Жексенбі, 22 Желтоқсан 2024
Жаңалықтар 6770 0 пікір 22 Мамыр, 2011 сағат 14:32

Религиоведческий анализ передач телеканала «Асыл Арна»

С самого начала деятельности телеканала его организаторы декларировали следующие цели: информирование телезрителей об истинных канонах ислама для укрепления единства мусульман Казахстана, пропаганда национальных традиций, общечеловеческих ценностей и моральных основ, опирающихся на мусульманские принципы.

Телеканал « Асыл арна» распространяется через крупнейшие кабельные сети во всех крупных городах Казахстана с 7:00 до 10:00 часов и в вечернее время с 19:00 до 22:00 часов ежедневно.

С самого начала деятельности телеканала его организаторы декларировали следующие цели: информирование телезрителей об истинных канонах ислама для укрепления единства мусульман Казахстана, пропаганда национальных традиций, общечеловеческих ценностей и моральных основ, опирающихся на мусульманские принципы.

Телеканал « Асыл арна» распространяется через крупнейшие кабельные сети во всех крупных городах Казахстана с 7:00 до 10:00 часов и в вечернее время с 19:00 до 22:00 часов ежедневно.

Положительные передачи, соответствующие задекларированным целям, составляют около 25% от общего количества. Это такие передачи, как: программа «Бәрекелдi» - о подрастающем поколении, талантливой молодежи, представители которого уже сейчас достигают больших высот в спорте, образовании и других областях. «Біздің уақыт» -передача журналиста Асхата Садырбая. «Мумина» - телепередача посвященная женщинам, а серия «Отбасы - ене мен келін» посвящена отношениям в семье между снохой и свекровью, содержание которой призывает телезрительниц к уважению, взаимопониманию и терпению. Поднимаются вопросы Хиджаба. Сериалы: «Здоровье», «Нашақорлық» о проблемах здоровья и наркомании в обществе. «Біздің мешіт» посвящена мечетям из разных регионов Казахстана, имамы мечетей рассказывают о ситуации в мечетях. Программа информирует о мероприятиях, проводимых в мечети, жителях, построивших мечеть на свои средства. «Ардақты Астанам»- о столице РК. Серия передач «Таным және тағылым» знакомит зрителей с основными ценностями ислама.  Программа «Миссия хадж 2009». В программе подробно рассказывают о Хадж миссии РК, образованной в 2007 году при КДР МЮ РК для защиты интересов граждан РК в Саудовской Аравии при совершении паломничества. Телепередача «Қажылық - ұлы сапар», где журналисты т/к «Асыл арна» демонстрируют проведение хаджа: со дня прибытия до отбытия паломников. Во время перерывов между программами показываются ролики из ежегодных Посланий Президента народу Казахстана, цитаты из выступлений главного муфтия Казахстана, освещения Курбан айта и Рамазан-айта, где выступает Президент.

 

Фильмы производства Королевства Саудовской Аравии.

Фильмы  арабского канала, дублируются «Асыл арной».  Во всех фильмах показывается только арабский образ жизни саудитов и пропаганда именно саудовской трактовки Ислама.

Сериал «Аллаһ  елшісінің жолымен»- перевод с арабского. Все - про историю пророка Мухаммада и арабов. Фильмы (в переводе с арабского): «Пайғамбар заманына деингі Мекке»-история Мекки, «Кағбанын тұрғызулуы»-история построения Каабы, «Хира үңгірі»-пещера Хира, где пророк Мухаммад проводил уединение. «Замзам»-история источника замзам, «Сидана»(служение при храме) - про хранителей ключа от Каабы, потомков бани Шайба. История передачи ключа от Каабы предками-потомкам.

«Кағба нысандары»-про отличительные места вокруг Каабы: черный камень, Макам Ибрахима, дверь и порог Каабы.

«Мешіт Харамның бүгіні»-это и другие фильмы о Мекке начинаются и заканчиваются рассказом о том, что саудийские короли начали расстраивать мечеть и ремонтировать каабу. Какие они прекрасные правители и т.д.

«Зубейданын булағы»- в 186г.х. Зубейда жена Харун Рашид, увидев потребность паломников в воде прикажет рыть 30-километровый канал из гор Хунайна,Арафата и до Мекки.

«Қасиетті мекендер»-Мекка и ее окрестности.

«Меккеден Мединеге қоныс аудару»-история переселения мусульман из Мекки в Медину.

«Хижрадан бурынғы мәдина шахары»-про город Ясриб, который потом был переименован в Медину.

Фильм «Белгілі күндермен айлар»-перевод с арабского о Хадже и Мекке. О том, как все пророки делали Хадж. Арабские старые съемки Мекки.

«Асыл аналар»- о женщинах, женах Пророка(мир ему) и сподвижников.

«Таиф-екі шаһардың бірі»-перевод с арабского. О городе Таифе, севернее Мекки.

Вывод: просмотры арабских фильмов и передач, не дают необходимую пищу для размышлений об исламе в Казахстане и не способствуют привитию патриотизма. Напротив, по результатам опросов телезрителей, выявляется появление идей, выражающих «неполноценность» казахстанских мусульман: «Оказывается в Аравии не так...У нас почти все мусульмане мушрики-«язычники»..Вот там действительно Ислам...Там настоящие мусульмане, а мы....» и т.д. При дальнейшем анализе станет ясно, что и в других передачах, посвященном истории и развитию ислама в Казахстане, активно продвигаются арабские ценности, в ущерб традиционным.

 

 

Турецкие фильмы

Турецкие фильмы о мечетях: «Три священные мечети»  и фильм о Хадже.

Фильм Мечеть Аль-Акса.(2009г.)

Кинокомпания «Адим продуксион» Продюссер: Хакан Сарыхан. Режиссер-сценарист: Рашит Анарал

Качество фильмов отличается от арабских «на порядок» по всем показателям. Но фильм о мечети Аль-Акса (Иерусалим) больше носит политический характер. Человечество разделяется по классовому, социальному признаку и по вере. Показывается разлагающийся Запад и говорится: «Церкви ( прим: христианские) используются властными структурами для превращения людей в выгодных экономике и обществу марионеток...».

Далее показывается намаз мусульман, о том, как верующий человек полностью отдает себя  Творцу...Коллективное поклонение полезно с разных точек зрения. Про мечеть - что означает это слово и его арабский перевод. Потом пояснения...

В результате, фильм, критикуя христианские церкви, показывает только лишь  исламскую трактовку проблем. Необходимо помнить, что некоторые европейские страны также используют тему мечетей, которые якобы используются в качестве продвижения ислама в том числе в негативном ключе. Т.е. фильмы, снятые в таком контексте не способствуют укреплению толерантного сознания у казахстанского зрителя.

Мечеть «Аль Акса» и Иерусалим: Исмаил и Исхак, дети Ибрахима. Сына Исхака Якуба назвали Исраилем. А потом его потомок Муса вывел народ из Египта. Давид отвоевал Иерусалим у нанейцев...он заложил фундамент мечети «Аль-Акса», потом Сулейман достроил...Евреи убили Яхья и Закария, и захотели убить Иисуса... Пророк Мухаммад тоже чтил мечеть «Аль-Акса».Иерусалим священен и для христиан. Палестийцы пришли в 12 в.до нашей эры и поселились здесь..потом арабы из племени Амалика, которые были врагами евреев. Потом ханаанцы жили там... Далее были войны с крестоносцами и Салахудин отбил их атаки.

При поддержке Англии и США в 1948г. евреи образовали Израиль...Описание мечети «Аль-Акса»... Иерусалим и мечеть Акса, оккупированы евреями. Одной из причин является отсутствие у мусульман единства и согласия. Постоянное переселение евреев и поддержка США и Англии. В результате арабо-еврейских войн, Израиль расширил свои границы. До сих пор евреи захватывают арабские земли. Но ни одна мусульманская страна не вмешивается. Ливан и Палестина партизанскими вылазками сохраняют Ислам в этом регионе. Объединение исламских стран и создание мощной политической коалиции позволит остановить нашествие Израиля!

На русский язык фильм дублирован «Асыл арна» 2009г.

Вывод:

Не показывается другая точка зрения - чего хочет Израиль, и пути: как можно добиться взаимопонимания между великими религиями. К примеру, Президент РК многое делает для взаимопонимания и сближения иудаизма и ислама, приглашая их лидеров за один стол на Съездах лидеров мировых религий.

Другой пример: не говорится о том, что в Египте, Саудовской Аравии и других арабских странах живут свыше миллиона палестинцев, предки которых добровольно продали свои земли и дома евреям и открыли свой бизнес.

Однобокий показ трагедии  «Аль-Аксы» ( святыни мусульман в Иерусалиме) и упрек мусульманскому миру вызывают в неокрепших умах казахстанской молодежи скрытую ненависть к евреям и солидарность с «палестинскими и ливанскими партизанами», вместо того, чтобы развивать казахстанский патриотизм.

После просмотра таких фильмов молодежь будет стремиться вступать в «Хизбу Тахрир» и другие экстремистские джамааты, чтобы объединиться с арабами и воевать против израильской агрессии.

 

Фильмы производства телеканала «Асыл Арна», несущие негативный оттенок

Особняком стоит фильм  о совершении Хаджа Президентом РК и его родственниками. Особенное недоумение вызывает голос ведущего за кадром, когда показывают родственников Президента: «Если бы был жив Сатыбалды, брат Президента, то он тоже совершил бы Хадж!»

Это противоречит традиционному в исламе понятию о смирении судьбе, которую предписал Аллах. Но «Асыл арна», которая в своих передачах все время призывает следовать только хадисам Пророка Мухаммада (мир ему), даже вопреки Ханафитскому мазхабу, в этом фильме забывает об этом. В стремлении угодить героям фильма, они умалчивают Хадис Пророка (мир ему), который сказал: «Не открывайте двери Дъяволу, говоря: «Если бы... как бы...», а говорите-«Аллах исполнил то, что пожелал, а то, чего Он не пожелал не случилось!».


Фильм «Жаназа»

Впечатление, что тема всего фильма о том, как у казахов плохо обстоит дело с обрядом похорон, что этот обряд у нас всегда соблюдался и соблюдается неправильно. В передаче показываются похороны арабов. Причем не просто арабов, а именно ваххабитов Саудии. Показывают ямы, куда хоронят арабы и бугорки с камнями у изголовья. То есть, по мнению авторов фильма, надо следовать им - ваххабитам!

В то время, как и в Египте и в Турции и других мусульманских странах  могилы шейхов, государственных деятелей и ученых, украшаются (венчаются) мавзолеями. Но этого телеканал не показывают, а идет убеждение зрителя необходимостьи придерживаться ваххабитской традиции похорон. Ведущий - журналист Ардак Байгабыл.

В фильме приводятся (как оказалось ложные при сравнении с первоисточником) фетвы ДУМК с помощью голоса за кадром:

1-Пока не похоронили мертвеца нельзя садиться кушать-это харам(грех).

2- До 3-х дней готовить пищу в доме покойного- тоже харам.

3-Запрещается готовить и раздавать пищу в доме покойного.

4-Готовить пищу для членов семьи покойного соседями - сунна.

5-Собираться в доме покойника с намерением поесть - макрух (нежелательно). Потому что само такое намерение против шариата. Если еду готовят родственники и знакомые, то это не запрещается.

6-В доме покойного наедаться противоречит и шариату и обычаю.

В этом фильме показаны (непонятно с какой целью) неграмотные имамы. Это видно и по тому, как они приводят арабские тексты и по тому, как на столе у имама алматинской мечети микрорайона «Тастак» Османа Бахаудинулы лежит перевернутый Коран. Этим самым оператор мусульманского канала «Асыл арна» показывает неуважение к Корану, священной книге мусульман.

Нурбек Ауесханулы-наиб - имам Центральной Алматинской городской мечети говорит: нельзя есть в доме покойного до 3-х дней. Конакасы - в доме покойного запрещено в Исламе. Также говорится, что в доме покойного «каралы шаныракта керегесыне деин кан толып турады» стены наполнены кровью - это значит, что нельзя есть в доме покойного. Наиб-имам не поясняет конкретно, что эта пословица означает. Здесь имеется в виду -шахид, павший на поле брани и ему подобные. Можно привести множество различных традиционных казахских пословиц, в противовес этому высказыванию. К примеру: «Токсанга келгеннiн жаназасы - той!».

Фетвы о том, что надо скорее придать тело покойного земле - всем понятны. Но это неприменимо к Казахстанским условиям. К примеру, в городах есть сотовые телефоны, все собираются быстро. Дома уже никто не дает ас. Все дают в кафе или ресторанах. Но в передаче не говорится подробно, что в аулах, особенно на севере Казахстана,  зимой очень трудно хоронить покойного, особенно в буран. И что приехавшие родственники все ютятся в одном доме с покойным, пока не приготовят могилу и не съедутся близкие родственники. Так было всегда.

«Асыл арна» же показывает только однобокий взгляд: харам ( т.е. только то, что запрещено). В то же время призыв мусульман к Исламу требует мягкости и постепенности. Здесь же показаны только арабские ритуалы захоронения. Налицо пропаганда арабского образа жизни и традиций. Отрывки из мыльного или «плачущего» фильма «Жетiмдер», в котором тоже присутствуют ваххабитские идеи, а также показывают могилы, где мальчик хочет похоронить свою умершую сестренку по-ваххабитски, т.е. делает как бы правильно. Ни в мечеть, ни в школу, ни к соседям мальчик не идет- а прямиком на кладбище! Намеки понятны всем.

Одновременно с этим, проанализировав официальный сборник фетф ДУМК (Сборник «Патуалар» с 2000г.1-часть. Алматы. «Кокжиек-Б»,2008г. 330стр.) мы видим, что «Асыл арна»  ведет свою скрытую «ваххабитскую» пропаганду, искажая фетвы ДУМК. В результате, подобный фильм создает условия для различных толкований традиционных обрядов, что может привести к открытым столкновениям, как это зачастую происходит в ЗКО. Таким образом, неправильное объяснение и жесткий подход к вопросам обряда погребения - Жаназы дает почву для раскола общества.

Например:

ДУМК пишет: Разрешается читать Коран, посвящая сауаб(награду) покойнику. Хатм Коран-прочитав Коран от начала до конца, награду за это посвятить усопшему. Абдрахман аль-Жазири в книге «Фикхуль-Жазири» сказал: «В чтении Корана (и его посвящении)покойнику - польза для него.»

«Асыл арна»: По традиции казахи читают суру «Ясин» человеку, лежащему в предсмертном состоянии, но так как казахи не понимают смысла суры, то лучше имя Аллаха упоминать и подготавливать его к смерти. Также ДУМК единогласно решил, что Коран умершему не читается!

ДУМК: Зикр, чтение Корана, дуга(мольбы), раздача милостыни и другие благие деяния  разрешено посвящать усопшему покойнику.

Самый лучший зикр «Ля илях ллялла»-а посвящая его усопшему, человек берет награду у Аллаха. Конечно заставлять всех присутствующих произносить зикр нельзя. Но лучше говорить зикр, чем на похоронах вести мирские беседы.(стр.57)

«Асыл арна»: -Пока не похоронили мертвеца нельзя садиться кушать-это харам.

ДУМК: Что касается еды в доме покойника. Готовить пищу для членов семьи покойного соседями-сунна. Даже можно заставлять их поесть т.к. они могут быть в трансе или стесняться есть.

Если родственники покойного имеют долг или материальное положение плохое, то неправильно брать еще в долг, чтобы дать ас(поминальный обед).Потому, что давать поминальный обед не входит в обязанность мусульманина. Не относится к хараму, если обед готовят соседи, родственники, друзья, т.е. не запрещено.

«Асыл арна»: - До 3-х дней готовить пищу в доме покойного- харам.

ДУМК: Нет основания по шариату у тех, кто говорит, что нельзя есть в доме покойного до 3-х дней!

Все, что можем сказать -это нельзя загружать скорбеющих родственников приготовлением пиши и встречей  людей. Оставлять покойника на несколько дней и быть занятыми только гостями - грех.  Нельзя забывать, что обязанность, не терпящая отлагательств -это сперва подготовить покойника, прочитать заупокойную молитву и похоронить.

«Асыл арна»: -Запрещается готовить и раздавать пищу в доме покойного.

ДУМК: Из Сунны, когда родственники, соседи и друзья готовят пищу для семьи покойного и приехавшим родственникам. А если приготовили еду приехавшим издалека, «конакасы», то ее надо есть.(стр.58-59)

Семь дней, сорок или годовщину отмечать не из положений шариата. Это из традиции народа. Шариат не требует проводить поминки именно в эти дни. Можно проводить их  и в другие дни, если позволяет состояние, раздавая милостыню нуждающимся. Разрешается собрать на поминки своих родственников и знакомых. В шариате нет положения, что нужно все свое имущество или же взяв  в долг потратить в честь усопшего на поминальный ас(обед) или  же раздать садака(милостыню). Если сделаешь-получишь награду, если не сделаешь-то нет на тебе греха. (стр.59-60)

Верх могилы отделывать гипсом или красить -макрух(нежелательно). Но если глиной отделать, то нет вреда.  Потому что это не относится к разукрашиванию могилы. На могиле устанавливаются каменные или деревянные знаки для отличия. Запрещается ставить их ради хвастовства(харам). Мазхаб Абу Ханифы разрешает ставить знаки на могиле и расписывать их.

«Асыл арна»: Настрого запрещено на могиле строить мавзолеи, разные сооружения, мраморные плиты и обелиски, портрет человека. Сейчас мы видим, что мусульмане строят на могилах мавзолеи, дома, медресе и мечети. Пророк(мир ему) запрещал дела, противоречащие шариату.

ДУМК: Строительство на могилах мавзолеев, домов, медресе и мечетей - макрух(нежелательно). А если для красоты или хвастовства строят-то харам(запрещено).Земля, где похоронен покойник, не должна быть посевной или принадлежать Благотворительному фонду.(стр.60)

«Асыл арна»: Имам алматинской мечети Тастак Османа Бахаудинулы: неправильно произносит на арабском...непонятно аят Корана или хадис? Я видел парня, который взял в долг, чтобы купит лошадь для поминок матери. Я его повстречал через пять лет, но он еще не рассчитался с долгом.

Ответ: Этот частный случай не надо возводить в проблему государственной важности.

ДУМК: Состоятельные люди если раздают одежду, материалы или деньги, то этот обычай не противоречит шариату. Это относится к дополнительным садака(милостыни). Только нельзя это делать ради хвастовства, показухи и поднятия авторитета. Шариат не требует покупать новые вещи и раздавать их. Раньше вещи покойного раздавались как благодать «табарак».(стр.70)

У кого нет возможности -тому не обязательно делать дополнительную садака.

 

Передача «Озаренные сердца»

Фильм рассказывает о том, как граждане РК - немусульмане разных национальностей приняли Ислам. Герои программы (Ольга Петровна, Абдулла Лизогуб, Надежда Валерьевна и др.) Все они в фильме стараются призывать других в Ислам.

Эта тема нежелательна с той точки зрения, что Казахстан светское государство. Завтра, в ответ, с таким же успехом мы можем увидеть в эфире и кришнаитов-казахов, и иеговистов-казахов, и саентологов-казахов, призывающих своих собратьев в их религии и секты.

Можно предположить, что ответной реакцией на подобные передачи стало то, что на днях Русская православная церковь объявила о начале проповедей на государственном языке, что неоднозначно было воспринято ДУМК и мусульманами.

Под видом принятия Ислама неказахами, проводится призыв признания его идеологии истинной и следования за ним. Скрытый прозелитизм имеет моменты, направленные на показ превосходства одной религии над другой. В интервью русских мусульман присутствуют методы психологического воздействия на эмоциональную и волевую сферу человека. К примеру: один из героев с лицом алкоголика со стажем, говорит: «Моя бабушка водила меня в церковь... Став мусульманином, я наконец, бросил пить.»
По мнению аналитиков, не следует демонстрировать того, что Ислам явно отводит граждан от их традиционных верований. Ислам не нуждается в таком прозелитизме. Завтра православная церковь с таким же успехом может показать бывшего казаха-алкоголика, принявшего христианство.

 

Программы для детей

На сайте телеканала написано: «Исламкидс познавательная и развивающая программа для детей, обучающая их основам ислама в доступной форме. Программа состоит из шести рубрик: Мусульманская азбука, Знаешь ли ты?, Что бы почитать?, Бисмиллях, Мой любимый Пророк и Я знаю хадис. Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 16 лет.»

Тем не менее дети дошкольного возраста тоже участвуют в этих передачах. В детских передачах, транслируемых как на казахском, так и на русском языках, показываются мультфильмы из Серии лесные чудеса в переводе с арабского языка. Это не воспитывает у детей чувства патриотизма и гордости за Казахстан. В программе «Мусульманская Азбука»(Исламкидс), «Балаларга Умра» и «Быз мусылман баламыз»  дети непосредственно задействованы в качестве телеведущих. Они начинают словами: «Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатуху дорогие братья и сестры!».Потом эти же дети цитируют наизусть хадисы, говоря «приведено у Бухари,Термези и т.д.». Дети и понятия не имеют, да и незачем загружать их мозги на эту тему и делать из них комментаторами Хадисов. Все их повествования набивают оскомину и утомляют словами: Пророк «Да благословит и приветствует его Аллах», сподвижник «Да будет доволен им Аллах»...приведено у Бухари «Да смилуется над ним аллах» и т.д.

Ребенок, рассказывая историю жизни Пророка(м.е.), говорит: «Сегодня я продолжу рассказ из жизни Пророка(саллалаху аляйхи ва салляма), потому что я хочу, чтобы вы полюбили его также, как я его люблю!...»

«Наследство Пророка (саллалаху аляйхи уа саллям)-это его Хадисы, мудрость которого будет необходимой нам до самого Судного дня!»..

«А наши маленькие единоверцы, как всегда расскажут нам Хадис»..

«Пусть Аллах приведет нас к истинному пониманию религии!» (т.е. ваххабитскому)

Всем детям, которые участвуют в передаче, дали арабские имена: Сальсабиль, Мариям,Фатима,Иман,Файсал, Мухаммад,Умар, Малика, Камила...

Дети, в том числе дошкольного возраста, не могут давать разъяснения по сугубо религиозным вопросам и проповедовать. Это противоречит и шариату и Конституции, согласно которой  Республика Казахстан признается светским государством.

В передаче «Мусульманская Азбука»(Исламкидс),ведущая Сауле Егизова, рассказывая о букве «С», говорит: «Тема нашего урока слово «Сунна» и прочитала детям четверостишие о Сунне. Дети отвечают, что это такое: «В любом деле мы должны брать пример с Пророка(м.н.) и поступать, как поступал Пророк(м.е.)» -Правильно, машалла!

-А откуда мы знаем про поступки Пророка(м.е.)?

-Из достоверных сборников Хадисов Бухари, Муслима,Термези и других общепризнанных передатчиков Хадисов.

-Правильно. После Корана- Сунна вторая основа Ислама...И  по любому жизненно важному вопросу мусульманин должен искать ответ либо в Коране либо в Сунне. Вам понятно? -Да...

-Я желаю вам быть настоящими мусульманами, чтобы вы поступали в соответствии с тем, что велел Аллах и его Пророк!

В букве «Т» Тахарат(очищение), ведущая заканчивает словами: «Как велика милость Аллаха. Дорогие дети будьте из тех, кто кается и очищается!»...

Вывод: в передаче происходит зомбирование и направление детей на следование в своем ежедневном поведении только лишь Хадисам и Пророку (м.е.). После таких передач, дети не будут слушать своих родителей и преподавателей (воспитателей), тем более не будут следовать традиционному для Казахстана Ханафитскому мазхабу. Для них Казахстан, как Родина, не будет иметь никакого значения.

 

Фильм про принятие Ислама казахами.

В начале фильма показываются титры: «Фильм снят по заказу Комитета по делам религий», хотя после консультаций с сотрудниками Комитета становится ясно, что такого заказа Комитет, не осуществлял. Фильм рассказывает о том: как Ислам пришел к нам в 8-м веке. Историк Тараз Омаров говорит, что «в 751году Китайский полководец Гоа Чжань со 100- тысячной армией вторгся в Казахстан. У города Тараза была битва. Казахи, чтобы не попасть в рабство к китайцам, решили позвать арабов. Но надо сказать, что Ислам пришел в Казахстан не силой, а мирным путем, через духовность и свободный выбор.»

Вроде исторически авторы фильма все правильно подают. Но реальная трактовка неправильная. В фильме показывают бедуинов в пустыне, которые якобы спасли казахов от китайцев. Это неправда. Государство «Дешти Кипчак» никогда не подчинялось Китаю. И китайцы построили Великую китайскую стену защищаясь именно от наших предков. Ученый А. М. Тарази, живший в Каире будучи сам узбеком рассказывал, что арабы (вместе с полководцем Кутайбой) дошли до Бухары, но дальше не пошли. И что для привлечения жителей Бухары в Ислам, арабы объявили, что кто придет на молитву - получит один дирхем. А кто придет на пятничную молитву получит два дирхема. Так и приняли бухарцы Ислам. Но арабы не посмели пойти в степь, т.к. знали, что там живут свободолюбивые кочевники. И их нельзя победить силой. Наоборот, используя Шелковый путь, они через купцов проповедовали идею Единобожия, которая была близка кочевникам-тенгрианцам. Наши предки приняли Ислам, еще будучи гражданами империи Дешти Кипчак, о чем свидетельствуют раскопки городища Бозок близ Астаны.

Такой же метод «молекулярного» проникновения мусульмане применили в свое время в Малайзии и Индонезии, где сейчас располагается самая большая численность мусульман. Таким образом, полное вовлечение в орбиту исламского мира Малайзии и Индонезии было достигнуто также без единого вооруженного столкновения. Ислам в этих странах, как и в Казахстане на протяжении столетий, в буквальном смысле слова «влился» в их социально-культурную реальность.

Подтекст: Все казахи были язычниками, а если бы не арабы, то вообще пропали бы. Благодаря арабам казахи стали строить города и обучаться ремеслу.

И далее фильм рассказывает о мазхабах (богословских школах), показывая опять арабов.

И везде, в каждой передаче демонстрируются вырезки из арабских фильмов и передач Саудовской Аравии. Такое впечатление, будто  «Асыл арна» взяла на себя пропаганду образа жизни саудитов. Это безусловно опасная тенденция, когда начинающим мусульманам - казахстанцам показывают арабов, как «истинных мусульман». И все, что ни говорится или ни делается, обязательно освещается через «арабскую призму».

 

Фильм «Бекiтiлген джин»( Өзге алем)(2009г.)

Про джиннов(на каз.яз.) «Другой мир» (Закрепленный мир)

Про джиннов (на русс.яз.)

Показывается невидимый мир джиннов, и то, что люди не видят их. Автор за кадром говорит: Таупы, бахсы и предсказатели являются войском джиннов. Они разжигают огонь, дымят и читают определенные мольбы для призыва джиннов. Пишут аяты Корана задом-наперед и совершают действия, запрещенные шариатом. Джинны сотрудничают с ними и т.д.

В фильме используют скрытый подтекст: суфии, танцующие под музыку, врачеватели и народные целители тоже сотрудничают с джиннами. Они заблудшие. Даже касыды суфиев о любви к Аллаху «Асыл арна» отрицает. Человек в машине едет (казах): висит тумар и Коран лежит впереди-тоже «ширк»(придавание Аллаху сотоварища). Казахи, которые  используют тумары - язычники!

Призыв: идите к шейхам, которые выводят джиннов, а не к таупам и балгерам. Только «Шейхи» вам помогут.

Дополнительный комментарий: после такого призыва-рекламы в Казахстане уже легально действуют выводители т.н. джиннов (бесов). Многие идут в Шубарскую мечеть, чтобы из них вывели джиннов. Многим мусульманам Астаны известно, что бывшие имамы Шубарской мечети: Ибрахим Таирджан и Алмат Сапарбаев вначале своей карьеры не чурались этим видом заработка. Но потом, когда клиентов стало много - они их перенаправили к Рустам-акя из Шымкента. Теперь мусульмане показывают друг дугу по сотовым телефонам, как Рустам-акя выводит джинна у молодого парня, давя ему на сонную артерию. В настоящее время Рустам-акя летает в бизнес-классе то в Атырау, то в Астану, то Алмату на лечение, собирает толпу из женщин (минимальная ставка 5 тыс.тенге) и выводит из них джиннов. Такая «групповуха» набирает силу в весенне-летние периоды по принципу «если вы даже не болеете, мы вас вылечим!». Ведь по версии авторов фильма у всех людей течет в крови джин. Но у некоторых он нормальный, а у некоторых он дурковатый.

Ясно, что подобные шарлатаны используют любые пути обогащения. Хотя это- работа психотерапевтов и психологов в первую очередь. Только после их  заключения можно назначать лечение. Но шарлатаны берут деньги даже за чтение Корана над больными шизофренией.

Что касается джиннов исходя из шариата:

Этот невидимый мир джиннов существует по канонам шариата, но пугать людей этими джиннами глупо. Выведение джиннов и разные методы этого выведения - тема споров среди ученых-мусульман.

А показ больных людей, из которых выводят джиннов, некультурно и некорректно.

Опять же демонстрируются арабы, которые рассказывают как они излечились или как шейхи лечат...

И это на полном серьезе демонстрирует мусульманский просветительский канал для казахстанских мусульман.


Фильм об Инвалидах

Показывают директора «Казахского общества слепых», которая рассказывает о своей работе. Потом показывают Руслана Рахымулы- директора Общественного объединения «Зам-зам», который, попав в аварию открыл это объединение. Показывают исламскую библиотеку, где бородатый парень в белой тюбетейке дает Руслану книги и диски. Руслан открыл это объединение для распространения «истинной религии» для таких же инвалидов, как и он сам. Потому что они быстрее поймут и будет доходчивее, если призывать будет такой же, как и они. «Он и до аварии читал намаз» - говорит его мать Хельчам Махпирова. Но как он читал и к какой группе мусульман примыкал не говорится. Показывают его среди инвалидов, читающих намаз традиционно по Ханафитскому мазхабу. В то же время,  Руслан читает намаз по-ваххабитски, держа руки на груди. Что он будет проповедовать инвалидам и так понятно. Показывают как он делает дуъа (мольбу), а из глаз идут слезы. Это проблема действительно существует среди инвалидов г.Астаны, когда молодежь начала читать намаз в мечети Шубар и после этого среди инвалидов были диспуты и споры...

А в фильме «Наркомания» несколько раз показывают пьяного казаха  с тумаром на шее. Совпадение?..

 

Передача «Таным және Тағлым»

Фильм «Аллаһ үшін сүю иман кәмілдігі».

Передачу открывает интервью Дарына Ыскакулы- (дiнтанушы), но на самом деле это выпускник Мединского университета (Королевства Саудовская Аравия). Полнота имана (веры) зависит от любви мусульманина к мусульманину. Депутат Б.Тлеухан: «Иногда любишь человека за его дела. Хочешь общаться с ним. У него на лице иман (вера),нур (свет)...Если есть у него дочь- хочешь засватать сыну, или свою дочь дать ему...От чего это?..Это ты любишь его ради Аллаха...А другого не любишь за то, что его действия не подходят Сунне Пророка(м.е.) и законам Аллаха. Поэтому ты не любишь его за его грубость, жадность...подумай: ты не любишь его ради Аллаха...»

Дарын Ыскакулы: «Любить человека ради Аллаха и ненавидеть ради Аллаха-от полноты имана(веры). Мы должны любить мусульман ради Аллаха и ненавидеть немусульман. Но мы должны знать разницу любви и ненависти... Мы любим мусульман за его веру, несмотря на его 2-3 недостатка. За то, что его любит Аллах. Но мы не должны наносить ущерба немусульманам...Мы должны ненавидеть его за его неверие».

Депутат Б.Тлеухан: «Мы любим только за то, что человек соблюдает законы Аллаха. Говорить легко, но знать надо глубже.. За его веру. Плохой человек любит плохого (за дьявольские поступки). Верующий любит верующего...»

Дарын Ыскакулы: «Есть любовь шариатская и природная...»

В этой передаче речь идет о «ваххабитской» идеологии, где есть принцип «аль-уаля уаль бара»(«Близость и непричастность» т.е. Любовь и ненависть). Ваххабитская концепция любви к верующему и ненависти к неверующему. Дарын М. поясняет, что любовь эта исходит из Имана (веры). Если не будешь ненавидеть кафира (неверующего), то вера твоя неполная.

А это принцип, который применяют ваххабиты.  Именно по этому принципу «любви и ненависти» идет разделение среди мусульман. Эти понятия взяты из запрещенной в России книги Э. Кулиева «Основы веры в свете Корана и Сунны», где имеются высказывания, побуждающие мусульман к осуществлению действий, направленных на возбуждение религиозной розни: «Дружба и вражда - это требования единобожия. Мусульмане обязаны дружить и враждовать, любить и ненавидеть только ради Аллаха. Они должны любить мусульман и оказывать Им помощь, враждовать с неверующими, питать к ним ненависть, не иметь с ними ничего общего... Дружба с верующими и враждебность к неверующим занимает важное место в исламе. Это - самая надежная из уз веры. Такое отношение к окружающим укрепляет узы любви и дружбы между мусульманами и отделяет от врагов ислама (с.249-250)».

Депутат Б.Тлеухан: «Закон Аллаха един? - Един! Поэтому наши взаимоотношения в обществе не должны выходить за рамки этого закона, любовь и наши действия должны соответствовать этому закону. Как говорит Абай: «Аллах сотворил нас с любовью. И ты люби Аллаха, который сотворил человека с любовью, больше своей души...  И люби человека как брата...» Но какого человека? Абай говорит не о кровопийцах. Их невозможно любить. Того, кто тебя не любит, невозможно любить. Вообще тот, кто всем недоволен, у которого нет любви - невозможно любить. Но Абай говорит о полном человеке. Абай что говорит? «Наполовину мусульманин - наполовину человек. Полный мусульманин-полный человек». Тот, кто принял мусульманство, т.е. законы Аллаха - того мы должны любить. Потому что он любит Аллаха и Пророка(м.е.)...»

Вывод: Мы должны любить мусульман и не любить немусульман.  Исходя из комментариев депутата, можно сделать вывод, что Абай был «ваххабитом». Такое «вырывание» слов Абая из контекста говорит об утверждении превосходства одной религии над другой. Ведь известно, что даже среди мусульман достаточно неправедных людей.

Что интересно и «зикристы» и «ваххабиты» подделывают слова Абая и Шакарима под свою идеологию. В свое время, один из таких «деятелей» (Б.Омаров) сделал Абая кришнаитом, используя слова Абая!

Такое «переделывание» слов Абая возможно каким-нибудь «исламистом», но когда такое говорит Депутат Парламента - это вызывает определенные опасения.

Надо обратиться к Энциклопедии «Абай» и дать правильное понятие слов Абая:                          «Махаббатпен жаратқан адамзатты

Сен де сүй ол Алланы - жаннан тәтті

Адамзаттың бәрін сүй «бауырым»,- деп,

Және, «Хақ жолы- осы»,- деп: «Әділетті!»

Телепередача «Болар елдің баласы..»

 

Ведущий-журналист Берик Султанов. Вначале приводят слова Абая, как тему передачи: «Акылды адамга иман парыз. Иманды адамга гибадат парыз».

Идея жане Жоба: Ильяс Сырым, Берик Султанов

Бас редактор: Ильяс Сырым

Потом приводят слова телеведущих, продюсеров и режиссеров об Исламе и Имане.

Данияр Анаралиев - телеведущий, окончивший 38-ую гимназию в г.Шымкенте, читает аяты Корана и дает им пояснения. Потом приводит пример того, что многие казахи считают себя верующими. «Они говорят, что сердца их чистые и что они веруют(есть иман). Мы говорит, чтобы сердце было чистым, надо показать делами. Потому, что иман - это произнесение слов веры, закрепление сердцем и показ делами. Без этого имана не будет. Потому, что иман делами усиливается, а грехами уменьшается. Дела - это доказательство имана...»

Вывод: Такое понимание имана чуждо традиционному пониманию мусульман РК. Потому, что в Ханафитском мазхабе иман - это произнесение слов веры и закрепление сердцем. А что касается дел, то это из полноты имана. Но не его основы. Поэтому, человек произнесший слова веры будет считаться мусульманином, хоть и не читает по каким-то причинам намаз.

А по версии телеведущего тот, кто не читает намаз - неверующий. У него нет имана. Иман без дела не бывает. Под делами он понимает поклонение. Это противоречит нашему традиционному Исламу. Здесь налицо ваххабитская идеология об Имане, которая противоречит традиционному понятию Имана в РК. А это несет в себе фундамент раскола мусульман на «традиционных» и «истинных». После просмотра таких передач мало кто будет воспринимать ДУМК с его традиционными понятиями об имане.

 

Фильм «Өшпес жұлдыздар»

Фильм-сериал про известных людей в Исламе. Рассказы про известных людей, шейхов и религиозных деятелей. Выступают молодые люди с бородками, исламтанушы, бiлiмгер. Также выпускники Исламского университета в Медине (Королевство Саудовской Аравии) Дидар Оспанов и Дарын Мубаров.

В серии про имама Тахауи выступает в основном молодежь. На доске написаны названия ваххабитских книг по акиде (вероубеждению): «Акида Уасытыя»(автор Ибн Таймия), «Акыда Тахауия»-это книги ваххабитского толка. «Асыл арна» почему-то начинает показывать передачу об имаме Тахауи, вместо того, чтобы показывать историю имама Матуриди и Ашари, которые являются представителями школы традиционного  вероубеждения. Что касается книги вероубеждения «Акыда Тахауия» - то есть разные пояснения к этой книге, в том числе и ваххабитское.

Выступают молодые люди с бородками, говорящие об имаме Ат-Тахауи:  Сеит Маматов, Марат Ниетуллаев,Талант Каирбаев, Нурмухан Ыбырай, Рустам Кудабаев. У всех регалии - исламтанушы, бiлiмгер. Возможно это студенты. В передаче они восхваляют книги Ат-Тахауи. Но, к сожалению, о ваххабитских пояснениях к книге Ат-Тахауи по акиде(веробеждению) умалчиваются и они спокойно распространяются в РК. Молодежь, после таких передач, не хочет воспринимать традиционное вероубеждение мусульман РК, ссылаясь на то, что Ат-Тахауи представитель Ханафитского мазхаба. Про таких ученых и их книги должны говорить представители ДУМК и давать пояснения, а не какие-то студенты. К сожалению, официальные представители руководства ДУМК отстранились от объяснения традиционного Матуридитского вероубеждения (акиды). И не разъясняют, что «Акида Тахауия» имеет и ваххабитские интерпретации.  Рустам Кудабаев говорит: «Чтобы дойти до довольства Аллаха мы дойдем через мазхабы. Но Абу Ханифа сказал, что достоверный хадис и есть его мазхаб, имам Малик также сказал, Шафии также сказал, все имамы так сказали...»

Вывод(подтескт): Следуйте хадисам, потому что все имамы следовали им, а не следуйте мазхабам. «Акида Ат-Тахауия»-базовая книга в вероубеждении, следуйте ей. Но комментарии должны быть ваххабитскими.

«Асыл арна», используя таких «исламоведов» в своих передачах монотонно и скрытно проводит свою «проваххабитскую» идеологию.

Если говорить об Акиде-вероубеждении, то каналу необходимо прежде всего подготовить несколько передач о традиционной (Матуридитской) школе вероубеждения, которой придерживаются мусульмане Ханафитского толка в исламском мире (около 70%) и в Казахстане.

«Өшпес жұлдыздар»

В этой серии идет рассказ про ученика Абу Ханифы, известного ученого Мухаммада Аш-Шейбани. Но в конце фильма на полке показывают книгу «Акида Аль-Уасытыя» Ибн Таймии на арабском языке, которую преподают ваххабитские проповедники. Почему-то в этих фильмах говорят неизвестные (бывшие телеведущие), молодые люди с бородками, ставшие специалистами арабского языка: Данияр Анаралиев-арабист(араб тiлi маманы). Жомарт Батырбеков(араб тiлi маманы) и др.

Мазхабы

«Асыл арна» 2009г.

Имам Шубарской мечети Ибрахим Таиржан рассказывает о мазхабах. Но больше он говорит о том, что мусульмане должны следовать сподвижникам Пророка (мир ему). И приводит Хадис, что мусульмане разделятся на 73- течения. Только одно течение приводит в Рай, которому следуют Пророк и сподвижники.

Вывод: Следуйте сподвижникам. Никто из имамов 4-х Мазхабов не противоречил в Акиде-вероубеждении. Все четыре имама придерживались правильной акиды. Нет разногласия в вопросах вероубеждения (акиды). Но пи этом он не говорит какой именно акиды?!

И так ясно, что ваххабитской.

А во второстепенных вопросах поклонения допускаются  разногласия. Тем, кто только начинают изучать Ислам, надо придерживаться мазхаба ( понятно какого). Имам приводит слова «великого ученого» Фаузана (ваххабитского проповедника): «Придерживаться одного мазхаба-необходимость...» Даже Ибн Таймия и Ибн Кайим (на которых ссылаются ваххабиты) придерживались Ханбалитского мазхаба (которого придерживаются в Саудии).

Великий ученый Аскаляни, Нававий-придерживались шафиитского мазхаба, а Тахауи-ханафитского мазхаба. Но Тахауи написал книгу по «Акиде» (есть его ваххабитское толкование), в которой сказал, что это акида Абу Ханифы.

Великие ученые придерживались мазхабов. Но запрещается фанатизм в отношении мазхабов. Кто следует мазхабу должен знать, что нет имамов, которые  не ошибаются. Все ошибаются, кроме Пророка (мир ему). Если Абу Бакр боялся ошибиться, то что говорить о других. В любом вопросе мы должны искать истину. И не должны на основе какого-то мазхаба искать друзей. Не должны смотреть на паломников ханбалитского мазхаба, как на врагов.

Подтекст: надо следовать арабам.

 

Передача «О Хизбу Тахрир»

«Асыл арна»(2009г.)

В передаче «О Хизбу Тахрир» показываются покаявшиеся хизбутовцы и имам Шубарской мечети Ибрахим Таиржан приводит против них изречения ученых. К сожалению, никто больше из руководства ДУМК не участвует в этой передаче.

Налицо пиар-кампания Шубарского имама. А показывая, стоящего на намазе бородатого парня-ваххабита, ведущий-корреспондент Куан Отемисов говорит: «Мусульмане должны быть единоверцами. Только опираясь на Коран и Сунну можно достичь милосердия и прощения Господа. Одна община  священного писания идет прямым путем, на  остальные течения и секты только прикрываются Исламом...»

Таиржан: Ахли сунна-это 73-ая группа, которой придерживался Пророк и сподвижники.

В другой серии о «Хизбу Тахрир» выступает: «религиовед, выпускник Исламского университета в Медине Королевства Саудовская Аравия» Дидар Оспанов. Он опять приводит хадис о 73-х группах, на которые разделится мусульманский мир. Истинные мусульмане -это те, кто руководствуется Кораном и Сунной. Но причина разделения - это ошибочное понимание, которого не придерживались сподвижники. Расказывает о Хариджитах...и ошибках хизбутов. Потом выступает чернокожий араб из Судана: Мухаммад Абдиссамад- написано: теолог. Но на самом деле это - сотрудник посольства Саудии.

Далее показывается Шубарский имам И.Таиржан, покаявшиеся хизбуты. Мусульмане не должны подчиняться хизбутам, потому что они не следуют по пути Сунны.

 

Программа  «По пути предков»

Авторская программа на русском языке Куана Отемисова,  рассказывающая о мусульманах, которые придерживаются национальных традиций и обрядов. В начале передачи звучит голос за кадром: «Выбрать путь своих предков -это значит жить согласно Священному Корану и чистой Сунне Пророка Мухаммада (cаллаху алейхи уа саллям)». Что  можно на этот однозначный тезис?

Далее, мы еще вернемся к другим телепередачам Куана Отемисова, который является в «Асыл арне» основным проповедником идей «ваххабизма» на русском языке.

Передача «Свет Ислама» корреспондента Куана Отемисова

Единобожие «Таухид» («Асыл арна»2009)

В этой передаче идет прямое проповедование ваххабитской идеологии. И что интересно - это проповедует сотрудник ДУМК.

Еркебулан Каракулов Заведующий отделом анализа и экспертизы ДУМК: «Таухид делится на 3 вида: «Таухид Рубубия»-это признание Аллаха единственным Господом. Означает, что только Аллах совершает божественные деяния: создает творения, умерщвляет, оживляет и т.д Это признание, что единственным, кто совершает эти деяния в совершенной форме -только Великий и Могучий Аллах.

«Таухид Улюхия (или Иляхия)» - означает признание Аллаха единственным Богом и поклоняться Ему только на деле. Каждый человек должен поклоняться только Аллаху.

И 3-я форма единобожия «Таухид асма уа сыфат»-это признание уникальности Божественных имен и качеств Аллаха. Он заключается  в признании рабом, что только великий Аллах обладает  этими именами и качествами и никто другой не разделяет их с ним. Человеку достаточно понять и признать Аллаха и поклоняться Ему, чтобы войти в рай...»

Далее разговор идет о Ширке- язычестве, многобожии, придании сотоварища Аллаху. Многобожие бывает малым и великим...

Ведущий: «Мы должны сохранять «таухид»(единобожие) и призывать к этому других. Избегать ширка(многобожия) и удерживать других.»

Подтекст: Придерживайтесь «ваххабизма» и призывайте других. Избегайте традиций, уничтожайте и высмеивайте все, что противоречит арабскому образу жизни.

Вывод: ДУМК не проводит разъяснительную работу по противодействию «ваххабизму». Наоборот - Еркебулан Каракулов, Заведующий отделом анализа и экспертизы ДУМК, открыто проповедует «ваххабитскую идеологию».


Передача «Свет Ислама» корреспондента Куана Отемисова

«Ширк-многобожие.» («Асыл арна»2010)

Многобожие бывает малым и великим... Еркебулан Каракулов - заведующий отделом анализа и экспертизы ДУМК- продолжает тему Единобожия. От Единобожия исходит все. Что должен делать мусульманин. Без единобожия не может быть деяний.

Показывают сюжет, где  Рустам-акя, из Шымкента выводит джинна у лежащего на полу молодого парня, давя ему на сонную артерию... Голос за кадром: «Существует 2 вида снятия колдовства: разрешенные и запрещенные. Разрешенные виды: колдовство можно выводить шариатским способом(чтением Корана и  известных молитв)и лекарствами(назначаемыми врачами), если колдовство подействовало на организм человека.

Запрещенные: когда одно колдовство удаляется другим. Другой обращается к джиннам, чтобы убрать первое колдовство. Спрашивание помощи у шайтанов это приобщение сотоварищей Аллаху.»

Ведущий не говорит, что любое отклонение психики - это работа психотерапевтов и психологов в первую очередь. Только после их  заключения можно назначать лечение. Но шарлатаны берут деньги даже за чтение Корана над больными шизофренией. Они не знают: колдовство это или шизофрения или джинн вселился в него?

Далее идет разговор о суеверии. Про черную кошку, красные бантики на машинах, амулеты и т.д. И все это подается в насмешливой форме над суевериями простыми мусульманами. Вопросы о черной кошке или как завязывать красную веревку на машину носят чисто «издевательский характер». Ведущий: «Малый ширк и сегодня проявляется в нашем обществе...ношение амулетов и т.д.

Сама подача материала и постоянный прессинг «таухида»(единобожия), дают негативный эффект. Если в этом заключается «просветительский характер»  канала «Асыл арна», то все передачи К.Отемисова о сохранении «единобожия» будут навязывать мусульманам Казахстана комплекс «неполноценности их Ислама».

Дополнительное примечание: кстати, на днях на телеканале появились передачи о длине волос девушек и о том, как необходимо их укладывать по шариату. Это говорит о стремлении телеканала полностью взять в свои руки все вопросы этики (детального поведения и образа жизни) мусульман. Стоит ли удивляться тому, что даже в г. Астане появились женщины казашки в черных никабах, оставляющих открытыми только глаза ( даже не хиджабах).

Другая передача, демонстрируемая с недавних пор в prime time настоятельно рекомендует казахам давать детям при рождении арабские имена, желательно Пророка (м.е) и его сподвижников, ссылаясь на положения «священных» писаний: «давайте детям хорошие имена». При этом, журналисткой делается выборочный опрос студентов г. Алматы (на усмотрение журналистки), из которого ясно, что молодые люди не знают смысла своих традиционных казахских имен: «Абзал» и т.д. Такие приемы и методы подачи материалов давно известны специалистам по манипулированию общественного сознания. В результате, подобные «идеи» однозначно откладывают отпечаток в сознании зрителя, размывая исконные казахские традиции.

Вопрос об «амулетах» (тумарах) в Исламе имеет дискуссионный характер. Некоторые ученые разрешили писать аяты Корана и мольбу в тумарах для маленьких детей, которые не могут произносить их на арабском или незнают их смысла. Это сказано для арабов. К ним же (арабским детям) можно отнести и казахских мусульман, которые не знают арабского. Но издеваться и надсмехаться над соотечественниками не подобает настоящему мусульманину.

Ведущий: «Придерживайтесь таухида и иншалла вы преуспеете в обоих мирах... Наша задача - сохранить единобожие и без примеси многобожия (ширка) передать его будущему поколению.»

Подтекст: придерживайтесь «ваххабизма» и арабского образа жизни. Все традиции казахов необходимо уничтожить и осмеять!


Идеология «Асыл арны»

С самого начала своей деятельности «Асыл арна» начала «пиарить» т.н. «мягкого» салафита - Шубарского имама Ибрахима Таирджана. В передачах и фильмах используются его проповеди и речи о мазхабах, джихаде, течениях и т.д. Благодаря его выступлениям молодежь начала собираться в салафитские джамааты (общины), записывает его лекции и передает друг другу через сотовые телефоны. Таким образом идеология салафизма получила официальную поддержку и развитие в РК. Но когда И.Таирджан начал открыто сотрудничать с некоторыми государственными органами и выступать против т.н. «ярых» салафитов, то его авторитет стал стремительно падать, хотя «Асыл арна» продолжала активно его пиарить. Салафиты стали называть его «ихваном», мадхалитом и т.д., который выступает против своих братьев-мусульман. Но И.Таирджан продолжает сотрудничать с некоторыми государственными органами, чтобы распространять т.н. «умеренную» идеологию салафизма в РК всеми возможными путями.

В результате, даже в тюрьмах «ярые» салафиты - потенциальные террористы поняли, что им предлагает И.Таирджан. И осужденные начали «каяться, чтобы скостить срок». Они вдруг «осознали свои ошибки»...Но вместе с этим в тюрьмах «террористы» стали мастерами салафитской акиды- (ваххабитской идеологии). Они фанатично отстаивают ваххабитскую акиду, называя ее акидой Абу Ханифы и выступая открыто против традиционной школы вероубеждения Матуриди, которой придерживаются в РК. И эта борьба исламских течений сопровождается передачами и фильмами «Асыл Арны».

Что касается выступлений имама Шубарской мечети Ибрахима Таирджана в месяцы Рамазана по «Асыл арне», то помимо проповедей и призыва молодежи, чтобы те не уходили к джихадистам, ничего конкретного о казахстанской модели Ислама он не говорит. Т.е. в принципе, на эту тему может говорить любой официальный имам ДУМК.

Про Ханафитский мазхаб он говорит таким тоном, будто его кто-то вынуждает. Он словно оправдывается перед «салафитами», говоря, что в мечетях надо читать намаз по Ханафитскому мазхабу, для того, чтобы не было фитны - разделения среди мусульман.

Подтескт: Мы вынуждены быть Ханафитами в мечетях. А когда сами остаетесь наедине с собой, то читайте как арабы  по-Сунне (а если точнее, то по ханбалитскому мазхабу).

Далее он начинает приводить изречения Абу Ханифы: «Если увидите достоверный хадис, то это мой мазхаб - берите его». И также все другие имамы сказали. То есть все 4 мазхаба - правильные. Они все являются из Ахли Сунна.

Подтекст: Все мазхабы хороши - поэтому придерживайтесь более правильного (ханбалитского мазхаба),которого придерживаются арабы в Саудии. А Ханафитский мазхаб нужен для прикрытия, потому что он официально представлен в мечетях.

Имам И.Таирджан ни разу не выступил с доказательствами правильности Ханафитского мазхаба, не говоря о Матуридитской школе вероубеждения, которой придерживаются в Казахстане. Школа вероубеждения Матуриди, которой придерживался Абай, Шакарим, М.Жусуп и др. Это и понятно: потому, что он пишет на сайтах типа www.anti-ihrab.kz про джихадистов, которые неправильно поняли «салафитскую акыду», о тех, кто спешит с джихадом и о том, что нужно более подробно изучать салафизм...

Подтекст: В первую очередь нужно распространить только «салафитскую акыду» среди молодежи, и когда критическая масса «ваххабитов» достигнет большинства, то мы займем посты и в ДУМК, и в Парламенте, и в министерствах. Даже и тогда мы будем продолжать «даъву сиррию» (секретный призыв). Нам тогда будет уже легче, потому что все государственные служащие будут нас поддерживать.

 

Общие выводы о приоритетах телеканала

Призыв к Исламу требует мудрого подхода: «лучше недоговорить, чем переговорить». Нельзя начинать свои проповеди и передачи с проблем и спорных вопросов. Нельзя постоянно говорить про «нововведения» и «ширк» (придание сотоварищей Аллаху), копируя при этом образ жизни арабов. Или переводя слово в слово арабские проповеди. Ведь все новоявленные «устазы», отучившиеся в арабских странах попросту переводят арабские проповеди и лекции, навязывая их казахстанцам. А канонический редактор Ершат Онгаров(сотрудник ДУМК), видимо не знает канонов Ислама или не  в состоянии редактировать и делать замечания. Или же, по тем или иным причинам, молча поддерживает «ваххабитскую» направленность «Асыл арны».

В результате, у канала «Асыл арна» отсутствуют следующие важные приоритеты при составлении программ:

1-    Личность и Семья,

2-    Взаимоотношения людей: мусульман и представителей других религий,

3-     Культура и традиции казахского народа,

4-     История становления и развития ислама в Казахстане,

5-     ДУМК: его деятельность, позиция по спорным вопросам, возникающим в казахстанском и мировом сообществе и др.,

6-     Деятельность различных мусульманских общественных и благотворительных организаций(в т.ч. молодежных и женских),  действующих в Казахстане,

7-     Государственные проекты,

8-    Трансляция новостных передач.

 

В то же время, у телеканал не придерживается принципа «срединности» и просвещенного Ислама. Очевидно отстранение официального руководства ДУМК от участия в  программах телеканала. Вместо них показывают неизвестных молодых людей с бородами под видом арабистов, исламоведов и др. Пропагандируя Ислам, «Асыл арна» активно привлекает детей, в том числе дошкольного возраста, которые придерживаются обрядов поклонения, что является не совсем корректным в этическом плане. Им это не предписано шариатом, но эта «мода» - опять насаждение арабского телевидения. Таким образом, деятельность круглосуточного исламского телеканала на фоне заметно возросшего интереса населения и особенно молодежи к религии, может способствовать форсированию  искусственной «исламизации» населения. А это не способствует поддержке принципов светского государства.

«Асыл арна» напрочь отбрасывает принцип постепенности и мягкости Ислама.

В этой связи, возможно надо обратить внимание на татарских коллег Российской Федерации, которые выпускают фильмы для российского зрителя, обладающего схожим нам менталитетом. Поэтому  фильмы должны быть ориентированы для начинающих и уже что-то знающих мусульман. Но при этом нет необходимости обсуждать проблем арабов и второстепенные вопросы шариата - для этого есть официальная структура ДУМК.

Однобокая «салафитская» интерпретация Ислама - это ничто иное, как «отрабатывание» геополитических интересов Саудовской Аравии. Все эти «насмешливые» передачи о традиционных для казахов тумарах, кумалаках,  таупах, четках и кулонах - тоже представляют из себя отчет перед ними о проделанной работе, во имя т.н. «истинного» или «правильного» Ислама. Во многих передачах и фильмах идет навязывание народу «комплекса исламской неполноценности казахов» и пропаганда «истинного» ислама саудитов. Не решается вопрос просвещения и любви к казахскому Исламу. Поэтому многие не понимают: почему молодежь уходит в крайний ваххабизм? Почему они презирают казахские традиции? Почему они отрекаются от родителей? Почему им нравится быть «белыми воронами» среди мусульман РК?

Кроме этого, передачи и фильмы зачастую сопровождаются ложными фетфами ДУМК, комментариями видных деятелей культуры, депутатов Парламента РК, некоторых сотрудников ДУМК, имамов ДУМК, создающих общее впечатление правильности телеканала.

Видимо в связи со всем этим официальное руководство ДУМК дистанцируется и воздерживается от активного сотрудничества с этим телеканалом.

0 пікір

Үздік материалдар

46 - сөз

Тибет қалай Тәуелсіздігінен айырылды?

Бейсенғазы Ұлықбек 1963