа, ведущего полуживотную жизнь, сыграло свою разрушающую и гибельную роль для казахского национального самосознания. Поэтому, если быть объективным, то перед нами стоит историческая по значимости задача восстановления самоуважения, написания объективной истории с ее положительными и отрицательными сторонами, ее победами и поражениями».    

Н. Назарбаев.

В человеке всегда существовало желание познать окружающий мир и себя в нем. Не только свою индивидуальную природу, но и коллективные особенности общества, в котором он живет. Идентификация себя с определенным народом - одна из первых, базовых ступеней социализации. Общеизвестна истина, что без прошлого нет настоящего и будущего. Поэтому объяснимо стремление знать историю своего народа. К тому же, это необходимо: чтобы ставить реальные цели, строить осуществимые планы, нужно знать, кто ты и откуда. Знание прошлого важно и в конкретном взаимодействии в будущем Казахстана и других стран, имеющих оседлое прошлое. Вся гамма национальных, политических, культурных, элитных взаимодействий в будущем находится под жестким давлением прошлых установок и стереотипов взаимоотношений кочевников и оседлых народов.

Не столь давно у нас были взгляды на историю, привитые страной Советов. Теперь республики разошлись по своим «квартирам», мы, казахи, стали гражданами «малой»  - в масштабах бывшего СССР - родины. Чтобы нам правильно продолжить поступательное движение, без лишних амбиций и ложной скромности, чтобы поставить выполнимые задачи, построить успешную национальную экономику, политику и идеологию, нам, казахстанскому обществу, нужно знать основы, представлять себе полную и адекватную картину истории нашей «малой» Родины, степной республики.

После распада СССР, когда исчезла государственная цензура, появилось множество работ различных авторов, ставящих под сомнение официальную историю кочевого народа, проживающего на степных просторах Евразии от Дуная до Китая. Дискуссии по истории кочевых обществ Евразийской степи идут беспрерывно, а согласия по многим вопросам нет.  Более того, авторы не только не проясняют проблемы, касающиеся происходящих в Великой Степи процессов, но еще больше запутывают.

Перечислю некоторых: Мурад Аджи, А. Бушков, К. Пензев, А.Фоменко, Г.Носовский, А. Буровской, французские историки Жак ле Гофф, К.Оссон и многие другие. Вновь стали востребованы труды авторов прошлых лет: П.Н.Савицкого, Г. Державина, князя Н.С.Трубецкого, Л. Гумилева, А.В. Левшина, М.Тынышпаева и многих  др.

Ученые, историки, писатели, филологи, лингвисты, военные описывают исторические процессы, опираясь на известные им факты и каждый по-своему интерпретирует их. Не отстают и современные казахские авторы: К. Данияров, И. Н. Ундасынов и др. Однако, они заняты исследованием истории казахов-степняков на территории современного Казахстана. Насколько это правомерно и объективно? Ведь казахи-кочевники - жители евразийских степей. Территория современного Казахстана - это лишь их последнее пристанище на просторах Евразийской степи. Их вытесняли и  уничтожали возрождающиеся оседлые империи с Запада и Востока материка Евразии. Ограничиваясь изучением в таких строгих географических рамках, можно написать то, что будет годно для краеведческого музея, но никак не историю целого, многочисленного в прошлом, кочевого народа.

Предметом, действительно достойным изучения в современной исторической науке, должны стать казахи-степняки, как основной кочевой народ, проживающий на просторах Евразийской степи. Как они проявили себя в истории? Какой след оставили? Как повлияли на развитие оседлых народов, проживающих вокруг степи, и на мировой исторический процесс в целом?

Основываясь на фактах, которые каждый может проверить, углубившись в старинные летописи и научные труды, хранящихся в архивах народов Евразии, перечислим известные личности и события, повлиявшие на ход мировой истории и непосредственно связанные с выходцами из степи, т.е. с казахами-степняками:

Анахарсис Скифский, Аль Фараби, Аттила, король Артур, Культегин, Мамай, Александр Невский, султан Бейбарс, Чингисхан, хан Батый, эмир Тимур, Бабур, хан Тохтамыш,  представители императорских династий Китай до 13 столетия, правящая элита Московского государства до Романовых. Участие кочевников-степняков в военных походах на Римскую империю, столкновениях с крестоносцами в первых крестовых походах на Ближнем Востоке при защите мусульманских святынь, участие в военных баталиях с Ливонским, Тевтонским  орденами, создание государства великих Моголов в Индии, образование государства мамлюков в Египте и на Ближнем Востоке, влияние на народы Сибири и Китая.

Образ казахов-кочевников в официальной истории оседлых народов демонизируется. Так например, в Китае, Индии, на Ближнем Востоке,  в Средней Азии, Восточной и Западной Европе - в оседлых странах эволюционно развивалась цивилизация. И вдруг, внезапно, периодически из степей вероломно нападал агрессор. Откуда-то, из не имеющих активов мест, говоря словами древних сказаний «из дикого поля», появлялась чудовищная сила, дикие орды кочевников на лошадях: количеством несметным, отлично вооруженные, технически оснащенные, обученные передовой военной науке, дисциплинированные, с развитой системой управления, связью, менеджментом среднего и высшего звена. Люди, имеющие представление по ведению наступательных, захватнических воин, оккупационной  и жандармской работой, умеющие удерживать в повиновении захваченные народы, а  так же управлять экономикой подчиненных государств и вести успешную  торговлю. Этот враг разрушал жилища, административные здания, дворцы, топтал посевы,  а посуду, произведения искусства и т.п., т. е. все движимое имущество, увозил в бескрайние степи караванами, состоящими из тысячи верблюдов. Население уничтожалось или угонялось в рабство, в степь. А куда же иначе!? Это отбрасывало развитие общества назад, т. к. оно было разорено, разграблено, разрушено «варварами». Так было до XV столетия. Западная Европа, расположенная близко к океану «водному», развивалась, а народы, ареал обитания которых граничил с «океаном степным», отстали в развитии. Виной тому - жители степей, казахи-кочевники.

Как описал Ф. Кардини в своей книге «Истоки средневекового рыцарства»1982 г.  : «....Два разных вида жестокости - вооруженное насилие кочевников и гражданский эгоизм оседлых - пришли в столкновение. Оседлая цивилизация - это города, дороги, государственный аппарат, более разнообразное и полноценное питание, крепостные стены, пехота. Цивилизация кочевников - стойбища, тропы, племенная солидарность, невозможность наесться досыта, главным образом белковое питание и животные жиры, бесконечные расстояния, тесное общение с животными, и прежде всего с лошадью. Мирным и относительно процветающим оседлым народам кочевники представляются людьми жестокими, скрытными, асоциальными, бесчеловечными, у них нет веры, они жертвы мрачных адских культов. В глазах кочевников оседлые безвольны, изнеженны, растленны, крайне сластолюбивы, в общем - недостойны тех благ, которыми они обладают. Поэтому было бы справедливо, чтобы блага эти перешли в руки более сильного....». Все это было посвящено кочевникам Евразийской степи. Но мы помним подобные высказывания и в недавней истории. Например:  пропагандистские службы фашистской Германии в своих  произведениях описывали противостоящий советский народ: неполноценным, агрессивным, примитивным, ленивым, а  о советской армии Геббельс говорил «.. в лице советских солдат мы имеем дело со степными подонками....  Это орды громил, мародеров и насильников...». Опять негатив к степнякам!

Из политической корректности, исходя из государственных интересов безопасности, идеологии европейских стран, а следом и других стран Евразии, этих людей вывели из истории де-юре. В официальных хрониках нет казахов-степного народа, есть только мифические кочевые племена: арии, половцы, сарматы, саки, тюрки, скифы, массагеты, кипчаки и т. д. Казахов, аборигенов степей Евразии, назвали «киргизами» по имени малочисленного кочевого народа, место обитания которого - предгорья Тянь-Шаня. «Татарами» переименовались булгары, оседлые жители Поволжья, а «монголами» -  кочевой народ халха, проживающий в районе озера Байкал.

В настоящее время многие зарубежные страны интересует современный опыт Казахстана: успешное преобразование осколка социалистической системы в рыночное государство, развитая банковская система, толерантность в отношении вероисповедания и национальной принадлежности, создание новой столицы в степи, инициативность первого президента и, наконец, председательство в ОБСЕ.

А какое же прошлое у казахского народа?

Казахи-степняки в исторической версии оседлых народов - это варвары, разрушители цивилизации, наделенные силой и использующие ее против созидания. Этой теории казахи ничего противопоставить не могли, т. к. не имели своей исторической науки. Но вот современный Казахстан столкнулся с необходимостью формирования идеологии, а история - важная часть идеологической конструкции. Теперь

собственные научные кадры пытаются сформировать историю Казахстана, но строят её на основе мифов, подкрепленных историческими данными оседлых народов. Они берут за основу существующие факты и примеряют их на казахов с учетом казахской специфики (наименование родов, жузов и т. д.). И в исторической миссии казахского народа вписывают также героику по захватническим поступкам в отношении земледельческих народов. Однако это выглядит неправдоподобно. Известный казахский ученый историк Н. Масанов писал, что такие подвиги казахам не по плечу, все это вымысел. Но всякий народ имеет свое место, свою землю. Этого достаточно, этим и нужно гордиться. А вести разговоры о влиянии казахов на мировую историю - глупо, ибо не было в истории народа никакой героики. Нет в казахах-степняках потенциала, условий влиять на мировые процессы. Это отражало взгляды  точки зрения современных технократов. Английский ученый Харольд Лэм в 1928 году сказал: «История эпохи Чингисхана, признает возникновение этого царства фактом необъяснимым. Чтобы оценить этого человека, мы должны подойти к нему в условиях обстановки его народа и современной ему эпохи... Мы не можем мерить его меркою нынешней цивилизации»

Иные ученые сохраняют мифы о кочевниках-разрушителях, но при этом говорят, что это «были не казахи», а оседлые татары и монголы, проживающие вдали от мест, где проходили известные исторические события,  владеющие другим языком, верой, имеющие другие одеяния, образ жизни, культуру, питание, внешность. Выходит, что через земли мирно пасущих скот казахов пронеслись орды гуннов, монголов и татар, а уделом казахов, как сторонних наблюдателей, было пассивно наблюдать за происходящими процессами.

Для наглядности можно провести аналогию с египетскими пирамидами. На сегодня существует масса сомнений: гигантские технические сооружения имеются, а кто их создал? Что за народ? Могли ли быть им предки современных египтян-арабов? Как можно было воздвигнуть столь фантастические сооружения, имея примитивные орудия труда? До сих пор эти вопросы будоражат  человеческое сознание, отсюда ученые выдвигают разные гипотезы, вплоть до участия в постройках  пирамид внеземных существ.

Так и в истории народов, проживающих вокруг евразийской степи, есть факты (в культуре, тюркизмы в языке, религии и т.д.), подтверждающие следы воздействия казахов-степняков. Но, наблюдая современных казахов-скотоводов, мирно пасущих свои стада, государственные деятели, ученые и писатели XIX-XXI веков не верят в возможность влияния этого народа на процессы, происходящие на просторах Евразии. А как известно, неизведанное и рождает мифы о загадочных кровожадных кочевых народах (гуннов, скифов, татаро-монголах) и их лидерах-злодеев: Атилла, Чингисхан, хан Батый и т.п., которые широко используют ученые в своих трудах.

Где же истина?

Давайте рассмотрим ситуацию в следующем ракурсе. Для современных цивилизованных жителей сложно представить эволюционное развитие человеческого общества в прошлом. А ведь человек за свою историю  осваивал разные природно-климатические зоны. Так появились  жители тундр, гор, пустынь, лесов, степей, островов, болот, побережья морей и прочие. И в каждой местности человек, используя свой интеллект, пытался эксплуатировать окружающую природу для собственного выживания. История впоследствии оценивала успешность тех или иных групп людей по их вкладу в развитие мировой цивилизации, по их делам. Мы видим, что в одних и тех же климатических зонах происходило различное развитие общества. Это мы видим на примере жителей тундр Европы, Азии, Америки. Подобное происходило и в других регионах земли.  А вот как проходили исторические процессы на степных просторах планеты?

Степи - это неблагоприятная для проживания человека природно-климатическая зона, но идеально подходящая для стадного развития травоядных животных, поэтому там, как следствие, живут хищники и люди - охотники.

Охота - сложное занятие, требующее много сил, ловкости, смелости. Это не под силу слабым группам людей: старикам, детям, больным, инвалидам. Жизнь в степи непривлекательна, недоходна. Кто оказывался в открытой степи зимой, без крова над головой, без пищи, тот был обречен на верную гибель и ощущал себя, как утлое суденышко в океане во время шторма. Вот пример из современной истории: когда коммунисты отняли у казахов-степняков их скот в 1920-е и 30-е годы прошлого века, это привело к  трагическим последствиям. Степь стала ловушкой для жителей степняков и местом голодной гибели миллионов казахов. И это происходило в век развития научно-технического прогресса. Данное событие стало концом тысячелетней истории кочевников степи, вскормившей цивилизации на материке Евразии.

Степи существуют на всех материках, однако, только наши предки-казахи сумели превратить евразийские степи в место успешного бизнеса. В саваннах, прериях и пампасах нет ярко выраженного массового одомашнивания и производства скота, хотя там животных диких пород предостаточно, особенно в Африке. Проживающие  народы были малочисленны, поэтому они объективно не смогли  оказывать значимого(позитивного или негативного) влияния, на развитие окружающих народов.  Нет исторических примеров, что из саванн, прерий, пампасов орды кочевников нападали на окружающие народы. Что же произошло в Евразийской степи, почему она заняла в истории  евразийских народов значимое место?

Как известно, сила человека - в интеллекте. Однако индивидуальный разум слаб, для выживания в степи был необходим коллективный разум. Используя природное тяготение человека к группе, казахи создали идеальный коллектив, имеющий одну цель. Этот коллектив - семья.

Семья в современном понимании, состоящая из пары людей противоположного пола, была бы слабой

ячейкой для общества того времени, когда отсутствовало официальное юридическое право. Поэтому было узаконено многоженство, что позволяло создать большую группу людей, работающих на одну идею в силу естественного желания трудиться во благо своих близких.

Для слаженной коллективной работы была внедрена эффективная, работоспособная система управления семьей - это сложная родовая иерархия, где четко были определены права и обязанности каждого члена семьи и близких родственников, определяла структуру их взаимоотношений. Эта система впитывалась в сознание «с молоком матери», человек с самого младенчества рос в ее рамках. Нарушить ее было непозволительно. У каждого члена семьи было свое название и определенные «должностные инструкции», что предотвращало конфликты между индивидуумами внутри семьи. А чтобы семьи не конфликтовали между собой, они были объединены в рода. Таким образом, в степи создавались дисциплинированные, управляемые, готовые  к выполнению любой задачи, коллективы.

Компактное проживание обуславливало то, что близкие родственники постоянно находились рядом. Чтобы исключить инцест, казахи установили обязательным знание «Жетi ата» («Семь дедов»), т.е. родственных связей до седьмого колена. Данное положение не позволяло казахам вступать в брак с родственниками до седьмого колена, это предвосхитило теорию  Менделя о наследственности человека. Приветствовались жены из других родов и даже окружающих степь народов Евразийского материка. Поэтому расовые признаки у казахов были плавающие - от монголоидных до европеоидных.   Четкая традиционная система родовой идентификации и родовой градации сделало общество казахов-степняков единым, дисциплинированным, направленным на созидание. Как говорил видный военный управленец А. Суворов: «Дисциплина-мать победы!». Казахи-степняки одержали победу в битве с природой за выживание в степи.  Это решило проблему освоения степных просторов. Было проведено одомашнивание и разведение лошадей, верблюдов, овец, коз, собак, птиц. Подобной системы не было нигде. В саваннах, прериях и пампасах люди были, в основном, охотниками, их жизнь зависела от случая удачной или неудачной охоты, их общество было моногамным, количество семей было большое, они были разобщенные, соответственно  уязвимыми.

 

Абуев Нуркасым

продолжение следует...

Источник: kazregion.kz

 

0 пікір

Үздік материалдар

Сыни-эссе

«Таласбек сыйлығы»: Талқандалған талғам...

Абай Мауқараұлы 1465
Білгенге маржан

«Шығыс Түркістан мемлекеті бейбіт түрде жоғалды»

Әлімжан Әшімұлы 3233
Біртуар

Шоқанның әзіл-сықақтары

Бағдат Ақылбеков 5362