Тимур КОЗЫРЕВ: Ислам нельзя назвать религией только бедных
Приближается день вступления Казахстана в должность председателя ОИК. Некоторые отечественные политологи считают, что председательство в ОИК - намного более серьезная и ответственная задача для Казахстана, чем в ОБСЕ, и что здесь будет доминировать не имиджевая составляющая, а практические, жизненно важные для нашей страны вопросы. Предлагаем вашему вниманию мнение известного политолога Тимура КОЗЫРЕВА.
Zakon.kz: - Тимур Анатольевич, Вы согласны со своими коллегами?
Т. К.: - В целом согласен, но следует понимать, что «более ответственная задача» не означает, что ОИК для Казахстана важнее, чем ОБСЕ. Тут дело в другом: просто в случае с ОИК цена ошибки может оказаться больше, последствия - серьезнее. И задачи здесь перед нами стоят более сложные.
Во-первых, страны - члены ОИК, по сравнению с государствами Европы имеют более конкретные ожидания, связанные с Казахстаном, и в первую очередь в сфере экономического взаимодействия. Во-вторых, исламский мир как единое целое находится сегодня в процессе активного формирования и в этом - еще одно его отличие от Европы. Словом, Казахстану в должности главы ОИК принципиально не следует браться за невыполнимые задачи.
Приближается день вступления Казахстана в должность председателя ОИК. Некоторые отечественные политологи считают, что председательство в ОИК - намного более серьезная и ответственная задача для Казахстана, чем в ОБСЕ, и что здесь будет доминировать не имиджевая составляющая, а практические, жизненно важные для нашей страны вопросы. Предлагаем вашему вниманию мнение известного политолога Тимура КОЗЫРЕВА.
Zakon.kz: - Тимур Анатольевич, Вы согласны со своими коллегами?
Т. К.: - В целом согласен, но следует понимать, что «более ответственная задача» не означает, что ОИК для Казахстана важнее, чем ОБСЕ. Тут дело в другом: просто в случае с ОИК цена ошибки может оказаться больше, последствия - серьезнее. И задачи здесь перед нами стоят более сложные.
Во-первых, страны - члены ОИК, по сравнению с государствами Европы имеют более конкретные ожидания, связанные с Казахстаном, и в первую очередь в сфере экономического взаимодействия. Во-вторых, исламский мир как единое целое находится сегодня в процессе активного формирования и в этом - еще одно его отличие от Европы. Словом, Казахстану в должности главы ОИК принципиально не следует браться за невыполнимые задачи.
С другой стороны, сложившийся формат ОИК как международной площадки подразумевает, как говорят некоторые наши эксперты, «камерную» форму решения возникающих проблем, когда на всеобщее открытое обсуждение выносятся, как правило, готовые решения, заранее неформально согласованные. Открытые разборки в прямом эфире здесь не приветствуются. Иначе говоря, если Казахстан на посту председателя ОИК не будет вести себя чрезмерно амбициозно, то нежелательных ситуаций легко будет избежать.
Zakon.kz: - Какие приоритеты имеет это председательство для нашей страны?
Т. К.: - В нынешнем Послании Президента народу Казахстана экономика и внутренняя политика указаны в качестве основных стратегических приоритетов государственной политики на предстоящий год. Логично ожидать, что повестка дня председательства Казахстана в ОИК будет органично вписана в контекст общей стратегии развития самого нашего государства на ближайшую перспективу, что подразумевает соответствующую расстановку приоритетов. Думаю, кроме экономики и внутренней политики, можно назвать такие стратегически важные направления развития Казахстана как инновационно-технологический прорыв и реформа системы образования.
Zakon.kz: - Не могли бы Вы подробнее коснуться экономического аспекта нашего председательства в ОИК? О чем конкретно идет речь?
Т. К.: - По мнению многих отечественных экспертов, в экономической сфере наиболее важные направления работы в рамках председательства Казахстана в ОИК - это, во-первых, развитие экспорта казахстанской сельхозпродукции на рынки исламского мира, в частности, интенсивное развитие халал-индустрии. Во-вторых, развитие исламского банкинга с установкой на создание в Казахстане центра исламского банкинга регионального значения. Стратегическая задача по созданию такого центра в Алматы до 2020 года озвучивалась ранее главой государства. Кроме того, разработана Дорожная карта по развитию исламских финансов в Казахстане до 2012 года. Хочу особо отметить, что эти две сферы - развитие сельского хозяйства и исламского банкинга в Казахстане тесно связаны друг с другом.
Zakon.kz: - Каким образом?
Т. К.: - Исламские финансы не могут функционировать без инвестиций в реальные активы, и это широко известный факт. Иначе говоря, они не создают виртуальный капитал, как это происходило в процессе становления капитализма на Западе, поэтому будет вполне логично, если первыми клиентами исламских финансовых институтов будут именно пищевые компании. Большой экспорт сельскохозяйственной продукции на внешние рынки является вполне естественным для нас, ведь население Казахстана малочисленно, а возможности для развития сельского хозяйства у нас очень велики. Причем именно эта сфера представляет на данный момент особый инвестиционный интерес для ведущих мусульманских стран в Казахстане, для них это весьма важно с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности.
А для Казахстана это - возможность состояться в качестве крупной продовольственной державы. Проблема той же продовольственной безопасности будет со временем только обостряться, и не только в исламском мире. Есть и другие сферы, куда могут идти исламские инвестиции, например, горнодобывающая и нефтехимическая промышленность, туризм, транспорт...
Вообще на сегодняшний день во внешней торговле Казахстана доля стран ОИК не превышает десяти процентов, то есть многие возможности до сих пор оставались неиспользованными, однако сейчас есть все основания надеяться, что процесс пойдет.
Zakon.kz: - А кто наши основные инвесторы из числа мусульманских стран- членов ОИК?
Т. К.: - Насколько мне известно из источников, основным инвестором Казахстана из числа стран-членов ОИК на сегодняшний день является Турция (свыше 1,6 млрд. долларов США), за ней идут Объединенные Арабские Эмираты - 887 млн. долларов и Индонезия - более 500 млн. долларов.
Помимо этих трех стран, большой потенциал экономического сотрудничества имеет также Иран. Эти перспективы обсуждались недавно во время встречи посла Республики Казахстан в Иране Б. Амреева с президентом ИРИ М. Ахмадинежадом. Между нашими странами давно идет конструктивное сотрудничество в рамках региональных организаций и объединений, таких как СВМДА, ОИК, ОЭС и ШОС.
Zakon.kz: - Вы считаете, что мы можем использовать это председательство для решения своих внутренних проблем. Что Вы имеете в виду?
Т. К.: - Прежде всего это касается тех возможностей, которые предоставляет председательство в ОИК для формирования своей казахстанской модели взаимодействия между государством и религией. Дело в том, что большинство стран - членов ОИК, как и Казахстан, являются светскими государствами с преобладающим мусульманским населением. При этом конкретные модели взаимоотношений между религией и государственными институтами в этих странах сильно различаются между собой, это связано с культурной и социально-экономической спецификой каждого государства, с особым историческим опытом каждого из них. Есть и теократические государства, тоже со своей спецификой каждое.
Председательство в ОИК дает научному сообществу Казахстана, как и всем заинтересованным государственным органам, возможность близко ознакомиться с опытом мусульманских стран дальнего зарубежья. Анализ этого опыта, как позитивного, так и негативного, в будущем может быть полезным для выработки собственного подхода.
Zakon.kz: - А как это связано с остальными аспектами председательства в ОИК?
Т. К.: - Президент Назарбаев, выступая на прошедшем на днях VII Всемирном Исламском Экономическом Форуме в Астане, сделал важное заявление о необходимости модернизации исламского общества, которая касается технологического, научного и экономического развития. Однако при этом подчеркнул, что модернизация общества не означает искажение основ самого ислама. Кризис испытывает не ислам как таковой, а некоторые регионы исламского мира. Что значит модернизация? Это развитие экономики, образования, инноваций, это нужно нам самим и мы к этому стремимся.
Что касается религиозной политики государства, то здесь тоже связь достаточно прямая. Обеспечение казахстанских мусульман, прежде всего, молодежи, определенным объемом религиозных и светских знаний позволит вырастить генерацию людей, способных осознанно, критически воспринимать окружающую реальность и любую получаемую информацию. Такие верующие никогда не превратятся в ведомую массу, легко поддающуюся вербовке в деструктивные течения.
Zakon.kz: - Это случайно не тот «просвещенный ислам», о котором в последнее время говорили некоторые эксперты, в том числе и Вы?
Т. К.: - Он самый. Под «просвещенным исламом» при этом следует понимать не какую-то искусственно модифицированную или «реформированную» форму исламской религии, ибо это будет заведомо нелегитимно в глазах как мусульманского мира, так и отечественной уммы, а сочетание высокого уровня религиозной грамотности с высококачественным светским образованием. То есть я хотел бы еще раз подчеркнуть, что различие между «просвещенным» исламом и «непросвещенным» связано исключительно с человеческим фактором, и не имеет никакого отношения к сфере религии как таковой. Фактически корректнее говорить о просвещенных мусульманах или о просвещенной умме, но не об особой разновидности ислама как такового.
Формулировка «просвещенная умма» является более содержательной: понятие «умма» подразумевает, в том числе, внутреннюю консолидацию мусульманской общины. На сегодняшний день у нас много мусульман, но говорить о единой умме в Казахстане, к сожалению, трудно, она слишком разрозненна. Недавно слышал такую горькую шутку: раньше встречались два казаха, и спрашивали друг друга: «Қай елсiң? - Из какого ты рода?». А сейчас встречаются два мусульманина и спрашивают: «А КАКОЙ ты мусульманин, из какого джамаата?». И в этом большая доля правды.
Кроме того, формула «просвещенный ислам» иногда встречает непонимание со стороны некоторой части верующих: просвещенный - значит, как бы улучшенный, то есть априори несовершенный? Поэтому, на мой взгляд, «просвещенная умма» звучит лучше. Впрочем, время покажет, как мы это назовем.
Zakon.kz: - Просвещенная умма, вооруженная и религиозными, и светскими знаниями... Хорошо звучит. Но насколько реалистично то, о чем Вы говорите, особенно на фоне целого ряда нерешенных проблем в нашей системе образования?
Т. К.: - Хороший вопрос. Положа руку на сердце, скажу: я не знаю, насколько это реалистично или утопично сейчас, но конструктивной альтернативы, в любом случае, нет. Значит, надо работать в этом направлении. Да, приходится решать несколько сложных задач одновременно, но какой стране сейчас легко?
Zakon.kz: - А есть ли в нашей истории и культуре какие-то прецеденты?
Т. К.: - Конечно, есть. Идея гармоничного сочетания светских и религиозных знаний - это же Абай Кунанбаев! В его идейном наследии четко прослеживаются две линии. Первая - призыв к модернизации через просвещение, получение казахами современного образования и развитие науки. Вторая - синхронно с этим последовательная проповедь всех базовых положений религии ислама. Достаточно почитать «Қара сөздер», желательно в оригинале, так как в русском переводе исчезают арабские теологические термины, и многие положения начинают звучать более размыто. Или взять его стихотворение «Алланың өзі де рас, сөзі де рас...». Религиозные мотивы прослеживаются и в других его произведениях. В советское время это не афишировалось по понятным причинам, но, тем не менее, все эти творения мыслителя успешно издавались и переиздавались.
Следует отдельно сказать, что идеи Абая во многом созвучны с позицией джадидской интеллигенции того времени в целом - не только казахской, но гораздо шире, почти всей мусульманской интеллигенции в тогдашней Российской империи. К сожалению, история джадидского движения нам сегодня почти неизвестна. Кстати, о наследии Абая как об одном из столпов национально-государственного строительства в Казахстане говорил и Президент.
Zakon.kz: - И о наследии Кожа Ахмета Яссауи тоже говорил.
Т. К.: - Да, и это тоже очень важная тема. К сожалению, некоторые публицисты и даже эксперты, руководствуясь исключительно благими намерениями, делают из Яссауи некого «национального пророка», который якобы синтезировал ислам с тенгрианством и т.п. Это не только противоречит реальным историческим фактам - произведения Яссауи не оставляют никаких сомнений, - но и способствует дискредитации его наследия в глазах казахстанской уммы, что в итоге дополнительно облегчает вербовку молодых мусульман в ряды экстремистских организаций. Увы, историю у нас мало кто знает, и это далеко не так безобидно, как может показаться.
Zakon.kz: - Давайте, вернемся к ОИК. Одной из основных задач Казахстана на период председательства в ОИК, членами которой являются 57 государств, представляющих Азию, Африку, Европу и Латинскую Америку, должно стать продвижение процесса межцивилизационного диалога. Что это нам даст?
Т. К.: - В сфере внешней политики председательство Казахстана в ОИК должно послужить дальнейшему укреплению имиджа нашей страны как страны-интегратора, играющей одну из ключевых ролей в процессе структурирования евразийского геополитического пространства.
Казахстан с его географическим положением, гетерогенным составом населения и специфическим историческим опытом способен выполнять функцию медиатора между Россией, Китаем и исламским миром. А для последнего развитие всесторонних отношений, как с Россией, так и с КНР является на данный момент острой необходимостью.
Что касается укрепления двусторонних связей между исламским миром и Китаем, о необходимости работы на этом направлении говорил, в частности, помощник министра иностранных дел Китая Чжай Цзюнь совсем недавно, на встрече с Экмеледдином Ихсаноглу, генеральным секретарем ОИК. И именно здесь Казахстан может сыграть важную роль при благоприятном развитии ситуации. Ну и, конечно, очевидна роль Казахстана как создателя своего рода площадки для диалога между исламским миром и Западом, для противодействия исламофобии, создания позитивного имиджа ислама.
Zakon.kz: - Как Вы думаете, можно ли сам Казахстан считать мусульманской страной, ведь не все с этим согласны.
Т. К.: - Тоже хороший вопрос, постараюсь ответить максимально корректно. С одной стороны, сам тот факт, что ислам является традиционной конфессией для более чем 70 процентов населения, вроде бы дает Казахстану основание считать себя мусульманской страной. Самим фактом своего членства и, тем более, председательства в ОИК, мы подтверждаем это.
С другой стороны, семь советских десятилетий вырвали Казахстан из интеллектуального пространства мусульманского мира, поставили нас как бы «вне дискурса», не говоря уж об изначально невысоком уровне религиозности казахского общества в целом, что тоже исторический факт. Наконец, наши глубокие экономические и, что еще более важно, культурные связи с Россией и с Западом тоже играют роль, во многом обуславливают позиционирование Казахстана как евразийской страны, посредника между цивилизациями.
Однако на фоне глобализации сейчас снова происходит приобщение казахского и казахстанского общества к исламу, причем уже не в «народной», синкретической форме, а к тому исламу, какой он есть в большом мусульманском мире, во всем его многообразии. Мне кажется, сам наш народ в целом еще не определился, какой страной себя считать. Как говорится, время покажет.
Zakon.kz: - Мне лично не раз приходилось слышать, что мы не мусульманская, а светская страна со светским обществом.
Т. К.: - Такая постановка вопроса в любом случае некорректна. Понятие «светская страна» не существует ни в политическом дискурсе, ни в научном. Светское у нас - государство, общество у нас - плюралистическое, многоукладное. Ну, а страна какая - я уже сказал вам...
Zakon.kz: - Скажите, пожалуйста, угрожает ли Казахстану опасный сценарий превращения ислама в «религию социальных низов» и обездоленных?
Т. К.: - Последние социологические замеры показывают, что ислам в Казахстане - это религия с наиболее дифференцированной по доходам базой сторонников. Среди приверженцев ислама наблюдаются наибольшие социальные контрасты. Ислам нельзя назвать религией только бедных, к нему тяготеют также представители социальных слоев с высоким достатком. По всей видимости, это связано с тем простым фактом, что ислам в Казахстане - наиболее распространенная конфессия, для большинства населения традиционная.
Но расслабляться рано, все-таки наибольший процент активных верующих в стране пока что остается в среде наименее обеспеченных слоев населения. Еще надо учесть то особое внимание, которое ислам уделяет вопросам социальной справедливости. Тревожная ситуация складывается сейчас особенно в западном регионе. Поэтому важно сделать так, чтобы ислам сыграл роль интегрирующей силы в обществе, а не взрывающей его. А для этого необходимо решение основных социально-экономических проблем. Как бы банально ни звучало, это факт. Ну и, конечно, необходимо все то, о чем мы уже говорили с вами - оперативное решение стратегических задач, поставленных руководством страны на ближайшие годы.
Zakon.kz: - В последнее время частенько слышится слово «исламизация». Что оно означает? Происходит ли в Казахстане процесс исламизации?
Т. К.: - Термин «исламизация» в научном и политическом дискурсах используется в двух значениях: либо в значении «исламизация государственных институтов, внедрение шариата в управление государством», либо в значении «переход немусульманского народа или страны в ислам». Однако первого процесса в Казахстане, как известно, не происходит, а что касается второго... Ислам и так давно уже является традиционной конфессией большинства населения нашей страны, поэтому говорить об исламизации в Казахстане не совсем корректно. Если имеется в виду рост религиозности населения, то именно так и надо этот процесс называть. Тем более, что «исламизация» для некоторых звучит как угроза, так зачем разжигать страсти на ровном месте?
Zakon.kz: - И последний вопрос. В какой фазе, на Ваш взгляд, находится сегодня религиозное развитие казахского и казахстанского общества?
Т. К.: - Знаете, к той фазе, в которой сейчас находится религиозное развитие нашего общества, лучше всего подходит меткое выражение «нельзя быть немножко беременной». Потенциал растущей религиозности в обществе, особенно в среде молодежи, уже существует, и это уже состоявшийся факт. Этот потенциал может и должен быть использован как мощная созидательная сила. Но при неправильном обращении с этим потенциалом он может обернуться для государства своей противоположной стороной. А просто проигнорировать его, делая вид, что все осталось по-прежнему - теперь уже нет возможности, это будет, по сути, лишь одним из вариантов неправильного обращения с ним. Предстоящее председательство Казахстана в ОИК - прекрасная возможность для поиска верного пути, права на ошибку у нас уже нет.
Торгын НУРСЕИТОВА
http://www.zakon.kz/top_news/219363-timur-kozyrev-islam-nelzja-nazvat.html