Сенбі, 23 Қараша 2024
Жаңалықтар 4293 0 пікір 19 Тамыз, 2016 сағат 10:42

ІРІ САЛЫҚ ТӨЛЕУШІЛЕР ТУРАЛЫ МОНИТОРИНГ

Мониторинг крупных налогоплательщиков

Мониторинг крупных налогоплательщиков (далее в целях настоящей главы - мониторинг) осуществляется путем анализа финансово-хозяйственной деятельности крупных налогоплательщиков с целью определения их реальной налогооблагаемой базы, контроля соблюдения налогового законодательства Республики Казахстан и применяемых рыночных цен в целях осуществления контроля при трансфертном ценообразовании.

Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 16.11.09 г. № 200-IV (введено в действие с 1 января 2011 г.) (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V (введены в действие с 1 января 2012 г.) (см. стар. ред.)

Мониторингу подлежат крупные налогоплательщики, имеющие наибольший совокупный годовой доход без учета корректировки, предусмотренной статьей 99 Налогового Кодекса, при одновременном соответствии следующим условиям:

1) сумма балансовых стоимостей всех активов составляет не менее 325000-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на конец года, в котором подлежит утверждению перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу;

2) численность работников составляет не менее 250 человек.

Поверенное лицо (оператор) и (или) недропользователь (недропользователи), указанные в соглашении (контракте) о разделе продукции, заключенном между Правительством Республики Казахстан или компетентным органом и недропользователем до 1 января 2009 года и прошедшем обязательную налоговую экспертизу, имеющие наибольший совокупный годовой доход без учета корректировки, предусмотренной статьей 99 Налогового Кодекса, и (или) осуществляющие деятельность на нефтегазоконденсатном месторождении в соответствии с указанными соглашениями (контрактами), подлежат мониторингу крупных налогоплательщиков и включаются в перечень крупных налогоплательщиков вне зависимости от соблюдения условий, установленных подпунктами 1) и 2) части первой настоящего пункта.

 Совокупный годовой доход без учета корректировки, предусмотренной статьей 99 настоящего Кодекса, определяется на основании данных декларации по корпоративному подоходному налогу за налоговый период, предшествующий году, в котором подлежит утверждению перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу;

 Балансовая стоимость активов определяется на основании данных годовой финансовой отчетности за год, предшествующий году, в котором подлежит утверждению перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу;

 Численность работников определяется на основании данных декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу за последний месяц первого квартала года, в котором подлежит утверждению перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу.

В перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, включаются первые триста крупных налогоплательщиков, имеющих наибольший совокупный годовой доход без учета корректировки, предусмотренной статьей 99, из крупных налогоплательщиков, соответствующих  данным условиям.

 Перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, утверждается Правительством Республики Казахстан не позднее 15 декабря года, предшествующего году введения в действие указанного перечня.

В случае, если по состоянию на 1 ноября года, предшествующего году введения в действие перечня крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, налогоплательщик, соответствующий требованиям, установленным пунктом 2 статьи 623 Налогового Кодекса, находится на стадии ликвидации, такой налогоплательщик не подлежит включению в данный перечень.

Утвержденный перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, вводится в действие не ранее 1 января года, следующего за годом его утверждения.

Утвержденный перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, действует в течение двух лет со дня введения его в действие и не подлежит пересмотру в течение данного периода.

 В случае реорганизации крупного налогоплательщика, подлежащего мониторингу, его правопреемник (правопреемники) подлежит (подлежат) мониторингу до введения в действие последующего перечня крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу.

 В случае ликвидации крупного налогоплательщика, подлежащего мониторингу, а также со дня вступления в силу решения суда о признании его банкротом данный налогоплательщик признается исключенным из перечня крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу.

 

 Порядок и сроки представления отчетности по мониторингу

В соответствии с п.1 статьи 624 крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу, представляют отчетность по мониторингу в виде налоговых регистров, установленных пунктом 4-2 статьи 77 настоящего Кодекса.

На основании п.2 ст.624 крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу, представляют отчетность по мониторингу в следующие сроки:

1) отчетность по мониторингу, указанную в пункте 1 настоящей статьи, за исключением указанной в подпунктах 2) и 3) настоящего пункта, ежеквартально не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, в порядке, утвержденном уполномоченным органом;

2) отчетность по мониторингу в виде налоговых регистров по корпоративному подоходному налогу и налогу на сверхприбыль ежегодно не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, в порядке, утвержденном уполномоченным органом;

3) отчетность по мониторингу о планируемых показателях финансово-хозяйственной деятельности на предстоящий календарный год - до 1 декабря текущего календарного года.

Отчетность по мониторингу о планируемых показателях финансово-хозяйственной деятельности на текущий календарный год с учетом изменений таких планируемых показателей представляется не позднее 15 апреля, 15 июля и 15 октября такого текущего календарного года.

Крупный налогоплательщик, вновь включенный в перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, первоначальную отчетность по мониторингу о планируемых показателях финансово-хозяйственной деятельности на текущий календарный год представляет не позднее 30 календарных дней с даты введения в действие такого перечня. Последующая отчетность по мониторингу о планируемых показателях финансово-хозяйственной деятельности на текущий и предстоящий календарные годы представляется в соответствии с положениями настоящей статьи.

 

Согласно Приказа Министра финансов Республики Казахстан от 26 декабря 2015 года № 690 «О внесении изменений и дополнений в приказ исполняющего обязанности Министра финансов Республики Казахстан от 15 апреля 2015 года № 271 «Об утверждении форм налоговых регистров и правил их составления»

С 1 января 2016 года крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу, представляют отчетность по мониторингу в виде налоговых регистров, установленных пунктом 4-2 статьи 77 Налогового кодекса.

В связи с этим налоговые регистры дополнены новыми формами:

1.1 «Бухгалтерский баланс» (по корпоративному подоходному налогу);

1.2 «Отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности» (по налогу на сверхприбыль);

1.3 «Отчет о движении произведенных и приобретенных товаров, выполненных работ, оказанных услуг» (по налогу на добавленную стоимость);

1.4 «Себестоимость произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг» (по налогу на добычу полезных ископаемых);

1.5 «Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности» (по корпоративному подоходному налогу);

2.1 «Бухгалтерский баланс» (по корпоративному подоходному налогу);

2.2 «Отчет о доходах и расходах» (по корпоративному подоходному налогу);

2.3 «Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности» (по корпоративному подоходному налогу);

3.1 «Отчет по пенсионным активам» (по корпоративному подоходному налогу);

3.2 «Отчет по управлению пенсионными активами» (по корпоративному подоходному налогу);

3.3 «Бухгалтерский баланс» (по корпоративному подоходному налогу);

3.4 «Отчет о доходах и расходах» (по корпоративному подоходному налогу);

4.1 «Отчет о страховой деятельности» (по корпоративному подоходному налогу);

4.2 «Бухгалтерский баланс» (по корпоративному подоходному налогу);

4.3 «Отчет о доходах и расходах» (по корпоративному подоходному налогу);

5 «О планируемых показателях финансово-хозяйственной деятельности на предстоящий (текущий) календарный год».

Также, приказ дополнен Правилами составления отчетности по мониторингу, предоставляемой крупными налогоплательщиками, подлежащими мониторингу, в виде налоговых регистров (формы 1.1-1.5, 2.1-2.3, 3,1-3.4, 4.1-4.3, 5).

 К отчетности по мониторингу относятся:

1) книга реализации товаров, работ, ус-луг; 2) книга покупок товаров, работ, услуг; 3) бухгалтерский баланс; 4) отчет о движении произведенных и приобретенных товаров, выполненных работ, оказанных услуг; 5) себестоимость произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг; 6) отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности; 7) расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности.

Так, в соответствии с Правилами, форма 1.1 «Книга реализации товаров, работ, услуг» состоит из раздела 1 «Реализация на территории Казахстана», 2 «Книга реализации по дополнительному счету-фактуре», 3 «Экспортный валютный контроль». Также форма 1.2 «Книга покупок товаров, работ, услуг» Правил состоит из следующих разделов: 1 «Приобретение на территории Казахстана», 2 «Книга покупок по дополнительному счету- фактуре», 3 «Импортный валютный контроль».

К отчетности по мониторингу для крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу и осуществляющих банковскую деятельность, а также отдельные виды банковских операций на основании лицензии уполномоченного государственного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и (или) Национального Банка Республики Казахстан либо в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан, относятся: 1) книга реализации товаров, работ, ус-луг; 2) книга покупок товаров, работ, услуг; 3) бухгалтерский баланс; 4) отчет о доходах и расходах; 5) расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности.

 К отчетности по мониторингу для страховых, перестраховочных организаций, являющихся крупными налогоплательщиками, подлежащими мониторингу, относятся: 1) отчет о страховой деятельности; 2) бухгалтерский баланс; 3) отчет о доходах и расходах.

 К отчетности по мониторингу для крупных налогоплательщиков, под-лежащих мониторингу и осуществляющих деятельность по привлечению пенсионных взносов и пенсионным выплатам, а также деятельность по инвестиционному управлению пенсионными активами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, относятся: 1) отчет по пенсионным активам; 2) отчет по управлению пенсионными активами; 3) бухгалтерский баланс; 4) отчет о доходах и расходах.

В ходе проведения мониторинга уполномоченный орган вправе требовать у крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, представления документов, подтверждающих правильность исчисления налогов и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также финансовой отчетности налогоплательщика (налогового агента), включая финансовую отчетность его дочерних организаций.

При этом данное требование подлежит исполнению крупными налогоплательщиками, подлежащими мониторингу, в течение тридцати календарных дней со дня, следующего за днем вручения требования.

. В случае выявления нарушений и расхождений по результатам мониторинга уполномоченный орган извещает о них крупного налогоплательщика, подлежащего мониторингу.

При этом крупный налогоплательщик, подлежащий мониторингу, обязан представить письменное пояснение в течение пятнадцати календарных дней со дня, следующего за днем вручения (получения) такого извещения.

В случае несогласия с представленным пояснением уполномоченный орган вправе приглашать такого крупного налогоплательщика, подлежащего мониторингу, для обсуждения возникших вопросов с представлением дополнительных документов и пояснений.

По итогам рассмотрения результатов мониторинга уполномоченный орган выносит мотивированное решение в письменном виде, которое направляется в течение двух рабочих дней с момента его вынесения крупному налогоплательщику, подлежащему мониторингу.

Извещение о согласии с мотивированным решением крупный налогоплательщик, подлежащий мониторингу, представляет в течение пяти календарных дней со дня его получения.

Заместитель руководителя управления

государственных доходов по Ауэзовскому району                   Тургаев Т.К.

 

 

 

0 пікір

Үздік материалдар

Сыни-эссе

«Таласбек сыйлығы»: Талқандалған талғам...

Абай Мауқараұлы 1475
Білгенге маржан

«Шығыс Түркістан мемлекеті бейбіт түрде жоғалды»

Әлімжан Әшімұлы 3249
Біртуар

Шоқанның әзіл-сықақтары

Бағдат Ақылбеков 5452